Характерной чертой первых лет Советской власти была огромная тяга народных масс к знаниям и развитие творческой инициативы в школьном деле. Н. К. Крупская писала в 1918 году, что революция всколыхнула самые низы и в то же время показала этим низам всю бездну темноты, в которой их держало самодержавие. Неудержимая, стихийная тяга масс к знаниям была спутником революции. В первые три года существования Советского социалистического государства в тяжелейших условиях гражданской войны и разрухи; школьная сеть выросла в стране на 13 тыс. единиц, а количество учащихся — почти на 2 млн.
Становление новой, советской школы шло неизведанными и очень нелегкими путями. Среди значительной части теоретиков педагогики и учителей все еще очень сильны были влияния буржуазной педагогики. Неразработанность вопросов советской педагогики и влияние псевдорадикальных мелкобуржуазных педагогических теорий привели к так называемым пролеткультовским настроениям среди части руководящих работников народного образования (Л. Г. Шапиро, В. Н. Шульгин, Н. А. Полянский и др.). Носители этих настроений трактовали трудовую школу как школу труда и тем самым отвлекали внимание школы от задач овладения знаниями и формирования на этой основе социалистического сознания подрастающих поколений.
Наркомпрос, органы народного образования на местах, передовые учителя настойчиво искали новых путей воспитания и обучения. Эти поиски получили яркое воплощение в деятельности опытно-показательных школ, опытных станций Наркомпроса и школ-коммун. Опытно-показательные школы стали возникать в середине 1918 года. И 1919 году их насчитывалось уже 27, а в 1920/21 учебном году по данным только 25 губернских отделов народного образования — около 100. Опытно-показательные школы создавались Наркомпросом и местными отделами народного образования как педагогические лаборатории, где должны были разрабатываться и осуществляться новые методы воспитания, образования и обучения. При всем многообразии характера работы опытно-показательных школ главные их усилия направлялись на поиски путей организации труда детей в мастерских и на сельскохозяйственных участках, связи изучения общеобразовательных предметов с трудом, организации детских коллективов, самоуправления и общественно полезной работы. Наибольшую известность приобрели опытно-показательная школа в Покровском-Стрешневе, опытно-показательная школа имени А. Н. Радищева в Москве, Вольская в Саратовской губернии, Богородская, Красково-Малаховская и Лосиноостровская в Московской губернии, Тотемская в Вологодской губернии. Деятельность опытно-показательных школ сыграла положительную роль в становлении советской системы народного образования. Однако нельзя не заметить, что в их работе довольно сильно сказывалось влияние «пролеткультовских» настроений и теории «свободного воспитания». Значительный вклад в разработку теории и практики советской школы внесли школы-коммуны. Они создавались, как правило, для воспитания детей, оставшихся без родителей. Создавались они чаще всего в бывших барских имениях и в первое время носили характер производственно-потребительских детских ассоциаций, основанных на принципах самообслуживания. Опыт их складывался в том направлении, которое несколько позднее получило свое полное развитие в учреждениях, созданных А. С. Макаренко.
Более разносторонней была деятельность опытных станций Наркомпроса. Первая такая станция была создана в марте 1919 года коллективом педагогов, возглавляемых С. Т. Шацким. Станция имела два отделения: сельское в Калужской губернии и городское в Москве. Вскоре организованы были Шатурская, Гагинская станции в Рязанской губернии и Малаховская в Московской губернии.
Опытные станции Наркомпроса вели поиски нового содержания, организации и методов обучения и воспитания. Они широко ставили проблему влияния школы на развитие хозяйства и быта взрослого населения, тесно были связаны с научно-педагогическими учреждениями и организациями.
В 1920 году произошла смена руководства в отделе единой трудовой школы Наркомпроса. Этот отдел возглавила Л. Р. Менжинская. В коллегию вошли А. В. Луначарский и М. Н. Покровский, активное участие в работе отдела стали принимать А. К. Тимирязев, В. Н. Верховский, И. М. Книпович и другие ученые. Отдел настойчиво стремился преодолеть пролеткультовские настроения предшествующих лет и поставил в качестве главной задачи школы вооружение учащихся знаниями на уровне современной науки, ясным пониманием политических и экономических задач строительства коммунизма. В результате был создан новый учебный план советской школы, опубликованный к началу 1920 года.
