Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Разработка принципиальных основ советской школы


"Народное образование в СССР". Под ред. М. А. Прокофьева и др.
Издательство "Просвещение", М., 1967 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Великая Октябрьская социалистическая революция в России коренным образом изменила характер общеобразовательной школы.
Общее и политехническое образование всех детей обоего пола до 17 лет, провозглашенное в первых же документах Советского государства и Коммунистической партии по вопросам образования, имело принципиальное значение для всестороннего развития подрастающих поколений, повышения роли общего образования молодежи в развитии народного хозяйства, социалистических общественных отношений и культуры, для превращения науки и культуры в общенародное достояние.
Для детей школьного возраста общеобразовательная школа представляет собой единственную возможность обнаружить и развить их задатки и способности. Настаивая на общем и политехническом образовании всех детей до 17 лет, А. В. Луначарский писал в 1919 году, что было бы искажением всех принципов социализма, который ограждает личность, который стремится к созданию многогранного человека, сделать хотя бы и в государственных потребностях тех или других детей обреченными на специальность без всякого внимания к их естественным склонностям, которые могут проявиться только позднее.
Школа должна дать ребенку и подростку до 17 лет широкое образование, которое откроет перед ними все дороги к последующему образованию и к практической деятельности в соответствии с их желаниями и способностями.
Позднее, в начале 1921 года, когда в обстановке хозяйственной разрухи страна была вынуждена временно понизить возраст перехода от общего и политехнического образования к профессионально-политехническому с 17 до 15 лет, кое-кто предпринял попытки принципиально «обосновать» такое понижение возраста якобы интересами пролетариата.
В. И. Ленин характеризовал эти попытки как сплошной вздор и настаивал на том, чтобы партия рассматривала понижение возраста общего образования исключительно как практическую необходимость, как временную меру, вызванную нищетой и разорением страны в результате войн, навязанных нам Антантой.
Коммунистическая партия и Советское государство настойчиво и последовательно боролись за всеобщее обязательное начальное обучение и осуществили его в 1932 году, за всеобщее обязательное неполное среднее образование и осуществили его в 1952 году в объеме семилетней и в 1962 году в объеме восьмилетней школы.
В настоящее время широким фронтом идет подготовка перехода к всеобщему полному среднему образованию, которое в основном будет осуществлено к 1970 году.
Охват детей соответствующего возраста обучением в старших классах средней школы до 1932 года (до реорганизации семилетних школ в десятилетние) был незначительным — 3% окончивших семилетнюю школу. Накануне войны он достиг 40% и в настоящее время достигает в различных союзных республиках 60—80%.
В осуществлении общего и политехнического образования всех детей до семнадцатилетнего возраста находит свое проявление гуманизм советской системы воспитания и образования, когда не только декларируется право каждого человека на развитие своих задатков и способностей, но и создаются реальные условия для его фактического осуществления.
Развитие общеобразовательной школы на всех этапах социалистического строительства имело огромное народнохозяйственное значение.
Перед Советским государством с первого дня его существования встала задача организации промышленного и сельскохозяйственного производства на основе использования новейших достижений науки и техники. Эту задачу нельзя было решать с неграмотным народом. В. И. Ленин указывал, что для ее решения мало и одной простой грамотности, что создать коммунистическое общество можно только на основе современного образования.
А. В. Луначарский особо подчеркивает остроту потребностей Советского государства в специалистах. «Количество инженеров, — говорил он, — у нас ничтожно, и не на всех можно притом полагаться. Количество людей с средним техническим образованием до отчаяния недостаточно...»
Партия и государство призвали народ к овладению знаниями и добились в этом замечательных результатов. В настоящее время на одну тысячу работающего населения нашей страны приходится более 560 человек с высшим и средним (полным и неполным) образованием. Различными видами обучения охвачено свыше 72 млн. человек. Основой всей системы народного образования является средняя общеобразовательная школа.
Глубочайшие изменения произошли после Великой Октябрьской социалистической революции в общественном образовании трудящихся и воспитании подрастающих поколений.
Буржуазное общество держится на подавлении политической активности широких народных масс. В этих целях буржуазная педагогика всячески рекламирует аполитичность образования. Но аполитичность это тоже политика — политика эксплуататорских классов, борющихся за сохранение своего господства.
Социалистическое государство возникает и развивается в результате революционного творчества народных масс и заинтересовано в развитии их сознательности и инициативы. В работе «Государство и революция» В. И. Ленин писал, что «только с социализма начнется быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни».
В последующие годы, говоря о преобразовательной деятельности партии и государства, В. И. Ленин неоднократно указывал, что чем глубже преобразование, которое мы хотим произвести, тем больше надо поднять интерес к нему и сознательное отношение, убедить в необходимости этих преобразований новые и новые миллионы и десятки миллионов людей. Это положение В. И. Ленин считал одним из самых глубоких положений марксизма, в то же время являющимся самым простым и понятным.
Подготовка подрастающих поколений сознательными и активными участниками общественного развития предполагает глубокое усвоение ими идей коммунизма, опирающихся на все достижения человеческой культуры.
Для этого требовалось освободить изучение основ наук от влияния буржуазной идеологии, частнособственнических, националистических, религиозных и других предрассудков, обеспечить преподавание на уровне современных данных науки, добиться, чтобы образование одновременно и органически было коммунистическим, чтобы оно было связано с задачами хозяйственного строительства.
VIII съезд РКП (б) (1919) в резолюции «О политической пропаганде и культурно-просветительной работе в деревне» указывал, что «нет таких форм науки и искусства, которые не были бы связаны с великими идеями коммунизма и бесконечно разнообразной работой по созиданию коммунистического хозяйства».
Все последующее развитие общеобразовательной школы шло под знаком укрепления органического единства усвоения основ наук, формирования коммунистического мировоззрения и связи обучения с практикой коммунистического строительства.
Советская школа с первых дней своего существования большое значение придавала организации повседневной жизни детей, их отношения к учению и труду, их взаимоотношениям с товарищами и со старшими. «Готовясь стать гражданами государства, они должны возможно раньше чувствовать себя гражданами своей школы», — было записано в декларации «Основные принципы единой трудовой школы».
Поэтому в качестве главной задачи в воспитательной работе школы декларация провозглашала создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом, добровольной дисциплиной, духом взаимопомощи, объединенной работой, самоуправлением на началах полного равенства. Эти принципы, — говорилось в декларации, — «рядом с изучением прошлого и настоящего человечества при свете научного социализма дадут нам того гражданина, какого нам нужно и какого никогда не воспитает буржуазная школа».
Общее образование, одновременно с подготовкой человека к овладению специальностью и к активному участию в общественной жизни, закладывает основы его общей культуры. Социалистическое общество заинтересовано в том, чтобы каждый гражданин имел специальность, которую он достаточно знает, в которой он постоянно совершенствуется, углубленно работает с творческим напряжением сил и способностей.
Но, как говорил А. В. Луначарский, если один является инженером, другой — агрономом, а третий врачом или писателем, и каждый будет знать только свою специальность и не будет знать того, что творит медицина у себя, социология у себя, география в своей области, астрономия в своей, если каждый будет знать только свою работу, а итоги других не будут ему известны, тогда культура распадется. Общее образование дает человеку ключи не только к специальному образованию, но и к постоянному повышению своего культурного уровня.
В документах, закладывающих основы советской школы, особо подчеркивалось значение искусства и спорта во всестороннем развитии подрастающих поколений. Предметы эстетические (лепка, рисование, пение и музыка), а также гимнастика и спорт в новой школе отнюдь не являются чем-то второстепенным, — говорилось в декларации «Основные принципы единой трудовой школы». Гимнастика и спорт должны развивать не только силу и ловкость, но и способность к коллективным действиям, дух взаимопомощи, также как ритмика и хоровое пение — развивать способность к объединенным переживаниям и действиям.
Большую роль в развитии образования и воспитания подрастающих поколений нашей страны сыграло осуществление принципов единой трудовой школы — организация общеобразовательной школы как единой трудовой школы, коренное изменение характера обучения и воспитания в соответствии с задачами переустройства общества, связь теории с практикой, обучения с трудом.
Буржуазная школа характеризуется известной двойственностью: практическим характером обучения детей и молодежи в школах и классах для народа, готовящих своих воспитанников к физическому труду, и теоретическим характером обучения в школах для имущих классов, готовящих к продолжению образования в высших учебных заведениях. В школах первого типа изучение основ наук ограничивается элементарными сведениями, имеющими, как правило, прикладной характер; в школах второго типа в центр внимания ставится систематическое изучение основ наук и развитие познавательных способностей учащихся.
Эта двойственность и ныне характерна для общеобразовательных школ Англии, США, Федеративной Республики Германии и других буржуазных государств, хотя идеологи их декларируют бесплатность и общедоступность общего образования и якобы равные возможности получения образования для имущих и неимущих.
Существующие различия в образовании они объясняют различиями в способностях учащихся. Определение умственной одаренности производится таким образом, что дети состоятельных родителей, как правило, попадают в число одаренных, и для них открывается доступ в школы с повышенным уровнем образования, такие, как грамматические школы в Англии, гимназии в ФРГ, лицеи во Франции, классы с академическим профилем в США.
Характерно, что разделение детей по способностям производится в раннем возрасте (10—11 лет), и лишь очень небольшое количество детей признаются способными к полноценному образованию (в ФРГ, например, это — 3,5—4% от общего числа детей каждого года рождения).
Остальных относят к числу якобы неспособных овладеть высшими ступенями образования, и они учатся в школах с пониженным уровнем требований, с менее квалифицированным составом учителей. И хотя обучение в этих школах продолжается 8—10, а в США даже 12 лет, они не открывают молодежи дороги к дальнейшему образованию.
Эволюция буржуазной школы идет в этом отношении не по пути преодоления противоречий, а по пути их углубления и развития, по пути тем более утонченного обмана трудящихся, чем более «культурной» становится та или иная капиталистическая страна.
Советская школа с первых дней своего существования развивается как школа единая. Это значит, что вся система — от детского сада до университета — представляет собой одну непрерывную лестницу и что все дети имеют право идти по ней до наивысших ступеней. При этом единая школа вовсе не игнорирует различий в способностях учащихся. Одним из важнейших признаков ооветской педагогики является индивидуализация обучения и воспитания и на этой основе всемерное развитие способностей и дарований каждого.
Идея подготовки к труду в процессе школьного обучения, выдвинутая представителями раннего утопического социализма (Томас Мор, Кампанелла), была поддержана многими прогрессивными педагогами Запада и России как одно из средств преодоления разрыва между умственным и физическим трудом, повышения роли науки в жизни людей и уровня их интеллектуального развития.
В буржуазной школе и педагогике (Кершенштейнер, Джон Дьюи и др.) эта идея была приспособлена к сохранению монополии господствующих классов на образование.
Н. К. Крупская в работе «Народное образование и демократия», написанной ею в 1915 году, дала систематический критический разбор теории и практики трудовой школы в буржуазной педагогике. «Пока организация школьного дела, — писала она в заключение, — находится в руках буржуазии, школа труда будет орудием, направленным против интересов рабочего класса. Лишь рабочий класс может сделать школу труда «орудием преобразования современного общества».
Советская педагогическая теория, учитывая школьную практику, впервые в истории определила понятие социалистической трудовой школы. В него включалось:
осуществление трудового принципа в изучении основ наук, когда ученики изучают природу и общество, коллекционируя, рисуя, фотографируя, моделируя, лепя, склеивая из картона, наблюдая растения и животных, ухаживая за ними;
осуществление трудового начала в воспитательной работе школы, когда труд детей и молодежи организуется как один из решающих факторов развития чувств солидарности, коллективизма и товарищества, воспитания воли, формирования характера, развития внимания, аккуратности, находчивости и других свойств личности;
непосредственное ознакомление учащихся с тем, что больше всего им будет нужно в жизни, с промышленным и земледельческим трудом во всех разновидностях.
В соответствии с силами и возможностями детей 8—13 лет в школе I ступени трудовое обучение все годы носило более или менее ремесленный характер. Школе рекомендовалось преподавать ученику главные приемы труда в столярном и слесарном деле, токарной обработке дерева и металла. В сельской школе это были преимущественно разнообразные виды сельскохозяйственных занятий.
В школах II ступени на первый план выдвигался промышленный и земледельческий труд в его современных машинных формах на базе местного производства. Причем указывалось, что целью трудовой школы является не тренировка учащихся в том или ином ремесле, а политехническое образование, дающее детям на практике знакомство с методами важнейших форм труда.
Политехническое образование в старших классах средней школы характеризовалось как ознакомление «с трудовой культурой современности», как изучение «политехнической культуры» на базе конкретного производства, указывалось на необходимость не допускать превращения данной школы в своего рода специальное учебное заведение.
Уже в декларации «Основные принципы единой трудовой школы» подчеркивалось, что труд детей никогда не должен утрачивать педагогического, т. е. учебно-воспитательного характера, что он непременно должен сопровождаться расширением и углублением знаний. А. В. Луначарский считал, что увлечение экономическим эффектом детского труда есть следствие полного непонимания того, что школа должна производить не товар, а знающих людей. Ее продукция — в знаниях и умениях ее учеников, а все остальное подсобное, сопутствующее.
В 1922 году в докладе на диспуте в Доме Союзов на тему «Какая школа нужна пролетарскому государству» А. В. Луначарский говорил, что пролетариат сам класс трудовой, практический и великолепно умеющий оценить значение труда, но труда научно поставленного, труда, покоящегося на прикладной, а через нее и на общей науке. Поэтому он считал, что воспитательное значение имеет только такой труд, при котором усваиваются все новые и новые полезные знания и навыки. Идея трудовой школы, по выражению А. В. Луначарского, является одной из самых светлых, важных, коренных идей пролетарской педагогики.
Одним из важных направлений развития общего образования в стране является образование взрослых. Жизненная необходимость широкого развития образования взрослых вытекала из самого характера пролетарской революции, в результате которой к организации общественной и хозяйственной жизни поднимался ранее угнетаемый и эксплуатируемый класс.
Взяв в свои руки государственную власть и руководство народным хозяйством, трудящиеся не могли ждать, пока через детские школы будут подготовлены новые специалисты. Надо было немедленно брать дело управления и хозяйствования в свои руки, надо было как можно скорее дать не будущим, а нынешним рабочим необходимые знания.
Необходимость организации образования взрослых органически вытекала также из требований революции о предоставлении всем трудящимся неограниченных возможностей для научного, технического и художественного развития.
Учитывая все это, программа РКП (б), принятая на VIII съезде партии, в основы школьного дела включала всестороннюю государственную помощь самообразованию и саморазвитию рабочих и крестьян (создание сети учреждений внешкольного образования: библиотек, школ для взрослых, народных университетов, курсов, студий и т. п.).
В августе 1918 года декрет Совета Народных Комиссаров открыл детям трудящихся двери высших учебных заведений. В 1919 году стали создаваться рабочие факультеты, сыгравшие огромную роль в подготовке рабочей и крестьянской молодежи к получению высшего образования.
Создана была широкая сеть школ взрослых, которые обеспечивали повышение общего образования трудящихся. Число учащихся этих школ в предвоенные годы достигло уже 750 тыс. В годы войны Советское правительство приняло специальные постановления об обучении подростков, работающих на предприятиях (1943), и об открытии вечерних школ сельской молодежи (1944). Образование работающей молодежи приняло широкие масштабы.
Численность учащихся в школах рабочей и сельской молодежи и в школах взрослых (включая заочные) в 1950 году вдвое превысила численность учащихся школ взрослых накануне войны. Вечерние, сменные и заочные средние школы, обслуживающие работающую молодежь и взрослых, составляют сейчас важную часть общего и политехнического образования в СССР. Число учащихся в этих школах в 1966/67 учебном году достигло 4,6 млн.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +