В связи с огромным ростом сети школ очень остро стал вопрос о подготовке учителей. До революции учителя начальной школы готовились в 183 учительских семинариях (120—150 учащихся в каждой), в педагогических классах женских гимназий и епархиальных училищ и на двухгодичных курсах при некоторых высших начальных училищах. Учителей высших начальных училищ готовили 58 учительских институтов. В них училось около 4 тыс. человек. Преподавателями гимназий, реальных училищ и других средних учебных заведений назначались окончившие университет. Никакой педагогической подготовки они не получали. Лишь незадолго до революции в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе и Варшаве были созданы годичные курсы по подготовке учителей и учительниц средних учебных заведений из числа лиц, получивших высшее образование.
С 1911 года учителей средней школы стал готовить Педагогический институт имени П. Г. Шелапутина. Лица, имеющие высшее образование, занимались в нем по специальной двухгодичной программе, включавшей в основном педагогические дисциплины. Учительниц для женских гимназий готовили открытый в 1903 году в Петербурге Женский педагогический институт и высшие женские курсы. Наибольшей известностью в стране пользовались Бестужевские высшие женские курсы в Петербурге и высшие педагогические курсы Д. И. Тихомирова в Москве.
В 1918 году Народный Комиссариат просвещения, руководствуясь декретом Совнаркома «О правилах приема в высшие учебные заведения», приступил к реорганизации унаследованной от прошлого системы педагогического образования. На базе учительских семинарий были созданы трехгодичные педагогические курсы, часть учительских институтов преобразована в четырехгодичные институты народного образования. Этот начальный этап завершился к 1920 году формированием двух основных типов педагогических учебных заведений: педагогических техникумов (в 1934 году переименованы в педагогические училища) и педагогических институтов. В этот же период были созданы педагогические факультеты университетов, выделившиеся в дальнейшем в самостоятельные педагогические институты (в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 июня 1930 года «О реорганизации вузов, техникумов и рабфаков»).
Наряду с расширением сети педагогических училищ и педагогических институтов создавалось большое число краткосрочных (от нескольких месяцев до одного года) педагогических курсов. В 1934 году в связи с интенсивной подготовкой к осуществлению всеобщего семилетнего обучения возникли двухгодичные учительские институты. В 1940 году в стране работали уже 242 таких учебных заведения. Учительские институты просуществовали в течение двадцати лет и решили очень важную задачу обеспечения пятых — седьмых классов школ учительскими кадрами. Наиболее крупные учительские институты в середине пятидесятых годов были преобразованы в педагогические, а остальные закрыты. В ряде районов страны учителей начальных школ, помимо педтехникумов, в течение нескольких лет (до 1930 года включительно) готовили также девятилетние средние школы с педагогическим уклоном.
Для лиц, прошедших краткосрочные педагогические курсы, создавались заочные отделения при педагогических техникумах. Здесь они могли получить среднее педагогическое образование. Заочные, а затем и вечерние отделения организовывались и при педагогических институтах. Создание заочной системы повышения квалификации учителей явилось ярким свидетельством постоянной заботы Коммунистической партии и Советского правительства о школе и учителе. Через заочную и вечернюю систему высшего образования учитель имеет возможность завершить без отрыва от работы свое образование и получить, если он того пожелает, подготовку по новому профилю.
В двадцатые — тридцатые годы большую помощь органам народного образования в подготовке учителей оказал комсомол. Только в 1930—1932 годах на педагогические курсы и в стационарные педагогические учебные заведения поступило по путевкам комсомола свыше 60 тыс. юношей и девушек, составивших затем передовой отряд великой армии советского учительства.
В стране сформировалась и организационно окрепла сеть высших и средних педагогических учебных заведений.
Педагогические учебные заведения готовят учителей в полном соответствии с государственными планами обеспечения школ высококвалифицированными кадрами. В 1966/67 учебном году в них обучалось свыше 1 млн. будущих учителей. В школах работает также большое количество молодых специалистов, окончивших государственные университеты.
Высшие и средние педагогические учебные заведения созданы сейчас во всех союзных и автономных республиках. Педагогические
институты в союзных и автономных республиках готовят учителей для преподавания родного и русского языков в национальных школах. Обучение в школах на родном языке, организация подготовки необходимых для этого учительских кадров — одно из конкретных выражений ленинской национальной политики, сплотившей народы Советского Союза в единую братскую семью. Ныне в учительской армии представлены на равных правах все национальности Страны Советов.