Этот учебный план отличался значительным расширением научного образования. За счет резкого сокращения занятий по изучению иностранных языков в плане отводилось времени на науки о природе (физика, химия, биология) почти в пять раз больше, чем в прежней гимназии, и в два с лишним раза больше, чем в реальном училище; на науки об обществе — в полтора раза больше, чем в гимназии и реальном училище, и в два раза больше, чем в коммерческом училище. В основном правильно решался вопрос о связи общего образования с трудом.
В объяснительной записке к программе по естествознанию, например, говорилось, что есть два метода решения вопроса о связи между общим образованием и трудом в школе: «Можно исходить из определенного трудового процесса или задания, по той или иной причине возникшего в школе, и вокруг данного задания группировать научные сведения, в той или иной мере связанные или могущие быть связанными с данным трудовым заданием». Авторы программы отрицательно относились к такому методу связи между общим образованием и трудом потому, что он основывается в значительной мере на случайности, при его помощи нельзя методически правильно расположить материал учебного курса. Кроме того, при группировке научных сведений вокруг трудовых заданий эти сведения будут даваться неизбежно догматически, так как идея трудового комплекса не подчинена научному плану того или иного курса. Она имеет свою логику. «Вот почему, — говорилось далее в объяснительной записке, — мы считаем, что ставить во главу угла в школе самообслуживание либо работу в каких-либо мастерских для выработки каких-либо даже полезных вещей и вокруг этих работ, как вокруг центральной оси, располагать учебный материал, притягивая его иногда за волосы насильно, может быть иногда и вредно».
В примерных программах образовательный материал располагался в научной последовательности, перед учителем ставилась задача обеспечения усвоения учащимися систематических знаний методами, соответствующими содержанию изучаемого материала, закономерностям познавательной деятельности учащихся и формирования умений применять знания в жизни.
«Трудовые процессы, — говорилось в объяснительной записке, — таким образом тесно связываются с учебным планом, им определяются и осмысливаются научно-образовательной целью... При таком подходе к делу исходным требованием является усвоение детьми основных понятий учебного предмета в определенной методической последовательности. Труд при этом подчиняется образовательным целям».
Авторы программы и объяснительной записки к ней подчеркивали необходимость изучения с учащимися важнейших практических приложений естествознания к технике и технологии, но они признавали нежелательным выделение самостоятельных учебных предметов по технике и технологии, объясняя это такими соображениями: «Выделяя технику и технологию из отдельных естественнонаучных дисциплин, мы тем самым отрываем их от научной базы, и тогда поневоле научная основа техники и технологии будет затемнена. С другой стороны, научное естествознание обескровливается таким выделением техники, так как оно лишается огромной массы интересных сведений, действующих повышающе на возбуждение интереса учащихся к науке».
Эта концепция связи общего образования с трудом не являлась безупречной, хотя была известным шагом вперед. Недостаток ее состоял в том, что вопросы трудового обучения и воспитания растворялись в процессе изучения общеобразовательных дисциплин. Учащиеся не овладевали системой технических и технологических знаний, не приобретали умений пользоваться наиболее распространенными орудиями труда.
Задачи идейно-политического воспитания определялись в программах 1920 года как необходимость изучения социалистической и коммунистической литературы, без широкого вовлечения учащихся в практическую работу по социалистическому переустройству хозяйства и быта.
Эти недостатки преодолевались постепенно по мере развития советской школы в последующие годы. В. И. Ленин в феврале 1920 года в речи на III Всероссийском совещании заведующих внешкольными подотделами губернских отделов народного образования поставил перед органами народного образования задачу приспособления всей их деятельности к переходу на мирное строительство путем тесной связи целей и характера образования, преподавания, воспитания и обучения, в том числе и школьного преподавания и образования, с планом электрификации и социалистического переустройства хозяйства.
