Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Великая Октябрьская социалистическая революция и коренные преобразования в области просвещения


"Народное образование в СССР". Под ред. М. А. Прокофьева и др.
Издательство "Просвещение", М., 1967 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру всемирной истории - эру торжества социализма и коммунизма.
«...Мы вправе гордиться и мы гордимся тем, - писал В. И. Ленин, - что на нашу долю выпало счастье начать постройку советского государства, начать этим новую эпоху всемирной истории, эпоху господства нового класса, угнетенного во всех капиталистических странах и идущего повсюду к новой жизни, к победе над буржуазией, к диктатуре пролетариата, к избавлению человечества от ига капитала, от империалистических войн».
Развитие человечества за минувшие 50 лет происходило под знаком торжества идей марксизма-ленинизма, идей Октября, под влиянием величайших революционных свершений, коренным образом изменивших социально-политическую картину мира. Тезисы Центрального Комитета КПСС «50 лет Великой Октябрьской социалистической революции» - важнейший исторический документ - подводят итоги героического пути советского народа после Октября, обобщают опыт ленинской партии по созданию нового общества, раскрывают перспективы коммунистического строительства в нашей стране.
Это - история становления Советской власти, ее величественных завоеваний, история последовательной борьбы партии за сплочение всех антиимпериалистических и миролюбивых сил против сил реакции и войны.
Ныне, с вершины полувека, прошедшего после победы Октября, хорошо видны грандиозные, всемирно-исторического значения достижения нашего народа во всех сферах экономической, политической и культурной жизни Советского государства.
В стране, озаренной гением бессмертного Ленина, выросла первоклассная крупная социалистическая промышленность, занявшая по выпуску продукции второе место в мире. Бурный рост производительных сил нашей страны особенно показателен, если учесть, что около двух десятилетий из 50 лет советский народ отдал вооруженной борьбе с империалистическими агрессорами и восстановлению разрушенного войнами народного хозяйства. Превращение СССР в могучую индустриальную державу - величайшая победа рабочего класса и всего народа.
За годы Советской власти под руководством Коммунистической партии был успешно претворен в жизнь ленинский план кооперирования деревни. Создание крупного социалистического сельскохозяйственного производства явилось подлинной революцией во всем социальном и культурном укладе деревенской жизни.
Коренным образом изменился социальный состав советского общества. Давно ликвидированы эксплуататорские классы. С победой социализма принципиально иными стали рабочий класс и крестьянство, сформировалась новая, народная интеллигенция. На основе общности коренных интересов трудящихся укрепился союз рабочего класса и крестьянства, утвердилось нерушимое социалистическое братство народов СССР.
За 50 лет Октября произошел невиданный подъем жизненного уровня всего населения страны. Право на труд и отдых, на бесплатное образование и другие права стали привычными для советских людей.
На базе экономических и социально-политических достижений нашего государства выросла новая, советская культура, национальная по форме, социалистическая по содержанию. Социализм принес советским людям подлинное просвещение и неизмеримо возвысил и обогатил духовную жизнь общества.
Дореволюционная Россия по просвещению занимала одно из последних мест в Европе. Накануне Октябрьской революции четыре пятых всех детей и подростков не посещали школы. Особенно высок был процент неграмотности в деревне.
По переписи 1897 года неграмотные в сельской местности составляли 76,2%, а среди крестьянок - 87,5%. В работе «Аграрный вопрос и «критики Маркса» В. И. Ленин писал в 1901 году, что ликвидация противоположности между городом и деревней необходима для того, чтобы сделать сокровища науки и искусства «доступными всему народу, чтобы уничтожить ту отчужденность от культуры миллионов деревенского населения, которую Маркс так метко назвал «идиотизмом деревенской жизни».
Дореволюционную Россию населяло более 100 национальностей, народностей и этнических групп. Политика экономического и национального угнетения нерусских народов царизмом, помещиками и капиталистами вела к тому, что уделом этих народов была почти поголовная неграмотность.
Многие народности Крайнего Севера, Северо-Востока, Средней Азии и некоторых других территорий России вообще не имели своей письменности. До Великой Октябрьской социалистической революции Сибирь, обладая уникальными по запасам и набору полезными ископаемыми, была одной из экономически отсталых окраин Российской империи.
Особенно разительной была отсталость районов Сибири и Дальнего Востока в области культуры и просвещения. Из каждых 100 детей в возрасте 7-14 лет в 1911 году обучалось в Томской губернии 14, а в Якутской области всего 4 человека.
Превращение Сибири в крупнейший индустриальный район с широко развитой сетью школ и высших учебных заведений является одним из замечательных подвигов, совершенных советскими людьми.
Среднее и высшее образование в дореволюционной России имели, как правило, представители правящих классов, имущих слоев населения.
Основатель нашего государства В. И. Ленин говорил: «Люди из образования сделали забор, мешающий трудящимся идти вперед; этот забор будет сметен».
Великая Октябрьская социалистическая революция положила конец привилегиям для имущих в области образования и сделала все достижения науки, культуры и искусства достоянием народных масс. В нашей стране учится в настоящее время каждый третий человек.
Широкая сеть школ, средних и высших специальных учебных заведений открыла всем народам Советского Союза доступ к источникам просвещения и культуры. За годы Советской власти более 40 народностей создали свою письменность. Колоссальный скачок в развитии народного образования сделан в республиках Средней Азии, Закавказья и в Казахстане.
До революции, например, на территории Казахстана и Узбекистана не было ни одного высшего учебного заведения. В Киргизии, Таджикистане, Туркменистане не было и средних специальных учебных заведений. Теперь в республиках Средней Азии и в Казахстане работают десятки высших и сотни средних специальных учебных заведений.
Сбылись пророческие слова В. И. Ленина: «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого - просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации».
Полностью подтвердилось известное положение марксизма-ленинизма о том, что социалистическая революция является обязательным условием и надежной гарантией революции культурной. В статье «О кооперации» В. И. Ленин писал в 1923 году: «Нам наши противники не раз говорили, что мы предпринимаем безрассудное дело насаждения социализма в недостаточно культурной стране. Но они ошиблись в том, что мы начали не с того конца, как полагалось по теории (всяких педантов), и что у нас политический и социальный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы все-таки теперь стоим. Для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной...».
В первые же дни социалистической революции Коммунистическая партия решительно осуществила одну из самых важных своих задач - демократизацию культуры. Коренная ломка старого государственного аппарата, обслуживавшего интересы эксплуататорских классов, и замена его новым аппаратом государства рабочих и крестьян вызвали коренные изменения и в организации народного образования.
Было ликвидировано старое министерство народного просвещения, которое В. И. Ленин называл «министерством народного затемнения», и созданы Народный Комиссариат по просвещению и Государственная Комиссия по просвещению. Во главе Народного Комиссариата по просвещению Коммунистическая партия и Советское государство поставили видных своих деятелей и ученых - А. В. Луначарского, Н. К. Крупскую, М. Н. Покровского, О. Ю. Шмидта и др.
Важнейшую роль в изъятии дела просвещения от прежних министерств и ведомств сыграл декрет Совета Народных Комиссаров от 5 июня 1918 года «О передаче в ведение Народного Комиссариата просвещения учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств».
В ведение Наркомпроса для преобразования воспитания детей и молодежи на началах новой педагогики и социализма передавались все начальные, средние, высшие, открытые и закрытые общеобразовательные и специальные учебные заведения, а также учреждения дошкольного воспитания и внешкольного образования, казенные, общественные и частные.
Декрет «Об организации дела народного образования в Российской Республике», изданный за подписью В. И. Ленина 26 июня 1918 года, четко определил права и обязанности отделов народного образования, а также роль и функции общественных органов - волостных, уездных и губернских советов народного образования. Так было законодательно завершено формирование органов руководства школьным делом.
Постановление Наркомпроса от 15 декабря 1917 года «О передаче Дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного Комиссариата по просвещению» и принятый 21 января 1918 года Советом Народных Комиссаров декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» полностью и навсегда устранили вмешательство церкви в дела школы.
Уничтожив сословное деление людей, Советская власть открыла двери школ и всех учреждений культуры для всех трудящихся, независимо от социального положения, национальности, вероисповедания и пола.
«Мы не оставили, - писал В. И. Ленин в 1921 году, - камня на камне, кирпича на кирпиче в вековом здании сословности (самые передовые страны, вроде Англии, Франции, Германии, до сих пор не отделались от следов сословности!)».
Советская власть уничтожила все законы, ставившие женщину в неравноправное положение с мужчиной как в области брачного и трудового права, так и в области образования и культуры. «Ни одно государство и ни одно демократическое законодательство, - отмечал В. И. Ленин, - не сделало для женщины и половины того, что сделала Советская власть в первые же месяцы своего существования».
Исходя из принципа полного равноправия мужчин и женщин во всех областях государственной и общественной жизни, Наркомпрос начиная с весны 1918 года ввел совместное обучение во всех учебных заведениях. С первых лет Советской власти для женщины широко открылись двери средних специальных и высших учебных заведений. В результате огромных усилий партии и государства женщины в нашей стране достигли высокого уровня образованности.
Так, процент грамотных среди женщин, по данным переписи 1959 года, составлял 97,8, среди мужчин - 99,3; по тем же данным из расчета на одну тысячу жителей СССР насчитывалось женщин среди лиц с высшим образованием 26, со средним и незаконченным средним - 421. Все это сыграло важнейшую роль в обеспечении политического и экономического равноправия женщин - активных участниц строительства новой жизни во всех областях народного хозяйства и культуры.
Уничтожив жестокий режим национального угнетения старой России, Великая Октябрьская социалистическая революция создала полную возможность всем народам страны развивать национальную культуру и обучать детей на родном языке.
При Наркомпросе РСФСР в первые годы революции был организован специальный отдел просвещения национальных меньшинств. Огромное внимание вопросам народного образования в национальных республиках уделяла также специальная культурно-просветительная комиссия, созданная в мае 1918 года при Народном Комиссариате по делам национальностей.
Каждодневное последовательное осуществление ленинской национальной политики, решительная борьба с проявлениями великодержавного шовинизма и местного национализма, бережное сохранение всего прогрессивного, что имеется в национальных культурах народов нашей страны, позволили в итоге построить советскую школу на принципах подлинного интернационализма. В деле воспитания молодого поколения в духе нерушимой дружбы и братства народов СССР, сближения культур социалистических наций велика заслуга советской школы.
В настоящее время в стране ведется обучение в школах на 56 языках народов СССР. По законам о школе, принятым в союзных республиках, каждый гражданин свободен в выборе языка обучения в школе. «В условиях дальнейшего развития национальных культур и языков, - указывается в тезисах ЦК КПСС, - каждая нация имеет возможности использовать и усваивать духовные богатства всех советских народов».
Введение бесплатного обучения во всех учебных заведениях страны и обеспечение стипендиями учащихся рабфаков, средних специальных и высших учебных заведений позволили на деле обеспечить получение образования вплоть до высшего детям самых широких масс трудящихся.
Следствием технико-экономической: отсталости царской России и сознательного обскурантизма царского правительства в области образования была чрезвычайно примитивная материальная база народного просвещения, которая к тому же сильно пострадала в годы империалистической и гражданской войн.
Молодое Советское государство, приступив к осуществлению невиданной в истории культурной революции, столкнулось с огромными трудностями. «...Для нас эта культурная революция, - писал В. И. Ленин в 1923 году, - представляет неимоверные трудности и чисто культурного свойства (ибо мы безграмотны), и свойства материального (ибо для того, чтобы быть культурными, нужно известное развитие материальных средств производства, нужна известная материальная база)».
С первых дней Советской власти в стране была начата большая работа по развертыванию сети школ. Особенно широкий размах школьное строительство получило в годы трех первых пятилеток. В СССР за это время было построено 37 231 школьное здание на 10 940 тыс. ученических мест.
Даже в трудные годы Великой Отечественной войны в стране было построено и восстановлено только по плану государственного строительства 8412 школ на 1 177 тыс. ученических мест.
Усиленно школьное строительство велось в послевоенное время. С 1950 по 1965 год в СССР было построено 30 336 школ на 11827 тыс. ученических мест, в том числе в сельских местностях 14 027 школ на 3 868 тыс. мест.
Кроме того, по инициативе и на средства колхозов за эти же годы построено и введено в действие 36 тыс. школ на 4,7 млн. ученических мест.
Для обеспечения школ учебными пособиями в стране создана специализированная учебно-техническая промышленность.
Большим социальным злом, следствием пороков буржуазно-помещичьего строя, империалистической войны, иностранной интервенции и гражданской войны была детская беспризорность. По официальным данным, в России перед первой мировой войной насчитывалось около 2,5 млн. беспризорных детей и подростков. К началу двадцатых годов в результате двух разорительных войн и голода число беспризорных детей в стране выросло до 4,5 млн. человек.
Задача состояла в том, чтобы спасти этих детей от физической гибели и дать им путевку в жизнь, сделать их полноценными гражданами страны социализма.
14 января 1918 года был принят декрет Совета Народных Комиссаров «О комиссиях для несовершеннолетних», отменивший суды и тюремное заключение для подростков. Повсеместно стали открываться детские дома. В феврале 1921 года создается Детская комиссия В ЦИК во главе с одним из крупнейших деятелей Советского государства Ф. Э. Дзержинским. Под его руководством была осуществлена эвакуация детей из охваченного голодом Поволжья и созданы трудовые колонии и коммуны для воспитания и перевоспитания беспризорных детей и правонарушителей.
В июле 1924 года создаются общесоюзный и местные фонды имени В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям. В результате огромной работы партийных, советских и общественных организаций и самоотверженной работы просвещенцев детская беспризорность была в короткий срок повсеместно ликвидирована.
Социалистическая революция пробудила к активной политической жизни многомиллионные массы рабочих и крестьян. Развитие политического сознания трудящихся, рост их культуры предполагали как непременное условие всеобщую грамотность населения, ибо безграмотный человек, по образному выражению В. И. Ленина, стоит вне политики.
В первые годы Советской власти вопрос о ликвидации неграмотности населения являлся одним из очень важных вопросов культуры и просвещения. Нужно было обучить десятки миллионов неграмотных людей, создать письменность для нерусских народностей, не имевших ее, преодолеть многочисленные национальные, религиозные и бытовые предрассудки.
Коммунистическая партия и Советская власть приняли решительные меры к ликвидации неграмотности. Эта работа началась прежде всего в частях Красной Армии. В декрете Совнаркома от 26 декабря 1919 года «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», подписанном В. И. Лениным, говорилось: «В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны Совет Народных Комиссаров постановил: 1) Все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию».
В июле 1920 года была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по ликвидации безграмотности, а затем и местные комиссии в губерниях, уездах и волостях. Партийные, советские, профсоюзные и различные общественные организации развернули большую работу по ликвидации неграмотности по всей стране.
Несмотря на размах этого дела, успехи в преодолении неграмотности были в первые годы революции недостаточными. В статье «Странички из дневника» и в ряде других работ В. И. Ленин требовал значительно усилить внимание к ликвидации неграмотности, рассматривая эту задачу как одну из самых важных задач партии и Советского государства.
В 1923 году под председательством М. И. Калинина было создано всесоюзное общество «Долой неграмотность». Привлекая общественные средства на нужды ликбеза, оно вело политико-просветительную работу среди неграмотных и малограмотных.
Усилия партийных и советских органов, самоотверженная работа общественных организаций вылились в 1928 году в массовый культпоход, в результате которого сотни тысяч людей были привлечены к активной работе по ликвидации неграмотности. Будучи огромной победой на фронте культурного строительства, ликвидация неграмотности и малограмотности сыграла особую роль в раскрепощении женщин, в повышении общественно-политической активности трудящихся в союзных и автономных республиках.
Решающим условием культурно-технического подъема населения и воспитания молодого поколения в коммунистическом духе было развитие школьного дела и его коренное преобразование в интересах государства диктатуры пролетариата. В первые же дни после победы вооруженного Восстания в Петрограде В. И. Ленин, занятый множеством самых неотложных дел, нашел время для беседы с А. В. Луначарским об организации народного образования на новых началах.
Вспоминая об этой беседе с В. И. Лениным в Смольном, А. В. Луначарский писал, что Владимир Ильич особо подчеркивал необходимость подчинения всей деятельности Наркомпроса интересам политического и культурного развития широких масс народа.
Отмена национальных, сословных, религиозных и иных ограничений в области образования, отделение церкви от государства и школы от церкви, ликвидация старого государственного аппарата, создание Наркомпроса - все это помогло «свергнуть остатки средневековья» в области народного образования, «снести их до конца, очистить Россию от этого варварства, от этого позора, от этого величайшего тормоза всякой культуры и всякого прогресса в нашей стране».
Нужно было создать новую, социалистическую систему народа ного образования, соответствующую запросам и интересам трудо-вого народа. Основные программные требования в области образования Коммунистическая партия выработала задолго до революции.
Особенно ярко они были раскрыты в ленинских «Материалах по пересмотру партийной программы», написанных в апреле - мае 1917 года.
Программа Российской Коммунистической партии (большевиков), принятая в 1919 году на VIII съезде, выдвинула грандиозную задачу - воспитать новое поколение, способное окончательно установить коммунизм. Советское государство обратило свои усилия прежде всего на создание системы коммунистического воспитания молодого поколения, начиная с дошкольного возраста и кончая высшим образованием.
В нашей стране впервые в мире была создана государственная система дошкольного воспитания. Программа партии в качестве одной из принципиальных основ выдвигала «создание сети дошкольных учреждений: яслей, садов, очагов и т. п., в целях улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщины».
Рассматривая эти учреждения как важную предпосылку строительства социалистического общества, В. И. Ленин писал в статье «Великий почин»: «Эти средства не новы, они созданы (как и все вообще материальные предпосылки социализма) крупным капитализмом, но они оставались при нем, во-первых, редкостью, во-вторых, - что особенно важно - либо торгашескими предприятиями, со всеми худшими сторонами спекуляции, наживы, обмана, подделки, либо «акробатством буржуазной благотворительности», которую лучшие рабочие по справедливости ненавидели и презирали».
За пятидесятилетие Советской власти страна покрылась густой сетью дошкольных учреждений. К концу 1967 года число детей в стационарных детских яслях, садах и яслях-садах превысит 9 млн.., а к 1970 году достигнет 12,2 млн. дошкольников.
Основная цель перестройки школьного дела состояла в том, чтобы сделать школу подлинным орудием коммунистического воспитания и просвещения, проводником идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс. «В области народного просвещения, - говорилось в программе партии, принятой на VIII съезде, - РКП ставит своей задачей довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 года дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества».
Принципиальной основой развития советской школы стало ленинское указание о необходимости связи школы с жизнью, с политикой нашего государства. Разоблачая утонченную ложь буржуазии о том, что школа «может стоять вне политики и служить обществу в целом», В. И. Ленин разъяснял: «...наше дело в области школьной есть та же борьба за свержение буржуазии; мы открыто заявляем, что школа вне жизни, вне политики - это ложь и лицемерие».
В речи на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи (2 октября 1920 года) он вновь подчеркнул необходимость связи воспитания подрастающего поколения с задачами борьбы трудящихся за коммунизм. «Оно может учиться коммунизму, - говорил В. И. Ленин о молодом поколении, - только связывая каждый шаг своего учения, воспитания и образования с непрерывной борьбой пролетариев и трудящихся лротив старого эксплуататорского общества».
Революционная ломка старой школы, огромная творческая работа по созданию новой, социалистической системы народного образования проходила в условиях ожесточенной классовой борьбы.
В исключительно сложной обстановке первых месяцев строительства Советской власти партия развернула напряженную борьбу за учительство, за привлечение его на сторону рабоче-крестьянской власти. Нужно было освободить учительство из плена буржуазных предрассудков, помочь основной его части пробить «дорогу к действительному сближению с трудящимися массами, к действительному пониманию характера происходящей социалистической революции».
Далеко идущая программа работы с учительством была намечена В. И. Лениным в речи на I Всероссийском съезде учителей-интернационалистов (1918): «Учительская армия должна поставить себе гигантские просветительные задачи... Нельзя ограничить себя рамками узкой учительской деятельности. Учительство должно слиться со всей борющейся массой трудящихся. Задача новой педагогики - связать учительскую деятельность с задачей социалистической организации общества»
В. И. Ленин требовал от всех коммунистов, всех руководящих работников в области народного образования помнить, «что сотни тысяч учителей - это есть аппарат, который должен двигать работу, будить мысль, бороться с предрассудками... Наследие капиталистической культуры, пропитанность ее недостатками учительской массы, которая при наличии их не может быть коммунистической, однако, не может мешать брать этих учителей в ряды работников просветительной политической работы, так как эти учителя обладают знаниями, без которых мы не можем добиться своей цели».
Неустанной и вдумчивой работы с учительством, умения привлечь его к строительству советской школы, увлечь грандиозностью задач революционных преобразований, социалистического строительства - вот чего требовал В. И. Ленин от каждого агитатора и пропагандиста, работающего вне школьных рамок.
Умения привлечь педагогов, наладить их работу, создать благоприятные условия для их деятельности - вот чего требовал Ленин от Наркомпроса. Партийные и советские организации, Наркомпрос и его органы на местах развернули огромную разъяснительную работу среди учителей. Учителя в подавляющем большинстве стали сотрудничать с Советской властью. В дальнейшем вопросы работы с учительством всегда находились в поле пристального внимания партии. За годы Советской власти было подготовлено свыше 2,5 млн, учителей, ставших верными помощниками партии в решении задач хозяйственного и культурного строительства в нашей стране. Все они формировались в процессе бурного роста системы народного образования, росли и мужали вместе с ростом советской школы.
Советский учитель по праву гордится тем, что во все грандиозные преобразования, осуществленные в нашей стране, вложен и его вдохновенный труд. Необычайно возросло общественно-политическое значение деятельности учителя. Впервые в истории человечества он стал проводником научно-материалистического мировоззрения, борцом за самые высокие идеалы трудящихся.
Коренные преобразования в области школьного дела нашли яркое выражение в замечательном документе - в «Положении о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» (октябрь 1918 года).
В противоположность прежней сословно-классовой школе в Советской республике создавалась единая для всех слоев населения трудовая школа, разделенная на две ступени: школа I ступени, первоначально с пяти-, а позднее с четырехлетним сроком обучения, для детей 8-13 (12) лет, и школа II ступени, первоначально с четырех-, а потом с пятилетним сроком обучения, для подростков и юношества (12) 13-17 лет.
На базе единой трудовой школы строилось профессиональное обучение. Обеспечив возможность и равные условия всем детям продвигаться по ступеням обучения, освободив школу от влияния религии, сделав школьное обучение бесплатным сверху донизу, приняв на себя обеспечение нуждающихся учащихся бесплатными завтраками, обувью и одеждой, признав необходимым и обеспечив обучение на родном языке и совместное обучение мальчиков и девочек, отменив телесные наказания, Советское государство осуществило полную демократизацию школы, коренным образом изменило содержание, организацию и методы ее работы.
В советской системе народного образования было решительно покончено со всеми видами привилегированных, а также тупиковых учебных заведений. На деле последовательно осуществлялись единство и преемственность всех видов образования и гарантировалось получение образования всем детям, и прежде всего детям рабочих и крестьян.
Строительство коммунистического общества В. И. Ленин не мыслил без овладения молодым поколением всем богатством знаний, накопленных человечеством. Он неоднократно подчеркивал, что молодежь должна овладеть наукой и техникой, чтобы стать действительно активным и сознательным строителем нового общества.
В неразрывной связи с вопросами общего образования Ленин рассматривал вопросы политехнического обучения и трудового воспитания детей и подростков, подчеркивал необходимость устранения разрыва между теорией и практикой, составляющего самую отвратительную черту буржуазного общества. Усвоение основ наук в новой школе органически связывалось с выработкой у молодежи диалектико-материалистического мировоззрения, коммунистических взглядов и убеждений.
В трудные годы восстановления народного хозяйства после окончания гражданской войны и изгнания интервентов, когда приходилось экономить на всем, чтобы ускорить подъем промышленности, транспорта и сельского хозяйства, продолжалось развитие школьной сети и нарастал приток учащихся в школы всех видов. Постепенно создавались необходимые условия для перехода повсеместно к всеобщему начальному обучению и широкому развитию неполной средней школы.
План великих работ по социалистической реконструкции народного хозяйства - первая наша пятилетка - ускорил реализацию этой задачи.
В 1930 году были приняты постановление ЦК ВКП(б) и постановление ВЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении». Это была крупнейшая государственная реформа, послужившая базой для дальнейшего подъема страны не только на культурном, но и на хозяйственном фронте. А. М. Горький характеризовал ее как «уравнение всего юношества в правах на развитие разума».
В течение трех лет эта задача была успешно решена. Для сравнения вспомним, что накануне первой мировой войны царские чиновники определяли сроки осуществления начального обучения в стране в 100-150 лет.
Невиданно быстрые темпы развития социалистической промышленности, коллективизация в сельском хозяйстве, колоссальный размах культурной революции, необходимость решения в кратчайшие сроки проблемы подготовки новых кадров для всех отраслей народного хозяйства и культуры ускорили развитие всех типов общеобразовательных школ. Бурно росли в городе и деревне средние школы, развивалась сеть техникумов и вузов.
К концу тридцатых годов в стране в основном было введено семилетнее обучение в городах, достигнуты большие успехи в его развитии в деревне. Число учащихся V-VII классов во второй пятилетке увеличилось в 2 раза, а учащихся VIII-X классов средних школ - в 15 раз.
Особенно большой размах получило развитие среднего образования в ряде союзных и автономных республик. Директивами XVIII съезда партии (1939) предусматривалось осуществление всеобщего среднего образования в городах и завершение обязательного семилетнего обучения в деревне и во всех национальных республиках.
О размахе и масштабах развития семилетнего и среднего образования в эти годы ярко свидетельствуют следующие данные: число семилетних школ в 1940/41 учебном году возросло по сравнению с 1933/34 учебным годом на 17 099, а число учащихся в них - на 4,4 млн. человек; число средних школ возросло на 16 375, а число учащихся - на 10,2 млн. человек.
В годы Великой Отечественной войны с честью выдержал тягчайшие испытания и показал свое полное преимущество перед буржуазным строем созданный Октябрьской революцией советский общественный и государственный строй.
Советская школа, являясь органической частью общественной и государственной системы, также блестяще выдержала эти испытания в годы войны. Прежде всего это нашло свое выражение в массовом героизме советских людей на фронте и в тылу, бессмертных подвигах, поразивших мир.
В основном это были поколения, прошедшие советскую школу, которая последовательно воспитывала молодежь в духе коммунизма, беззаветной преданности советской Родине, интернациональному фддолгу. Немецко-фашистские оккупанты разрушили в районах временной оккупации 82 тыс. школьных зданий. Сотни тысяч и миллионы детей были эвакуированы из прифронтовой полосы на восток.
Значительная часть учителей-мужчин ушла в действующую армию. Учащиеся старших классов также шли в армию или заменяли ушедших на фронт на предприятиях и в колхозах.
Все это повлекло за собой сокращение сети школ и количества учащихся. Коммунистическая партия и Советское правительство приняли ряд неотложных мер, обеспечивших нормальную работу школ в годы войны как в тылу, так и в прифронтовых районах, а также в партизанских краях Белоруссии, Украины, Российской Федерации.
В результате постоянного внимания партийных, советских и хозяйственных организаций к вопросам воспитания детей мы не имели в годы Великой Отечественной войны ни массовой детской беспризорности и безнадзорности, ни массовых заболеваний детей, ни длительных перерывов школьных занятий в тех районах, из которых был изгнан враг.
Знаменательным является тот факт, что в годы войны Центральный Комитет партии и Советское правительство приняли ряд важных решений, направленных на серьезное улучшение качества обучения и развитие школьного дела в стране.
В послевоенные годы в короткий срок была восстановлена сеть школ в районах временной оккупации и продолжалось прерванное войной быстрое поступательное развитие всей системы народного образования, и прежде всего общеобразовательной школы. В декабре 1949 года Совет Министров СССР принял решение об обязательном и повсеместном приеме в следующем учебном году всех учащихся, окончивших четвертые классы, в пятые классы неполных средних и средних школ. Тем самым был начат переход в стране к обязательному семилетнему образованию. Дело это развивалось весьма успешно, и к 1951 году переход к семилетнему обязательному обучению практически был завершен.
Следующим крупным шагом вперед по пути осуществления всеобщего среднего образования было введение в 1958 году всеобщего обязательного восьмилетнего обучения, определенное законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».
К концу 1961 года переход на восьмилетнее обязательное обучение всех детей школьного возраста был в основном осуществлен. Это выдающееся достижение социализма.
В дореволюционной России в 1914 году во всех учебных заведениях обучалось 10 588 тыс. человек. В СССР в 1966/67 учебном году различными видами обучения охвачено более 73 млн. человек. Это означает, что в настоящее время в нашей стране учится каждый третий человек.
В 1913 году в России насчитывалось 290 тыс. человек с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием. По переписи населения в 1959 году их число составляло 13,4 млн. человек. Особенно резко поднялся уровень образования колхозников. В 1939 году на тысячу занятых имели среднее и высшее образование среди рабочих 82 человека, среди служащих - 519, среди колхозников - 18.
В 1959 году на тысячу занятых в народном хозяйстве имели среднее и высшее образование среди рабочих 386 человек, среди служащих - 893, среди колхозников - 226.
Таким образом, в исторически короткий срок была ликвидирована отчужденность от культуры деревенского населения, значительно поднят образовательный уровень рабочих.
Быстрый социальный и научно-технический прогресс, многообразные потребности современного высокомеханизированного производства предъявляют повышенные требования к культурному и общеобразовательному уровню молодежи, вливающейся в народное хозяйство. На XXIII съезде партии важнейшей мерой в области народного образования на текущее пятилетие была признана задача перехода в 1970 году к всеобщему среднему образованию.
Прочный фундамент для решения этой задачи заложен уже в 1966/67 учебном году, когда в девятые классы общеобразовательных школ было принято в среднем по стране 63% учащихся, окончивших VIII класс.
Кроме того, в техникумы на базе восьмилетки поступило 11% выпускников. Примерно 5% выпускников продолжают образование в профессионально-технических училищах и завершают среднее образование в вечерней школе.
Таким образом, уже теперь 80% подростков, окончивших неполную среднюю школу, продолжают учиться в средних учебных заведениях.
В 1967 году прием в девятые классы из числа оканчивающих восьмые поднимется еще выше. Возрастет и прием в техникумы. Принимаются материально-технические меры для своевременного перехода к всеобщему среднему образованию.
Переход к всеобщему среднему образованию всего молодого поколения является важнейшим средством культурно-технического подъема населения и скажется самым благоприятным образом как на дальнейшем росте производительности труда, так и на культуре производства, быте всего народа, на преодолении существующих различий между городом и деревней, между трудом физическим и умственным.
Поступательное развитие советской общеобразовательной школы неразрывно связано с совершенствованием содержания и методов ее работы. Впервые в истории именно в СССР была создана подлинно демократическая система народного образования, не на словах, а на деле обеспечивающая действительно научные знания детям трудящихся, открывшая самые широкие пути к вершинам научно-технических и гуманитарных знаний талантам из народа.
Впервые в истории школа была поставлена не на обслуживание эксплуататорских классов - для подготовки командных кадров из детей буржуазии и помещиков и послушных, в меру грамотных слуг капитала из детей трудящихся.
Советская школа воспитала поколение новых людей, убежденных коммунистов, явивших миру небывалые образцы массового героизма в созидательном труде и защите социалистической Родины, в научных подвигах и интернациональной дружбе. Советская школа сыграла решающую роль в культурной революции, в создании многочисленных кадров новой интеллигенции из рабочих и крестьян и квалифицированных работников массовых профессий для всех отраслей народного хозяйства и культуры.
На путях к новой, социалистической школе мы не имели готового образца. Используя все ценное в старой русской и современной зарубежной школе, советское учительство и деятели народного образования строили единую, трудовую, политехническую школу, находясь в постоянном поиске. Немало на этом пути было увлечений, заблуждений и даже ошибок. Случались и некритические заимствования сомнительных новшеств зарубежной педагогики. Но не это определяло существо работы нашей школы.
Коммунистическая партия и Советское правительство постоянно держали в поле своего внимания эту важную область идейного формирования молодого поколения. В программных документах партии, решениях партийных съездов и Пленумов ЦК вопросы воспитания детей и молодежи занимают видное место.
В необходимых случаях ЦК партии и Советское правительство направляли деятельность школ и учителей специальными решениями. Так, в первой половине тридцатых годов, когда остро стояла проблема подготовки научно-технических кадров для социалистической промышленности и коллективного сельского хозяйства, были приняты важные решения, определившие принципы организации учебной работы, место и роль важнейших учебных предметов в школьном образовании, пути укрепления сознательной дисциплины учащихся, повышения роли учителя как воспитателя детей и молодежи.
Когда близилась к победоносному окончанию Великая Отечественная война и уже развернулись грандиозные работы по восстановлению народного хозяйства, Центральный Комитет партии среди множества неотложных проблем военного, хозяйственного, политического и дипломатического характера принял решение об улучшении качества обучения в школе.
Высшая и средняя специальная школа получила пополнение из хорошо подготовленной молодежи. Молодые специалисты под руководством ученых и опытных инженеров составили впоследствии основной костяк научно-технических и исследовательских кадров, выдвинувших нашу страну далеко вперед в завоевании космоса, овладении атомной энергией и других достижениях современной науки и техники.
По мере роста числа молодых людей, оканчивающих среднюю школу, к середине пятидесятых годов все острее вставала проблема подготовки молодежи не только к продолжению образования в высшей школе, по прежде всего к жизни, к общественно полезному, производительному труду в народном хозяйстве.
Односторонняя установка средней школы только на подготовку учащихся к поступлению в вуз требовала серьезной корректировки. Необходимо было повернуть сознание молодежи к тому, что вуз это важный, но не единственный путь подготовки к жизни. В вузы идут по конкурсу наиболее достойные и подготовленные в научном отношении, волевые юноши и девушки, хорошо проявившие себя и в общественной жизни. При этом преимущество при поступлении в вуз получают молодые люди, имеющие опыт практической работы на производстве.
Важно, чтобы знания и навыки, полученные в средней школе, молодежь рационально использовала в общественно полезном труде там, где это необходимо для строительства коммунизма. Именно в этом и заключалась суть тех изменений в содержании учебно-воспитательной работы школы, которые были определены законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятым Верховным Советом СССР в декабре 1958 года.
Практика работы вскоре показала неправомерность фактически происходившей подмены политехнического обучения профессионализацией в старших классах средней общеобразовательной школы. Во многих случаях искусственно противопоставлялись учение и труд. Все это приводило к некоторому снижению качества знаний.
В документах XXIII съезда партии показана огромная роль школы в государственном, хозяйственном и культурном строительстве, в формировании нового человека. Но наряду с бесспорными достижениями средней школы отмечены и серьезные недостатки в ее работе - слабая связь обучения с многообразными потребностями современного высокомеханизированного производства, нарушение стабильности программ и перегруженность их второстепенными и устаревшими сведениями, которые следует заменить более важными с точки зрения современной науки. Нуждается в улучшении и воспитание школьников.
Определяя главное направление в работе школы, XXIII съезд партии подчеркнул, что наша средняя школа должна развиваться и впредь как общеобразовательная, трудовая, политехническая. Она призвана вооружать учащихся прочными знаниями основ наук, формировать материалистическое мировоззрение и коммунистическую нравственность, готовить своих воспитанников к жизни, к сознательному выбору профессии.
Эти идеи съезда были конкретизированы и развиты затем в решении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (ноябрь 1966 года), в котором определена рассчитанная на ряд лет обширная и разносторонняя программа последовательного совершенствования содержания обучения в школе в условиях перехода к всеобщему среднему образованию, программа коренного усовершенствования методов обучения и коммунистического воспитания учащихся, дальнейшего укрепления связи школы с семьей и советской общественностью, подготовки и повышения квалификации учителей. Все это предполагает серьезное укрепление материально-технической базы школ и оснащение их современным учебным оборудованием.
В общей системе коммунистического воспитания большое значение имеет внешкольная и внеклассная работа. За годы Советской власти в стране сложилась разветвленная система внешкольных учреждений, обслуживающая миллионы детей. Это станции юных техников и натуралистов, дворцы и дома пионеров, экскурсионно-туристские станции, детские стадионы, железные дороги, театры юного зрителя, спортивные клубы и спортивные площадки, детские секторы при рабочих и колхозных клубах, домах и дворцах культуры, оздоровительные лагеря для пионеров и школьников старших возрастов.
Все эти учреждения дополняют работу школ по закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их творческих способностей, интересов и склонностей. Внешкольная работа с детьми своими успехами обязана гибкому сочетанию системы государственных учреждений с активным участием в этой важной работе самых широких слоев советской общественности, и прежде всего профсоюзов и комсомола.
Такой широко развитой системы государственных и общественных внешкольных учреждений для работы с детьми, которая сформировалась в нашей стране за годы Советской власти, не имеет ни одно государство мира.
Учебно-воспитательная и общественная работа советской школы тесно связана с деятельностью Ленинского комсомола и руководимой им пионерской организации, которые воспитывают детей и подростков в духе интернационализма, верности коммунистическим идеалам, борьбы за мир и дружбу между народами и высокого сознания общественных интересов.
Руководствуясь указаниями партии, комсомол вместе с широкой советской общественностью обогатил работу пионерской организации новыми формами и методами, которые позволили активизировать общественно-политическое воспитание учащихся, добиться дальнейшего развития их самостоятельности, инициативы и самодеятельности.
С первых лет революции Советское государство уделяло огромное внимание обучению взрослых. Уже в процессе ликвидации неграмотности вместо трехмесячных ликпунктов стали возникать школы грамоты с десятимесячным сроком обучения, дававшие знания в объеме двух лет начальной школы. Следующим звеном были школы для малограмотных, обеспечивавшие полный курс начального обучения. Тогда же стали возникать и первые школы взрослых повышенного типа, которые давали учащимся знания в объеме неполной средней и средней школы.
В годы войны часть подростков и молодежи не могла продолжать обучение в обычной школе, трудилась на промышленных предприятиях или в сельском хозяйстве. Необходимо было этим молодым людям помочь получить общее образование в объеме семилетней или средней школы. По инициативе комсомола были приняты постановления об организации вечерних школ для городской молодежи (1943) и для сельской молодежи (1944).
Эти учебные заведения прочно вошли в систему народного образования и продолжают играть большую роль в повышении общеобразовательной подготовки молодежи, занятой в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства. Гибкая система обучения взрослых, включающая вечерние (сменные, заочные, сезонные) школы, открывает миллионам юношей и девушек нашей страны доступ к продолжению образования в средних и высших специальных учебных заведениях.
Великая Октябрьская социалистическая революция создала предпосылки для коренных изменений в системе подготовки квалифицированных рабочих и специалистов средней квалификации.
В приветствии ЦК КПСС в связи с 25-летием со дня организации государственной системы профессионально-технического образования подчеркивается, что, формируя квалифицированные рабочие кадры, она вместе с остальными звеньями системы народного образования решает задачу подготовки активных и сознательных, умелых и всесторонне развитых строителей коммунистического общества.
В высказываниях В. И. Ленина и в решениях партии были сформулированы важнейшие требования к профессионально-техническому обучению советской молодежи: профессионально-техническое обучение должно быть достаточно широким и основательным и не носить характера «ремесленничества», отвечать растущим требованиям научно-технического прогресса, связываться с общими и политехническими знаниями, решать задачу коммунистического воспитания молодежи, основываться на соединении обучения с производительным трудом, на участии молодежи во всенародной борьбе за создание коммунистического общества.
С 1941 по 1965 год профессионально-технические училища подготовили свыше 15 млн. рабочих для промышленности, строительства и транспорта. В 1954-1955 гг. они подготовили для сельского хозяйства свыше 600 тыс. механизаторов.
Немало замечательных передовиков труда, рационализаторов и изобретателей, талантливых организаторов производства, снискавших глубокое уважение нашего народа, получили первую трудовую закалку в учебных заведениях профессионально-технического образования.
Навсегда останется в памяти советских людей трудовой героизм учащихся ремесленных училищ в годы Великой Отечественной войны, заменивших на производстве своих отцов и старших братьев, ушедших на фронт.
Государственная система профессионально-технического обучения развивалась и видоизменялась в связи с теми политико-экономическими задачами, которые выдвигались перед страной партией и государством.
Широкое развитие среднего образования привело к созданию технических училищ (1954) со сроком обучения от 6 месяцев до 2 лет для подготовки из выпускников средних школ высококвалифицированных рабочих и младшего технического персонала по профессиям, требующим высокой общеобразовательной подготовки. Только за 1955-1963 гг. эти училища подготовили 827 тыс. специалистов.
Перспективы технико-экономического развития страны требуют дальнейшего развития профессионально-технического образования. В директивах XXIII съезда КПСС предусмотрено довести прием учащихся в профессионально-технические учебные заведения в 1970 году до 1700-1800 тыс. человек, что в 1,7-1,8 раза больше, чем прием в среднем за год за прошедшее пятилетие.
Победа пролетарской революции закономерно вызвала коренную перестройку высшей и средней специальной школы. В 1914/15 учебном году в России было 105 высших учебных заведений, в которых обучалось 127,4 тыс. студентов, преимущественно дети дворян, духовенства, капиталистов, купцов, чиновников. Только единицы из детей трудящихся могли поступить в высшие учебные заведения страны.
В программе партии, принятой на VIII съезде, предусматривалось «открытие широкого доступа в аудитории высшей школы для всех желающих учиться, и в первую очередь для рабочих; привлечение к преподавательской деятельности в высшей школе всех, могущих там учить; устранение всех и всяческих искусственных преград между свежими научными силами и кафедрой; материальное обеспечение учащихся с целью дать фактическую возможность пролетариям и крестьянам воспользоваться высшей школой». В целях создания собственной научно-технической интеллигенции из рабочих и крестьян и изменения социального состава студенчества были созданы при вузах рабочие факультеты (1918).
Коренные преобразования в высшей школе особенно ярко проявились в притоке женщин в высшие учебные заведения страны. До революции для женщин двери университетов России были наглухо закрыты, а уже в 1919 году среди студентов Московского университета женщины составляли одну треть. В 1965/66 учебном году в составе студентов высших учебных заведений было 44% женщин.
К десятилетней годовщине Октября в стране имелось 148 высших учебных заведений, в которых обучалось 168,5 тыс. студентов.
Особенно широкое развитие получило в нашей стране высшее техническое образование и подготовка кадров для сельского хозяйства. Вместо 18 высших технических учебных заведений в 1914 году в настоящее время имеется 227 высших технических учебных заведений с числом студентов, превышающим 700 тыс.
Около 100 высших учебных заведений готовят агрономов, механизаторов сельского хозяйства, зоотехников, лесоводов. В 1965/66 учебном году в этих учебных заведениях обучалось 332,5 тыс. студентов.
Большое развитие получило заочное и вечернее обучение. В настоящее время им охвачено более 2 млн. человек.
XXIII съезд КПСС предусмотрел меры дальнейшего расширения высшего и среднего специального образования. В 1967 году в вузы намечено принять 872 тыс. человек.
За 1966-1970 гг. в стране будет подготовлено примерно 7 млн. специалистов с высшим и средним специальным образованием, или на 65% больше, чем в 1961-1965 гг.
В свое время В. И. Ленин говорил: «Перед союзом представителей науки, пролетариата и техники не устоит никакая темная сила». Эти вещие слова стали живой реальностью. С 1918 по 1966 год высшие учебные заведения подготовили 6,9 млн. высококвалифицированных специалистов.
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» (1966) подчеркивается необходимость дальнейшего улучшения качества обучения в высших учебных заведениях с учетом требований современного производства, науки, техники, культуры и перспектив их развития.
В нашей стране огромное и разностороннее развитие получила наука. Советская система образования подготовила замечательные кадры ученых-специалистов. В СССР плодотворно трудятся на научном поприще около 712 тыс. специалистов. Это четвертая часть всех научных работников земного шара.
В наше время наука превратилась в непосредственную производительную силу, в корне преобразующую характер трудовой деятельности людей, а в условиях социализма наука меняет и весь материальный и духовный уклад жизни человека.
Советские ученые находятся на переднем крае науки в исследовании космического пространства, мирном использовании атомной энергии, создании новых сортов сельскохозяйственных растений, развитии энергетики, теоретических исследований в области математики, физики, химии, биологии, медицины.
Вся партийная, государственная, научная деятельность советских людей опирается на прочный фундамент самой передовой общественной теории - марксизм-ленинизм, являющийся методологией научных исследований во всех областях знаний, руководством в строительстве коммунистического общества и формировании личности нового человека.
Важную роль в развитии научных исследований в области народного образования призвана играть советская педагогическая наука и ее основной центр - Академия педагогических наук, преобразованная недавно из учреждения республиканского в общесоюзное. Сам факт такого преобразования говорит о признании необходимости углубленной и капитальной разработки научно-педагогических проблем в масштабе страны, имея в виду грандиозные перспективы дальнейшего всестороннего развития народного образования в стране, вступившей в период развернутого строительства коммунистического общества.
Общая характеристика новой системы народного просвещения, сложившейся за 50 лет в Советском Союзе, была бы неполной без учета массовых форм культурного и политического образования и воспитания трудящихся.
В программе партии, принятой на VIII съезде РКП (б) в 1919 году, говорилось, что одной из важнейших задач в этой области является всесторонняя государственная помощь самообразованию и саморазвитию рабочих и крестьян, создание сети учреждений внешкольного образования: библиотек, школ для взрослых, народных домов и университетов, курсов, лекций, кинематографов, студий и т. п.
Важнейшей задачей культурно-просветительной работы с первых лет Советской власти стало политическое просвещение. В 1920 году при Наркомпросе был создан Главполитпросвет, который и сосредоточил в своих руках руководство массовой политико-воспитательной и культурно-просветительной работой.
Перед Советской республикой, которая получила от царской России только 13,9 тыс. библиотек и 200 клубов, с особой остротой встала задача не только расширения сети культурно-просветительных учреждений, но и коренного изменения содержания, форм и методов их работы в целях полного удовлетворения растущих духовных потребностей рабочих и крестьян.
Большое внимание было обращено на расширение сети изб-читален, народных домов, клубов и библиотек. В 1965 году в стране имелось 127 тыс. клубных учреждений (дворцы и дома культуры, клубы, избы-читальни). Эти учреждения организуют для населения лекции, доклады, беседы, ведут разнообразную консультационную работу, организуют конференции, просмотры новых кинофильмов, встречи с деятелями науки и культуры.
Нельзя не подчеркнуть еще одно обстоятельство: будучи очагами культуры, наши клубные учреждения ведут огромную работу по выявлению, росту и совершенствованию талантов из народа. В 1960 году в клубных учреждениях страны работало 500 народных театров, 60 самодеятельных симфонических оркестров, 565 театров народного творчества, более 230 любительских киностудий. В 1965 году только при клубных учреждениях Министерства культуры работало 182 тыс. кружков художественной самодеятельности, в которых принимало участие более 2,5 млн. человек.
Всего в СССР в 1965 году в коллективах художественной самодеятельности клубных учреждений системы Министерства культуры СССР, в культурно-просветительных учреждениях профсоюзов и колхозов участвовало свыше 10 млн. человек.
Особенно большая политико-просветительная работа за годы Советской власти была развернута в массовых библиотеках, число которых выросло с 13,9 тыс. в 1913 году до 127,3 тыс. в 1965 году, а число книг и журналов в них соответственно возросло с 8,8 млн. до 1052,3 млн.
Из общего числа массовых библиотек почти две трети (90,2 тыс.) работают в сельской местности.
В. И. Ленин мечтал о хорошей постановке библиотечного дела в нашей стране и очень много сделал для претворения этой мечты в жизнь. Мы с гордостью можем сказать, что наряду с библиотеками для взрослых в Советском Союзе впервые в мире создана широкая сеть библиотек и читален для детей.
Наряду с массовыми библиотеками имеются специальные библиотеки (научные, технические, учебные и др.). Число библиотек всех видов на конец 1964 года составило около 368 тыс., их книжный фонд - 2,3 млрд. экземпляров. За период 1918-1965 гг. в СССР издано около 2 млн. названий книг общим тиражом 30 млрд. экземпляров.
Массовые библиотеки как общего типа, так и в особенности школьные и детские систематически насыщаются первоклассной литературой для детей всех возрастов. В СССР развилась как полноправная отрасль художественной литературы детская литература, представленная замечательными мастерами этого жанра, имена которых известны далеко за пределами нашей страны. Советская детская литература является мощным средством воспитания детей и юношества в духе светлых идей коммунизма, подлинного гуманизма, горьковского человеколюбия, советского патриотизма и пролетарского интернационализма. В школе и вне школы, в юные годы и в расцвете жизненных сил книга - верный спутник советского человека.
Великая Октябрьская революция широко распахнула для трудящихся двери музеев. В конце 1965 года в стране работало 966 музеев. Число посещений музеев достигло 75 млн. в год.
Государство затратило огромные средства на развитие сети кинотеатров. В 1914 году в России имелось 1516 кинотеатров и киноустановок. В 1965 году было 145,4 тыс. киноустановок, из них в сельской местности - 123,1 тыс.
Об огромной популярности кино в народе говорит такой факт: в 1965 году число посещений киносеансов достигло 4 279 млн. Показательны данные о выпуске фильмов. Если в 1940 году мы выпускали 404 художественных, хроникально-документальных и короткометражных фильма, то в 1965 году - 2905.
Примечательно также, что в нашей стране созданы специальные киностудии по производству кинокартин для детей и юношества и имеется довольно значительная сеть специализированных кинокартин и киноустановок для детей и подростков. В быт советских людей прочно вошли радио и телевидение.
Огромную роль в повышении культуры народа играют различные добровольные общества, особенно общество «Знание», дома научно-технической пропаганды, планетарии.
В последние годы по инициативе трудящихся стали создаваться университеты культуры. В настоящее время в стране имеется около 6 тыс. народных университетов, в которых вся учебная работа ведется на общественных началах.
Все это создает благоприятные условия для культурного роста населения, для всестороннего развития миллионов трудящихся нашей Родины.
За годы Советской власти наша страна выдвинулась на одно из первых мест в мире по развитию науки и техники, культуры и искусства. Высокие моральные качества советских людей по праву считаются одним из главных завоеваний культурной революции. В достижении этих успехов огромная роль принадлежит советской школе, которая подготовила миллионы образованных граждан.
50 лет Великого Октября - это 50 лет грандиозных свершений советского народа. Оглядываясь на пройденный путь, мы с законной гордостью отмечаем изумительные успехи советской школы, воспитавшей и воспитывающей пламенных борцов за дело партии Ленина, за победу коммунизма.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +