Построение государственной системы дошкольного воспитания на новых, социалистических основах остро ставило проблемы теории дошкольного воспитания. Новая педагогика дошкольного воспитания создавалась на основе критической переработки теории и опыта наиболее прогрессивных педагогов прошлого, путем творческого использования всего самого ценного и передового, что содержалось в старых педагогических системах, в борьбе с весьма широко распространенными буржуазными теориями дошкольного воспитания.
В дореволюционной России дошкольных учреждений было всего несколько десятков, однако педагогическая мысль работала в этом направлении довольно активно. Идейным вдохновителем целого направления в дошкольном воспитании явился великий русский педагог К. Д. Ушинский. Серьезный вклад в теорию дошкольного воспитания внесли его последователи Е. Н. Водовозова, А. С. Симонович, Е. И. Конради. В годы, непосредственно предшествовавшие Октябрьской революции, активно разрабатывали эти проблемы Е. И. Тихеева, Л. К. Шлегер и др.
После Великой Октябрьской социалистической революции, в первые годы становления советской системы дошкольного воспитания среди педагогов, работавших в этой области, обнаружились серьезные разногласия во взглядах на цели и сущность воспитания дошкольников.
Немало было в то время среди дошкольных работников и теоретиков дошкольного воспитания приверженцев систем Ф. Фребеля и М. Монтессори. Довольно сильное влияние на дошкольных педагогов оказывали также теории педоцентризма и свободного воспитания.
Несостоятельность взглядов сторонников теории свободного воспитания представляется сейчас очевидной. Но в первые годы после
революции, когда советская система дошкольного воспитания только начинала складываться и многие теоретики педагогики не овладели еще марксистской философией, они пытались решать новые проблемы дошкольной педагогики старыми средствами, заимствованными из арсенала буржуазных педагогических концепций. Следует также иметь в виду, что в условиях царской России справедливая критика представителями теории свободного воспитания официальной педагогики царского самодержавия с ее авторитарностью, схоластикой и жестоким насилием над детской личностью играла относительно положительную роль и, естественно, вызывала сочувствие теоретиков и практиков советского дошкольного воспитания.
Прогрессивное значение имели в этот период работы известного историка дошкольной педагогики проф. Н. А. Тумим-Альмединген (руководитель кафедры Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена). Она обстоятельно проанализировала труды классиков русской и зарубежной педагогики, их работы в области умственного и нравственного воспитания маленьких детей. Она была одним из первых теоретиков дошкольной педагогики, понимавших высокие задачи общественного дошкольного воспитания и их связи с деятельностью общества, строящего социализм.
Называя детские сады «ростками коммунизма», В. И. Ленин имел в виду не только их значение как средства раскрепощения женщины и строительства нового быта, но также роль их в формировании нового человека, в воспитании будущих граждан социалистического общества.
Развивая эти идеи, Н. К. Крупская подчеркивала, что, для того чтобы коммунистическое воспитание дошкольников достигло своей цели, оно должно быть научно обоснованным, должно базироваться на философских основах марксизма-ленинизма, на изучении логики развития сообщаемых ребенку знаний, на психологических и физиологических исследованиях возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Развитие практики дошкольного воспитания сопряжено было с серьезными трудностями. Не хватало квалифицированных кадров, не было систематических пособий для воспитателей. Особую остроту приобретала борьба за программность педагогического процесса в области дошкольного воспитания.
Наркомпрос РСФСР стремился постоянно оказывать помощь работникам дошкольных учреждений. В 1919 году была издана «Инструкция по ведению очага и детского сада» и «Основные положения» этих учреждений.
С 1928 года стал выходить ежемесячный методический журнал Народного Комиссариата просвещения — «Дошкольное воспитание». Он сыграл огромную роль в развитии дошкольной педагогики. В 1926—1930 гг. Наркомпрос издал методические письма: «О гигиене воспитания в дошкольных учреждениях», «О работе по природоведению», «Место и роль строительного материала», «Живое слово и книжка», «Игра и труд» и др.
