Новым крупным шагом на пути развертывания строительства коммунизма было выполнение семилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1959—1965). Развитие советской школы в эти годы шло под знаком борьбы за выполнение закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958).
При относительной стабилизации сети общеобразовательных школ численность учащихся в них за годы семилетки выросла с 31 до 46 млн. человек. При этом почти удвоилось количество учащихся в V—VIII и IX—X классах средней школы. Если в 1958/59 учебном году в V—VIII классах было 10,6 млн. учащихся, то в 1964/65 учебном году их насчитывалось 19,7 млн. В старших (IX—XI) классах число учащихся за эти годы возросло с 3 млн. до 6,9 млн.
Одним из важных достижений советской школы, работающей над реализацией закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», явился значительный рост сети школ рабочей и сельской молодежи. Число учащихся в этих школах выросло с 1916 тыс. в 1958/59 учебном году до 4845 тыс. в 1965/66, причем так же, как в массовой школе, росли главным образом контингенты учащихся старших (IX—XI) классов. Вечерние, сменные и заочные школы составили важную часть всей системы народного образования. Их программы и методы обучения сложились с учетом возраста, жизненного и производственного опыта учащихся. В 1959—1965 гг. было достигнуто дальнейшее значительное повышение общеобразовательного уровня трудящихся, занятых физическим трудом, выросло число работников умственного труда. За семь лет число лиц, имеющих полное и неполное среднее образование, увеличилось среди рабочих промышленности с 45 до 58%, а среди колхозников с 23 до 31%. Число работников умственного труда за тот же период выросло почти на 5 млн.
Генеральная перспектива развития советской школы определена Программой КПСС, принятой XXII съездом партии. Одной из основных задач в этой перспективе является осуществление в течение ближайшего десятилетия (1960—1970) всеобщего обязательного среднего образования для всех детей школьного возраста.
Эта задача подтверждена директивами XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966—1970 гг. и постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (ноябрь 1966 года).
Для успешного решения этой задачи потребуются усилия всего народа. За пятилетие предстоит построить 22 тыс. новых школ, оборудовать их, при большинстве сельских школ построить ученические общежития, подготовить сотни тысяч новых учителей. В осуществлении задач всеобщего среднего образования наряду со средними общеобразовательными школами важную роль должны сыграть средние специальные учебные заведения. Техникумы и другие средние специальные учебные заведения всегда успешно сочетали среднее общее и среднее специальное образование. Они пользуются большой популярностью среди молодежи и, как правило, не испытывают недостатка в абитуриентах. К концу пятилетки прием в средние специальные учебные заведения намечено довести до 1 600 тыс. человек. Опыт показывает, что по многим специальностям среднее специальное образование в течение четырех лет на базе восьмилетки позволяет лучше профессионально подготовить специалиста средней квалификации, чем за два года на базе средней школы.
Частично задачи перехода к всеобщему среднему образованию будут решаться через вечерние (заочные, сменные) школы рабочей молодежи и профессионально-технические училища. По пятилетнему плану ежегодный прием в профессионально-технические училища намечается довести до 1,7—1,8 млн. человек.
Профессионально-технические училища, имеющие двух- и трехлетний срок обучения, изыскивают пути давать своим воспитанникам, кроме профессиональной подготовки, и общее образование, хотя бы в объеме одного-двух классов вечерней общеобразовательной школы, с тем чтобы по окончании училища их воспитанники могли завершить среднее образование в вечерней школе в более короткий срок.
Однако при самом широком использовании всех путей повышения уровня общего образования детей школьного возраста средняя школа остается основным каналом получения молодежью полного среднего образования. В нее будут поступать не менее 75% всех оканчивающих восьмилетнюю школу.
Большие и ответственные задачи стоят перед советской школой в области воспитательной работы. Основная масса советской молодежи растет и развивается как жизнерадостное, трудолюбивое, физически и нравственно здоровое поколение с высокоразвитым чувством общественного долга, с высокой ответственностью относится к судьбам народа и государства, достойно и успешно продолжает дело отцов и матерей, дело строительства коммунизма.
Новое на современном этапе коммунистического строительства заключается в том, что мы не можем довольствоваться правильным воспитанием «основной массы», а должны доходить до каждого ребенка, до каждого подростка, юноши и девушки и добиваться, чтобы к выполнению своего общественного долга были подготовлены все без исключения молодые люди.
В условиях реализации всеобщего среднего образования обогащается содержание воспитательной работы. Программа КПСС в воспитание коммунистической сознательности включает формирование научного мировоззрения, воспитание коммунистического отношения к труду, социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма, утверждение коммунистической морали, всестороннее и гармоническое развитие человеческой личности, всестороннее развитие индивидуальных склонностей и способностей. Воспитание коммунистической сознательности нашей молодежи является жизненной потребностью советского общества. Всего 30 лет тому назад мы боролись за всеобщее начальное обучение и за ликвидацию безграмотности, потому что неграмотный человек, по выражению В. И. Ленина, стоит вне политики. Формирование цельной и стройной системы научных взглядов тогда было привилегией интеллигенции. В настоящее время формирование мировоззрения начинается с младших классов средней школы и осуществляется в процессе изучения всех учебных дисциплин, как естественнонаучных, так и гуманитарных, на протяжении всего периода обучения в средней школе. Естественнонаучные дисциплины — математика, физика, химия — составляют фундамент научного мировоззрения. Достижения этих наук опровергают религиозные и идеалистические утверждения о существовании сверхъестественных сил, якобы управляющих природой и обществом. На занятиях по естественнонаучным дисциплинам учащиеся убеждаются в причинности явлений, отличают случайное от необходимого, видят взаимосвязь между явлениями, научаются мыслить и действовать в соответствии с данными науки.
