Мощным фактором всестороннего развития личности является эстетическое воспитание. Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как процесс активного содействия развитию полноценного восприятия и понимания прекрасного во всех его проявлениях (в искусстве, в природе, в общественной и личной жизни), как процесс развития художественных способностей, воспитания навыков, необходимых для участия в тех или иных видах художественной деятельности.
Советская школа накопила ценнейший опыт эстетического воспитания, получивший признание у прогрессивных педагогов всего мира. Он включает в себя художественное воспитание средствами искусства, в процессе труда, занятий физической культурой, организации быта, общественной жизни детей. Важнейшими средствами эстетического воспитания являются литература и искусство. Правдиво отражая действительность, создавая яркие образы положительных героев, искусство учит людей становиться выше и лучше. Вот почему партия неустанно заботится о поднятии эстетической культуры молодого поколения.
Эстетическое воспитание — органическая часть деятельности школы, внешкольных учреждений и общественных организаций по коммунистическому воспитанию молодежи. Первое представление о некоторых принципах марксистско-ленинской эстетики дети получают на уроках литературы, изобразительного искусства и музыки, на занятиях по истории и обществоведению. На основе определенной системы эстетических взглядов у них воспитываются здоровые эстетические вкусы, формируются нравственные понятия, воспитываются высокие чувства.
Еще в 1928 году на совещании преподавателей обществоведения А. В. Луначарский говорил: «Основное употребление художественного воспитания должно заключаться в том, чтобы найти такие способы воздействия на чувства ребят, которые наиболее мощно и прочно воспитывали бы их в духе коммунистических инстинктов, коммунистических навыков, коммунистических рефлексов».
В современных условиях острейшей идеологической борьбы эстетическое воспитание служит тому, чтобы сформировать у подрастающего поколения коммунистическое отношение к труду, коммунистические убеждения, предупредить возможность проникновения в среду советской молодежи чуждых нам взглядов и вкусов. Современное буржуазное искусство все решительнее отказывается от изображения реальной жизни в художественных произведениях, оно уводит людей от активной социальной жизни и борьбы, сеет настроения пессимизма и упадничества. Эти черты буржуазной культуры наша школа решительно разоблачает, воспитывает нетерпимое к ним отношение. Борьба против извращенных, реакционных буржуазных вкусов, оказывающих известное воздействие на умы и сердца некоторых молодых людей, является важнейшей задачей эстетического воспитания.
Обучение в школе основам изобразительного искусства и музыки органически сочетается с воспитанием правильного восприятия и понимания эстетического в окружающей школьников социалистической действительности. Художественное воспитание в школе отнюдь не ставит своей целью сделать всех детей художниками-профессионалами. Оно дает лишь основы для понимания искусства, учит быть чуткими к красоте, способствует развитию художественно-творческих задатков личности.
За последние годы многое делается для улучшения музыкального образования детей. Большую популярность у советских людей завоевали детские музыкальные школы и училища, сеть которых непрерывно растет. В общеобразовательных школах работает немало педагогов-энтузиастов, которые не только обучают пению, но и воспитывают у детей музыкальный вкус, знакомят их с образцами русской и зарубежной классической и советской музыки, учат слушать и понимать ее.
В помощь учителям осуществляется массовый выпуск грампластинок «Уроки музыки в школе», в который входят комплекты записи уроков пения для разных классов, учебные грамзаписи по темам: «Некрасов и народная песня», «Пушкин в музыке», «Лермонтов в музыке» и др.
Высокий уровень художественной подготовки детей и молодежи в области музыки, танца обеспечивают детские художественные коллективы домов и дворцов пионеров.
В годы Великой Отечественной войны, 25 лет назад, возник ансамбль песни и пляски Московского дворца пионеров под руководством заслуженного деятеля искусств В. С. Локтева. Он стал одним из самых любимых коллективов художественной самодеятельности. Несколько сотен известных стране певцов, танцоров, музыкантов впервые приобщались к искусству в этом ансамбле. Сейчас в нем занимается более тысячи детей. Коллектив не раз выезжал в гастрольные поездки за границу. Для всей его деятельности характерны гражданская ответственность, высокий профессиональный уровень и отличный вкус.
Широкой известностью в нашей стране и за рубежом пользуется детский хор Института художественного воспитания АПН СССР, которым в течение 30 лет руководит профессор В. Г. Соколов. В трех возрастных группах хора 234 человека. За 30 лет участниками хора было около 15 тыс. учащихся школ Москвы. Многие из них впоследствии стали профессиональными музыкантами, учителями пения, хормейстерами, солистами. Хор является по существу лабораторией, где изучаются наиболее актуальные проблемы музыкального воспитания и намечаются пути их решения.
Большой и ценный опыт привлечения школьников к хоровому пению накопили школы прибалтийских республик. Тысячи музыкантов и певцов руководят здесь детскими хорами. В традиционных, ежегодно проводимых в Латвии, Литве и Эстонии праздниках песни участвуют десятки тысяч школьников.
В Симферополе в течение ряда лет в школах проводятся внеклассные занятия по танцу для учащихся с I по X класс. Городской Дворец пионеров и школьников проводит ежегодные конкурсы по обязательной программе для IV—VII и VIII—X классов.
Учебный план средней школы предусматривает систематические занятия изобразительным искусством. Цель занятий — научить детей выразительно и грамотно пользоваться средствами изобразительного искусства, содействовать развитию их художественных способностей, вкуса, воображения. На уроках ученики знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры и прикладного искусства. Развитию художественного вкуса и индивидуальных способностей учащихся содействует разнообразная внеклассная работа по изобразительному искусству. Это экскурсии в музеи и на выставки, школьные вечера, посвященные художникам, создание картинных галерей.
Интерес учащихся к изобразительному искусству в большой мере связан с их собственными, пусть даже небольшими, успехами в рисовании, лепке, декоративно-прикладных видах творчества.
В школах и внешкольных учреждениях работают разнообразные кружки и студии. Систематически проводятся выставки детского изобразительного творчества.
Рисунки и модели, выполненные детьми Советского Союза, экспонировались на всемирных выставких в Париже (1937), в Нью-Йорке (1939) и Брюсселе (1958). На Брюссельской выставке работы советских ребят были удостоены золотых медалей. На Международной выставке детских рисунков в Индии (1956) первая премия были присуждена советскому школьнику. В 1958 году художественное и техническое творчество советских детей демонстрировалось в 20 странах. Начиная с 1962 года в США несколько раз экспонировалась Выставка технического и художественного творчества советских детей.
Выставки детского рисунка — замечательное явление. Они чрезвычайно ярко показывают, что представляет собой наша детвора, что ее лнтересует. Главное в рисунке не столько техника, сколько умение передать то, что характерно для советской действительности.
Искусство составляет неотъемлемую часть духовного облика нашего современника. Повсеместно создающиеся в последние годы университеты культуры свидетельствуют о чрезвычайно возросшем интересе к искусству.
Во 2-й школе г. Кизляра Дагестанской АССР уже семь лет работает университет культуры с факультетами музыки, живописи и общественных руководителей художественной самодеятельности. Здесь часто проводятся вечера на темы: «Как понимать музыку», «Глинка — родоначальник русской оперы», «Чайковский — лирик» и др. Вокруг университета сплотились в творческий коллектив юные музыканты, художники, танцоры, актеры. Школьники, посещающие университет, стали самыми активными пропагандистами эстетической культуры. Все кружки художественной самодеятельности объединены в школьный театр. В театре свои актеры, режиссеры, гримеры, осветители, художники, декораторы, реквизиторы, парикмахеры и рабочие сцены. Их обязанности выполняют сами школьники. Все это не только развивает способности детей, но и способствует сплочению их в дружные творческие коллективы.
Большую работу по художественному воспитанию детей проводит наша общественность. Комсомольцы Львовской консерватории выявили в 54 школах города одаренных ребят и создали для них детскую музыкальную школу на общественных началах. Раз в неделю с учащимися этой школы проводятся занятия по теории музыки. В школах работают 7 изостудий, организованных студентами Львовского государственного института прикладного и декоративного искусства.
Вся эта работа помогает выявлять и развивать молодые таланты и дарования, способствует всестороннему развитию детей.
Огромные духовные ценности несет детям книга. Художественная и научно-популярная литература издается в нашей стране миллионными тиражами на языках всех национальностей, населяющих Советский Союз. Только издательство «Детская литература» за 30 лет своего существования выпустило 12 820 названий книг тиражом 1 660 млн. экземпляров.
Советская детская литература — явление подлинно новаторское. У истоков ее стояли М. Горький, А. Толстой, К. Чуковский. На произведениях всемирно известных детских писателей, таких, как А. Гайдар, С. Маршак, С. Михалков, Л. Кассиль, В. Катаев и многие другие, воспитывалось не одно поколение славной советской молодежи. Пропагандируя нравственные нормы коммунистического общества, советская детская литература делает это без назойливого морализирования, весело и увлекательно. Метод социалистического реализма позволил ввести в содержание детских книг общественно-политические и социально-экономические понятия, сделав их доступными детям. По-новому освещает советская детская литература и тему труда, она не только воспевает созидательный труд человека, но и раскрывает его общественный характер, показывает, как труд народа преобразует мир.
Совершенно исключительное значение в советской литературе для детей и юношества имеет проблема положительного героя. Молодежь воспитывается на положительном примере; с первых проблесков сознания ребенок уже ищет «делать жизнь с кого». Это стремление усиливается естественной склонностью детей к подражанию, их жаждой романтического, героического, возвышенного. Павка Корчагин, гайдаровский Тимур, Зоя, отважные молодогвардейцы — эти замечательные образы советской литературы обладают исключительной выразительностью и силой воздействия на личность формирующегося человека.
Подлинным завоеванием советской детской литературы явились книги научно-художественного жанра, органически сочетающие достоинства научно-познавательной и художественной литературы. Для детей пишет немало ученых-популяризаторов, сочетающих научную эрудицию с талантом писателя. Еще в двадцатых — тридцатых годах А. Ферсман, Л. Перельман и другие положили начало серии книг, продолжающейся поныне и развивающей их традиции («Занимательная минералогия», «Занимательная математика», «Занимательная физика», «Занимательная психология» и т. д.). В последние годы коллективными усилиями советских ученых, педагогов и писателей создан фундаментальный научно-популярный труд — «Детская энциклопедия» (в десяти томах).
Развитию внеклассного чтения служат организованные в большинстве школ библиотеки. К 1964 году библиотеки были созданы более чем при 176 тыс. школ. Они имели общий книжный фонд в 310,5 млн. экземпляров. Кроме того, функционировало 4800 детских библиотек с книжным фондом 104,6 млн. экземпляров. Школьников обслуживают также массовые библиотеки для взрослых.
Большую роль в пропаганде книги среди юных читателей играет ежегодно проводимая в дни весенних школьных каникул Неделя
детской книги. Неделя начинается обычно большим ярким праздником. В течение всех семи дней проводятся встречи детей с писателями, литературные утренники и карнавалы, игры и конкурсы, выставки детских работ (иллюстраций к любимым книгам, рецензий, отзывов, творческих работ и др.), книжные выставки, книжные базары и т. п.
Кинотеатры и детские театры показывают кинофильмы и спектакли, созданные по мотивам лучших произведений детской литературы. Радио и телевидение проводят циклы передач о творчестве детских писателей, истории детской литературы, лучших детских книгах года.
Во многих школах, районах и городах каждый день Недели детской книги посвящается какой-либо определенной теме, например: «Книги о Ленине», «Книги о твоих ровесниках», «Любимые сказки», «В мире приключений», «В разных землях и странах» и т. д. Большую помощь семье и школе в организации детского чтения оказывает Дом детской книги, который изучает интересы юных читателей, проводит читательские конференции, обсуждения новых детских книг в школах, домах пионеров и школьников, библиотеках, организует встречи юных читателей с писателями. Дом детской книги содействует совершенствованию издания детской книги на научно-педагогической основе.
Активно воздействует на школьников такой вид искусства, как театр. В первые годы Советской власти в нашей стране возник новый тип театра — театр для детей. В настоящее время свыше 20 млн. школьников ежегодно смотрят спектакли театров юных зрителей (тюзов), не считая экранизаций, передач по радио и телевидению. Приблизительно столько же посещают специальные постановки для школьников в обычных театрах для взрослых. Репертуар, идейно-художественные принципы тюзов составляют основу творческой деятельности школьных драматических коллективов, пионерских театров и народных тюзов. По далеко не полным данным аудитория театра для детей составляет 65—70 млн. зрителей. В ближайшие годы эта цифра значительно возрастет в связи с открытием новых тюзов, увеличением количества телевизионных и радиоспектаклей для детей и юношества.
Распространенным и действенным оружием идеологического воспитания подрастающего поколения стали радио, киноискусство, телевидение. Из года в год возрастает число юных кинозрителей. Советская кинематография создала специальное направление — кинофильмы для детей. Советские детские кинофильмы пробуждают в детях гуманные чувства, любовь к природе, уважение к героическим подвигам во имя Родины, чувства коллективизма и интернациональной дружбы. Ежедневно более полутора миллионов детей смотрят художественные, хроникально-документальные, научно-популярные и мультипликационные кинофильмы. Ныне кинофицированы многие средние школы и более половины восьмилетних школ. Это позволяет использовать кино в учебных Целях, на пионерских сборах, на школьных вечерах, в кружковой работе. Большое распространение получило создание пионерских кинотеатров, которые работают на общественных началах при школах, кинотеатрах, домах культуры, сельских клубах. Под руководством учителей, пионерских вожатых, работников культуры пионеры и школьники участвуют в подборе репертуара, организации диспутов и обсуждений фильмов, выпускают киногазеты, создают уголки юных кинолюбителей, изучают киноаппаратуру.
Таковы многообразные средства, пути и каналы, по которым осуществляется эстетическое воспитание школьников.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.