Мы помним Александра Александровича Куманева, когда ему еще не было и 40 лет — высокий, сухощавый, стройный, темноволосый, черноглазый, порывистый. Нет, мало сказать — порывистый. Весь какой-то огневой, устремленный в будущее.
Мы — это учащиеся Лукояновского мордовского педтехникума (теперь — ордена Трудового Красного Знамени Лукояновское педагогическое училище им. А. М. Горького), мальчишки и девчонки из окрестных мордовских и русских деревень, из самого Лукоянова, дети, опаленные грозным дыханием Великой Отечественной. Он — это наш директор, наша любовь, наш кумир.
За пределами Лукоянова — периферийного районного центра на юге Горьковской области — тогда мало кто знал А. А. Куманева. Звание заслуженного учителя школы РСФСР, серебряная медаль имени Н. К. Крупской, передачи по радио, телефильм, орден Трудового Красного Знамени училищу и директору, статьи в журналах и газетах, книга самого педагога «Раздумья о будущем» — все это будет потом. Тогда же, в конце сороковых — начале пятидесятых годов, был труд, неустанный, подвижнический труд по залечиванию ран, которые оставила война в душах людей, был поиск, была выработка стройной и цельной педагогической системы, в основе которой — энциклопедическое знание о мире, любовь к людям, вера в неисчерпаемые возможности человеческого разума, многолетний эксперимент. Истоки педагогической системы А. А. Куманева уходят своими корнями в педагогику народную, поэтому искать их следует в раннем детстве педагога.
Родился А. А. Куманев 29 августа 1910 года в семье крестьянина деревни Крапивка (мордовское название Ало Куро) Лукояновского уезда Нижегородской губернии (ныне — Лукояновский район Горьковской области). Куманев Александр Яковлевич был мастером на все руки: хлеборобом, пильщиком, шорником, бондарем, жестянщиком, каретником, да к тому же еще книгочеем. Любимыми писателями Сани Богатыря (так звали его в деревне за богатырское сложение и недюжинную силу) были Ф. Достоевский И Л. Толстой, Виктор Гюго и Вальтер Скотт, Жюль Берн и Джек Лондон. Человек он был добрый и справедливый, обо всем имел свое суждение. Мать, Мария Макаровна, из той же деревни, малограмотная, но с тонким поэтическим чутьем, прирожденная артистка.
Хорошие были люди, неординарные, отец и мать будущего учителя учителей, доброй трудовой закваски и щедрой души. И сыну добрую они дали закваску, залог будущей крепости характера и душевной чистоты.
Характерной чертой семейной бытовой обстановки, окружавшей в детстве мальчика, было эрзянско-русское двуязычие. Отец, русский по происхождению, разговаривал преимущественно по-русски, мать — только по-мордовски, Санько — на обоих языках. Он часами слушал мордовские народные сказки и сказания про Вечказа Валдо Прева, который, исполнив с Додон-горы песню о великом споре между Конем и Соколом и о победе Коня, обратил тем самым свое племя из охотников в землепашцев. С упоением слушал мальчик импровизации Дучки-бабы на эту тему на эрзянском языке, а потом с не меньшей охотой — сказки Пушкина в исполнении тети Насти, сестры отца, на русском языке. И никаких перегрузок не чувствовал. Напротив, вынес некое убеждение, о котором впоследствии скажет так: «Ребенок в пять — семь лет способен освоить три-четыре языка, ничуть не изнуряя себя, более того, получая ни с чем не сравнимое удовольствие. Так же, как ребенок не «перегружается», когда по собственной воле поедает за день и картошку, и хлеб с солью, и кашу, и похлебку, и огурец, и репу, а иногда уголь и глину с известкой! И все это не только не изнуряет, не перегружает дитя, а наоборот, растит и развивает его, принося радость бытия! Так и духовная пища, предлагаемая ребенку взрослыми, но поглощаемая им в меру надобности, развивает его, радует, делает его богаче и краше!»
Не угроза наказания, а надобность, жизненная необходимость, свобода, которая приходит вместе со знанием, радость от ощущения обретенной свободы — вот что стимулирует процесс обучения. Это один из главнейших принципов педагогической системы Куманева, и истоки его, как видно, в народной педагогике. «Меня никогда не наказывали ремнем... я не рос увертывающимся и пресмыкающимся ребенком. Меня журили, ругали, совестили, стыдили, но ни-когда не били. Если я и получал побои, то только в честной драке! В этой драке я имел право на «сдачу»: меня били как равного, и я отвечал на том же уровне».
Трудовое воспитание Санька началось с пятилетнего возраста: отца в 1915 году мобилизовали на фронт, и единственным помощником матери остался пятилетний сын. Он встречал и загонял в хлев корову, верхом гнал Маруську в табун, поливал грядки, окучивал картошку, выполнял многие другие необходимые и естественные в сельском быту работы. И жить было страшно интересно, потому что каждый день был наполнен трудом, деятельностью, а вскоре — и учебой.
Саньку повезло: учиться он начал с шести лет. В 1916 году, летом, в Крапивки приехала молодая учительница Варвара Павловна. С большой теплотой вспоминал Александр Александрович об этом умном и душевном человеке. Она окончила всего-навсего гимназию, но в ней было главное, чем должен обладать настоящий учитель, — любовь и уважение к ребенку и глубокое понимание необходимости просвещения для простого народа.
Варвара Павловна встала к Куманевым на квартиру и между прочим преподала мальчику несколько уроков обучения грамоте. Санько жадно потянулся к ней. Но скоро начались в школе настоящие уроки, а он, ввиду малолетия, остался дома и, как полагается в таких случаях, дал реву. Взрослые решили: пусть, мол, мальчик походит в школу, надоест — перестанет. А Санько не перестал... Более того, он стал хорошим учеником и, между прочим, «соавтором» одного приема обучения мордвы русской грамоте с опорой на родной язык.
О методах и приемах Санько тогда, конечно, не помышлял, он выручал товарищей, подсказывая им. Но его подсказки наполняли живым, волнующим содержанием эти мертвые ГА, АВ, МУ: учительница показывает первый слог, Санько шепчет: «Мацей!..» (по-русски — «Гусь!..»), и всем ясно, что надо читать ГА. Для АВ у Санька есть «Пине!..» («Собака!..»), для МУ — «Скал!..» («Корова!..»). Учительница не ругала мальчика за подсказки, она при его помощи составила интересное наглядное пособие по обучению мордвы русской грамоте, а «соавтору» сказала:
— Ну, Санько, здорово мы с тобой придумали!
— И добавила слова, оказавшиеся поистине вещими:
— Ты будешь, Санько, неплохим учителем!
Говоря об истоках, необходимо упомянуть и о Зое Семеновне, учительнице русского языка. Было это в начале 20-х годов. Семья Куманевых переезжает в Лукоянов, и Саньку предстояло поступить в городскую школу второй ступени. Русский язык к этому времени он основательно подзабыл: отец был на империалистической, потом на гражданской войнах, и речевой практики на втором родном языке в течение шести-семи последних лет по существу не было.
Зоя Семеновна, побеседовав с мальчиком, сказала:
— Плохи твои дела, Саша. С грамотой совсем худо. Но ты не робей. Ты ведь мордвин? Вот тебе книга — Чехов. И ты пиши. Все лето пиши. Ты сообразительный. Осенью в сочинении он сделал «всего» семнадцать ошибок.
Потом было восхождение, долгое и упорное. Куманев учился, сам учил, в конце 20-х годов возглавлял мордовскую ШКМ в селе Большая Арать Лукояновского района, увлекся точными науками, экстерном закончил в университете физмат. В начале 30-х годов он приходит учителем физики в Лукояновский мордовский педтехникум, в 1940 году становится его директором, и с тех пор до ухода на пенсию (в 1970 году) судьба и слава А. А. Куманева неразрывно связаны с судьбой и славой возглавляемого им педтехникума, затем педучилища. В Великую Отечественную войну он уходит добровольцем на фронт, познает горечь отступления и радость победы. Три ранения и боевые награды — не все, что вынес Куманев с фронтовых дорог. Опыт и возмужание — вот что главное. Политрук, он и на фронте был педагогом, воспитателем.
«Познакомился поближе с моими подчиненными, стараюсь заглянуть в душу каждого, чтобы в бою знать, с кем имеешь дело, — писал он из Подмосковья зимой 1942 года. — Итог знакомства: я могу с уверенностью сказать, что с этими ребятами не страшно воевать, чувствуется в них традиционный русский дух — проявить в бою смелость, удальство. Правда, это не все решает, кроме этого нужна и выучка, но это — «надстройка» над первым, и мы должны ее создать». И политрук Куманев неустанно работает над созданием этой «надстройки», над обеспечением выучки вверенных ему бойцов, учит их науке побеждать. В письмах домой с удовлетворением отмечает: «С работой политрука свыкся, по широте своей она довольно размашистая. За фронтовые дни мне удалось, думается, неплохо изучить бойцов. Моя задача и состоит в том, чтобы разъяснить им их миссию, нацелить на конкретные ратные умелые действия. Не без шероховатостей, правда, но мои однополчане-бойцы растут просто на глазах, рождаются как бы заново, а мне, педагогу, это приносит особое удовольствие».
Воспитывал А. А. Куманев бойцов, находя дорогу к сердцу и разуму каждого солдата, мужал и сам, закаливая в огне боев свою волю. «По опыту работы он был гораздо сильнее меня, — вспоминал А. А. Марканчев, батальонный комиссар. — Он не упускал из виду ни одного человека и к каждому находил подход. Разговаривал спокойно, умно, логично. И всегда неутомим, всегда в действии. Когда он отдыхал, я не знаю... Бои были упорные, кровопролитные... Рота несла большие потери, залегла. Чтобы вывести ее из-под огня, политрук Куманев поднялся во весь рост с криком: «За Родину! За мной, в атаку!» С группой бойцов он первый ворвался в траншеи противника. Завязался рукопашный бой. Немцы отступили... В этих боях он был тяжело ранен». Гражданское мужество, бесстрашие в поисках истины, безграничное доверие к человеку — эти черты личности Куманева, пронизывающие его педагогические воззрения, конечно, выкованы и выстраданы им в значительной мере на фронтовых дорогах.
Пять тысяч учителей подготовлено Лукояновским педучилищем под руководством А. А. Куманева. Пять тысяч молодых людей испытали на себе могучее воздействие этой яркой личности, этого обаятельного человека. Не все они теперь учителя начальных классов. Многие работают учителями средней школы, преподавателями вузов, в советских и партийных органах, в различных отраслях народного хозяйства. И это все армия Куманева, его единомышленники, его соратники.
Деятельность Куманева-педагога не ограничивалась стенами Лукояновского педагогического училища. Он всегда был в курсе жизни района, области, страны, в курсе того, что делалось на передовых ее рубежах. Трудно найти в Лукояновском районе село, школу, организацию, где бы не побывал Александр Александрович, не поговорил с людьми о мировой и внутренней политике, о хозяйственных делах, о минувшей войне, о новостях в науке, о технических достижениях человеческого гения, о классической и современной поэзии. Редкая конференция учителей или другое значительное совещание обходилось без выступления члена бюро райкома, депутата горсовета народных депутатов А. А. Куманева. Выступать же он мог, ибо оратор был необыкновенный.
Помню Александра Александровича середины 60-х годов, в зените славы. Весь седой, но в черных глазах, как и прежде, пламень жгуч и неугасим, в стройной, статной фигуре та же порывистость, целеустремленность. В левой руке небольшой листок бумаги. Изредка он подносит этот листок к глазам, приводя в работу свою колоссальную память, могучий интеллект. Пальцы правой руки тонут в белой кипени марли на горле, исторгая из какого-то невидимого и неведомого инструмента хриплые, жестяные звуки, которые складывались в слова непостижимой, порою даже страшной силы, всегда целеустремленные, освещенные высокими идеалами коммунизма, и всегда мобилизующие на решение конкретных задач, преодоление сегодняшних трудностей в: борьбе за эти идеалы.
Да, педагог был болен. Сказались фронтовые раны и послевоенные перегрузки. В Боткинской больнице в Москве ему сделали операцию на горле. Хотя он лишился навсегда своего естественного голоса, но сумел преодолеть, казалось бы, непреодолимое: Куманев не оставил поприще педагога, учителя, воспитателя. «По утрам отец, закрывшись в комнате, долго и мучительно прочищал свое искусственное горло, — вспоминает В. А. Куманев, — потом наступал день с его делами и заботами... Тридцать лет он был болен, но не желал болеть, не сдавался, и все вокруг считали его здоровым...»
Распространено мнение, что А. А. Куманев прежде всего или даже исключительно практик, что он «реально формировал человеческую личность» и что писать ввиду этого ему было некогда. К счастью, это не совсем так. Куманев не только неустанный экспериментатор, практик, добившийся выдающихся результатов. Куманев еще и много размышлял о путях развития советской школы, о подготовке учительских кадров, о проблемах обучения и воспитания. И писал, правда, не спеша с публикациями. Но теперь, когда известно не только по публикациям в печати о нем самом, о его соратниках и учениках, о Лукояновском педагогическом училище, теперь, когда достоянием широкой педагогической общественности стала целая книга видного советского педагога с раздумьями о современных проблемах воспитания и образования молодежи, формирования творчески мыслящей личности, — система Куманева приобретает более уловимые черты.
Его педагогические воззрения сложились под воздействием идей Ушинского, Песталоцци, Л. Толстого, Горького, Луначарского, Крупской, Калинина, Макаренко. В особенности он любил Горького и Макаренко. Система Куманева выстрадана, проверена всей жизнью педагога, опытом народа, его взрастившего, многолетним экспериментом в руководимом им педучилище.
Трудно в нескольких словах изложить суть этой системы, тем более, что по глубоко верному замечанию И. Руденко учителя А. А. Куманева «предстоит еще открывать и открывать». Но главное, думается, в следующем. Учить нужно счастью. Радость познания — определяющий стимул в процессе обучения. («И эта радость — не просто увлечение или, точнее сказать, развлечение, а глубокий интерес к знанию, природе, обществу. Чем радостнее процесс учебы,, тем сильнее любовь к школе, тем серьезнее поиск неизведанного в жизни».) Каждый ученик — личность, Человек. Его следует любить таким, каков он есть, со всеми недостатками. И уважать, более того — благоговеть перед ним„ перед будущим его взлетом. («А наше общество вправе: требовать от армии учительства, чтобы заложенные в детях яркие потенциальные возможности всегда или, по крайней мере, как правило, получали полное развитие».) Процесс воспитания, образования должен быть органически связан с производством, с общественно полезным созидательным трудом.
Всякая схема обедняет живое дело. Отсылая читателя,, желающего более подробно ознакомиться с педагогическими воззрениями и системой А. А. Куманева, к его книге и статьям, здесь мы приведем несколько фрагментов из писем и бесед педагога с сыновьями.
«Условия, обстоятельства определяют и то, как вести себя, и то, как поступить в том или ином случае. Одно не забывай: всегда учись. Замечай свои промахи в жизни и их не повторяй, верь в свои силы, уважай в человеке его чувства и не оскорбляй их. Не быть тряпкой, но быть скромным, верным своим убеждениям, твердо следовать им. Дело не в словах, а в действиях. Действовать надо так, как действовал бы лучший человек нашего времени. Ты спрашиваешь, не поздно ли закаливать волю. Ее можно закаливать ив 10, и в 16, и в 40, и в 70 лет. Она рождается и закаляется в работе, в массах. Лежа на печке, волю не закалишь. Лежебоки — обычно пустопорожние, безвольные фантазеры. О них и сказок не рассказывают, и песен не поют... Больше читай — там, в книгах, многое можно узнать. Не для счета читай, не для того, чтобы сказать кому-то: «Я вот сколько книг прочитал!», а для развития ума. Но не будь в плену у автора — умей взять у него хорошее» (1948 г., Боткинская больница).
«Педагог — наиблагодарнейший вид человеческого труда. Быть педагогом не настаиваю, но корить — не позволю! Кто имеет душу человека и нужные знания, тот педагогом будет. А вот уж без сердца и души даже при любых методических ухищрениях учитель невозможен» (1954 г., Лукоянов Горьковской области).
«Когда-то всевозможные «суровые строгие учителя» полагали, что чем больше школьников пугаешь, тем больше у них укрепляется «чувство ответственности». Это далеко не так. Чем больше ученики страшатся, тем больше они тупеют, хотя внешне становятся «миленькими», «смирненькими» и без кавычек — тупенькими».
«Решая задачи — находить продвижение, приближаться к радости победы (радости догадки, радости упрощения, радости сокращения и т. д.). Читая — радоваться тому, что все понятно (вот только надо это слово читать так-то, более выразительно и т. д.). Рассуждает сын о чем-нибудь — полное внимание и терпеливое ожидание конца и совместное восхищение каким-то моментом и т. д. Словом, воспитывать на перспективе возможной победы, возможного продвижения, возможной радости. Ведь в итоге все делается и будет делаться на Земле только во имя радости! Ведь все величественные слова только тогда имеют смысл, когда ждут радость, а не просто достигают бессмысленных «высот», «уровней», «побед», «достижений», не волнующих людей радостью. Поправлять, уточнять надо, но радуясь, а не негодуя (досадовать можно про себя). Ребенок должен каждый день с твоей помощью видеть свое продвижение вперед, а не уверовать в свою неспособность».
«Процесс познания — сложный процесс, и существующая ныне практика оценки любых реакций ребенка с помощью цифровой балльной системы искажает естественный ход этого процесса. И учащиеся, и учителя становятся при этой системе во взаимно ложные позиции. Передовые педагоги не видят в отвлеченных цифрах стимулов к успешной учебе, на них настаивают прежде всего посредственные, консервативно настроенные или просто случайно оказавшиеся на ниве просвещения люди, которые ничем не могут «стимулировать» своих учащихся, кроме как «единицами» и «двойками».
«Чтобы хорошо учить и воспитывать человека, учитель обязан его знать, опираясь при этом не на интуицию (даже удачную), а на закономерности, на достижения педагогической науки, которая должна обосновывать и удачные методы, приемы учителей, часто не могущих ясно, осознанно объяснить свои удачи».
«Мне кажется, нормальное явление в обществе, когда в перспективе учитель — ученик меняются местами. Если этого нет — нет движения, есть застой и невежественные верования. Учителя обязаны сделать все возможное (создать для этого условия), чтобы переросли их».
Все, знавшие Александра Александровича, отмечают энциклопедичность и фундаментальность его познаний. В одном из его довоенных дневников записано: «Когда я не читаю хотя бы один день, мне становится стыдно...» Неукоснительно следуя этому принципу — «читать каждый день», — этот одаренный от природы человек приобрел такие обширные и глубокие знания о мире, которые просто поражали окружавших его людей. В. А. Куманев пишет: «...трудно сказать, где отец был сильнее — в физике или высшей математике, биологии или искусстве, литературе или психологии, кибернетике или истории. А может быть, в области научного атеизма или философии... И что удивительно — эти знания всегда были фундаментальными, современными. Постоянно поражало то, как можно было, проживая в маленьком городке Лукоянове, держать руку на пульсе науки».
А. А. Куманев не был борцом-одиночкой. В разное время в одном коллективе с ним трудились такие замечательные мастера просвещения, как Ф. А. Каргаев, А. Н. Назарова, Г. С. Ермушкин, Г. Л. Андронов, А. С. Глухов, И. И. Цветков, А. Н. Климов и многие другие. Благородность миссии учителя, воспитателя, значение, придаваемое Коммунистической партией нашей страны делу обучения и воспитания подрастающей смены, значение, которое придавали А. А. Куманеву его сподвижники и ученики, их поддержка — вот где черпал силы педагог, вот источник его окрыленности, вдохновленности.
Окрыленный и вдохновленный сам, Куманев заражал этими качествами своих единомышленников и учеников. Вообще благотворное, воодушевляющее воздействие этой личности на окружавших его людей трудно измеримо. Об этом, в частности, свидетельствует почта, пришедшая в «Комсомольскую правду» после опубликования в ней очерка журналистки И. Руденко «Учитель Куманев». Вот несколько фрагментов из поступивших писем.
«Александр Александрович не просто любил нас. Он настойчиво учил торопиться делать добро, подчеркивая, что учитель в этом отношении самый богатый и счастливый человек. Это он, учитель Куманев, воспитал во мне гордость за нашу профессию. И если за годы моего двадцатилетнего педагогического труда кто-то из детей увидел во мне хоть частичку того, что видели мы в этом замечательном человеке, — большего счастья мне не надо». (Н. Рагозина, Ульяновск).
«Я — одна из сотен счастливых людей, которым довелось знать Александра Александровича Куманева, учиться в училище, которым он руководил, довелось слышать его тихий, хрипловатый голос, даже получить из его рук книгу на одном из вечеров поэзии...
В училище можно было стать — наверное, и сейчас так — не только хорошим учителем, но и актером, поэтом, певцом, танцором, музыкантом, художником, хорошим спортсменом, фотографом, даже киномехаником. Но главное — атмосфера взаимопонимания и доверия между учащимися и учителями помогла каждому из нас стать добрее, честнее, отзывчивее.
Люди бессильны перед смертью, но и смерть бессильна перед теми добрыми делами, которые остаются после человека. Александр Александрович навсегда останется среди живых — столько добра в его делах». (В. Чежидова, Горьковская область).
«Прочитала статью «Учитель Куманев». Потрясена! Не могу успокоиться. Нет, я не была его ученицей. Но он мой единомышленник... Пишите, пишите больше о нем, о таких, как он, чтобы у честного учителя, где бы он ни работал, не опускались руки, не терялась вера в возможность успешной борьбы с формализмом и рутиной, которая процветает еще в некоторых школах». (Тимохина, Таганрог).
«Наш Учитель учил нас и бороться — с трусостью, с леностью, с паутиной обывательщины. Добрый к людям, жизнерадостный по натуре, А. А. Куманев был непримирим ко всему, что унижало человеческое достоинство.
Ученики Александра Александровича стали учителями, и я уверена, что всех их, как и их Учителя, отличает страстность в работе, жажда знаний, бесконечная доброта, влюбленность в свое дело, в людей, непримиримость ко всему, что мешает счастью людей. Память учеников А. А. Куманева активна. Она не просто воскрешает дорогой облик и высокую духовную атмосферу нашей юности. Она не позволяет отступить, предать себя и своего Учителя». (Т. Мошкова, Ленинградская область).
А. А. Куманев умер 19 марта 1975 года скоропостижно, полный новых творческих замыслов: писать, писать, писать, успеть рассказать людям о своем опыте, о самом заветном и сокровенном, о выстраданном и выношенном за многие годы бессменной деятельности на педагогическом поприще. Многого из задуманного ему завершить не довелось. Но об очень важном педагог успел нам поведать. Вот как оценил книгу «Раздумья о будущем» известный советский педагог, доктор педагогических наук, заведующий сектором НИИ проблем высшей школы и среднего специального образования СССР Ю. П. Азаров: «Материалы книги дают представление о том, как бился А. А. Куманев за новую школу, они показывают, каков его вклад в дело улучшения системы образования. Его подход представляет собою сплав 40-летнего учительского опыта и современных поисков педагогической мысли».
Тысячи учителей — учеников Куманева И. Руденко образно назвала его созвездием. Радостно сознавать, что созвездие Куманева обладает огромной притягательной силой и что в его орбиту вовлекаются все новые и новые пытливые умы и пламенные сердца.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.