В формировании коммунистического мировоззрения особая роль принадлежит гуманитарным дисциплинам, и прежде всего истории, литературе и обществоведению.
Изучение курса истории в школе призвано дать учащимся це лостное представление о развитии общества, подвести их к марксистско-ленинскому пониманию закономерностей смены общественно экономических формаций и поступательного движения человечеств; к высшей, коммунистической формации, сформировать у молодежи убеждение в неизбежности гибели капитализма и победы коммунизма, раскрыть роль народных масс как подлинных творцов истории, воспитать учащихся в духе коммунистической идейности, способствовать подготовке их к активной общественной деятельности.
Большую роль для формирования коммунистического мировоз зрения играет изучение художественной литературы. Воспитательное значение художественной литературы, писал М. Горький, огромно, потому что она действует одновременно и одинаково сильно на мысль и чувства.
Важнейшей задачей школы по воспитанию коммунистической сознательности учащихся является всемерное повышение идейного уровня преподавания основ наук, с тем чтобы в процессе овладения знаниями учащиеся овладевали идеями марксизма-ленинизма, коммунистической идеологией, учились понимать политику партии и бороться за ее претворение в жизнь.
Идейно-политическая сознательность и коммунистическое отношение к труду являются центральными задачами воспитательной работы, но они не охватывают всего многообразия потребностей человека, всех видов его деятельности и разносторонних интересов, всего богатства его отношения к миру и к людям.
Осуществление всеобщего среднего образования должно стать основой дальнейшего повышения общей культуры нашей молодежи, подготовки ее к систематическому самообразованию и самосовершенствованию. Сокращение продолжительности рабочего дня, введение двух выходных дней в неделю открывают для этого большие возможности, и развитие культурных потребностей молодежи становится на современном этапе одной из важнейших задач воспитания нового человека. «Партия,— указывается в Программе КПСС,— будет неустанно заботиться о расцвете литературы, искусства, культуры, о создании всех условий для наиболее полного проявления личных способностей каждого человека, об эстетическом воспитании всех трудящихся, формировании в народе высоких художественных вкусов и культурных навыков. Художественное начало еще более одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека».
Формирование культурных потребностей у подрастающего поколения должно вестись в двух направлениях: в направлении воспитания всей молодежи для активного участия в развитии всех сторон современной социалистической культуры и в направлении выявления и развития талантов молодежи для последующего их профессионального совершенствования. В этих целях школа осуществляет обучение всех детей пению, музыке, рисованию, организует специальные кружки и студии для детей, проявляющих повышенные успехи в занятиях искусством. Огромная роль в формировании у детей культурных потребностей принадлежит также внешкольным детским учреждениям.
В. И. Ленин неоднократно указывал, что в области культуры можно считать достижением только то, что прочно вошло в жизнь и быт, стало привычкой и выполняется без особых к тому побуждений. Поэтому в формировании культурных потребностей детей и молодежи огромное значение приобретают самостоятельное чтение учащихся, знакомство их с выдающимися произведениями искусства, систематические занятия спортом.
Важнейшей задачей школы по-прежнему является повышение качества знаний учащихся, совершенствование их подготовки к общественно полезному труду. «Применение науки, — записано в Программе КПСС, — становится решающим фактором могучего роста производительных сил общества. Развитие науки и внедрение ее достижений в народное хозяйство будет и в дальнейшем предметом особой заботы партии». Одним из основных направлений совершенствования образования в советской школе является преодоление образовавшегося несоответствия учебных планов и программ современному уровню наук и устранение перегрузки учащихся учебными занятиями.
Для решения этой чрезвычайно важной и сложной проблемы создана комиссия Академии наук СССР и Академии педагогических наук СССР, которой поручено проанализировать программы, учебники и ход преподавания основ наук в школе и подготовить предложения по их усовершенствованию, имея в виду переход к всеобщему среднему образованию, дальнейшее укрепление связи обучения с жизнью, более полное отражение в школьном образовании современных достижений науки, техники, культуры, преодоление перегрузки учащихся обязательными занятиями и расширение занятий по выбору учащихся в соответствии с их интересами и способностями.
Комиссия провела большую аналитическую работу, привлекла к обсуждению и работе над новыми учебными планами и программами крупнейших ученых всех отраслей знаний. Подготовленные ею проекты нового учебного плана и программ постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной шкоды» (1966) рекомендованы министерствам просвещения союзных республик в качестве основы для составления новых учебных планов и программ.
