Общественное воспитание детей дошкольного возраста является одним из важнейших завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции. В нашей стране впервые в мире создана в столь широких масштабах государственная система дошкольного воспитания, наиболее полно отвечающая интересам семьи и задачам всестороннего развития детей дошкольного возраста, успешной подготовки их к школе. Это ясли, ясли-сады, детские сады с дневным и круглосуточным пребыванием детей, широкая сеть детских площадок, дошкольные детские дома. Воспитание детей в этих учреждениях ведется на научных основах.
С первых дней Советской власти, реализуя программные требования, касающиеся вопросов борьбы за равенство женщины в политических правах с мужчиной, за вовлечение ее в производство, в активную общественную жизнь. Коммунистическая партия и Советское правительство уделяют большое внимание развитию сети дошкольных детских учреждений.
Проблемы теории общественного воспитания детей дошкольного возраста и развития дошкольных учреждений активно разрабатывались большевиками задолго до Октябрьской социалистической революции. Основоположником советской дошкольной педагогики является Н. К. Крупская. Рассматривая вопрос об особенностях общественного дошкольного воспитания в условиях социалистического строя, она подчеркивала в книге «Женщина-работница» (1899), что новое общество должно не только обеспечить ребенку средства к существованию, но и заботиться о том, чтобы у него было все, что необходимо для полного, всестороннего развития. На основе глубокого анализа явлений социальной жизни Н. К. Крупская указывала, что «женщина-работница не может не оценить всех благ общественного воспитания. Материнское чувство заставляет ее желать общественного воспитания детей, социалистического строя, победы рабочего дела!»
9 ноября 1917 года Совет Народных Комиссаров издал декрет об учреждении Государственной комиссии по просвещению. В состав этой комиссии вошел и отдел по дошкольному воспитанию, которому надлежало организовать общественное дошкольное воспитание в государственном масштабе. Этот отдел возглавляла член партии с 1902 года Д. А. Лазуркина. 20 ноября 1917 года была опубликована «Декларация по дошкольному воспитанию», в которой указывалось, что общественное воспитание детей важно начинать с первых месяцев жизни ребенка и что система дошкольного воспитания в Советской республике «является составной частью всей школьной системы и должна быть органически связана в одно целое со всей системой народного образования». Опубликованное 16 октября 1918 года «Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» снова подтвердило принцип единства и преемственности всех звеньев системы народного образования. В положении указывалось, в частности, что к единой школе присоединяется детский сад.
С самого начала дошкольные детские учреждения стали развиваться как учреждения государственные, светские, массовые и общедоступные. Это отвечало задачам раскрепощения женщины, выражало политику партии, направленную на осуществление начал коммунистического воспитания с дошкольного возраста.
Огромную роль в определении целей и задач общественного воспитания детей и дальнейшего развития системы дошкольного воспитания сыграл VIII съезд Коммунистической партии. Программа РКП (б), утвержденная съездом, подчеркивала важную роль общественного дошкольного воспитания. Оно рассматривалось в программе как «одна из основ школьного просветительного дела», указывалось, что его задача состоит во всестороннем развитии и коммунистическом воспитании ребенка применительно к особенностям его возраста, намечалось создание широкой сети дошкольных учреждений (яслей, садов, очагов) в целях раскрепощения женщины. Были определены две важнейшие функции детских учреждений: воспитательная и социально-бытовая. В. И. Ленин в работе «Великий почин» назвал детские ясли и детские сады «ростками коммунизма». Эти учреждения, писал он, есть такие средства, «которые на деле способны освободить женщину, на деле способны уменьшить и уничтожить ее неравенство с мужчиной, по ее роли в общественном производстве и общественной жизни». Владимир Ильич считал обязательным активное участие всех советских учреждений и организаций, а также самих женщин в создании детских садов. «Сами женщины-работницы, — писал он, — должны заботиться о развитии таких учреждений, и эта деятельность женщины приведет к полной перемене ее старого положения при капиталистическом обществе».