Большое значение для определения целей и путей коммунистического воспитания дошкольников имели съезды и конференции по дошкольному воспитанию. На первом таком съезде в 1919 году главное внимание было уделено определению типов дошкольных учреждений и организации системы дошкольного воспитания в общегосударственном масштабе. На втором (1921) и третьем (1924) съездах и на 3-й Всероссийской конференции (1926) по дошкольному воспитанию обсуждались цели и задачи, содержание и методы дошкольного воспитания. На четвертом съезде (1928) разрабатывались общие принципы построения программы воспитательной работы в дошкольных детских учреждениях. Работой съездов и конференций руководили Н. К. Крупская и А. В. Луначарский. Активное участие в них, наряду с дошкольными работниками, принимали крупные ученые в области общей педагогики и психологии (П. П. Блонский, К. Н. Корнилов, С. Т. Шацкий), педиатрии и гигиены детей (Е. А. Аркин, В. И. Гориневский, Л. И. Чулицкая), искусства и художественного воспитания (Г. И. Рошаль, Е. А. Флерина, М. А. Румер, В. Н. Шацкая).
На третьем съезде по дошкольному воспитанию разгорелась острая дискуссия об идейном содержании воспитательного процесса в детском саду, а также о связи формальной и материальной стороны этого процесса. В докладах Р. И. Прушицкой и А. В. Суровцевой острой критике были подвергнуты биологизаторские теории, согласно которым развитие детской психики, личности ребенка определялось не условиями жизни и воспитанием, а спонтанно проявляющимися особенностями его индивидуального развития, которое якобы повторяет развитие рода. Критиковались также формальные дидактические системы, отрывающие дошкольное воспитание от жизни, изолирующие ребенка от окружающей действительности. Были выдвинуты прогрессивные тезисы о связи детского сада с современностью, об идейной направленности советского дошкольного воспитания, о воспитании у маленьких детей коллективизма, любви к труду, о необходимости воспитывать способности и нравственные качества детей на материале, доступном их пониманию.
Поиски новых путей воспитания дошкольников были сопряжены с некоторыми ошибками и просчетами. В практике работы детских садов наблюдалась перегрузка детей познавательным материалом из области общественно-политической жизни страны. В работу дошкольных учреждений иногда совершенно механически переносились рекомендации о политическом образовании, предназначенные для работы с детьми школьного возраста; недооценивалась игра как специфическая деятельность ребенка (она рассматривалась некоторыми педагогами как свободная, не управляемая взрослыми форма жизни детей, отражающая влияние среды).
Необходимо было усовершенствовать постановку воспитательной работы, систематизировать воспитательный процесс, вооружить работников дошкольных учреждений программой работы. Этот вопрос был предметом обсуждения на четвертом съезде по дошкольному воспитанию (1928). Съезд рассмотрел также вопрос о роли труда и игры в развитии коллективизма. Важность постановки этих вопросов была очевидной, но специфика детской деятельности рассматривалась многими теоретиками с позиций педологии. Труд ребенка они считали «жизненно-приспособительской деятельностью». Окружающая среда, с их точки зрения, диктует содержание и формы труда дошкольников как точную копию труда взрослых. Труд маленьких детей предлагалось увязывать с «ударными задачами социалистической реконструкции», с «планом работы производства» и т. п. Игра как деятельность «свободная» противопоставлялась труду, между ними не усматривалось тесной связи, столь характерной для дошкольного возраста. Установки съезда, широко распропагандированные в печати, в течение ряда лет оказывали неблагоприятное влияние на теорию и практику организации игры в дошкольных детских учреждениях.