В. И. Ленин убедительно показал, что учение должно заключаться в усвоении всего того богатства знаний, которое выработало человечество, что это усвоение не должно быть простым запоминанием, а состоять в глубокой самостоятельной переработке фактов с тем, чтобы коммунизм не был бы чем-то таким, что заучено, а был бы тем, что самими продумано, был бы теми выводами, которые являются неизбежными с точки зрения современного образования.
В. И. Ленин особенно подчеркивал необходимость усвоения научных знаний для того, чтобы молодое поколение могло не просто участвовать в восстановлении хозяйства, а возрождать его на основе использования новейших достижений науки и техники, особенно в области электрификации.
В. И. Ленин настаивал на необходимости соединения учения с повседневной практической работой по строительству новой жизни. Учение должно быть так организовано, чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую.
На пути перехода советской школы к работе в условиях мирного строительства встали очень серьезные трудности, связанные с тяжелейшей разрухой народного хозяйства и голодом 1921 года. В этих условиях государство вынуждено было перевести школу на местный бюджет. Сеть школ и охват детей обучением в них резко сократились. Если до 12-летнего возраста в 1921 году школу посещали 80% всех детей, то к 1923 году этот процент упал до 40.
Огромными усилиями Советского государства, по прямому указанию В. И. Ленина в 1923 году сокращение школьной сети было приостановлено. Начиная с 1923/24 учебного года число школ и учащихся в них стало вновь возрастать.
Особенно быстрыми темпами росли сеть школ и количество учащихся в республиках Средней Азии и в Казахстане. В союзных республиках в эти годы была проведена большая работа по подготовке учителей и по созданию учебников на родном языке.
В эти годы значительно активизируется программно-методическая работа как в центре, так и на местах. В Наркомпросе активно действует Научно-педагогическая секция ГУСа, которую возглавляла Н. К. Крупская. В ней принимают участие П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. П. Пинкевич, М. М. Пистрак и другие крупные педагоги того времени.
Характеризуя основное направление программно-методической работы в этот период, Н. К. Крупская писала, что они ставили себе целью заложить у ребят, приходящих в школу, основы материалистического мировоззрения, развить у них понимание окружающей жизни и той коренной перестройки, которой она требует, развить у них умение коллективно работать, жить и учиться. При составлении программ за основу была взята трудовая деятельность людей. Вокруг этого строилось изучение природы и общественной жизни. «Нам казалось, — писала Н. К. Крупская, — что таким путем лучше всего можно осмыслить труд, воспитать у ребят сознательное отношение к труду и сознательное отношение к окружающей жизни».
Поиски путей преодоления формализма в знаниях учащихся, борьба за глубокое понимание детьми окружающей жизни и за их активное участие в социалистическом ее переустройстве отвечали насущным потребностям развития советской школы. Эти поиски увлекали передовых учителей, служили базой развития их инициативы и творчества. В этом огромное положительное значение опыта советской школы двадцатых годов. Школа накопила в этот период большой опыт изучения фактов общественной жизни, явлений окружающей природы и на этой основе добилась значительного обновления содержания обучения, повышения уровня воспитания и общего развития учащихся.
На занятиях по русскому, а в национальных школах по родному и русскому языкам вместо механического заучивания правил грамматики широко практиковались наблюдения за живой речью. Эта линия в методике изучения русского языка была детально разработана в трудах известного лингвиста и методиста А. М. Пешковского. В. А. Десницкий, В. В. Голубков, М. А. Рыбникова, Л. С. Троицкий и другие литературоведы и методисты настойчиво добивались изучения литературных произведений в школе как произведений искусства. Они выступали против упрощенного, социологизаторского подхода к литературе и использования ее лишь как иллюстративного материала к курсу обществоведения. С именем М. А. Рыбниковой связано широкое внедрение в практику школы двадцатых годов литературных инсценировок, практических занятий по выразительному чтению, хоровых декламаций, литературных диспутов и собственного литературного творчества учащихся.
Среди преподавателей естественноматематических дисциплин заслуженным признанием пользуются работы известных методистов В. Н. Верховского, Д. Д. Галаиина, П. А. Знаменского, К. П. Ягодовского.
Изучение окружающей жизни и широко организованная общественно полезная работа учащихся стимулировали разработку вопросов трудового и политехнического обучения. Н. К. Крупская настаивала на том, чтобы общественно полезная работа учащихся была обязательным составным элементом в работе каждой школы в такой же степени, как от всякой школы требуется, чтобы она научила читать и писать.
В комплексных программах ГУСа делалась попытка найти связь общего, политехнического образования и трудового обучения, хотя в практике их осуществления эти связи принимали искусственный и, как правило, узкоутилитарный характер. Трудовые задания тоже носили случайный характер и не предусматривали систематического усвоения технических и технологических знаний и трудовых умений.
В 1927 году была впервые разработана программа трудового обучения, которая наряду с привитием учащимся навыков обработки дерева, металлов, тканей и других материалов ставила задачу обучения элементам, необходимым в любом трудовом процессе: планированию, выбору материала и инструмента, оценке выполненного изделия и т. д. Во многих школах практиковались экскурсии на производство, работали технические кружки, в ряде школ была введена производственная практика учащихся.
В 1929 году коллегия Наркомпроса РСФСР приняла «Пятилетний план трудовой политехнической подготовки в школах I и II ступени». Этим планом предусматривалось: для I—IV групп — организация рабочих комнат или обычных классов, оборудованных для занятий трудом, откидными верстаками и переносным оборудованием; для фабрично-заводских семилетних школ и школ колхозной молодежи — организация мастерских-лабораторий; для остальных семилетних школ — создание центральных учебно-производственных политехнических баз, по одной в небольших городах и рабочих поселках и по одной на район в крупных городах. Это продвигало вперед дело трудового и политехнического обучения. Тем более, что труд в мастерских должен был сочетаться с широким развитием общественно полезной работы учащихся и прикреплением городских школ к промышленным предприятиям, а сельских школ — к совхозам, колхозам и МТС.
Тесная связь обучения в школе с хозяйственной и политической жизнью страны способствовала повышению уровня идейно-политического воспитания учащихся. В эти годы складывается система антирелигиозного воспитания детей и молодежи, воспитания советского патриотизма и пролетарского интернационализма.
В конце двадцатых и начале тридцатых годов под руководством Коммунистической партии в нашей стране развернулось наступление социализма по всему фронту. Бурными темпами осуществлялось техническое перевооружение народного хозяйства, утверждался колхозный строй в деревне, возросла трудовая и политическая активность трудящихся. Повышение уровня культуры и образования народа являлось важной составной частью социалистического строительства. В связи с этим XVI съезд ВКП(б) (1930) принял постановление «О всеобщем обязательном начальном образовании». Число учащихся в школах выросло с 13,5 млн в 1929/30 учебном году до 21 млн. человек в 1932/33 учебном году.
Дальнейшие успехи социалистического строительства выдвигали на первый план задачу расширения и повышения качества подготовки специалистов для промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры.
Существовавшая в стране сеть средних и высших специальных учебных заведений и уровень подготовки специалистов в них не отвечали потребностям народного хозяйства и его перестройки на основе новейших достижений науки и техники. Эта проблема стала предметом обсуждения на июльском (1928) и ноябрьском (1929) Пленумах ЦК ВКП(б). В постановлении ноябрьского (1929) Пленума ЦК ВКП(б) отмечалось, что темп подготовки новых кадров не идет ни в какое сравнение с темпами индустриализации и социалистического переустройства сельского хозяйства и что страна стоит перед огромным раздвижением «ножниц» между спросом на специалистов и темпами их подготовки. Это может стать тормозом дальнейшего успешного развития социалистического хозяйства, тем более, что налицо не только количественная нехватка специалистов, но и серьезные недостатки в качестве их подготовки.