Наиболее серьезное изменение в структуре и построении курса средней школы заключается в переходе с четырехлетнего на трехлетний курс начального обучения. Это связано с изменением роли начального обучения в общей системе народного образования.
Когда образование большинства населения ограничивалось подчас начальной школой, наше общество было заинтересовано в возможно более широком и продолжительном курсе обучения в ней. В свое время мы имели, например, пятилетнюю начальную школу и в ней изучались, кроме родного языка и арифметики, история, география, литература, естествознание, элементы алгебры, физики, химии. В условиях всеобщего восьмилетнего и тем более десятилетнего образования излишне растянутый курс начального обучения неизбежно приводит к повторениям одного и того же материала на смежных ступенях обучения. По родному языку и математике сложились в пределах первых шести лет обучения три концентра (I—II, III—IV, V—VI классы). Это ведет к большим потерям учебного времени и снижает интерес школьников к учению.
Переход на трехлетний курс начального обучения означает присоединение IV класса в программно-методическом отношении к V— VIII классам, что увеличивает общее время на изучение систематических курсов основ наук больше чем на 500 часов. Это позволяет в типовом учебном плане увеличить время на изучение систематических курсов русского языка с 16 до 21 и математики с 35 до 40 недельных часов при сокращении общего количества недельных часов в курсе средней школы.
Изменения в структуре начальной школы обосновываются результатами широких экспериментальных исследований в лабораториях Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, М. А. Мельникова, Н. С. Рождественского, С. М. Языкова и на опыте сотен передовых учителей.
Эксперимент проводился в течение 6—8 лет и строился на основе более широкого использования в начальном обучении обобщенных знаний, более высоких темпов изучения программного материала и применения эффективных способов активизации мыслительной деятельности младших школьников. Экспериментально доказано, что программа начального обучения может быть выполнена не за четыре, а за три года и что учащиеся IV класса достаточно подготовлены к изучению систематических курсов родного языка и математики. Целесообразность такой перестройки системы обучения подтверждена XVIII Международным конгрессом психологов, состоявшимся в Москве в 1966 году. Ученые из многих стран мира единодушно отмечали более высокие познавательные возможности детей младшего школьного возраста, указывали на необходимость построения учебных программ и учебников для начальной школы с учетом данных современной педагогики и психологии.
Изучение систематических курсов основ наук с IV класса под руководством учителей-предметников сравнительно легко организовать в восьмилетних и средних школах, где обучается свыше 80% всех детей десяти-, одиннадцатилетнего возраста. Однако в сельских школах и в ряде школ национальных республик, где дети недостаточно владеют русским языком, но по желанию родителей поступают в школы с обучением на русском языке, потребуется система специальных мер по подготовке детей к обучению в начальной школе, таких, как расширение программы обучения в детских садах, организация подготовительных групп при школах и др.
Специальные меры потребуются и для перехода к изучению систематических курсов основ наук в IV классах малокомплектных начальных школ. В большинстве таких школ преподавание всех предметов должен будет вести один, в лучшем случае, два учителя. Очевидно, что при этих условиях необходимо специализировать для работы с IV классом наиболее подготовленного учителя. Для того чтобы выяснить все возможные формы организации занятий в сельских малокомплектных школах, в 1966/67 учебном году организовано преподавание по новому учебному плану в школах трех районов Владимирской, Ленинградской и Свердловской областей.
Типовой учебный план в основном сохраняет сложившееся в практике работы советской школы соотношение гуманитарного и естественнонаучного образования. В ходе обсуждения проблем содержания образования были попытки сократить в учебном плане удельный вес предметов гуманитарного цикла (родной и русский языки, литература, история, обществоведение и экономическая география), сторонники этого пути не получили поддержки широкой педагогической общественности, гуманитарные предметы занимают в типовом учебном плане 40% всего учебного времени против 37% по учебному плану 1959 года. В национальных школах союзных республик и автономных республик и областей РСФСР этот процент возрастает до 47.
Подготовка культурных, вполне грамотных людей, хорошо владеющих русским, а в национальных школах родным и русским языками, является одной из важнейших задач школы. Особенно велико воспитательное значение изучения литературы.
Комиссия вынуждена была несколько сократить количество занятий по иностранному языку. Но этот недостаток компенсируется для значительной части учащихся факультативными занятиями и занятиями по выбору.
Вторую группу гуманитарных предметов составляют история, обществоведение, экономическая география СССР и экономическая география зарубежных стран. Эти предметы представлены в типовом учебном плане в том же объеме, какой они имели в одиннадцатилетней школе. На историю в новом учебном плане отведено времени на 2 часа в неделю меньше. Фактически же этот курс будет изучаться подробнее и основательнее. По действующему плану история СССР и сведения по всеобщей истории нового и новейшего времени изучались дважды. Новые программы по истории строятся по линейному принципу, что ликвидирует повторения и экономит время.
Сохранен и несколько увеличен удельный вес учебных предметов естественно-математического цикла (до 35,6% общего объема учебного времени вместо 30% по учебному плану 1959 года).
