Критерием эффективности и важным средством нравственного воспитания являются общественно полезная деятельность школьников, их практические дела, направленные на благо коллектива, общества. В общественно полезной деятельности учащихся формируются их моральные качества, накапливается личный нравственный опыт, знания превращаются в убеждения, воспитываются чувство коллективизма, выдержка, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности.
Многообразны формы общественно полезной деятельности учащихся. Это изготовление наглядных пособий и помощь школьной библиотеке, шефство над детским садом и самообслуживание, сбор металлолома и организация помощи отстающим в учении, тимуровская работа и «зеленые патрули», концерты агитбригад и спортивные соревнования, распространение политической литературы и участие в совместных с рабочими воскресниках по благоустройству территории заводов и фабрик, выполнение заказов в школьных мастерских и работа в каникулы на ударных комсомольских стройках, забота о семьях воинов Советской Армии и шефство над сельскими клубами, помощь совхозам, колхозам в уборке урожая и агит-походы.
Общественно полезный труд в самых разнообразных его формах особенно прочно вошел в жизнь школы в последние годы. Первоначальные трудовые умения подростки получают в учебных мастерских и на учебно-опытных участках; найдены удачные формы организации трудового воспитания старшеклассников — выполнение производственных заказов в школьных мастерских и учебно-производственными цехами, проведение опытнической и исследовательской работы, ученические бригады сельских школ, ученические бригады на стройках и промышленных предприятиях, комсомольско-молодежные лагеря труда и отдыха городских школ в колхозах и совхозах.
Многолетний опыт убедительно показал, что хорошо воспитывает молодежь труд с глубоким общественным и интеллектуальным содержанием. Школьники всех возрастов проявляют большой интерес к технике, ее новейшим достижениям.
Все более широкое распространение приобретает детское техническое творчество. Развивая у ребят самостоятельность мышления, пытливость, инициативу, смекалку, прививая нашей молодежи активный интерес к науке и технике, любовь к творчеству, вкус к поискам нового, стремление творить его своими руками, детское техническое творчество приобщает школьников к рационализаторской и изобретательской работе. Всесоюзный смотр рационализаторской и изобретательской работы школьников летом 1965 года продемонстрировал высокие результаты детского технического творчества. В ходе смотра юными техниками было внесено более 20 тыс. рационализаторских предложений, заинтересовавших производственников. Юные техники Кировской области внесли 207 предложений, из них 153 внедрены в производство. На предприятиях Москвы внедрено 76 рационализаторских предложений школьников.
Самодеятельное движение юных техников ширится, приобретает новые формы. Создаются действующие школьные электростанции, детские железные дороги, построенные и эксплуатирующиеся силами ребят, детские морские порты, речные пароходства. Широкое распространение получили конкурсы «Юные техники в помощь школе». Лучшие работы юных техников постоянно экспонируются на ВДНХ. Среди многочисленных экспонатов павильона «Юный техник» имеются и киноаппараты, и ультракоротковолновые станции, и телевизоры, и малолитражные автомобили, различные виды радиоуправляемого механического человека, и кибернетическая черепаха, реагирующая на звук и свет, имеющая свою «память», обучающая машина «Первоклассница» — свидетельство высокой технической культуры школьников — юных изобретателей.
Возникла и такая форма организации общественно полезного труда, как строительные отряды школьников. Учащиеся под руководством опытных специалистов активно участвуют в сооружении школьных мастерских, физкультурных залов, стадионов, общежитий для учащихся.
В 22-й школе Свердловска с большим уважением относятся к слову «техника». Здесь учатся дети работников Уралмашзавода. Шефом является прославленный коллектив завода. Вся работа в школе направлена на воспитание достойной смены уралмашевцев, на воспитание умельцев, людей, владеющих новой техникой.
Политехнические олимпиады, научно-практические конференции, творческие семинары, встречи с ведущими конструкторами, беседы о работе бригад коммунистического труда, экскурсии, беседы о достижениях науки и техники — вот далеко не полный перечень массовой работы с учащимися. С помощью шефов в школе создано ученическое конструкторское бюро. По заданию учителей бюро разработало и изготовило наглядные и методические пособия, приборы, действующие модели, машины и промышленные установки. В школе создается политехнический музей. Эти интересные начинания позволили школе в течение трех лет быть экспонентом на ВДНХ. Конструкторской работой только в Свердловске занято более 2 тыс. старшеклассников.
Благоприятные условия для развития детского технического творчества все больше создаются на селе. Колхозы и совхозы располагают теперь новейшей сельскохозяйственной и транспортной техникой, кадрами инженерно-технических работников, что благотворно сказывается на развитии технического творчества детей и молодежи.
В упорненской средней школе № 51 Лабинского района Краснодарского края несколько лет работают кружки Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР). Кружковцы под руководством учителей своими силами изготовили двухрядную малогабаритную сеялку, навесной культиватор, шлейф-борону, плуг с механическим подъемником; переконструировали трактор «Риони». Вся эта техника испытана на учебно-опытном участке. Учащиеся ярославской средней школы № 67 приспособили трактор для обработки почвы и внесения удобрений под высокостебельную кукурузу, а также сконструировали специальные приспособления для среза метелок кукурузы на участках гибридизации и для среза соцветий табака. В средней школе № 29 Тимашевского района кружковцы сконструировали малогабаритный самоходный гидравлический опрыскиватель садов и виноградников. В школе № 61 из деталей и узлов 17 различных машин собрали оригинальный трактор «Малютка». На первый слет юных техников Кубани в 1966 году собрались представители 152 юношеских секций ВОИР, объединяющих 3,5 тыс. школьников.