В 1932 году Наркомпрос РСФСР издал первый проект программы советского детского сада. Он сыграл известную положительную роль в создании системы дошкольного воспитания. Здесь впервые был представлен раздел «Физическое воспитание». В разделе «Общественно-политическое воспитание» содержались указания на то, что детский сад должен решать задачу всестороннего развития и идейного воспитания будущих строителей коммунизма, что необходимо связать содержание воспитательной работы детского сада с современностью, приобщать детей с учетом их возрастных особенностей к жизни советского общества. Объяснительная записка к программе содержала критический анализ ошибок, которые допускались в практике работы детских садов. Вместе с тем проект программы повторял некоторые из них. Главный недостаток документа состоял в том, что он не устранил перегрузки детей. По-прежнему рекомендовалось широко привлекать дошкольников к участию в различных общественных мероприятиях и политических кампаниях (борьба за промфинплан, антирелигиозная пропаганда, экскурсии на фабрики и заводы). Некоторые рекомендации были составлены без учета возраста детей и явно завышали их возможности. Ошибки были допущены и в оценке некоторых жанров детской литературы. Сказка, например, объявлялась пережитком прошлого, литературой, которая якобы уводит ребенка от действительности, мешает развитию у него материалистического мировоззрения.
Постановление ЦК ВКП(б) «О перегрузке школьников и пионеров общественно-политическими заданиями», принятое в апреле 1934 года, сыграло большую роль в устранении ошибок, присущих некоторым программно-методическим материалам по дошкольному воспитанию. В 1934 году вышла в свет новая программа для детского сада. В ней преодолены некоторые недостатки проекта 1932 года. Положительную роль сыграли в этом накопленный опыт работы дошкольных детских учреждений и исследования в области дошкольной педагогики, детской психологии и возрастной физиологии. В программе значительно больше внимания уделялось укреплению здоровья детей и их физическому воспитанию, учитывались возрастные особенности и интересы дошкольников, был значительно сужен круг знаний и навыков, которые они должны приобрести в детском саду.
Однако и эта программа не была лишена недостатков. Она декларировала воспитательное значение игры и вместе с этим недооценивала творческие игры и преувеличивала значение готового материала и игрушек. Это приводило к излишней регламентации, мешало развитию инициативы малышей. Важно, однако, было то, что игру восстановили в правах, преодолевались неправильные взгляды некоторых теоретиков и практиков дошкольного воспитания на игру как на свободную, педагогически не управляемую деятельность детей.
Программа 1934 года, безусловно, являлась шагом вперед в разработке теории и практики советского дошкольного воспитания. Недостатки же ее связаны прежде всего с тем, что в тридцатых годах советская детская психология и физиология высшей нервной деятельности ребенка не накопили еще достаточных научных данных для решения педагогических проблем, вставших в связи с массовым развитием детских дошкольных учреждений.
В этих условиях педология, заимствовавшая из различного рода буржуазных идеалистических и биологизаторских учений о человеческом онтогенезе концепцию созревания врожденных способностей и использовавшая антинаучные методы тестирования детей для определения уровня их умственного развития, получила довольно широкое распространение и активно вторгалась в практику. В программе 1934 года сказалось влияние педологических концепций. Определяя содержание занятий, программа в ряде своих разделов ориентировала воспитателя не столько на решение педагогических задач, сколько на приспосабливание к интересам ре бенка, его психофизиологическим особенностям. Возраст ребенка рассматривался как нечто неизменное, независимое от педагогических воздействий.
В июле 1936 года ЦК ВКП(б) было принято постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Одобренное широкой педагогической общественностью, это решение восстановило в правах педагогическую науку, педагога-воспитателя. В постановлении подвергнуто резкой критике немарксистское понимание процесса воспитания подрастающего поколения и развития ребенка как процесса, обусловленного наследственными факторами и неизменной фатальной средой. Подчеркивалась решающая роль воспитания в формировании личности ребенка. В связи с указаниями ЦК ВКП(б) о ликвидации педологических извращений были подвергнуты внимательному анализу программно-методические документы по дошкольному воспитанию и практика работы детского сада.
В конце тридцатых и начале сороковых годов советская дошкольная педагогика четко определяет предмет исследования и активно развивается как самостоятельный раздел педагогической науки. Педологическим тестовым измерениям якобы данной ребенку от природы умственной одаренности противопоставляются психологические и физиологические исследования закономерностей формирования личности ребенка под влиянием условий жизни и воспитания. Последствия педологических извращений успешно преодолевались, и это сыграло, безусловно, положительную роль в развитии теории и практики дошкольного воспитания.
Вместе с тем у некоторых теоретиков возникла тенденция недооценивать возраст и возрастные закономерности развития детей дошкольного возраста. Изучение психофизиологических особенностей ребенка рассматривалось порой как рецидив педологии. И это сужало в какой-то мере естественнонаучный базис дошкольной педагогики, мешало ее дальнейшему развитию. Потребовалось известное время для накопления практического опыта и научных данных, прежде чем эти недостатки были преодолены и теоретические проблемы дошкольной педагогики, детской психологии и возрастной физиологии получили дальнейшее развитие.
Во второй половине тридцатых годов огромное влияние на развитие теории и практики дошкольного воспитания оказали труды Н. К. Крупской. Руководители дошкольных учреждений и воспитатели широко использовали также положения выдающегося советского педагога А. С. Макаренко относительно целей и методов коммунистического воспитания подрастающего поколения, роли коллектива в формировании личности ребенка, педагогического значения игры, семейного воспитания. В 1937 году вышла книга известного советского специалиста по дошкольной педагогике Е. И. Тихеевой «Развитие речи дошкольника», в которой был обобщен опыт научно-методической работы детского сада при Ленинградском государственном педагогическом институте имени А. И. Герцена. Были опубликованы также работы по вопросам физического воспитания детей дошкольного возраста (Е. А. Аркин и Л. И. Чулицкая), по художественному воспитанию (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Метлов), о педагогическом руководстве игрой (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова), о развитии речи (А. М. Леушина).
В области детской психологии разрабатывались общие проблемы движущих причин развития психики ребенка. Проводились также исследования закономерностей формирования различных психических процессов в зависимости от условий жизни и характера деятельности детей (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Подготавливаются первые работы по истории советской дошкольной педагогики (Л. И. Красногорская, Е. А. Гребенщикова, Е. И. Волкова, О. А. Фролова). И. В. Чувашевым создан фундаментальный труд по истории русской дошкольной педагогики (1954). Изданы первые учебные пособия по педагогике для дошкольных педучилищ (Ф. С. Левин-Ширина и Д. В. Менджерицкая, А. И. Сорокина).
На основе научных исследований и анализа опыта в 1938 году создается новый программно-методический документ — «Руководство для воспитателя детского сада». Здесь четко была определена ведущая роль педагога-воспитателя. Выдвигались требования плановости и систематичности всей воспитательной работы в дошкольном учреждении. Указывалось, что воспитание детей в духе коллективизма должно органически сочетаться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Из руководства были исключены материалы, недоступные детям дошкольного возраста. Немаловажное значение имело создание первого Устава детского сада. В этом документе определились цели детского сада как государственного учреждения, его структура, система воспитательной работы.
Научная работа в области дошкольной педагогики не прекращалась и в тяжелые годы Великой Отечественной войны, хотя основные силы дошкольных работников были направлены в это время на спасение жизни детей, эвакуацию их из прифронтовых районов, обеспечение им нормальных условий жизни.
В 1943 году в разгар войны в Москве была создана Академия педагогических наук РСФСР и среди других научно-исследовательских ее подразделений — сектор проблем дошкольного воспитания.
Большую исследовательскую работу проводят в этот период кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического института имени В. И. Ленина и Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена (умственное и эстетическое воспитание, детская игра). Важные исследования по проблемам дошкольного воспитания осуществляли также ученые Украины, Грузии, Армении и других союзных республик.
Развитие системы общественного дошкольного воспитания ставило перед дошкольной педагогикой новые проблемы, требующие теоретического и практического решения. Одной из них была проблема содержания, форм и методов обучения в детском саду. В теории и практике советского дошкольного воспитания вплоть до конца пятидесятых годов пользовались известной популярностью
идеи свободного воспитания. В принципе никто не оспаривал необходимости «установленных» или «обязательных» занятий в детском саду, но проводили их по типу свободной деятельности детей. Роль воспитателя сводилась к постановке заданий. Ребенок должен был выполнять эти задания. Обучение подменялось, таким образом, самообучением. Педагогический процесс становился стихийным, неуправляемым, эффективность занятий резко снижалась.
В разработке проблемы обучения в детском саду большую роль сыграли исследования научных сотрудников сектора дошкольного воспитания Института теории и истории педагогики АПН РСФСР под руководством А. П. Усовой (работы Е. А. Флериной, Е. И. Радиной, В. Г. Нечаевой, Л. А. Пеньевской, Р. И. Жуковской), а также научных сотрудников других институтов АПН РСФСР (Н. П. Сакулиной, Н. А. Ветлугиной, Е. Г. Леви-Гориневской и др.), преподавателей кафедр дошкольной педагогики пединститутов (А. М. Леушиной, П. Г. Саморуковой, А. И. Сорокиной, М. М. Кониной) и научных работников Центрального дошкольного научно-методического кабинета Министерства просвещения РСФСР (О. И. Соловьевой и др.). Было проведено углубленное теоретическое исследование, направленное на конкретизацию основных положений марксизма-ленинизма относительно обучения как усвоения общественного опыта, применительно к особенностям дошкольного возраста. На основе теоретических положений была осуществлена экспериментальная проверка содержания и методов дошкольного обучения в базовых детских садах. Полученные данные уточнены в опытной работе с участием большой группы педагогов-практиков.
Активно велись исследования и по другим проблемам дошкольной педагогики. В 1956 году была издана монография Е. А. Флериной «Изобразительное творчество детей дошкольного возраста». Разрабатывались проблемы игры, трудового и нравственного воспитания, воспитания дошкольников в семье.
Изучение психологии детей дошкольного возраста проводилось в Научно-исследовательском институте психологии АПН РСФСР (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Я. З. Неверович, Т. В. Ендовицкая и др.), в Ленинградском научно-исследовательском институте педагогики (Б. Г. Ананьев, А. А. Люблинская, В. А. Горбачева), в Киевском институте психологии (Г. С. Костюк, П. Р. Чамата), в Тбилисском государственном университете (Б. И. Хачапуридзе). В 1959 году вышла удостоенная Ленинской премии книга А. Н.Леонтьева «Развитие психики», обобщающая результаты проведенных в течение ряда лет исследований.
В Академии медицинских наук СССР под руководством проф. Н. М. Щелованова велась интенсивная разработка проблем воспитания детей раннего возраста. Эти исследования (Н. И. Аксарина, Е. Г. Бибанова, М. Ю. Кистяковская, Г. М. Лямина) подтверждают, что полноценное нервно-психическое развитие маленьких детей определяется активным их воспитанием и обучением (общение со взрослым, специальные занятия по развитию движений, подвижные эмоциональные игры, занятия на различение звука, цвета и т. д.). Под влиянием накопленного опыта изменяются сложившиеся ранее представления о том, что дети до двух-, трехлетнего возраста нуждаются главным образом в уходе, в определенных санитарно-гигиенических условиях жизни (воздух, свет, чистота и т. д.). Эта точка зрения до сих пор имеет довольно широкое распространение в зарубежной педагогике. Позиция и исследовательские данные советских ученых-специалистов в области раннего детства имеют в этих условиях особо важное значение. С 1961 года проблемы воспитания и обучения детей этого возраста начала интенсивно разрабатывать лаборатория воспитания детей раннего возраста НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР (Е. И. Радина и др.). Новым явилось усиление дидактических компонентов в играх и занятиях с малышами в целях наиболее эффективного умственного, речевого и художественного развития детей.
Рост сети дошкольных учреждений, развитие интереса широких кругов населения к проблемам дошкольного воспитания остро поставили проблему дальнейшего развития педагогических и психологических исследований. К этому обязывало и принятое в мае 1959 года постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста».