За несколько лет был сделан гигантский скачок в расширении сети высших и средних специальных учебных заведений. Об этом можно судить по таким цифрам: в 1927/28 учебном году в стране насчитывалось 148 высших учебных заведений, в которых обучалось 168,5 тыс. студентов; в 1933/34 учебном году вузов было уже 714 и студентов в них 458 тыс. На последующие годы намечалось дальнейшее расширение высшего и среднего специального образования. Средняя школа играла значительную роль в подготовке контингентов для высшей и средней специальной школы.
Среди принятых в вузы страны в 1927 году окончившие рабфак составили 28,7%, окончившие техникумы — 9,5%, окончившие школы II ступени — 46,5%.
В постановлении ЦК ВКП(б) от 23 августа 1932 года особо подчеркивалась роль средней школы в подготовке контингентов для высших учебных заведений. В связи с этим было предложено реорганизовать, начиная с 1932/33 учебного года, семилетнюю политехническую школу в десятилетнюю.
В 1933 году были определены общие для всей страны типы общеобразовательной школы: начальная, неполная средняя и средняя. Тридцатые годы характеризуются быстрым ростом сети семилетних и средних школ и увеличением числа учащихся в них, главным образом за счет средних и старших (V—X) классов. Количество семилетних школ возросло с 7834 в 1929/30 учебном году до 36 261 в 1938/39 учебном году. Число средних школ увеличилось соответственно с 1914 до 12 469. Общее число учащихся увеличилось с 13,5 млн. в 1929/30 учебном году до 34,8 млн. человек в 1940/41 учебном году.
Особенно быстро росла сеть школ в республиках. В Узбекской ССР, например, к 1937/38 учебному году количество школ выросло по сравнению с дореволюционным периодом в городах в 27 раз, а на селе в 68 раз.
Необходимость повышения темпов и качества подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием остро поставила проблему качества общеобразовательной подготовки учащихся в средней школе.
Анализируя результаты приемных экзаменов в вузы и инспекторских проверок работы школ, газета «Известия ЦИК СССР и ВЦИК» писала 16 марта 1929 года о том, что многие выпускники школ плохо подготовлены к продолжению образования в вузах и техникумах, что школа не вырабатывает у учащихся привычки к чтению, что речь учащихся бедна и неудовлетворительна в стилистическом отношении. Отмечались серьезные пробелы в знаниях учащихся по математике и физике. Анализ экзаменационных работ по физике свидетельствовал о том, что абитуриенты испытывали серьезные затруднения, как только им приходилось решать задачи прикладного характера, подтверждать выводы или законы науки опытом, читать чертеж или схему. На основе анализа результатов приемных экзаменов в вузы и качества знаний учащихся в 1929 году было издано специальное методическое письмо Главсоцвоса Наркомпроса РСФСР «Об улучшении качества работы школы II ступени».
Правильно характеризуя серьезные недостатки в знаниях учащихся, это письмо, однако, давало неверные рекомендации о массовом внедрении в школах так называемого метода проектов.
На деле это вело к дезорганизации обучения и воспитания и к дальнейшему понижению качества знаний учащихся. В 1931—1936 гг. было принято несколько постановлений ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР о школе, которые определили направление ее дальнейшего развития.
В постановлении ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» от 5 сентября 1931 года было отмечено принципиально новое содержание работы школы и некоторое повышение уровня общего и политехнического образования детей и молодежи. Вместе с тем ЦК ВКП(б) констатировал, что школа все еще не соответствует тем требованиям, какие предъявляются к ней на современном этапе социалистического строительства. В постановлении отмечалось: «Коренной недостаток школы в данный момент заключается в том, что обучение в школе не дает достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук (физика, химия, математика, родной язык, география и др.)».
