Великая Октябрьская социалистическая революция в России коренным образом изменила характер общеобразовательной школы. Общее и политехническое образование всех детей обоего пола до 17 лет, провозглашенное в первых же документах Советского государства и Коммунистической партии по вопросам образования, имело принципиальное значение для всестороннего развития подрастающих поколений, повышения роли общего образования молодежи в развитии народного хозяйства, социалистических общественных отношений и культуры, для превращения науки и культуры в общенародное достояние.
Для детей школьного возраста общеобразовательная школа представляет собой единственную возможность обнаружить и развить их задатки и способности. Настаивая на общем и политехническом образовании всех детей до 17 лет, А. В. Луначарский писал в 1919 году, что было бы искажением всех принципов социализма, который ограждает личность, который стремится к созданию многогранного человека, сделать хотя бы и в государственных потребностях тех или других детей обреченными на специальность без всякого внимания к их естественным склонностям, которые могут проявиться только позднее. Школа должна дать ребенку и подростку до 17 лет широкое образование, которое откроет перед ними все дороги к последующему образованию и к практической деятельности в соответствии с их желаниями и способностями.
Позднее, в начале 1921 года, когда в обстановке хозяйственной разрухи страна была вынуждена временно понизить возраст перехода от общего и политехнического образования к профессионально-политехническому с 17 до 15 лет, кое-кто предпринял попытки принципиально «обосновать» такое понижение возраста якобы интересами пролетариата. В. И. Ленин характеризовал эти попытки как сплошной вздор и настаивал на том, чтобы партия рассматривала понижение возраста общего образования исключительно как практическую необходимость, как временную меру, вызванную нищетой и разорением страны в результате войн, навязанных нам Антантой.
Коммунистическая партия и Советское государство настойчиво и последовательно боролись за всеобщее обязательное начальное обучение и осуществили его в 1932 году, за всеобщее обязательное неполное среднее образование и осуществили его в 1952 году в объеме семилетней и в 1962 году в объеме восьмилетней школы. В настоящее время широким фронтом идет подготовка перехода к всеобщему полному среднему образованию, которое в основном будет осуществлено к 1970 году.
Охват детей соответствующего возраста обучением в старших классах средней школы до 1932 года (до реорганизации семилетних школ в десятилетние) был незначительным — 3% окончивших семилетнюю школу. Накануне войны он достиг 40% и в настоящее время достигает в различных союзных республиках 60—80%.
В осуществлении общего и политехнического образования всех детей до семнадцатилетнего возраста находит свое проявление гуманизм советской системы воспитания и образования, когда не только декларируется право каждого человека на развитие своих задатков и способностей, но и создаются реальные условия для его фактического осуществления.
Развитие общеобразовательной школы на всех этапах социалистического строительства имело огромное народнохозяйственное значение.
Перед Советским государством с первого дня его существования встала задача организации промышленного и сельскохозяйственного производства на основе использования новейших достижений науки и техники. Эту задачу нельзя было решать с неграмотным народом. В. И. Ленин указывал, что для ее решения мало и одной простой грамотности, что создать коммунистическое общество можно только на основе современного образования. А. В. Луначарский особо подчеркивает остроту потребностей Советского государства в специалистах. «Количество инженеров, — говорил он, — у нас ничтожно, и не на всех можно притом полагаться. Количество людей с средним техническим образованием до отчаяния недостаточно...»
Партия и государство призвали народ к овладению знаниями и добились в этом замечательных результатов. В настоящее время на одну тысячу работающего населения нашей страны приходится более 560 человек с высшим и средним (полным и неполным) образованием. Различными видами обучения охвачено свыше 72 млн. человек. Основой всей системы народного образования является средняя общеобразовательная школа.
Глубочайшие изменения произошли после Великой Октябрьской социалистической революции в общественном образовании трудящихся и воспитании подрастающих поколений.
Буржуазное общество держится на подавлении политической активности широких народных масс. В этих целях буржуазная педагогика всячески рекламирует аполитичность образования. Но аполитичность это тоже политика — политика эксплуататорских классов, борющихся за сохранение своего господства.