Нельзя не отметить и особой роли в развитии дошкольного воспитания первого партийного совещания по вопросам народного образования (1920). В решениях этого совещания особо подчеркивалась необходимость организации широкой сети дошкольных учреждений и обеспечения их преемственности со школой. Заботясь о развитии сети дошкольных детских учреждений, Советское государство всегда исходило из необходимости как можно полнее удовлетворить потребности и запросы семьи в уходе за ребенком и его воспитанием. Естественно, что потребностям населения могут отвечать только детские дошкольные учреждения различных типов, и вопрос о типе дехекого сада, детских яслей в первые годы Советской власти был предметом самых горячих дискуссий. На I Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию в 1919 году эта проблема обсуждалась всесторонне; было решено, что нуждам работающей матери наиболее соответствует детский сад с 9—10-часовым пребыванием ребенка, функционирующий круглый год. Длительность пребывания обеспечивала также наиболее успешное решение задач всестороннего развития детей. В 1919 году специальным постановлением Народного Комиссариата просвещения была узаконена непрерывность работы стационарных дошкольных учреждений. Основные их типы: стационарные (постоянно действующие) и сезонные (временно действующие) — сохранились до сих пор.
Для детей, страдающих нарушениями физического и психического развития, были созданы специальные постоянно действующие государственные детские учреждения — детские сады и группы для глухонемых, для детей с нарушениями речи, двигательной сферы и др.
Возникли и некоторые другие типовые варианты учреждений, вызванные к жизни потребностями семьи. Среди них санаторные детские сады для физически ослабленных детей, детские площадки по месту жительства детей и т. д.
Система дошкольного воспитания складывалась в нашей стране, по сути дела, заново как по форме, так и по содержанию. Создание широкой сети детских садов происходило в условиях борьбы с огромными трудностями — с нехваткой средств, голодом, в условиях войны и интервенции и осложнялось отсутствием кадров и опыта организации общественного дошкольного воспитания. Тем не менее количество детских яслей и детских садов росло из года в год.
Очень показательной была в этом отношении Ивановская область. Здесь в районе развитой текстильной промышленности преобладающим был женский труд. До революции детских садов в Иваново-Вознесенске не было. Огромное количество малышей оставалось без надзора, пока матери были на работе. В конце 1917 года Ивановский городской Совет через газету «Ивановский листок» обратился к молодым женщинам с призывом помочь в организации жизни детей и их воспитании. На этот призыв откликнулись целые рабочие коллективы. Были созданы курсы по подготовке воспитателей, проведены десятки воскресников по ремонту и оборудованию помещений. В 1918—1922 гг. открылось несколько больших детских садов при текстильных фабриках в Иванове, в Кинешемском районе, в Шуе. Только в 1929 году в Ивановской области было открыто 150 детских садов, в которых воспитывалось почти 7 тыс. ребят.
Дошкольное воспитание быстрыми темпами развивалось в национальных районах Советского Союза, в союзных и автономных республиках. Чрезвычайно характерна картина развития детских дошкольных учреждений в Казахстане. До революции здесь не было ни одного дошкольного детского учреждения. В 1917 году в г. Верном открылась первая детская площадка, воспитанниками которой были дети казахов, русских, татар, уйгуров, дунган и узбеков. К 1 июня 1921 года в республике насчитывалось уже 115 детских садов с контингентом 5320 детей. Женщины Казахстана все больше проникались доверием к общественному дошкольному воспитанию и с охотой отдавали детей в детские сады. На содержание детских яслей и садов государство ассигновывало значительные средства. Быстрыми темпами росло число детских дошкольных учреждений после XIV съезда партии, в период индустриализации страны. В это время создание детских яслей и детских садов рассматривалось как важнейшая социально-политическая задача. Строительство гигантов первой пятилетки, освоение необжитых районов на востоке страны требовало большого количества рабочих рук. Женщины активно вовлекались в общественное производство.
На селе примерно с 1925 года стали создаваться летние дошкольные детские площадки — сезонный вариант детского сада. Организации этих площадок много сил отдавали студенты-практиканты дошкольных факультетов педагогических институтов и Академии коммунистического воспитания.
Н. К. Крупская и А. В. Луначарский активно содействовали развитию общественного дошкольного воспитания в деревне. Выступая в 1927 году на XIII Всероссийском съезде Советов с докладом о народном просвещении в РСФСР, А. В. Луначарский отметил быстрый рост деревенских детских площадок: с 1925 по 1927 год количество детей, которых обслуживали детские площадки, возросло с 15 до 150 тыс. В постановлении съезда подчеркивалась необходимость дальнейшего всемерного развития дошкольного воспитания в городе и на селе как непременного условия дальнейшего роста активности трудящихся женщин, а также улучшения школьного дела, для которого детский сад должен стать прочной базой.