Это и последующие постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б), развивая основную идею постановления от 5 сентября 1931 года, обязывали наркомпросы союзных республик организовать научную разработку программ средней школы и составление учебников, обеспечив в них:
— точно очерченный круг систематизированных знаний по каждому предмету, обеспечивающий всестороннее развитие оканчивающих среднюю школу и их подготовку к обучению в техникумах и высших учебных заведениях;
— тщательный отбор учебного материала в программы и учебники средней школы с учетом его научного и практического значения, роли в коммунистическом воспитании детей и молодежи и возможностей действительно прочного и сознательного его усвоения детьми данного возраста и в отведенное для этого время;
— повышение идейно-политического уровня учебной работы, особенно преподавания общественно-политических дисциплин. Широкое использование на занятиях по всем предметам материалов о социалистическом переустройстве жизни страны. Усиление борьбы против всяких попыток привить детям советской школы элементы антипролетарской идеологии;
— дальнейшее развитие политехнической школы в тесной связи с систематическим и прочным усвоением наук, особенно физики, химии и математики.
Реализация этих положений составила основное содержание работы советской школы в тридцатых годах.
В этот период были разработаны новые учебные планы, программы и учебники по каждому предмету, упорядочены методы обучения, организована методическая работа с учителями.
Настойчиво и последовательно осуществлялся в эти годы переход к систематическому преподаванию основ наук. Школа достигла значительных успехов в обеспечении глубоких и прочных знаний учащихся. В основном она успешно выполнила поставленную перед ней задачу «подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук». В отчетном докладе XVIII съезду о работе ЦК ВКП(б) указывалось, что создание многомиллионной советской интеллигенции, вышедшей из рядов рабочего класса, крестьянства, советских служащих, плоть от плоти и кровь от крови нашего народа, является одним из самых важных результатов культурной революции в нашей стране.
Однако усилия школы по преодолению коренного недостатка в ее работе и улучшению подготовки учащихся к поступлению в вузы и техникумы носили несколько односторонний характер. Было ослаблено внимание к вопросам подготовки учащихся к жизни, к труду, теория давалась подчас вне связи с практикой, усилились элементы формализма и начетничества в преподавании и в знаниях учащихся. Эти теневые стороны в развитии советской школы тридцатых годов вызывали критические замечания Н. К. Крупской и ряда других педагогов.
Как бы суммируя многочисленные критические замечания по состоянию преподавания русского языка и литературы, математики, физики, химии и других предметов в 1932—1938 гг., Н. К. Крупская 14 декабря 1938 года говорила: «Не скажу, чтобы я была очень довольна школой. В школе слишком много внимания обращают на усвоение: как птенчики, разевают ребята рот, а учитель им все разжевывает и готовое в рот кладет. У ребят память хорошая, они вам такие цитаты приведут, которые взрослый и не запомнит сразу, они будут поражать родителей своими знаниями, а вот продумывать, самостоятельно по-настоящему работать — этому мы ребят в школе в достаточной степени не учим».
Эти предостережения Н. К. Крупской не были достаточно учтены в работе советской школы, и к концу тридцатых годов стал складываться известный отрыв обучения от жизни.
К концу второй пятилетки (1933—1937) в СССР в основном было построено социалистическое общество и страна вступила в новый период своего развития — период завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму. В марте 1939 года состоялся XVIII съезд ВКП(б), который подчеркнул решающее значение дела коммунистического воспитания трудящихся, преодоления пережитков капитализма в сознании людей.
Школа должна была осуществить широкую программу повышения уровня образования, воспитания коммунистической сознательности подрастающих поколений, и она настойчиво искала пути для сочетания подготовки учащихся к продолжению образования и к практической деятельности. Съезд утвердил основные задания третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. В области образования намечалось осуществление всеобщего среднего образования в городе и завершение всеобщего семилетнего образования в деревне и во всех национальных республиках. Количество учащихся в общеобразовательных школах в городах и рабочих поселках должно было увеличиться с 8,6 до 12,4 млн., а в сельских местностях — с 20,8 до 27,7 млн.
При значительном росте числа оканчивающих среднюю школу большинство из них должны были идти на практическую работу. Остро вставал в связи с этим вопрос о том, чтобы уже в средней школе молодежь получала некоторую подготовку к практической деятельности.
Вероломное нападение фашистской Германии на нашу страну нарушило мирный созидательный труд советского народа. Годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства — это ярчайшие страницы героической истории советского народа. И в эти годы Коммунистическая партия и Советское государство проявляли постоянную заботу о детях, о школе, об учителе.
В годы войны школа и органы народного образования прилагали огромные усилия к тому, чтобы, несмотря на трудности, обеспечить бесперебойную работу школ. Была организована эвакуация детского населения из районов возможных военных действий. Проведена большая работа по предупреждению детской беспризорности и безнадзорности, в замен учителей, ушедших в армию, подготовлены новые кадры, в школах организовано питание детей и т. д.
Школьники принимали самое активное участие в героическом труде народа по оказанию помощи фронту. Они работали на полях колхозов и совхозов, в школьных мастерских, в госпиталях и детских учреждениях. Учащиеся старших классов составляли значительную часть службы местной противовоздушной обороны. В восточных областях РСФСР, республиках Средней Азии и Казахстане радушно были приняты сотни тысяч школьников, эвакуированных из прибалтийских республик, с Украины, из Белоруссии и западных областей РСФСР.
Несмотря на трудности военного времени, в эти годы были осуществлены крупные преобразования в советской системе народного образования и в работе школы: начало обучения детей в школе с семилетнего возраста; создание семилетних и средних школ рабочей и сельской молодежи; введение пятибалльной системы оценки знаний учащихся, выпускных экзаменов по окончании начальной и семилетней школ и экзаменов на аттестат зрелости; награждение учащихся, отличившихся в учении, золотыми и серебряными медалями и т. д.
Великая Отечественная война ярко продемонстрировала преимущества советской системы воспитания. Воспитанники советской школы показали образцы подлинного героизма на фронте и в тылу. Но война принесла огромные разрушения и потери всему народному хозяйству СССР, в том числе и учреждениям народного образования. Немецко-фашистские захватчики на территории временно оккупированных ими районов сожгли, разрушили и разграбили 82 тыс. школ, в которых до войны обучалось 15 млн. учащихся. Народная забота о школе и огромное внимание к воспитанию и образованию подрастающих поколений со стороны Коммунистической партии и Советского государства позволили в кратчайший срок справиться с трудностями послевоенного периода. Еще в ходе войны по мере освобождения территорий, захваченных врагом, было восстановлено свыше 70 тыс. школ. В 1946—1950 гг. на средства государственного бюджета и на средства колхозов построено 18 538 школ.
По плану восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг. в 1950 году должны были работать 193 тыс. начальных, семилетних и средних школ с количеством учащихся 31,8 млн. Фактически в 1950/51 учебном году в СССР работало свыше 200 тыс. школ, в которых обучалось 33,3 млн. детей.
XIX съезд КПСС (1952) поставил задачу завершить в течение пятой пятилетки переход от семилетнего ко всеобщему среднему образованию (десятилетка) в столицах республик, городах республиканского подчинения, в областных, краевых и крупнейших промышленных центрах и подготовить условия для полного осуществления в следующей пятилетке всеобщего среднего образования (десятилетка) в остальных городах и в сельских местностях.
Это определило дальнейший быстрый рост сети средних школ и численности учащихся, особенно в старших классах. С 1950 по 1958 год число средних школ выросло более чем вдвое (с 15 тыс. до 30,7 тыс.), а количество учащихся в старших классах — более чем втрое (с 0,7 млн. до 2,2 млн.).
В пятидесятые годы школа продолжала совершенствовать подготовку молодежи к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения. Это было очень важно, так как в послевоенные годы проблема подготовки специалистов высшей и средней квалификации вновь стала одной из самых острых проблем социалистического строительства. Гигантские планы перестройки всего народного хозяйства, общественного быта и жизни советских людей на основе использования новейших достижений науки, техники и культуры требовали значительного расширения высшего и среднего специального образования. В 1945 году потребности народного хозяйства в специалистах были удовлетворены выпусками средних специальных учебных заведений всего на 1/6, а выпусками высших учебных заведений на 1/8.