Социалистическое государство возникает и развивается в результате революционного творчества народных масс и заинтересовано в развитии их сознательности и инициативы. В работе «Государство и революция» В. И. Ленин писал, что «только с социализма начнется быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни».
В последующие годы, говоря о преобразовательной деятельности партии и государства, В. И. Ленин неоднократно указывал, что чем глубже преобразование, которое мы хотим произвести, тем больше надо поднять интерес к нему и сознательное отношение, убедить в необходимости этих преобразований новые и новые миллионы и десятки миллионов людей. Это положение В. И. Ленин считал одним из самых глубоких положений марксизма, в то же время являющимся самым простым и понятным.
Подготовка подрастающих поколений сознательными и активными участниками общественного развития предполагает глубокое усвоение ими идей коммунизма, опирающихся на все достижения человеческой культуры.
Для этого требовалось освободить изучение основ наук от влияния буржуазной идеологии, частнособственнических, националистических, религиозных и других предрассудков, обеспечить преподавание на уровне современных данных науки, добиться, чтобы образование одновременно и органически было коммунистическим, чтобы оно было связано с задачами хозяйственного строительства.
VIII съезд РКП (б) (1919) в резолюции «О политической пропаганде и культурно-просветительной работе в деревне» указывал, что «нет таких форм науки и искусства, которые не были бы связаны с великими идеями коммунизма и бесконечно разнообразной работой по созиданию коммунистического хозяйства». Все последующее развитие общеобразовательной школы шло под знаком укрепления органического единства усвоения основ наук, формирования коммунистического мировоззрения и связи обучения с практикой коммунистического строительства.
Советская школа с первых дней своего существования большое значение придавала организации повседневной жизни детей, их отношения к учению и труду, их взаимоотношениям с товарищами и со старшими. «Готовясь стать гражданами государства, они должны возможно раньше чувствовать себя гражданами своей школы», — было записано в декларации «Основные принципы единой трудовой школы». Поэтому в качестве главной задачи в воспитательной работе школы декларация провозглашала создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом, добровольной дисциплиной, духом взаимопомощи, объединенной работой, самоуправлением на началах полного равенства. Эти принципы, — говорилось в декларации, — «рядом с изучением прошлого и настоящего человечества при свете научного социализма дадут нам того гражданина, какого нам нужно и какого никогда не воспитает буржуазная школа».
Общее образование, одновременно с подготовкой человека к овладению специальностью и к активному участию в общественной жизни, закладывает основы его общей культуры. Социалистическое общество заинтересовано в том, чтобы каждый гражданин имел специальность, которую он достаточно знает, в которой он постоянно совершенствуется, углубленно работает с творческим напряжением сил и способностей. Но, как говорил А. В. Луначарский, если один является инженером, другой — агрономом, а третий врачом или писателем, и каждый будет знать только свою специальность и не будет знать того, что творит медицина у себя, социология у себя, география в своей области, астрономия в своей, если каждый будет знать только свою работу, а итоги других не будут ему известны, тогда культура распадется. Общее образование дает человеку ключи не только к специальному образованию, но и к постоянному повышению своего культурного уровня.
В документах, закладывающих основы советской школы, особо подчеркивалось значение искусства и спорта во всестороннем развитии подрастающих поколений. Предметы эстетические (лепка, рисование, пение и музыка), а также гимнастика и спорт в новой школе отнюдь не являются чем-то второстепенным, — говорилось в декларации «Основные принципы единой трудовой школы». Гимнастика и спорт должны развивать не только силу и ловкость, но и способность к коллективным действиям, дух взаимопомощи, также как ритмика и хоровое пение — развивать способность к объединенным переживаниям и действиям.
Большую роль в развитии образования и воспитания подрастающих поколений нашей страны сыграло осуществление принципов единой трудовой школы — организация общеобразовательной школы как единой трудовой школы, коренное изменение характера обучения и воспитания в соответствии с задачами переустройства общества, связь теории с практикой, обучения с трудом.