Как следует из приведенных таблиц, на преподавание математики, физики, химии, биологии в советской школе выделяется вполне достаточное количество часов, и это составляет сильную сторону нового учебного плана.
Слабой стороной учебного плана современной советской школы продолжает оставаться недостаток времени на занятия изобразительным искусством, музыкой и физической культурой. Этот недостаток частично будут восполнять занятия по выбору, работа в кружках, занятия с детьми во внешкольных учреждениях. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (1966) в штаты средних школ введена должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми (на правах заместителя директора школы).
В типовом учебном плане по-новому решается вопрос о трудовой и политехнической подготовке учащихся. Основное направление ее дальнейшего совершенствования — соответствие возрастающему уровню развития науки и техники и учет разносторонних потребностей общества, способностей и желаний учащихся.
Содержание и характер трудовой и политехнической подготовки в типовом учебном плане определяется с учетом условий работы школы в современных условиях и перспектив ее дальнейшего развития как школы, готовящей подрастающее поколение как к умственному, так и к физическому труду.
Таковы важнейшие черты нового учебного плана, который рекомендован в качестве основы для совершенствования содержания образования в средней школе.
Вторым важным документом, определяющим содержание образования в школе, является учебная программа. В дискуссиях о содержании образования, которые активно велись в последние годы, наибольшие споры разгорались вокруг следующих вопросов: 1. Каким должно быть отношение между основными положениями классической науки, под влиянием которых складывалось традиционное содержание школьного образования, и современными научными воззрениями?
2. Как должны отразиться на характере школьного образования современные темпы научно-технического прогресса и огромный рост объема научной информации?
3. Какие выводы следуют из того факта, что основное направление развития науки характеризуется ее проникновением в познание все более и более глубинных закономерностей строения вещества, механизмов физических, химических, биологических и других процессов, изучение которых недоступно наглядному представлению и непосредственному чувственному опыту, а опирается на сложные абстракции и теоретические положения?
4. Какие меры должны быть приняты для того, чтобы при все более и более полном охвате подрастающих поколений обучением в старших классах курс средней школы был общедоступным и вместе с тем обеспечивал повышение уровня образования и воспитания оканчивающих среднюю школу?
В ходе обсуждения этих вопросов были отклонены предложения, вытекающие из противопоставления классической науки и современных научных знаний. Такое противопоставление является необоснованным прежде всего с научной точки зрения. Современные научные знания, уточняя многие прежние представления, сами связаны с развитием этих представлений и без последних не могут быть поняты. Поэтому основы наук, изучаемые в школе, должны включать в себя на доступном для понимания детей уровне основные положения классической и современной науки. Там, где это необходимо, указываются границы применимости положений классической науки. Весь материал школьных курсов преподается в свете современных научных воззрений.
Основным направлением изменений, внесенных в программы средней школы в целях приведения их в соответствие с современным уровнем научных знаний, является определение в каждой предмете ведущих идей, отражающих основные тенденции развитие данной области знаний и одновременно доступных для усвоения детьми соответствующего возраста. В математике, например, таковыми были признаны идея преодоления разрыва между арифметикой и алгеброй, идея более последовательного осуществления функционального подхода к изучению материала и идея усиления внимания к овладению понятиями и методами, имеющими наибольшее значение в естествознании и технике (метод координат, производная, интеграл, ознакомление с началами теории вероятности). В основу школьного курса физики положены теории молекулярного и атомного строения вещества, молекулярно-кинетическая и электронная теории.
В курсе химии предусматривается более полное изучение периодической системы элементов и вопросов химической связи. В курсе органической химии, построенном на основе классической теории химического строения веществ А. М. Бутлерова, шире используются представления о пространственном строении молекул и об электронной природе химических связей для характеристики механизмов изучаемых химических реакций.
Коренным образом изменено научное направление курса биологии. В соответствии с достижениями современной биологии на клеточном и молекулярном уровнях в курс общей биологии введены молекулярные основы генетики и селекции, современное учение о структуре и функциях клетки, восстановлено правильное изложение эволюционного учения Ч. Дарвина, усилены элементы эволюционного учения, экологии, гистологии и физиологии в курсах ботаники, зоологии и др.
В новых программах существенные изменения внесены в соотношение теоретического и описательного материала и в распределение теоретического материала по ступеням обучения. Действующие программы имели в этом отношении серьезные недостатки. В начальной школе они были перегружены тренировочными упражнениями; в V—VIII классах — описательным и справочным материалом, требующим заучивания без необходимого теоретического осмысливания и систематизации. Теоретический материал основ наук был сконцентрирован в двух последних классах и вследствие этого изучался поспешно и недостаточно основательно.
О ближайших перспективах дальнейшего роста теоретических знаний можно судить по тем областям наук, в которых в ближайшие годы ожидаются наибольшие сдвиги. Президент Академии наук СССР М. В. Келдыш называет четыре таких направления. Первое — физика элементарных частиц, атомного ядра и твердого тела. Второе — изучение Вселенной. Это направление, по мнению академика Келдыша, имеет чрезвычайно большое значение, поскольку через изучение явлений, происходящих за пределами Земли, часто удается глубже познать процессы, происходящие на Земле (например, термоядерная реакция была впервые открыта на Солнце). Третье направление — кибернетика, вычислительная техника и теория систем автоматического управления. Четвертое направление, в котором, по мнению ученых всего мира, мы стоим на пороге крупнейших открытий, — биология, и прежде всего молекулярная биология.
Эти четыре центральных направления в развитии науки, по выражению М. В. Келдыша, «как бы окрашивают все развитие науки XX столетия».
Усиление роли теоретических знаний, связанное с проникновением науки в познание глубинных закономерностей природы, требует соответствующих уточнений в школьном изучении основ наук. Решая эту проблему, педагогика столкнулась с противоречием между характером требующихся изменений в содержании изучаемого материала и психологией познавательной деятельности детей: усилению в программах удельного веса обобщенных знаний и теоретических построений противоречит специфичность познавательной деятельности детей, которая строилась и будет строиться в дальнейшем на базе чувственного опыта, лишь постепенно поднимаясь до овладения обобщенными знаниями и теоретическими построениями.
Некоторые педагоги, принимая во внимание только психологию познавательной деятельности учащихся, игнорируют необходимость изменений в характере изучаемого материала, рекомендуя следовать «золотому правилу дидактики» в том виде, как оно было сформулировано Я. А. Коменским более 350 лет тому назад. Из этой их позиции вытекает преобладание описательного материала в школьном образовании.
Другая крайность проявляется в попытках механически переносить логику и характер современных научных знаний в процесс обучения даже младших школьников. Так возникла, например, идея «алгебры с I класса», линейного построения программ средней школы с I по X класс, замены изучения основ наук усвоением «особых образований» для овладения различными видами познавательной деятельности, замены экспериментальных и опытных курсов биологии, физики, химии соответствующими теоретическими курсами и т. д. Сторонники этих предложений традиционную дидактику считают «вульгарным сенсуализмом» и настаивают на коренной ломке системы школьного обучения. Сторонники этой тенденции не учитывают возрастных возможностей детей, явно их завышают.
В новых программах сохраняется курс русского языка, как по преимуществу практический, с задачей развития речи и мышления учащихся в качестве главного стержня. Курс литературы построен на основе чтения и изучения доступных для детей соответствующего возраста художественных произведений, главным образом с целью нравственного и эстетического воспитания школьников и формирования их мировоззрения. Программы по истории и географии предусматривают подробное описание изучаемых явлений и одновременное усиление внимания к их научному объяснению и теоретическому осмысливанию. Начало изучения математики предусматривает формирование понятий о натуральном числе и овладение арифметическими действиями с конкретными множествами на основе практических представлений, измерений и изучения различных величин. Программы курсов физики, химии, биологии предусматривают широкое использование демонстраций, лабораторных и практических работ.
Сохраняя в существе сложившийся характер основ наук, новые программы вместе с тем предусматривают изучение их на более высоком уровне обобщений, усиление логической обработки и теоретического объяснения материала, более раннее, чем это сложилось в практике работы школы, использование дедуктивного метода, усиление внимания к развитию самостоятельного мышления учащихся. Повышение научного уровня преподавания основ наук достигается усилением объясняющего момента в обучении и соответственным сокращением справочного и информационного материала, требующего заучивания (конечно, без нарушения правильного соотношения фактов и выводов). Запоминание формул, правил, числовых показателей, кроме тех из них, которые необходимы для повседневного использования, в значительной мере заменяется развитием умений пользоваться справочниками.
Одним из путей повышения научно-теоретического уровня школьного образования является более правильное распределение теоретического материала по ступеням обучения. В правильно построенном учебном предмете теоретический материал является не только частью материала, подлежащего изучению, но он, как принято говорить, «работает» при изучении последующего. Так, изучение периодического закона Д. И. Менделеева составляет важнейший раздел общей и неорганической химии, но, кроме того, его усвоение дает возможность изучать все последующие разделы курса на более высоком научном уровне. Поэтому важно возможно более раннее изучение теоретических вопросов учебного предмета (конечно, с учетом подготовки и уровня развития учащихся). В проектах новых программ эта цель достигается включением элементарных обобщений в программу начального обучения (I—III классы), началом изучения систематических курсов русского языка и математики с IV, а не с V класса, перенесением части теоретического материала по многим предметам из старших классов в средние. Изучение отрицательных чисел, алгебры и геометрии начинается теперь не в VI, а в IV классе; изучение показательной и логарифмической функций — не в IX, а в VIII классе, а производной — не в X, а в IX классе; изучение периодической системы элементов Д. И. Менделеева, периодического закона и учения о строении вещества — не в IX, а в VIII классе. Систематические курсы литературы, истории, физики школьники начинают изучать на один-два года раньше, чем до сих пор.
Переход на новые учебные планы и программы, начатый в 1966/67 учебном году, будет происходить планомерно, причем предполагается в основном завершить его не позднее 1970/71 учебного года. В соответствии с этим организована подготовка стабильных учебников, соответствующих новому содержанию образования, разработка системы научного оборудования и пособий для учителя.
Повышение научно-теоретического уровня преподавания в средней школе полностью распространяется на трудовую и политехническую подготовку учащихся. Директивы XXIII съезда КПСС и постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (1966) определяют, что советская школа и впредь должна развиваться как общеобразовательная, трудовая, политехническая. Образование в ней наряду с прочным усвоением основ наук и формированием высокой коммунистической сознательности должно знакомить учащихся в теории и на практике со всеми главными отраслями производства, готовить к жизни, к сознательному выбору профессии.
Восьмилетняя школа располагает значительным опытом по вооружению учащихся простейшими техническими знаниями и умениями. Практиковавшееся в последние годы производственное обучение учащихся старших классов во многих школах строилось вне органической связи с изучением основ наук, носило узкопрактический характер, недостаточно учитывало способности и желания учащихся и потребности общества в работниках тех или иных специальностей.
В новых программах трудовой и политехнической подготовки предусматривается более тесная связь с изучением основ наук и основными тенденциями развития современного производства, а также указывается на необходимость учитывать желания и способности учащихся.
Для подготовки молодежи к жизни, к труду большое значение имеет преодоление элементов формализма в знаниях учащихся, формирование умений применять их на практике. Такая связь обучения с жизнью соответствует перспективам социального, научно-технического и культурного развития нашего общества.
В осуществлении задач политехнического образования решающая роль принадлежит ознакомлению учащихся с главными отраслями производства в процессе изучения основ наук: физики, химии, биологии, математики, черчения. Попытки решать эту задачу путем создания особого курса основ современного производства не дали пока положительных результатов, и поэтому коренные вопросы техники и технологии производств входят в программы по общеобразовательным предметам. Так, программа по физике предусматривает изучение тепловых двигателей (двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, реактивный двигатель), вопросов производства, передачи и использования электроэнергии, ознакомление с принципиальным устройством и работой гидравлических, тепловых и атомных электростанций, со средствами связи (телеграф, телефон, радио, телевидение).
Значительное место в курсе физики отводится изучению вопросов электроники и автоматики: различных видов реле, электронных ламп, электроннолучевой трубки, полупроводниковых приборов, фотоэлементов.
Программа предусматривает далее ознакомление учащихся с измерительной техникой. Учащиеся в ходе практикумов изучают электроизмерительные приборы, знакомятся с устройством важнейших оптических приборов (микроскоп, телескоп, спектроскоп), счетчиком ионизирующих частиц, рентгеновской трубкой, с применением метода меченых атомов в современной промышленности, сельскохозяйственном производстве, медицине. Программа включает также специальные обзорные лекции на тему «Физика и технический прогресс».
Совокупность всех этих знаний и сведений даст учащимся возможность ориентироваться в научных основах энергетической промышленности, связи, машиностроения, транспорта, в вопросах автоматизации и механизации производственных процессов.
В программе по химии усилены теоретические разделы, составляющие основу понимания производственных химико-технологических процессов. К таким разделам относятся, например, «Учение о строении вещества» и «Учение о закономерностях течения химических реакций». В разделе о закономерностях реакций предусматривается более обстоятельное рассмотрение вопросов скорости реакций, химического равновесия, управления течением реакций в производственных условиях. Весь этот комплекс вопросов изучается на более ранней стадии (в VIII классе), с тем чтобы при последующем ознакомлении с отдельными производствами можно было опираться на прочный фундамент теоретических знаний.
При изучении химических производств акцент перенесен с описательного ознакомления с отдельными производствами и их технологическими схемами на выявление общих научных принципов производства, на формирование общих понятий о химическом производстве. В целях усиления практической подготовки учащихся точно определен перечень лабораторных умений и навыков, а также типов химических задач, которыми должны овладеть учащиеся на каждом году изучения химии, расширен круг опытов, которые они должны выполнить, более строго, с точки зрения доступности, отобраны виды практических работ.
Программы по биологическим дисциплинам предусматривают ознакомление учащихся с биологическими основами растениеводства, животноводства, медицины. В процессе школьного курса биологии учащиеся приобретают навыки работы с лупой и микроскопом, приготовления простейших препаратов, работы с определителями, проведения анализов семян на засоренность, всхожесть и т. д. Они получают представление о порядке постановки опытов с растениями и животными и обработке полученных результатов.
В программе по математике дальнейшее развитие получила идея функциональной зависимости и ее графического представления, введены элементы дифференциального исчисления. При изучении всех видов функций предусматривается более широкое привлечение примеров из области естественных наук и техники. Это позволит с большей глубиной раскрыть значение математики как одного из важнейших орудий исследования явлений природы, техники и практического расчета, сформировать у учащихся важные математические навыки (владение графиками и графическими методами решения задач, методами приближенных вычислений, пользование логарифмической линейкой и др.), необходимые для изучения естественных наук, вопросов техники, а также для работы на производстве.
Программа по черчению предусматривает знакомство учащихся с основами технического черчения, формирование у них первоначальных умений выполнять и читать чертежи, наглядно изображать несложные детали и их соединения. В курс черчения введена новая обобщающая тема — «Применение чертежа в различных областях народного хозяйства».
Программы по основам наук предусматривают показ учебных и научно-популярных кинофильмов и проведение производственных экскурсий.
Общеобразовательные предметы, построенные в определенной логике общеобразовательных знаний, не могут, однако, дать системы технических и технологических знаний и практических умений в обращении с широко используемыми в производстве орудиями труда и техническими устройствами. Для решения этой задачи в учебный план средней школы включен специальный предмет — трудовое обучение. Этот курс разделяется на три ступени: уроки ручного труда в I—III классах, трудовое обучение в IV—VIII классах и трудовое обучение в IX—X классах. Трудовое обучение на первых двух ступенях носит сравнительно элементарный характер и имеет своей задачей дать учащимся первоначальные технические, сельскохозяйственные и хозяйственно-бытовые трудовые умения и навыки и необходимые для их сознательного выполнения технологические и технические знания. Оно проводится, как правило, в школьных мастерских и кабинетах, а также на пришкольных сельскохозяйственных участках. Трудовое обучение в IX—X классах носит характер углубленного изучения на широкой общенаучной и политехнической основе техники и технологии в определенной области труда на уровне допрофессиональной подготовки и организуется как научно-технические практикумы с использованием как школьных мастерских и лабораторий, так и близко расположенных предприятий.
Обязательными требованиями к постановке научно-технических практикумов являются их органическая связь с общеобразовательными учебными предметами — физикой, химией, биологией — и по преимуществу практический характер подготовки к трудовой деятельности.
В зависимости от условий работы школы педагогический совет предлагает учащимся IX и X классов на выбор один из следующих практикумов: техническое черчение, изучение автомобиля или трактора, электротехника, радиотехника, химическая технология, механическая технология, растениеводство, животноводство и др.
Важным направлением трудовой и политехнической подготовки учащихся является организация общественно полезного труда учащихся. Программами средней школы предусматривается, чтобы практические занятия учащихся в мастерских, на пришкольных сельскохозяйственных участках и производственная практика учащихся девятых классов носили, как правило, общественно полезный характер. Кроме того, школа стимулирует развитие инициативы пионеров и комсомольцев по организации общественно полезного труда школьников во внеурочное время (работы по охране природы, по благоустройству школьной усадьбы, села или поселка, охрана памятников культуры и боевой славы народа, участие в сельскохозяйственных работах, работа юных натуралистов, детское техническое творчество и т. д.).
Изменение содержания и характера общего и политехнического образования и трудового обучения учащихся предполагает существенные изменения в организации и методах обучения. Значительное повышение научно-теоретического уровня преподавания в средней школе должно послужить средством усиления умственного развития учащихся, прежде всего их способности вскрывать причинно-следственные связи, объяснять явления, систематизировать знания, критически анализировать и проверять научные положения примерами и фактами. Эти возможности могут быть полностью реализованы в том случае, если усвоение теоретического материала сопровождается развитием самостоятельной мысли ученика, проблемным, а не догматическим изложением материала учителем, расширением самостоятельной работы учащихся с книгой, справочником, выполнением творческих практических заданий.
В работе по новым программам совершенно необходимыми становятся технические средства обучения (кинофрагменты, диафильмы, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура). Без этих пособий программа по таким предметам, как физика, химия, биология, иностранные языки, не может быть выполнена.
Значительное место в совершенствовании содержания, организации и методов обучения в советской школе будут занимать факультативные курсы, специальные классы и школы. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего совершенствования работы средней общеобразовательной школы» (1966) для углубления знаний и развития разносторонних интересов и способностей учащихся предусматривается проведение начиная с VII класса факультативных занятий по учебным предметам по выбору учащихся, а также создание некоторого количества средних школ и классов с углубленным теоретическим и практическим изучением в старших классах математики и вычислительной техники, физики и радиоэлектроники, химии и химической технологии, биологии и агробиологии, гуманитарных предметов.
Факультативные занятия по выбору учащихся и занятия в специальных классах и школах являются одной из гибких форм более полного отражения в школьном образовании современных достижений науки, техники и культуры и учета местных особенностей каждой школы, когда дополнения и изменения вносятся в содержание образования без изменения учебного плана, программ и учебников основного курса средней школы. Изучение учебных предметов по выбору в соответствии с желаниями и способностями учащихся значительно повышает эффективность учебных занятий, формирует у школьников умение пополнять свои знания по собственной инициативе. Эта особенность занятий по выбору является важным средством дальнейшего развития интереса школьников к науке, готовит молодежь к самообразованию по окончании школы. Опыт 444-й и 710-й школ Москвы, 157-й школы Ленинграда и некоторых других школ, в течение ряда лет осуществляющих дифференцированное обучение в старших классах, убедительно доказывает целесообразность такой организации учебного процесса.
По типовому учебному плану на факультативные занятия отводится: в VII классе — 2, в VIII классе — 4, в IX и X классах — по 6 часов в неделю. Факультативные занятия вводятся с 1967/68 учебного года и будут проводиться по программам двух видов: а) дополнительные главы и вопросы к систематическим курсам основ наук, изучаемые параллельно с занятиями по основному учебному плану;
б) специальные курсы, развивающие отдельные разделы систематических курсов основ наук.
Дополнительные главы и вопросы к систематическим курсам основ наук на факультативных занятиях изучаются с целью углубления знаний учащихся по данному предмету, совершенствования их практических умений и навыков, развития интересов и способностей. В дополнительные главы факультативных курсов ближайших лет включаются вопросы, вошедшие в проекты новых программ, но не изучаемые в школе в настоящее время.
Программа основного курса и дополнительные главы вместе образуют программу повышенного уровня по данному предмету. Программы повышенного уровня вводятся по всем общеобразовательным предметам, изучаемым в старших классах средней школы.
Факультативные занятия в советской школе принципиально отличаются от системы занятий в буржуазной школе, построенной на данных измерения одаренности учащихся. У нас не практикуются такие измерения. Каждому ученику предоставляется право изучать факультативно тот или иной предмет по программе повышенного уровня. При этом факультативные курсы в советской школе строятся на базе достаточно высокого уровня, обязательного для всех учащихся образования. Именно в соответствии с этим уровнем определяется содержание приемных экзаменов в высшие учебные заведения любого профиля (кроме музыкальных и художественно-графических факультетов).
Проекты программ курсов составлены применительно к условиям, когда факультативные занятия проводятся одним из учителей данного предмета по основному учебному плану, а дополнительный материал изучается синхронно с прохождением основного курса. В тех случаях, когда факультативные занятия по курсу «Дополнительные главы и вопросы...» ведутся другим учителем или тем же учителем, что и занятия по основному учебному плану, но синхронно не связаны с последними (проводятся в следующем полугодии или даже классе), курс «Дополнительные главы и вопросы...» оформляется в самостоятельный специальный курс. Например, в принятых проектах программ факультативных занятий дополнительные главы и вопросы по курсу физики оформлены в специальные курсы: законы сохранения в механике (VIII класс), избранные главы молекулярной физики (IX класс), физические основы электроники (X класс), строение и свойства вещества (IX—X классы).
Специальные курсы служат дальнейшему углублению знаний учащихся по основам наук и формированию умений применять их на практике. Они представляют собой развернутое и углубленное изучение отдельных разделов или проблем того или иного курса основ наук или его общее дальнейшее развитие.
Педагогический совет школы может объявлять специальные курсы, предложенные учителями данной школы или приглашенными для ведения этих курсов специалистами. При этом в системе факультативных курсов должно учитываться общее направление развития советской школы как школы общеобразовательной, трудовой и политехнической.
Недопустимо использование факультативных занятий для подготовки к вступительным экзаменам в вузы и техникумы, превращение факультативных занятий в дополнительные занятия по материалу основного учебного плана, узкая специализация учащихся, когда в угоду «любимым» предметам забрасывают учебные предметы основного учебного плана.
Все программы факультативных занятий носят примерный характер. Конкретное содержание по тому или иному предмету определяется учителем, которому поручаются факультативные занятия, и утверждается педагогическим советом школы. В тех случаях, когда на тот или иной факультативный курс или при комплектовании специального класса число желающих превышает число мест, преимущество отдается тем, кто по данному и смежным с ним предметам имеет за предшествующий класс более высокую оценку успеваемости.
Специальные классы и школы по математике, физике, химии, биологии и гуманитарным предметам открываются в каждом отдельном случае по решению министерства просвещения (народного образования) союзной республики.
Классы открываются, как правило, в многокомплектных средних школах, располагающих всеми условиями, необходимыми для организации факультативных курсов, и, кроме того, устойчивым контингентом учащихся, желающих углубленно теоретически и практически изучать тот или иной предмет. Специальные школы открываются при наличии тех же условий в крупных населенных пунктах, имеющих большое количество средних школ.
По ряду предметов специальные классы и школы могут иметь ряд отделений. Например, по физике: физика и радиоэлектроника, физика и электроника, физика и автоматика с вычислительной техникой; по биологии: физиология растений и растениеводство, физиология животных и животноводство, микробиология; по химии: химия и химическая технология, химия и агрохимия; по гуманитарным предметам: английский, французский или немецкий язык.
Специальные классы и школы, как правило, устанавливают связь с предприятиями, научно-исследовательскими учреждениями или высшими учебными заведениями соответствующего профиля.
Углубленное изучение основ наук в специальных классах и школах носит тот же характер, что и на факультативных занятиях, но в них профилирующие дисциплины основного учебного плана, часы на факультативные занятия и часы на трудовое обучение объединяются в специальный цикл, который является обязательным. В соответствии с этим право выбора в специальных классах и школах учащимися реализуется как право выбора класса или школы, а не учебного предмета. Все меры по совершенствованию содержания образования в средней школе рассчитаны на то, чтобы переход к всеобщему среднему образованию, который будет в основном завершен к 1970 году, означал бы не только полный охват обучением в средней школе всех детей школьного возраста, но и новый крупный шаг в повышении уровня образования и воспитания оканчивающих среднюю школу.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.