В целях реализации решения XIII съезда Советов Наркомпрос РСФСР, наряду с развертыванием сети дошкольных детских учреждений на государственные средства, организует массовое движение общественности за создание детских яслей и садов с привлечением сил и средств общественности. Так, в 1930 году проводится общественный смотр работы по дошкольному воспитанию с целью выявить недостатки дошкольных учреждений. Перед каждой организацией ставится задача проверить свое участие в развитии дошкольного воспитания и обсудить результаты на собраниях трудящихся.
Создавались бригады для проверки из представителей ВЦСПС, профсоюзов, кооперации, Колхозцентра. К работе Наркомпроса привлекаются представители ЦК комсомола, ВЦСПС, Детской комиссии при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете, представители Охраны материнства и младенчества, Колхозцентра и, конечно, актив дошкольных работников. Наркомпрос РСФСР заключает ряд соглашений с Центрожилсоюзом, по которым последний обязуется провести работу по приспособлению имеющихся зданий для детских садов и строительству новых (за счет 10% отчислений от дохода товарищества); помогает Колхозцентру в организации дошкольного воспитания, рекомендует осуществить засев «гектара дошкольника», доходы с которого предназначить для строительства дошкольных учреждений. Ярким примером этого движения является так называемый «дошкольный поход» (конец двадцатых и начало тридцатых годов). Инициатором его стала общественность Красноярского края. В результате похода в этом крае подавляющее большинство детей дошкольного возраста было вовлечено в детские сады и ясли. Инициатива трудящихся Красноярского края была одобрена Наркомпросом РСФСР, и поход стал всероссийским. Его активно поддерживали отдел работниц ЦК ВКП(б), ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС. Итогом похода явилось расширение сети детских садов и улучшение качества воспитательной работы. Темпы развития сети дошкольных учреждений в двадцатых годах были очень высоки. Однако качество воспитательной работы оставляло желать лучшего. Вследствие слабой педагогической подготовки кадров и отсутствия опыта имели место серьезные недостатки в содержании воспитательной работы. Кроме того, детские сады и ясли не всегда имели достаточно хорошие помещения, не хватало оборудования и пособий. В этих условиях выдвинутая Наркомпросом в 1932 году задача осуществления дошкольного всеобуча не могла быть решена и правительство не утвердило этих предложений.
Государство, местные Советы и партийные организации уделяли много внимания развитию дошкольного воспитания, оказывали всестороннюю помощь органам народного образования в этом деле. Увеличивалась материальная помощь многосемейным, роженицам, расширялась сеть родильных домов, детских садов и яслей. Большую роль в развитии системы дошкольного воспитания сыграли изменения порядка руководства и управления детскими учреждениями. Возникли так называемые ведомственные детские сады и ясли, которые комплектовались в основном детьми рабочих и служащих завода, фабрики и учреждения. Это способствовало укреплению материальной базы дошкольных детских учреждений, закреплению кадров. Специальным постановлением СНК СССР от 3 мая 1937 года хозяйственным организациям и учреждениям, имеющим детские ясли и сады, предлагалось соблюдать установленные совместно народными комиссариатами здравоохранения и просвещения нормы строительства и санитарного содержания детских садов, их оборудования, питания и медицинского обслуживания детей. Были разработаны и утверждены государственные строительные нормы и первые типовые проекты зданий для детских садов. Методическое руководство ведомственными детскими учреждениями и медицинский контроль осуществляли органы народного образования и здравоохранения.
В 1941 году сеть дошкольных детских учреждений в СССР достигла довольно высокого уровня. Работало 46 тыс. детских садов и яслей с контингентом 2 млн. воспитанников. Учреждения дошкольного воспитания сыграли огромную роль в сохранении жизни и здоровья детей и в их воспитании в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Количество детских садов в эти годы не только не сократилось, но по ряду тыловых областей резко возросло. Возникли учреждения нового типа — дошкольные интернаты и дошкольные детские дома, созданные, как правило, для детей, эвакуированных из прифронтовых районов.
