Переходя к конкретным проблемам, которые изучаются в настоящее время и которые предстоит разрабатывать советской дошкольной педагогике в ближайшие годы, следует прежде всего отметить проблему дошкольного обучения и умственного развития детей.
Содержание дидактических исследований важно углубить в направлении изучения воспитательного эффекта различных видов обучения, выясняя влияние, которое оно оказывает на развитие познавательных способностей у ребенка.
Важный шаг в этом направлении был сделан недавно А. П. Усовой, которая совместно с сотрудниками (Н. П. Сакулина, Н. Н. Под-дьяков и др.) предприняла в лаборатории экспериментальной дидактики Института дошкольного воспитания исследование проблем сенсорного воспитания. Это исследование проводилось в тесном сотрудничестве с лабораторией возрастной психофизиологии (Я. З. Неверович, Л. А. Венгер) Научно-исследовательского института дошкольного воспитания и лабораторией психологии дошкольного возраста (М. И. Лисина) Института психологии АПН РСФСР.
Проведенные исследования позволили разработать новую систему сенсорного воспитания в детском саду, обеспечивающую планомерное формирование сенсорных способностей у ребенка и дающую ему широкую ориентировку в воспринимаемой действительности.
Непрерывный рост объема знаний, подлежащих усвоению в школе, заставляет настойчиво искать пути использования резервов, которые таятся в дошкольном возрасте, как в смысле выяснения возможностей передачи части функций начальной школы детскому саду (обучение дошкольников начальной грамоте и арифметике), так и в смысле разработки методов повышения уровня умственного развития дошкольников. Предстоит усовершенствовать дидактические исследования воспитательного эффекта различных видов обучения, того влияния, которое они оказывают на развитие познавательных способностей ребенка.
Современный педагогический опыт и специальные исследования показывают, что интеллектуальные возможности ребенка-дошкольника значительно выше, чем это предполагалось до сих пор. По данным Института психологии АПН СССР (Д. Б. Эльконин) и Института дошкольного воспитания (Л. Е. Журова, Ф. А. Сохин), дети 5—6 лет при определенных методах обучения не только успешно овладевают чтением, но и оказываются более сензитивными, восприимчивыми к усвоению грамоты, чем дети 7—8 лет.
Изучение умственного развития в процессе усвоения начальных математических знаний, проводившееся на кафедре психологии МГУ (П. Я. Гальперин), в институте имени А. И. Герцена (А. М. Леушина), в Институте дошкольного воспитания (Н. И. Непомнящая, Г. П. Щедровицкий), обнаружило, что при известных условиях старшие дошкольники могут овладеть не только счетом, но и способами решения довольно сложных (например, «косвенных») задач, которые считались до сих пор весьма трудными даже в начальной школе. Наконец, данные сотрудников П. Я. Гальперина, Г. С. Костюка, а также исследования А. В. Запорожца и др. свидетельствуют о том, что при рациональной организации педагогического процесса и при использовании различного рода наглядных моделей у дошкольников формируются такие сложные логические операции (классификации, сериации, установления простейших функциональных зависимостей и т. д.), которые, по мнению крупнейших западноевропейских авторитетов (Ж. Пиаже), могут развиваться лишь в подростковом возрасте.
Таким образом, накапливаются исследовательские данные, необходимые для изменения содержания дошкольного обучения, которое позволило бы разгрузить программу начальной школы и обеспечить значительно более высокий уровень развития познавательных способностей детей. Однако все это лишь первые шаги. Для подлинно научного обоснования образовательной программы детского сада потребуются дальнейшие углубленные исследования — педагогические, психологические, а также в области специальных наук (математики, естествознания, лингвистики).
Важнейшей составной частью советской системы дошкольного воспитания является физическое воспитание. Серьезное достижение советской дошкольной педагогики состоит в разработке программы и методов физического воспитания ребенка от младенчества до поступления в школу и внедрении их в практику дошкольных детских учреждений.