В ноябре 1960 года по решению Совета Министров РСФСР в системе Академии педагогических наук был создан Институт дошкольного воспитания в составе лабораторий воспитания детей раннего возраста, воспитания детей дошкольного возраста, экспериментальной дидактики, возрастной психофизиологии, эстетического воспитания, физического воспитания. В обязанности института входит осуществление специальных исследований в области теории дошкольного воспитания, обобщение передового опыта, совершенствование содержания и методов воспитания детей дошкольного возраста и подготовки их к школе. Институт объединяет педагогов, психологов, врачей и физиологов для решения общих задач дошкольного воспитания.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР поставили перед учеными в области дошкольной педагогики задачу создать комплексную программу воспитательной работы с детьми от раннего возраста до поступления в школу. С этой целью была создана объединенная комиссия Академии педагогических наук РСФСР и Академии медицинских наук СССР во главе с проф. А. П. Усовой (председатель) и проф. Н. М. Щеловановым (заместитель председателя).
Программа создавалась на основе многолетних исследований и обобщения опыта воспитательной работы дошкольных детских учреждений. Она представляет собой первый в истории педагогики программно-методический документ, определяющий основное содержание и формы воспитания детей от младенчества до поступления в школу. Программа была утверждена Министерством просвещения РСФСР и издана массовым тиражом. По ней работают сейчас все детские сады и ясли-сады Российской Федерации.
Подобные программы подготовлены и изданы на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Латвии. В союзных республиках при подготовке программ учитывались национальные особенности, специфика развития детских учреждений республики.
Новая программа нацелена на ликвидацию разобщенности в воспитательной работе с детьми раннего и дошкольного возраста. Много внимания в ней уделяется ведущей в дошкольном возрасте деятельности — игре, формам ее организации, педагогическому руководству игрой. В программу воспитания детей старшей и подготовительной к школе групп включен специальный раздел «Труд». Для подготовительной группы предусматривается обучение элементам грамоты и арифметики. Спланирована работа по развитию у детей трудолюбия, умения работать по указанию воспитателя и самостоятельно, что имеет очень важное значение для подготовки детей к школе.
Наряду с совершенствованием теории дошкольного воспитания, разработкой ее ведущих проблем, созданием программных и методических документов детского сада происходит на протяжении всех 50 лет развитие и совершенствование передового опыта воспитателей. Этому способствуют хорошие традиции тесного содружества научных работников и воспитателей при изучении той или иной проблемы с самого начала ее развития. Следствием такой совместной работы, как и собственной творческой мысли педагогов, явился ряд научно-практических конференций (1940, 1941, 1942, 1948 гг.), имевших немалое значение для улучшения работы широкого круга детских дошкольных учреждений, а также и для постановки новых вопросов, которые нужно было теоретически осмыслить (например, поднятых в докладе ленинградской воспитательницы В. А. Горбачевой о детских жалобах в связи с проблемой усвоения детьми норм и правил поведения). Ряд воспитателей детских садов — докладчиков на этих конференциях стали впоследствии научными работниками, известными методистами (В. А. Горбачева, Е. Ю. Демурова, Е. А. Коссаковская, К. П. Смирнова, Л. П. Катина).
Существенную роль сыграли в изучении и обобщении передового опыта воспитателей детских дошкольных учреждений и в его дальнейшем распространении «Педагогические чтения» Академии педагогических наук РСФСР, регулярно проводимые с 1945 года. В заседаниях дошкольных секций «Педагогических чтений» 1961, 1963, 1965 гг., проходивших в Институте дошкольного воспитания АПН РСФСР, принимало участие более 1000 работников дошкольных учреждений из самых различных областей Российской Федерации, из ряда союзных республик. Заслушано и обсуждено около 200 докладов, издан ряд брошюр из опыта воспитания.
Дальнейшее развитие экономики и культуры в нашей стране ставит перед дошкольным воспитанием новые задачи.
К концу нынешней пятилетки около 65% детей дошкольного возраста будет воспитываться в детских садах и яслях. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (1966) указывает на необходимость совершенствования подготовки детей-дошкольников к школьному обучению, повышения уровня их общего развития, формирования у них высоких нравственных качеств. В процессе дальнейшего развития теории дошкольного воспитания необходимо учитывать, что педагогика — наука комплексная, что для того, чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях, что вся учебно-воспитательная работа должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детской личности.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.