Всего за 1945—1958 гг. высшие и средние специальные учебные ааведения подготовили более 7 млн. специалистов и за 1959—1966 гг. еще более 7 млн. В 1959 году 63% всех специалистов, занятых в народном хозяйстве, составляли выпускники вузов и техникумов 1946-1959 гг.
В связи с ростом потребности народного хозяйства в работниках массовых профессий, а также быстрым ростом количества выпускников средних школ, значительно превышающим плановые контингенты вузов, в середине пятидесятых годов вновь остро встал вопрос о подготовке оканчивающих среднюю школу не только к продолжению образования в вузах и техникумах, но и к практической деятельности, к производительному труду в промышленности и сельском хозяйстве.
XIX съезд КПСС в целях дальнейшего повышения воспитательной роли общеобразовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю школу, условий для свободного выбора профессий предложил приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническому обучению. Эта директива была конкретизирована в решениях XX съезда КПСС в 1956 году. В 1952—1958 гг. развернулась работа по изысканию наиболее рациональных путей трудовой и политехнической подготовки учащихся. Широкой известностью в то время пользовались старо-корсунская средняя школа № 15 Краснодарского края, сиверская средняя школа № 1 Ленинградской области, Максатихинская средняя школа Калининской области, Кутузовская семилетняя школа Московской области, Куплинская средняя школа Рязанской области, средняя школа № 10 Челябинска, средняя школа № 11 Калинина. Педагогические коллективы этих школ стремились обеспечить органическую связь политехнического и трудового обучения с изучением основ наук в школе, развить инициативу и самодеятельность учащихся, организовать активное участие их в общественно полезном труде. К этому периоду относится ряд важных исследований по вопросам политехнического образования. На основе этих исследований и передового опыта школ сложилась система трудовой и политехнической подготовки учащихся средней школы, основными элементами которой были: осуществление политехнического принципа в преподавании общеобразовательных предметов, уроки ручного труда в I—IV классах, практические занятия в учебных мастерских и на школьных учебно-опытных участках в V—VII классах, практикумы по машиноведению, электротехнике и основам сельского хозяйства в VIII—X классах. Наиболее распространенными стали практикумы по основам сельского хозяйства, по изучению автомобиля, трактора, электродвигателя, токарного станка, по выполнению несложных монтажных работ по электро- и радиотехнике. Проводились эти практикумы в тесной связи с изучением физики, химии, биологии и других учебных предметов. В школах широко практиковались экскурсии на производство, были введены производственная практика и теоретическое и практическое изучение специальных предметов в технических и сельскохозяйственных кружках. В этот период было положено начало созданию ученических производственных бригад в совхозах и колхозах.
Основной недостаток состоял в том, что складывающаяся система трудового и политехнического обучения стала достоянием лишь сравнительно небольшого числа передовых школ. В основной же массе средних школ трудовая и политехническая подготовка учащихся оставалась совершенно недостаточной.
Отрицательно сказывалось на школьной практике то, что, совершенно закономерно переключив ряд важных элементов трудовой и политехнической подготовки учащихся на внеклассные и внешкольные занятия (участие в производительном труде, производственная практика, изучение специальных предметов в технических и сельскохозяйственных кружках), учебный план школы не выделял необходимого для этих занятий времени, что порождало перегрузку учащихся.
Успехи советской школы в рассмотренный период бесспорны. Она подготовила миллионы образованных, культурных граждан, активных участников социалистического строительства, вырастила замечательные кадры выдающихся ученых, инженеров, конструкторов, чьи искания и творческий труд воплощены в таких исторических научно-технических победах, как искусственные спутники Земли, атомные электростанции, атомный ледокол, быстроходные реактивные пассажирские самолеты.
Советская школа сыграла решающую роль в осуществлении культурной революции, способствовала подъему культуры всех народов нашей многонациональной Родины, ею воспитано поколение молодежи, отдающей все свои силы и знания, способности и дарования великому делу строительства коммунизма. Успехи в развитии школы — одна из важнейших составных частей окончательной победы социализма в нашей стране.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.