Видные советские ученые — доктор медицинских наук Л. И. Чулицкая, действительный член АПН РСФСР Е. А. Аркин, заложившие основу системы физического воспитания в наших детских дошкольных учреждениях, тесно связывали задачи физического воспитания с основной его целью: они показали неразрывную связь физического воспитания с другими сторонами воспитательной работы детского сада. Для становления и развития системы физического воспитания многое сделали советские педиатры, изучавшие оптимальные условия физического развития маленьких детей, его взаимосвязь с общим педагогическим процессом в детском учреждении (Г. Н. Сперанский, А. Ф. Тур). Существенное значение имеют также исследования в области гимнастики, физических упражнений в детских учреждениях (Е. Г. Леви-Гориневская, А. И. Быкова, Т. И. Осокина, М. А. Сорочек, Р. Г. Уварова). Результаты этих исследований внедрены в практику работы детских садов. В Институте дошкольного воспитания изучена организация режима детей-дошкольников как одного из факторов оздоровления и правильного физического развития детей, рассмотрены временные соотношения режимных моментов в группах детского сада, определены более рациональные формы преемственного построения и осуществления режимов, рекомендуемых «Программой воспитания в детском саду» (В. И. Добрейцер). Особую актуальность приобретают физиологические и гигиенические исследования влияния экспериментально разработанных программ и методов дошкольного обучения на здоровье ребенка, на состояние его организма в целом и нервной системы в особенности. Важное место в системе работы советского детского сада занимает художественное воспитание. Существенным достижением теории и практики советского эстетического воспитания дошкольников явилось преодоление до сих пор широко распространенных на Западе теорий свободного воспитания, саморазвития ребенка и разработка условий и методов активного формирования эстетического восприятия, художественных навыков и способностей в процессе обучения (Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина и др.).
Активное, творческое проникновение ребенка в мир искусства создает благоприятные условия для развития у него эстетического отношения к действительности, к формированию художественных способностей. Эта проблема в свое время ставилась деятелями искусства (Г. Рошаль, К. Чуковский), а также дошкольными педагогами (Е. А. Флерина и др.), но затем была незаслуженно забыта.
В настоящее время лаборатория эстетического воспитания Института дошкольного воспитания (Н. А. Ветлугина) разрабатывает проблемы художественного творчества детей. Сотрудники лаборатории изучают детское творчество в области изобразительной и музыкальной деятельности, художественного слова в различных дошкольных возрастах и разрабатывают методы воспитания, стимулирующие и развивающие художественное творчество детей.
Особо важное значение для советской дошкольной педагогики имеют проблемы нравственного воспитания.
Нравственные качества личности начинают складываться очень рано, уже в первые годы жизни. От того, как будет воспитан маленький ребенок в нравственном отношении, во многом зависит его будущее, его взаимоотношения с окружающими людьми, выполнение им своих обязанностей перед обществом и государством. Вопросам воспитания детей в духе коммунистической морали советская дошкольная педагогика всегда уделяла большое внимание. Громадный вклад в разработку этих проблем внесли Н. К. Крупская и А. С. Макаренко.
Процесс формирования нравственных качеств ребенка-дошкольника является значительно более сложным по своему составу и зависит от значительно более широкого круга условий, чем ход усвоения каких-либо частных умений или знаний. Здесь перед воспитателем ставятся задачи управлять глубинными процессами становления детской личности, природа и закономерности которых пока мало изучены. Для успешного решения этих задач необходимо усилить научную работу в области нравственного воспитания детей, организовать углубленные педагогические, психологические и этические исследования.
К овладению моральным кодексом строителя коммунизма, которым руководствуются в своем поведении взрослые, ребенок может прийти лишь постепенно. С чего должен начинаться этот процесс, какие простейшие моральные нормы следует усвоить маленькому ребенку, для того чтобы сложилась необходимая основа его дальнейшего нравственного развития? Анализ нынешнего состояния данной проблемы показывает, что в теории и практике дошкольного воспитания (особенно в учебно-педагогической литературе) все еще имеет место неправильная тенденция навязывать маленьким детям сложные нормы морали взрослых, недоступные пониманию ребенка и далекие от его жизненного опыта. Поэтому возникает необходимость вновь вернуться к рассмотрению содержания нравственного воспитания дошкольников и сосредоточить главное внимание на усвоении простейших норм морали, которые регулируют отношение ребенка к взрослым, родителям и воспитателям, к своим сверстникам. Лишь на этой основе окажется возможным подлинное усвоение последующих, значительно более сложных норм коммунистической морали.