Буржуазная школа характеризуется известной двойственностью: практическим характером обучения детей и молодежи в школах и классах для народа, готовящих своих воспитанников к физическому труду, и теоретическим характером обучения в школах для имущих классов, готовящих к продолжению образования в высших учебных заведениях. В школах первого типа изучение основ наук ограничивается элементарными сведениями, имеющими, как правило, прикладной характер; в школах второго типа в центр внимания ставится систематическое изучение основ наук и развитие познавательных способностей учащихся.
Эта двойственность и ныне характерна для общеобразовательных школ Англии, США, Федеративной Республики Германии и других буржуазных государств, хотя идеологи их декларируют бесплатность и общедоступность общего образования и якобы равные возможности получения образования для имущих и неимущих. Существующие различия в образовании они объясняют различиями в способностях учащихся. Определение умственной одаренности производится таким образом, что дети состоятельных родителей, как правило, попадают в число одаренных, и для них открывается доступ в школы с повышенным уровнем образования, такие, как грамматические школы в Англии, гимназии в ФРГ, лицеи во Франции, классы с академическим профилем в США. Характерно, что разделение детей по способностям производится в раннем возрасте (10—11 лет), и лишь очень небольшое количество детей признаются способными к полноценному образованию (в ФРГ, например, это — 3,5—4% от общего числа детей каждого года рождения). Остальных относят к числу якобы неспособных овладеть высшими ступенями образования, и они учатся в школах с пониженным уровнем требований, с менее квалифицированным составом учителей. И хотя обучение в этих школах продолжается 8—10, а в США даже 12 лет, они не открывают молодежи дороги к дальнейшему образованию.
Эволюция буржуазной школы идет в этом отношении не по пути преодоления противоречий, а по пути их углубления и развития, по пути тем более утонченного обмана трудящихся, чем более «культурной» становится та или иная капиталистическая страна.
Советская школа с первых дней своего существования развивается как школа единая. Это значит, что вся система — от детского сада до университета — представляет собой одну непрерывную лестницу и что все дети имеют право идти по ней до наивысших ступеней. При этом единая школа вовсе не игнорирует различий в способностях учащихся. Одним из важнейших признаков ооветской педагогики является индивидуализация обучения и воспитания и на этой основе всемерное развитие способностей и дарований каждого.
Идея подготовки к труду в процессе школьного обучения, выдвинутая представителями раннего утопического социализма (Томас Мор, Кампанелла), была поддержана многими прогрессивными педагогами Запада и России как одно из средств преодоления разрыва между умственным и физическим трудом, повышения роли науки в жизни людей и уровня их интеллектуального развития.
В буржуазной школе и педагогике (Кершенштейнер, Джон Дьюи и др.) эта идея была приспособлена к сохранению монополии господствующих классов на образование. Н. К. Крупская в работе «Народное образование и демократия», написанной ею в 1915 году, дала систематический критический разбор теории и практики трудовой школы в буржуазной педагогике. «Пока организация школьного дела, — писала она в заключение, — находится в руках буржуазии, школа труда будет орудием, направленным против интересов рабочего класса. Лишь рабочий класс может сделать школу труда «орудием преобразования современного общества».
Советская педагогическая теория, учитывая школьную практику, впервые в истории определила понятие социалистической трудовой школы. В него включалось:
осуществление трудового принципа в изучении основ наук, когда ученики изучают природу и общество, коллекционируя, рисуя, фотографируя, моделируя, лепя, склеивая из картона, наблюдая растения и животных, ухаживая за ними;
осуществление трудового начала в воспитательной работе школы, когда труд детей и молодежи организуется как один из решающих факторов развития чувств солидарности, коллективизма и товарищества, воспитания воли, формирования характера, развития внимания, аккуратности, находчивости и других свойств личности;
непосредственное ознакомление учащихся с тем, что больше всего им будет нужно в жизни, с промышленным и земледельческим трудом во всех разновидностях.
В соответствии с силами и возможностями детей 8—13 лет в школе I ступени трудовое обучение все годы носило более или менее ремесленный характер. Школе рекомендовалось преподавать ученику главные приемы труда в столярном и слесарном деле, токарной обработке дерева и металла. В сельской школе это были преимущественно разнообразные виды сельскохозяйственных занятий.
В школах II ступени на первый план выдвигался промышленный и земледельческий труд в его современных машинных формах на базе местного производства. Причем указывалось, что целью трудовой школы является не тренировка учащихся в том или ином ремесле, а политехническое образование, дающее детям на практике знакомство с методами важнейших форм труда. Политехническое образование в старших классах средней школы характеризовалось как ознакомление «с трудовой культурой современности», как изучение «политехнической культуры» на базе конкретного производства, указывалось на необходимость не допускать превращения данной школы в своего рода специальное учебное заведение.
Уже в декларации «Основные принципы единой трудовой школы» подчеркивалось, что труд детей никогда не должен утрачивать педагогического, т. е. учебно-воспитательного характера, что он непременно должен сопровождаться расширением и углублением знаний. А. В. Луначарский считал, что увлечение экономическим эффектом детского труда есть следствие полного непонимания того, что школа должна производить не товар, а знающих людей. Ее продукция — в знаниях и умениях ее учеников, а все остальное подсобное, сопутствующее.
В 1922 году в докладе на диспуте в Доме Союзов на тему «Какая школа нужна пролетарскому государству» А. В. Луначарский говорил, что пролетариат сам класс трудовой, практический и великолепно умеющий оценить значение труда, но труда научно поставленного, труда, покоящегося на прикладной, а через нее и на общей науке. Поэтому он считал, что воспитательное значение имеет только такой труд, при котором усваиваются все новые и новые полезные знания и навыки. Идея трудовой школы, по выражению А. В. Луначарского, является одной из самых светлых, важных, коренных идей пролетарской педагогики.
Одним из важных направлений развития общего образования в стране является образование взрослых. Жизненная необходимость широкого развития образования взрослых вытекала из самого характера пролетарской революции, в результате которой к организации общественной и хозяйственной жизни поднимался ранее угнетаемый и эксплуатируемый класс. Взяв в свои руки государственную власть и руководство народным хозяйством, трудящиеся не могли ждать, пока через детские школы будут подготовлены новые специалисты. Надо было немедленно брать дело управления и хозяйствования в свои руки, надо было как можно скорее дать не будущим, а нынешним рабочим необходимые знания.
Необходимость организации образования взрослых органически вытекала также из требований революции о предоставлении всем трудящимся неограниченных возможностей для научного, технического и художественного развития.
Учитывая все это, программа РКП (б), принятая на VIII съезде партии, в основы школьного дела включала всестороннюю государственную помощь самообразованию и саморазвитию рабочих и крестьян (создание сети учреждений внешкольного образования: библиотек, школ для взрослых, народных университетов, курсов, студий и т. п.).
В августе 1918 года декрет Совета Народных Комиссаров открыл детям трудящихся двери высших учебных заведений. В 1919 году стали создаваться рабочие факультеты, сыгравшие огромную роль в подготовке рабочей и крестьянской молодежи к получению высшего образования. Создана была широкая сеть школ взрослых, которые обеспечивали повышение общего образования трудящихся. Число учащихся этих школ в предвоенные годы достигло уже 750 тыс. В годы войны Советское правительство приняло специальные постановления об обучении подростков, работающих на предприятиях (1943), и об открытии вечерних школ сельской молодежи (1944). Образование работающей молодежи приняло широкие масштабы. Численность учащихся в школах рабочей и сельской молодежи и в школах взрослых (включая заочные) в 1950 году вдвое превысила численность учащихся школ взрослых накануне войны. Вечерние, сменные и заочные средние школы, обслуживающие работающую молодежь и взрослых, составляют сейчас важную часть общего и политехнического образования в СССР. Число учащихся в этих школах в 1966/67 учебном году достигло 4,6 млн.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.