Профессионально-техническое образование в Советском Союзе обеспечивает организованную и планомерную подготовку сознательных и технически грамотных квалифицированных рабочих для всех отраслей народного хозяйства.
С первых дней Советской власти партия и правительство придавали первостепенное значение подготовке кадров квалифицированных рабочих. В декрете Совнаркома «О мерах к распространению профессионально-технических знаний», подписанном В. И. Лениным 30 июня 1919 года, указывалось, что «необходимым условием окончательного торжества рабоче-крестьянской революции является поднятие производительности народного труда, а... наиболее быстрым и верным способом такого поднятия является распространение в широких народных массах профессионально-технических знаний и умений...»
Уже в те годы В. И. Ленин сформулировал основные требования к профессиональному обучению молодежи: профессионально-техническое образование должно быть связано с общими и политехническими знаниями, не носить характера «ремесленничества», отвечать растущим запросам научно-технического прогресса, основываться на соединении обучения с производительным трудом и участии молодежи во всенародной борьбе за построение коммунистического общества. Конкретные формы реализации этих требований неоднократно видоизменялись в зависимости от политико-экономических задач, изменений в требованиях к рабочим кадрам, повышения общеобразовательного уровня молодежи.
Первые профессионально-технические учебные заведения появились на территории России в двадцатые годы XVIII века (горнозаводские школы на Кунгурском, Алапаевском и Уктусском заводах Урала). Известное распространение профессионально-техническое образование получило во второй половине XIX века в связи с быстрым развитием капитализма. Однако до Великой Октябрьской социалистической революции основная масса квалифицированных рабочих формировалась в промышленности путем многолетней практической выучки непосредственно в процессе производства, без какого-либо организованного обучения.
Существовавшие в стране в небольшом количестве низшие технические и ремесленные училища готовили мастеров, механиков, десятников или ремесленников. В лучших из них были квалифицированные мастера и преподаватели, неплохое учебно-производственное оборудование, продуманная учебная документация. Но в подавляющем большинстве профессиональных учебных заведений занятия зачастую проводили малограмотные мастера, теоретическая подготовка не давалась вовсе, убогим был ассортимент учебных пособий. Так называемые школы ремесленных учеников, согласно положению о них, должны были за три года сообщать учащимся знания и умения, необходимые для успешного изучения по выходе из школы какого-нибудь ремесла у частного мастера.
Советская власть создала принципиально новую систему народного образования, предоставляющую всем трудящимся возможность получить общее и специальное образование.
30 октября 1918 года Наркомпрос издал распоряжение о преобразовании всех учебных заведений, носящих технический, промышленный и профессиональный характер и обслуживающих детей школьного возраста, в единую трудовую школу двух ступеней. Для молодежи, достигшей 17 лет и закончившей школу II ступени, предусматривалась «надступенная» школа профессионального характера, а для лиц того же возраста, не имеющих общего образования в объеме школы II ступени, могли создаваться различные профессиональные курсы и мастерские.
Массовой формой профессиональной подготовки молодежи в первые годы Советской власти оставалось индивидуальное ученичество на производстве. В 1918 году было введено обязательное обучение (общее и профессиональное) подростков в возрасте от 15 до 17 лет, работающих на фабрично-заводских, ремесленных, торгово-промышленных и других предприятиях и в учреждениях. Для рабочей молодежи были созданы также школы-клубы с двухгодичным сроком обучения. Но эти учреждения не были связаны с производством и не давали профессиональной подготовки.
В конце декабря 1919 года Совнарком создал комиссию для разработки мероприятий по ликвидации кризиса рабочей силы. Среди выдвинутых комиссией и одобренных ЦК РКП (б) предложений было следующее: «...должны быть приняты в широком масштабе меры профессионального обучения молодого поколения, начиная с 14 лет, дабы обеспечить необходимое воспроизводство рабочей квалифицированной силы».
В июле 1920 года В. И. Ленин подписал декрет «Об учебной профессионально-технической повинности». В целях ликвидации технической безграмотности широких масс рабочих и удовлетворения острой нужды промышленности в квалифицированной рабочей силе было введено обязательное профессионально-техническое обучение для всех рабочих в возрасте от 18 до 40 лет (за исключением лиц, имеющих подготовку не ниже бывших ремесленных училищ или же обучающихся в технических учебных заведениях). Этот декрет послужил мощным толчком к развитию профессионально-технического образования. С сентября 1920 по июль 1921 года только по Российской Федерации количество профессионально-технических школ и курсов увеличилось с 1360 до 4842, а число обучающихся в них — с 62 266 до 232 908 человек.
В решениях XI съезда РКП (б) (1922) было указано на необходимость реорганизовать труд работающей молодежи так, чтобы подчинить его целям обучения молодых рабочих и получения квалификации. Подчеркивалась необходимость создания школы рабочей молодежи, объединяющей практическое обучение профессии с теоретическим образованием и общественно-политическим воспитанием. Такой школой нового типа стали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).
В решениях съезда было также выдвинуто требование о введении брони для рабочих-подростков на производстве. ВЦИК издал в связи с этим специальный закон, устанавливавший обязательный процент рабочих-подростков по отношению к общему количеству работающих на предприятии. Это обеспечивало постоянный контингент для комплектования школ ФЗУ. Число этих школ росло. Если в 1920/21 учебном году в РСФСР было всего 43 школы ФЗУ с 2 тыс. учащихся, то в 1923/24 учебном году их стало уже 506 с 34 800 учащимися.
Подавляющее большинство населения дореволюционной России было неграмотным, около четырех пятых детей школьного возраста не посещало школу. Естественно поэтому, что общеобразовательный уровень молодежи, обучавшейся в начале двадцатых годов в школах ФЗУ, был очень низким. Это вынуждало в большом объеме изучать в ФЗУ общеобразовательные предметы. Учебные планы школ ФЗУ в 1921 году при четырехлетнем сроке обучения включали русский язык в связи с литературой, математику, природоведение (биология, начала физики и химии), обществоведение, промышленную географию в связи с промышленной статистикой, историю культуры, рисование, черчение, рабочее право и социальное законодательство, механику, электротехнику, профессиональную гигиену, технику безопасности, материаловедение и технологию, организацию народного хозяйства и производства, научную организацию труда, курс специального дела, экономику производства, производственное обучение.
По мере повышения общеобразовательной подготовки молодежи, поступающей в ФЗУ, общеобразовательные предметы исключались
из учебного плана, а те, которые сохранялись, изучались по сокращенным программам.
Менялся также характер и объем практической подготовки в школах ФЗУ. До 1927 года учащиеся-слесари, например, помимо слесарного дела, практически изучали работу на всех универсальных металлорежущих станках, кузнечное дело, термическую обработку, литейное дело, модельное дело и даже деревообработку. После 1927 года объем подготовки по смежным профессиям был значительно сокращен. Однако вплоть до 1933 года токари, например, практически овладевали слесарным и литейным делом, литейщики — способами механической обработки металлов.
В связи с обострившейся потребностью в рабочих кадрах правительство пошло в 1933 году на резкое сокращение сроков обучения и объема подготовки в школах ФЗУ. В учебных планах были оставлены лишь специальная технология, чтение чертежей, специальное материаловедение и собственно производственное обучение.
Такое сокращение содержания подготовки рабочего было оправдано лишь как мера временная. Уже в 1935 году сроки обучения в школах ФЗУ были доведены до двух, а в ряде случаев и до трех лет. Снова была значительно расширена практическая и специальная подготовка. В учебные планы введены общетехнические и общеобразовательные предметы, обеспечивающие сознательное усвоение профессиональных знаний и коммунистическое воспитание учащихся. Это было обусловлено изменением требований к рабочим в связи с техническим прогрессом.
Наибольшего развития школы ФЗУ достигли в 1931/32 учебном году. В 3970 школах обучалось 975 тыс. человек. В последующие годы сеть школ и контингент учащихся в них резко сократились. Закрывались в основном школы на небольших предприятиях, потребность которых в дополнительной рабочей силе была невелика. В 1938/39 учебном году насчитывалось уже только 1535 школ с контингентом 242,4 тыс. В течение трех довоенных пятилеток школы ФЗУ подготовили 2 350 тыс. квалифицированных рабочих, в том числе 450 тыс. за первую пятилетку, 1 400 тыс. за вторую и 480 тыс. за три года третьей пятилетки (по плану третьей пятилетки предполагалось подготовить 1700 тыс.).
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.