В последние годы в стране проводилась большая работа по организационному укреплению педагогических учебных заведений, укрупнению тех из них, которые имели необходимую материальную базу, сложившийся высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. В ряде пединститутов проведено сокращение количества специальностей, по которым осуществляется подготовка учителей, ликвидированы некоторые небольшие педагогические учебные заведения, не имевшие должной базы. В ряде республик, особенно в Средней Азии, а также в областях Дальнего Востока созданы новые педагогические учебные заведения.
Проведена большая работа по улучшению оборудования учебных кабинетов и лабораторий современными техническими средствами, различными приборами, аппаратурой и другими учебными пособиями.
В некоторых союзных и автономных республиках встречались серьезные трудности в деле вовлечения женщин в педагогические
учебные заведения. Препятствием на этом пути были вековые религиозные и бытовые предрассудки, феодально-байское отношение к
женщине, законы шариата. Активная работа партии по раскрепощению женщины, создание в качестве временной меры в Узбекской, Туркменской, Таджикской, Казахской ССР и Дагестанской АССР женских педагогических учебных заведений позволили в сравнительно короткий срок решить сложнейшую социально-политическую задачу — открыть женщине неограниченный доступ к педагогической профессии.
В системе подготовки учительских кадров были учтены интересы малочисленных народов страны. В специальных 8 педагогических училищах готовятся учителя для начальных школ народов Крайнего Севера. В Ленинградском педагогическом институте имени А. И. Герцена создано отделение народов Крайнего Севера по подготовке учителей восьмилетних и средних школ. Годичные курсы повышения квалификации учителей школ народов Крайнего Севера работают в Ленинграде и Хабаровске.
На всех этапах развития педагогического образования уделялось и уделяется большое внимание совершенствованию учебных планов и программ, качеству общетеоретической и педагогической подготовки учителей.
Теоретическая подготовка студентов педагогических институтов складывается из трех циклов дисциплин: социально-экономического (история КПСС, диалектический и исторический материализм, политическая экономия, основы научного коммунизма), педагогического (педагогика, история педагогики, психология, школьная гигиена, методики предметов) и специального, в соответствии с профилем факультета. Последнему отводится до двух третей учебного времени. Учебные планы всех факультетов включают, кроме обязательных, и факультативные дисциплины, позволяющие студентам углубить познания в особо интересующей их области.
Многие педагогические институты развернули большую и плодотворную научно-исследовательскую работу по актуальным проблемам коммунистического воспитания, дидактики, психологии, частных методик, а также по специальным проблемам таких наук, как физика, математика, химия, биология, и по различным проблемам народного хозяйства. Все это способствует повышению научно-теоретической подготовки будущих учителей, притоку новых, творчески работающих научных работников в педагогические институты и оказывает благотворное влияние на рост научного уровня всей учебно-воспитательной работы. Все больше студентов приобщается к научным исследованиям. В некоторых педагогических институтах в них принимает участие каждый третий студент.
Поиски более целесообразного построения учебных планов, лучшего соотношения их основных компонентов, совершенствования программ с учетом последних достижений науки, источников высвобождения большего количества времени для самостоятельной работы студентов, повышения эффективности педагогической и общественной практики студентов продолжаются. Гарантией успешного решения всех этих задач являются перспективы количественного и качественного развития педагогического образования, определенные Программой КПСС, решениями XXIII съезда партии и постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» (1966).
В последние годы много сделано по укреплению связи обучения -с жизнью, с практикой коммунистического строительства, по улучшению трудового воспитания, воспитания подрастающего поколения в духе коммунистической морали, советского патриотизма и пролетарского интернационализма.
Ныне огромная армия учителей советской школы, вдохновленная Программой КПСС и решениями XXIII съезда партии, творчески решает сложные задачи обучения и воспитания подрастающего поколения.
Большую роль в совершенствовании работы учителей на новом этапе развития советского общества и советской школы играет постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», принятое в ноябре 1966 года. В соответствии с этим постановлением школа готовится к постепенному переходу на новые учебные планы и программы, предусматривающие приведение содержания образования в соответствие с требованиями развития науки, техники и культуры, введение факультативных занятий, преодоление перегрузки школьников учебными занятиями.
Учителям V—X классов предстоит подготовиться к преподаванию русского (родного) языка и математики с IV класса, где будет начинаться систематическое преподавание этих предметов, а учителям начальных классов — к сокращенным срокам начального обучения. По-новому ставятся проблемы политехнического обучения школьников, подготовки их к общественно полезному труду, осуществления профессиональной ориентации учащихся. Повышается ответственность школы, семьи и общественности за воспитание молодежи на революционных и трудовых традициях советского народа, воспитания готовности к защите социалистической Родины, в духе братского единства всех народов Советского Союза, их дружбы с трудящимися социалистических стран, солидарности со всеми народами, ведущими борьбу против колониализма и власти капитала за свободу и национальную независимость; подчеркивается необходимость вести решительную борьбу с проникновением буржуазной идеологии в сознание учащихся, с проявлениями чуждой морали.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР воспринято учительством как генеральная линия дальнейшего развития советской школы, как программа профессиональной и общественной деятельности учителя на много лет вперед.
Отличительной чертой советского учителя является массовый поиск путей наилучшего решения задач повышения качества учебно-воспитательной работы школы. В последние годы накоплен ценный опыт коллективами учителей Москвы, Ленинграда, Киева, Липецкой, Ростовской, Кировоградской областей, Татарской АССР, Латвийской ССР и др.
Складывающийся из года в год передовой педагогический опыт раскрывает пути совершенствования учебно-воспитательного процесса, всестороннего развития и воспитания подрастающего поколения в условиях развернутого строительства коммунизма. Творческая активность учителей непрерывно растет. Развитию ее в огромной мере способствует постоянное внимание партии и правительства к вопросам народного образования.
В нашей стране в очень широких масштабах проводится работа по повышению квалификации учителей. Уже в первые годы становления Советской власти Наркомпрос и местные органы народного образования при активной помощи партийных и профсоюзных организаций созывали съезды и конференции учителей, организовывали краткосрочные курсы. Основной задачей этих мероприятий было разъяснение политики Коммунистической партии и Советской власти, мер по демократизации системы образования, коренному изменению целей и задач школы, содержания ее работы. К чтению лекций на курсах привлекались партийные и советские работники, деятели науки и просвещения, учителя-энтузиасты.
В этой работе большую помощь местным органам народного образования оказывал отдел подготовки педагогического персонала Главного управления социального воспитания (Главсоцвос) Народного Комиссариата просвещения РСФСР, а затем и возникший в 1927 году Центральный институт повышения квалификации педагогов, который наряду с проведением центральных курсов для различных групп работников органов образования и учителей организовывал посылку квалифицированных лекторов для чтения лекций на местных курсах, рассылал программные и методические документы по вопросам повышения квалификации учителя. Впервые в истории просвещения в России для учителей были организованы курсы по труду, составляющему отныне неотъемлемую часть содержания работы школы. Различными мероприятиями по повышению квалификации уже в первые годы становления советской школы были практически охвачены все учителя.
Одновременно велась работа по организации самообразования учителей в соответствии с индивидуальными планами. В двадцатых годах существовавшим тогда издательством «Работник просвещения» была издана серия программ по самообразованию с методическими указаниями для учителей различных специальностей.
В большом количестве выпускалась педагогическая и методическая литература, раскрывающая принципиальную суть марксистско-ленинской педагогики, освещались основные проблемы воспитания, образования, методов обучения. В качестве приложения к «Учительской газете» выходила специальная педагогическая библиотечка. Особую роль в разработке вопросов марксистско-ленинской педагогики, в определении основных направлений развития социалистической школы сыграли педагогические журналы. Во второй половине двадцатых годов возникла небольшая группа сторонников антиленинской теории «отмирания школы». Появились книги и статьи, пропагандирующие некритически заимствованные из прагматической педагогики США метод проектов и дальтон-план. Официальную поддержку получила отечественная их интерпретация — бригадно-лабораторный метод. Во всех этих «новинках» объективно была заложена опасность снижения решающей роли учителя в обучении и воспитании детей, низведения его до положения наблюдателя за детьми в ходе их якобы самостоятельной работы.
Постановлениями ЦК ВКП(б) был положен конец экспериментам, противоречащим одному из основных принципов марксистско-ленинской педагогики — о ведущей роли учителя в обучении и воспитании подрастающего поколения. В постановлении от 25 августа 1932 года «Об учебных планах, программах и режиме в начальной и средней школе» Центральный Комитет партии, отметив рост активности учителя и повышение его ответственности за работу школы, особо подчеркнул все возрастающую роль учителя в деле обучения детей основам наук, воспитания в них сознательной дисциплины и коммунистического отношения к учебе и труду. ЦК ВКП(б) наметил конкретную программу выполнения ленинских указаний об учителе, об улучшении его материального положения, бытовых условий, об оказании помощи в повышении квалификации. Наркомпросам было предложено в кратчайший срок поставить надлежащим образом все дело педагогического образования, заочного и краткосрочного обучения учителей, обратив особое внимание на овладение учительством методикой и инструментами педагогического труда (умелое использование для обучения пособий, приборов, карт, наглядных таблиц, кино, радио и т. д.), улучшить снабжение учителей по доступной цене комплектами необходимых книг, ознакомить всех учителей в связи с повышением требований к политехническому образованию учащихся с основами производства на заводах, в совхозах, в МТС и колхозах.
Повышение квалификации учителей приобретает все более целенаправленный и планомерный характер, повышается качественный уровень его. В областях, краях и автономных республиках в 1938 году создаются институты усовершенствования, ставшие центрами всей работы по повышению квалификации учителей и распространению передового педагогического опыта. В настоящее время в РСФСР работает 78 институтов усовершенствования, в УССР их 26. Во всех республиках, краях и областях созданы такие институты. Плановые задания по повышению квалификации определяются годовыми народнохозяйственными планами с включением необходимых ассигнований на их выполнение в государственный, республиканский и местные бюджеты. Ежегодно курсами повышения квалификации длительностью от одного до двух месяцев охватывается только по РСФСР свыше 200 тыс. учителей, а краткосрочными тематическими семинарами — почти все учителя.
Большую работу проводит Центральный институт усовершенствования учителей в Москве. Значительная группа работников органов народного образования, директоров школ, учителей, прослушавших центральные курсы, включались в сдачу кандидатских экзаменов и защитили в дальнейшем кандидатские диссертации.
Неотъемлемой частью содержания работы курсов усовершенствования учителей является изучение вопросов марксистско-ленинской теории, внутренней и внешней политики Коммунистической партии и Советского правительства. Так повелось с первых лет существования советской школы, ибо идейно-теоретический уровень учителя является основой для успешного решения им задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Марксистско-ленинская теория изучается учителями также и в сети партийного просвещения. Значительное число учителей занимается в вечерних университетах марксизма-ленинизма, при городских и районных комитетах КПСС. Здесь они получают повышенную идейно-теоретическую подготовку, углубленно изучают такие проблемы, как коммунистическая этика, марксистско-ленинская эстетика, учение классиков марксизма-ленинизма о коммунистическом воспитании. Содержание повышения квалификации, соотношение в программах вопросов научных и собственно педагогических (включая методику предмета) на различных этапах развития советской школы неоднократно изменялось. Однако основной принцип построения программ — соответствие их содержания наиболее актуальным задачам школы — оставался незыблемым. В последние годы особенно много внимания уделяется проблемам связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства, проблемам политехнического образования, повышения научного уровня обучения, совершенствования его методов, улучшения качества знаний учащихся, внедрения технических средств обучения.
Все более широкое распространение получает практика проведения в летние каникулы курсов для учителей различных специальностей при университетах, политехнических, сельскохозяйственных и педагогических институтах. Инициатором организации таких курсов явился Московский государственный университет. Основная их цель — ознакомление учителя с главными направлениями развития и важнейшими современными достижениями и открытиями науки. С лекциями перед учителями выступают крупнейшие ученые страны. Введение учителя в круг основных проблем и открытий современной науки в связи с усовершенствованием школьных программ и повышением их научного уровня приобретает особое значение.
Во многих краях, областях и республиках для учителей создаются университеты научных знаний. В Киеве, например, такой университет работает с 1960 года. Лекции здесь читают академики, профессора и доценты вузов. В Ленинграде созданы городской и районные университеты научных знаний для учителей.
Непременной составной частью повышения квалификации является обмен опытом, глубокий анализ передового педагогического опыта в лекциях и семинарских занятиях. Но наиболее широкое применение обмен опытом находит в методической работе.
Первоначальной ячейкой методической работы стала школа. Здесь в зависимости от количества учителей создаются методические объединения по предметам или по группам смежных предметов; учителя начальных классов обычно составляют одно методическое объединение. Следующим звеном являются районные или кустовые методические объединения учителей по предметам и по классам, а также объединения заведующих учебной частью и классных руководителей. Работают также постоянные семинары директоров школ. Базой для районных объединений и семинаров служит районный педагогический кабинет, а для кустовых — опорная школа.
Система методической работы в последние годы в основе своей стабилизировалась. Задача всех ее звеньев состоит в том, чтобы помочь учителю в решении текущих вопросов и вместе с тем помочь ему заглянуть вперед, увидеть перспективу развития школы и педагогики.
В последние годы значительное распространение получили школы передового опыта. Суть их состоит в том, что опытный учитель, достигший успехов в учебно-воспитательной работе, добровольно, по велению сердца делится своим опытом с группой товарищей. Школы передового опыта — небольшие объединения учителей, в них занимается от 5 до 10 человек. Они составляют свою программу, включающую посещение уроков, обмен мнениями по наиболее острым вопросам, обсуждение педагогических журналов и т. д. Только в Ленинграде в 1964/65 учебном году работало 1536 школ передового опыта. В них занималось свыше 5 тыс. учителей. По стране школы передового опыта охватывают сотни тысяч слушателей.
Общее направление методической работы, текущие и перспективные вопросы жизни школы обсуждает педагогический совет — коллективный орган руководства, приобретающий в связи с дальнейшим развитием демократических начал в жизни советской школы все большее значение. Расширение прав педагогического совета не означает, однако, снижения ответственности директора школы, обладающего правами единоначалия.
Большую роль в мобилизации учителей на решение коренных вопросов совершенствования учебно-воспитательной работы школы играют ставшие традиционными январские и августовские совещания учителей. Они, как и педагогические советы, являются трибуной обмена опытом, критической оценки проделанной работы.
Творческая активность, подлинный коллективизм, готовность оказать помощь товарищу, поделиться с ним своим опытом — эти качества советского учителя рождены социалистическим строем.
В условиях социализма учитель получил возможность занять активные позиции в развитии педагогической науки. В первые годы строительства советской школы многие учителя с энтузиазмом работали в опытных школах Наркомпроса и местных органов народного образования. Обобщение и анализ опыта этих школ, широкая их пропаганда явились серьезным вкладом в марксистско-ленинскую педагогику, оказывали помощь учителям в трудном деле создания новой, советской школы.
С конца тридцатых годов стали проводиться научно-практические конференции учителей. Они открывали рядовому учителю дверь в науку. В послевоенные годы появилась новая форма массового обобщения и научного анализа передового педагогического опыта — «Педагогические чтения». В положении о «Педагогических чтениях» указывается, что они имеют целью «организацию обмена опытом учебно-воспитательной работы передовых учителей, других работников просвещения и родителей учащихся, а также привлечение их к научной разработке вопросов воспитания и обучения подрастающего поколения». Центральным «Педагогическим чтениям» предшествуют чтения, организуемые областными, краевыми, городскими, республиканскими (автономные республики) институтами усовершенствования учителей. «Педагогические чтения» проводятся во всех союзных республиках.
До 1967 года только в РСФСР проведено 14 центральных «Педагогических чтений». На них выступило 13 тыс. учителей и других работников народного образования. В изданиях Академии педагогических наук РСФСР опубликовано около 3 тыс. докладов, прочитанных на «Педагогических чтениях». По стране в целом в «Педагогических чтениях», начиная от школы и района и кончая республиканским центром, приняли участие десятки тысяч человек.
Значительное число учителей поступает в заочную и очную аспирантуру. Только за период 1961—1965 гг. поступили и закончили аспирантуру в Академии педагогических наук РСФСР 189 учителей очно и 16 заочно. Многие учителя ведут преподавательскую работу в педагогических институтах, руководят педагогической практикой студентов.
Большая роль в установлении тесного контакта научных работников с учителями, в стимулировании научных интересов учителя принадлежит созданному в 1960 году Педагогическому обществу РСФСР и ряда других республик. В РСФСР оно объединяет около 220 тыс. ученых-педагогов и учителей. Общество имеет отделения в областях, краях, автономных республиках, крупных городах и районах и первичные организации в учебных заведениях. В 1965 году с творческими докладами на собраниях отделений общества, в институтах усовершенствования и на «Педагогических чтениях» выступило почти 70 тыс. членов общества. Это является серьезным вкладом в дело обобщения и распространения передового педагогического опыта.
Подавляющее большинство членов общества активно участвует в педагогической пропаганде среди населения, выступает с докладами и лекциями на заводах, фабриках, в совхозах и колхозах, в родительских университетах педагогических знаний. Аналогичную работу проводят педагогические общества других республик. Учителям предоставлены большие возможности для выступления в общеполитических и в учительских газетах, выходящих в союзных республиках, и научно-педагогических журналах. В настоящее время в стране издается 46 педагогических и методических журнала. Сотни брошюр и книг, написанных учителями, ежегодно издаются центральными и местными издательствами. Многие учителя являются авторами школьных учебников.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.