Другая важная проблема нравственного воспитания — это проблема условий, обеспечивающих наиболее эффективное усвоение моральных норм. Функция последних заключается в регуляции взаимоотношений индивидов в обществе, в коллективе в процессе совместной детской деятельности. Вне соответствующих социальных условий, путем одних нравоучений и разговоров осуществить нравственное воспитание ребенка невозможно.
Важнейшим достижением советской дошкольной педагогики являются выдвинутые в трудах Н. К. Крупской и А. С. Макаренко положения о воспитании детей в коллективе и через коллектив. Однако коллектив часто трактуется в педагогике, в частности в дошкольной, слишком широко и неопределенно, как любая совокупность детей или возрастная группа детского сада, без выяснения его внутренней структуры и динамики развития, что препятствует рациональному использованию детских коллективных взаимоотношений в воспитательных целях.
Решение этой важнейшей педагогической проблемы потребует специальных социально-педагогических и социально-психологических исследований детских коллективов, различных их типов и уровней, факторов, определяющих их прогрессивное развитие или регрессию, механизма их положительного (а также отрицательного) влияния на отдельных детей, эффективных форм и методов педагогического руководства этими коллективами.
Третьей важнейшей проблемой нравственного воспитания дошкольников является проблема детской самодеятельности. Как справедливо указывал А. С. Макаренко, коллектив может жить и развиваться лишь постольку, поскольку он действует, объединяя детей общей целью, побуждая их вступать в отношения сотрудничества и взаимопомощи во имя достижения этой цели. От социального смысла целей деятельности коллектива и характера складывающихся в процессе такого рода деятельности детских взаимоотношений зависит ее педагогическая ценность, ее влияние на формирование нравственных качеств личности у отдельных детей.
Изучение условий, обеспечивающих наиболее эффективное усвоение моральных норм и правил поведения детьми дошкольного возраста, а также проблемы детской самодеятельности, как и вообще всех проблем нравственного воспитания, требует повышения внимания к разработке методики нравственного воспитания. Значительно большее место среди всех разнообразных методов должны занять методы, обеспечивающие практическое, действенное усвоение моральных норм и правил поведения маленькими детьми; необходима разработка в этой связи игр, трудовых и бытовых ситуаций, а также занятий с конкретным программным содержанием.
Одновременно должно быть усилено внимание к изучению и формированию взаимоотношений детей в складывающихся детских коллективах, к выяснению их нравственных проявлений.
В настоящее время сотрудниками лабораторий воспитания Института дошкольного воспитания разрабатываются проблемы формирования коллективистских взаимоотношений дошкольников в процессе их совместной деятельности: организованность у детей в процессе коллективных игр и занятий, развитие дружеских взаимоотношений между детьми, возникновение различных форм детской взаимопомощи при достижении общих целей, формирование бережного отношения к вещам. Исследования показывают существенную роль этих форм поведения и развивающихся нравственных качеств для детских коллективных отношений и складывающегося дошкольного коллектива.
Для разработки педагогических проблем нравственного воспитания в детском саду существенное значение имеет психологическое изучение условий и закономерностей перехода нравственных требований окружающих и детского коллектива во внутренние мотивы поведения ребенка, а также выяснение роли различного рода эмоций в этом процессе. Такого рода исследования проводятся в Институте дошкольного воспитания (Я. З. Неверович и др.).
Хотя проблема нравственного воспитания дошкольников продолжает оставаться недостаточно изученной, еще мало разработанной в смысле применения объективных методов, фронт исследований в этой области за последние годы заметно расширился, в них активно включились молодые научные силы. На Украине в научно-исследовательских институтах психологии и педагогики изучаются особенности моральных чувств маленьких детей и пути их формирования, начата работа по выяснению соотношения интеллектуального, эмоционального и волевого развития ребенка разных возрастных ступеней (Е. Кульчицкая, В. К. Котырло); исследуются пути овладения детьми правилами поведения в деятельности, формирования их взаимоотношений в подвижной игре (Л. В. Артемова); на кафедре дошкольной педагогики Киевского педагогического института разрабатывается вопрос о формировании ответственности у детей 6—7 лет в процессе посильного труда (З. Н. Борисова), изучаются особенности воспитания детей средствами художественной литературы, нравственного воспитания в процессе наблюдений и труда в природе и др.
Кафедра дошкольной педагогики Минского педагогического института (БССР) провела исследование по выяснению индивидуальных различий и индивидуального подхода к детям в процессе занятий (Я. И. Ковальчук), начаты исследования, посвященные особенностям нравственного воспитания в процессе обучения.
В Институте педагогики Узбекистана и на кафедре дошкольной педагогики Ташкентского государственного педагогического института завершены исследовательские работы, посвященные трудовому воспитанию дошкольников в узбекской семье, его связи с воспитанием в детском саду, роли узбекской художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников.
Задачи коммунистического воспитания детей дошкольного возраста не могут быть решены с помощью каких-либо изолированных средств, применяемых в пределах отдельных разделов воспитательной работы детского сада. Необходима система организации всей жизни и деятельности дошкольников и в первую очередь их ведущей деятельности — игры. Проблема игры и педагогического руководства ею — это проблема номер один теории дошкольного воспитания.
За прошедшие десятилетия советская дошкольная педагогика много сделала для разработки этой проблемы. Детской игре отведено достойное место в системе советского дошкольного воспитания, разработаны некоторые эффективные методы педагогического руководства различными видами игровой деятельности детей в целях использования ее как важного средства воспитания.
Педагогические проблемы творческой ролевой игры детей дошкольного возраста интенсивно разрабатывались Д. В. Менджерицкой, Р. И. Жуковской, А. В. Черновым и др. Психологические исследования Л. С. Выгодского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. позволили преодолеть идеалистические и биологизаторские концепции игры, широко распространенные на Западе, и выяснить особенности ее происхождения, некоторые закономерности ее развития и механизмы влияния на формирование детской личности. Несмотря на известные достижения советской дошкольной педагогики в разработке проблем игры, следует отметить, что эта разработка шла до сих пор несколько односторонне и не охватывала проблему в целом. До недавнего времени педагоги, изучая этот вопрос, сосредоточивали свое внимание по преимуществу на сюжетной стороне игры. Но только ли в сюжетном содержании игры заключается воспитательное ее значение и обеспечивает ли сюжетное содержание само по себе полноценное нравственное развитие ребенка?
Результаты предпринятого недавно в Институте дошкольного воспитания исследования А. П. Усовой заставляют ответить на этот вопрос отрицательно. А. П. Усова обнаружила в детской игре новый пласт процессов и отношений, ранее исследователям мало известный и недостаточно изученный. Она показала, что, помимо взаимоотношений, которые разыгрываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, в игре или по поводу игры возникают другого рода отношения — уже не мнимые, а действительные, реальные. Тесно связанные, эти два вида отношений, однако, не тождественны и иногда расходятся друг с другом (на это явление обратили в свое время внимание Д. В. Менджерицкая и В. П. Залогина, исследуя проблему взаимоотношений детей в процессе игры).
За весьма благополучным игровым сюжетом могут скрываться весьма неблагополучные реальные взаимоотношения, неразрешенные конфликты, неудовлетворенные потребности, подавление воли одних детей деспотизмом других. Но надо признать, конечно, что этическое содержание сюжета игры имеет существенное значение для формирования у детей положительных взаимоотношений не только символического, но и реального плана.
Разработка проблемы игры как формы организации детской жизни была лишь начата А. П. Усовой, и здесь предстоит еще много сделать в плане социологического изучения реальных взаимоотношений, складывающихся между детьми различных возрастов в различных играх и при различных формах педагогического руководства, а также в плане исследования влияния такого рода взаимоотношений на формирование нравственных качеств детской личности.
Существенное значение в нравственном и всестороннем развитии ребенка-дошкольника имеет, как известно, детский труд в его доступном содержании и приемлемых формах. Посильный труд занимает существенное место в педагогическом процессе, это одна из форм организации детской жизни. И хотя эта деятельность в значительно большей мере, чем сюжетно-ролевая творческая игра, регламентируется взрослыми, она меняет свой характер от возраста к возрасту и к 6—7 годам отличается значительной самостоятельностью и самодеятельностью, дети начинают использовать труд как форму самоорганизации.
Ранее было показано, что с первых дней существования советского детского сада труд вошел в быт, в повседневную жизнь ребенка как то новое содержание, без которого нельзя решить задач коммунистического воспитания. Преодолевая ошибки перегрузки, имевшие место в трудовом воспитании детей вплоть до 1936 года, передовая практика и исследователи все большее внимание начинают уделять сочетанию наблюдения детьми труда взрослых с их собственной посильной трудовой деятельностью.
Внимание к проблемам трудового воспитания в дошкольном детстве усилилось в особенности после XX и XXII съездов КПСС. В Академии педагогических наук разработаны и широко освещены в печати вопросы содержания и методов трудового воспитания дошкольников, взаимосвязи труда и игры, пути воспитания положительного отношения к труду. Наряду с экспериментальной работой широко изучен и обобщен передовой педагогический опыт по трудовому воспитанию, выясняются основные закономерности формирования трудолюбия дошкольников.
Дальнейшие исследования в области трудового воспитания должны быть направлены на углубленное изучение специфики труда маленьких детей, на выявление особенностей взаимоотношений труда и игры.
Задачи всестороннего развития детей, повышения уровня их подготовки к школьному обучению требуют глубокого изучения вопроса о потенциальных возможностях психического развития ребенка-дошкольника, которые в настоящее время используются по имеющимся данным далеко не полностью. Вместе с тем реализация этих задач требует не столько увеличения объема и улучшения качества знаний и навыков, усваиваемых в раннем и дошкольном возрасте, сколько развития познавательных и творческих способностей детей. Поэтому важнейшей проблемой исследований по возрастной психологии и физиологии является проблема структуры способностей и путей их целенаправленного формирования в раннем и дошкольном детстве. Необходимо более активное изучение особенностей развития мотивов деятельности и чувств в дошкольном возрасте в связи с педагогическими задачами формирования личности.
Развитие системы общественного дошкольного воспитания, разнообразие типов дошкольных учреждений, наиболее полно охватывающих всех детей дошкольного возраста, требует определения роли советской семьи в воспитании ребенка, выяснения своеобразия содержания и методов семейного воспитания маленьких детей, путей его совершенствования, согласования и взаимодействия с общественным воспитанием. В этих целях представляются важными исследования социологического характера, которые должны проводиться совместными усилиями педагогов, психологов, социологов, специалистов в области этики.
Должно быть уделено серьезное внимание организации комплексных исследований — психолого-педагогических в первую очередь — при решении различных проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
С целью повышения научного уровня исследований необходимо усилить и применение современных экспериментальных методов и методов математической обработки полученных данных. Особого внимания требует совершенствование методов исследования в области воспитания.
Таковы некоторые важнейшие проблемы, которые предстоит разрабатывать теории советского дошкольного воспитания.
Важно усилить совместную деятельность научных и научно-методических организаций и учреждений, органов народного образования по дальнейшему внедрению в практику результатов научных исследований.
Нет сомнения в том, что советские дошкольные педагоги, объединив свои усилия с представителями смежных дисциплин, изучающих ребенка, поднимут в ближайшие годы методологический и методический уровень своих исследований, добьются подлинно научного решения стоящих перед ними проблем и таким образом обеспечат коренное улучшение дела дошкольного воспитания в стране.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.