Важной формой трудового воспитания сельских школьников стали ученические производственные бригады. Впервые они возникли в сельских школах Ставропольского края, а затем получили широкое распространение во многих краях и областях Советского Союза. Зачинатель массового движения ученических производственных бригад в стране — Григориполисская школа Ставрополья — за создание новой формы трудового воспитания учащихся удостоена высокой правительственной награды — ордена Трудового Красного Знамени.
В производственных бригадах школьники учатся жить и работать в коллективе, овладевают сельскохозяйственной техникой, выращивают высокие урожаи кукурузы, пшеницы, сахарной свеклы. Многие школьники впоследствии остаются работать в родных колхозах и совхозах, становятся подлинными мастерами сельскохозяйственного производства.
Очень широкий размах приобрела в школах и внешкольных учреждениях страны опытническая работа в области агротехники. Учащиеся проводят опыты по заданиям колхозов, научно-исследовательских институтов.
В 1963 году 608 школ Краснодарского края ставили опыты по заданиям ученых. Ими руководили 189 научных сотрудников исследовательских институтов и опытных станций. По просьбе академика П. П. Лукьяненко ученическая бригада Ивановской средней школы провела сортоиспытание озимых пшениц. На площади в 30 га члены бригады вырастили по 42 ц отборных семян. Они помогают колхозам в выявлении резервов подъема сельского хозяйства. За 10 лет существования ученических бригад Ставропольского края (1955—1965) здесь принято для внедрения в практику около 90 результатов опытов, проведенных школьниками. По почину ученической бригады Октябрьской средней школы внедрены перспективные сорта кукурузы, озимой пшеницы и гороха. Члены ученической бригады Григориполисской средней школы успешно провели опыты по определению лучшего способа посева гороха. На этой основе в колхозе «Россия» узаконена норма высева этой культуры — 325 кг на гектар.
Производственная направленность опытов, внедрение результатов их в сельскохозяйственное производство — основное направление школьного опытничества. Оно ценно не столько экономическими результатами, сколько огромным воспитательным эффектом: со школьной скамьи ребята вместе со взрослыми принимают участие в решении производственных вопросов. Они убеждаются в том, что делают действительно полезные дела, что их труд вливается в общий труд производственного коллектива. Сознание большой общественной значимости своей практической деятельности способствует сплочению школьников в дружный коллектив.
Работа в сельскохозяйственных ученических бригадах приучает школьников видеть и чувствовать красоту в окружающем их мире, созданную трудом человека-творца, воспитывает глубокую привязанность к родной природе, стремление участвовать в ее преобразовании.
Этой же цели — воспитанию любви к природе, стремлению участвовать в ее преобразовании и сбережении — способствует широко распространенное в школах привлечение учащихся к выполнению закона об охране природы. Традицией стали массовые весенние и осенние посадки пионерских садов, скверов и лесов. Ежегодно проводятся дни леса, сада, цветов, птиц. Миллионы школьников участвуют в борьбе с вредителями лесов и полей, готовят гнезда и корм для птиц.
По заданиям хозяйственных и научных учреждений школьники изучают флору и фауну родного края, разыскивают полезные ископаемые, обследуют водоемы. Краеведы Тургеневской школы Алма-Атинской области обнаружили месторождения гранита и известняка, заросли лекарственных трав, открыли в горах целебный источник. Десятки тысяч школьников участвуют в пионерских патрулях, охраняющих зеленые насаждения. Пионеры Риги по поручению горсовета занимаются переписью «зеленого населения» города, обследуя состояние каждого дерева, каждого куста, каждой клумбы. На Украине, в Белоруссии, во многих областях Российской Федерации создаются пионерские лесничества. Иркутские школьники выступили инициаторами массовых геологических походов. Только за один 1966 год юные геологи подали 250 заявок на обнаруженные ими месторождения железной руды, марганца, золота, алюминиевого сырья. Оказалось, что 16 месторождений имеют промышленное значение. Ребята из Хомутовской средней школы прошли несколько сотен километров по тайге. В верховьях реки Иркут, в Саянах, они открыли месторождение уникального поделочного камня — лазурита.
Краеведческие походы школьников являются важным средством воспитания у ребят любознательности, интереса к науке, любви к
родному краю, коллективизма, воли и упорства; они способствуют укреплению здоровья детей.
Советская школа многого достигла в области трудового воспитания подрастающего поколения. Любовь к труду, уважение к людям труда, навыки работы в коллективе, умение подмечать в окружающей обстановке недостатки и устранять их, не дожидаясь указаний взрослых, стремление рационализировать трудовые процессы — все эти качества школа стремится воспитать у молодежи. Школьники уже многое умеют делать своими руками, они более сознательно подходят к выбору трудовой деятельности после окончания средней школы. Юноши и девушки, оканчивающие школу, попадая на предприятия, успешно трудятся, быстро овладевают специальностью, активно участвуют в общественной жизни производственных коллективов.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.