Руководствуясь постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 9 января 1944 года, органы народного образования проводили большую работу по освобождению помещений детских дошкольных учреждений, используемых не по назначению; контролировали выполнение решения правительства, обязавшего наркоматы и ведомства обеспечивать свои детские сады необходимым мягким и жестким инвентарем. Органы Наркомздрава СССР, руководствуясь названным решением, улучшили медицинское обслуживание детей.
Сеть дошкольных детских учреждений в городах и рабочих поселках быстро развивалась, укреплялась их материальная база.
Потребность населения в детских садах продолжала расти. Дошкольные детские учреждения получили всеобщее признание, родители ценили деятельность дошкольных детских учреждений в нелегкие послевоенные годы. Развитие дошкольных детских учреждений являлось в послевоенный период одним из важных направлений деятельности органов народного образования. В 1949 году было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по расширению детских дошкольных учреждений и родильных домов и улучшению их работы». Оно привлекало внимание широкой общественности к строительству детских садов, активизировало методическую работу и подготовку кадров.
21 мая 1959 года было принято еще одно постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР — «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста», направленное на развитие дошкольного воспитания. В постановлении ставились очень важные вопросы организации и содержания работы детских садов и яслей. Подчеркивалась необходимость улучшения качества воспитательной работы и повышения заботы о здоровье детей и их физическом развитии. Указывалось, что актуальной задачей является установление преемственности в воспитании детей раннего и старшего дошкольного возраста. Был создан новый тип дошкольного детского учреждения — ясли-сад, где по желанию родителей дети воспитываются с двух месяцев до семи лет. Практика показала, что объединенные детские учреждения имеют большие воспитательные возможности и являются педагогически целесообразным типом детского учреждения. Детские «комбинаты» будут развиваться и впредь, не оставаясь, однако, единственным типом дошкольного учреждения. Вопрос о правомерности существования объединенных учреждений ясли-сад, об их удельном весе по отношению к другим типам дошкольных учреждений решается в союзных республиках, городах и селах в зависимости от конкретных условий и возможностей. Продолжает функционировать и некоторое количество яслей, находящихся в ведении органов здравоохранения, где воспитываются малыши от 2—3 месяцев до 3 лет.
Большое участие в работе по расширению сети дошкольных детских учреждений принимает широкая советская общественность. Помимо сооружения зданий для них по государственному плану, успешно развивается строительство за счет средств предприятий, колхозов и совхозов. Это общественное движение возглавили Министерство просвещения РСФСР с Академией педагогических наук и Педагогическим обществом РСФСР. С конца пятидесятых годов усиливается внимание к улучшению качества воспитательно-образовательной работы в детских садах. Улучшаются физическое воспитание детей, медицинское обслуживание. Больше внимания уделяется трудовому, нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников, оборудованию детских учреждений, в соответствии с требованиями современности. Предметом особой заботы становятся вопросы воспитания и организации жизни детей в возрасте до двух лет, посещающих ясли-сады, так как дошкольные педагоги не имели ранее ни опыта, ни достаточной подготовки для работы с детьми этого возраста. Возрастает также ответственность дошкольных учреждений за подготовку детей к школе и создание условий для их всестороннего развития. На протяжении всей истории становления и развития советской системы дошкольного воспитания партия, правительство, органы народного образования на местах проявляют постоянную заботу о подготовке кадров воспитателей и руководителей детских яслей и садов. Основным типом учебного заведения по подготовке воспитателей становится дошкольное педагогическое училище (с 1921 года — педагогические техникумы, а в 1937 году переименованы в педагогические училища). Растет число дошкольных факультетов при педагогических институтах. Они готовят руководителей учреждений, методистов народного образования, преподавателей педагогических училищ. В настоящее время страна приближается к решению задачи укомплектования всех дошкольных учреждений воспитателями, имеющими среднее специальное и высшее образование.
Важное условие успешной работы дошкольных детских учреждений — организация систематической методической помощи воспитателям. Она осуществляется через широкую сеть областных, районных и городских методических кабинетов при институтах усовершенствования учителей. В 1938 году Наркомпросом РСФСР было разработано и утверждено положение об этих учреждениях. Повседневное руководство работой воспитателей осуществляют заведующие детскими садами. С развитием многокомплектных учреждений (на 6—12 групп) появляется должность старшего педагога детского сада.
Работу по изучению и обобщению передового опыта на местах ведут дошкольные научно-методические кабинеты при министерствах просвещения союзных республик. Они издают методические письма и пособия для воспитателей и методистов, разрабатывают наглядные материалы (серии картин, диафильмов, учебные кинофильмы для дошкольников). Кабинеты организуют и проводят совместно с институтами усовершенствования учителей курсы по повышению квалификации работников дошкольных детских учреждений и семинары по актуальным проблемам дошкольного воспитания.
В определенной системе ведется и работа с родителями воспитанников детских дошкольных учреждений, а также широкая педагогическая пропаганда. Основными звеньями в работе с семьей являются родительские собрания, на которых ставятся доклады, проводятся беседы на педагогические темы. Немалое значение имеет индивидуальная работа с семьями.
Пропаганде передовых методов дошкольного воспитания среди населения много внимания уделяют центральная и местная печать, Всесоюзное радио. Для родителей дошкольников выпускается разнообразная литература.
Забота о подготовке квалифицированных специалистов для работы с маленькими детьми, о повышении квалификации работающих воспитателей, о расширении педагогической пропаганды с каждым годом возрастает в связи с неуклонным развитием сети дошкольных учреждений и контингентов детей.
На 1 января 1967 года детские сады, ясли-сады и ясли посещало уже более 8 млн. дошкольников, а к 1970 году, как предусмотрено директивами XXIII съезда КПСС, 12,2 млн. детей, проживающих в Российской Федерации и в других союзных республиках, будут охвачены общественным дошкольным воспитанием. Данные развития сети детских дошкольных учреждений за предыдущие годы чрезвычайно показательны. Они говорят о неуклонно развивающейся во всех республиках тенденции к расширению общественного воспитания детей дошкольного возраста.
Решения XXII съезда КПСС, Программа Коммунистической партии Советского Союза, директивы XXIII съезда КПСС определили направление дальнейшего развития и совершенствования советской системы дошкольного воспитания. Задача состоит в том, чтобы обеспечить начиная с самого раннего возраста гармоническое развитие физических и духовных сил детей, удовлетворить в основном потребность населения в учреждениях общественного воспитания для дошкольников. При этом особое внимание уделяется развитию детских дошкольных учреждений на селе. Воспитательное влияние семьи должно будет все более и более органически сочетаться с воспитанием общественным.
Рассматривая достижения советской системы дошкольного воспитания, нельзя не сказать о том большом внимании, которое уде-
ляется в нашей стране производству игрушек для детей. Советская дошкольная педагогика считает игрушку важным фактором умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Игрушка это первое произведение искусства, с которым имеет дело ребенок, это его первое учебное пособие, это воплощение его чувств по отношению к людям. Педагогические проблемы детской игрушки привлекали в свое время внимание К. Д. Ушинского, а затем видных советских педагогов Е. А. Аркина, Е. А. Флериной, А. П. Усовой. Специальный Институт игрушки Министерства легкой промышленности СССР разрабатывает новые образцы игрушек, изучает их педагогическую ценность и технологию их производства. Ныне около 700 предприятий, помимо выпуска своей основной продукции, занимаются изготовлением игрушек. Имеется 200 специализированных предприятий по изготовлению игрушек. В Москве в ближайшей пятилетке будет построена крупнейшая фабрика игрушек, с годовым планом около 55 млн. рублей.
Уже ряд лет многие творческие организации трудятся над созданием образцов игрушек самых различных видов и жанров; в ряды старых «игрушечников» в последние годы влилось немало талантливой молодежи.
Свидетельством внимания партии и правительства, общественности к детской игрушке, понимания ее воспитательной роли является
Всесоюзная выставка игрушки 1965 года, организованная в Москве. В результате анализа выставочным комитетом представленных образцов отмечены лучшие игрушки, вместе с тем забракованы некоторые; в результате было снято с производства 2000 образцов как устаревших, внесены предложения по освоению новых видов игрушек.
Спрос детских садов на игрушки очень велик, недаром постоянно растет их выпуск: например в 1959 году было изготовлено игрушек на 197,5 млн. руб., а в 1966 году уже на 500 млн. руб.
Забота о всестороннем развитии ребенка и создании для него радостного детства проявляется и в том, как поставлено издательское дело в нашей стране по выпуску литературы для дошкольников. В создании книг для маленьких участвуют лучшие писатели и художники. Ежегодно выходит большое число новых названий книг и переиздается классическая детская литература. Книги издаются миллионными тиражами.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.