Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Степан Ильич Дергачев


Сборник "Просветители и педагоги мордовского края"
Сост.: М. Т. Бибин, Е. Г. Осовский.— Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Ровное и прямое, как стрела, шоссе вдруг переходит в наклон, как бы заставляя любого спешащего притормозить, сбавить скорость. Трасса плавно опускается в долину, и тут слева от дороги предстает взору панорама большого современного села. Это — Кочкурово Дубенского района. «Кезэрень веле» — так сказали бы эрзяне, что означает «старинное село». И верно, не один век насчитывает история Кочкурова, много поколений землепашцев, животноводов, мастеровых людей жило и живет поныне в этом дружном, трудолюбивом селении.
Глубоко символично то, что своих гостей оно встречает школьным городком, Домом культуры, стадионом. И дело здесь не только в том, что и школа, и Дом культуры, и стадион очень разумно сближены территориально, важнее то, что они стали настоящей визитной карточкой Кочкурова, села с богатыми просветительскими традициями.
Отсюда вышла целая плеяда талантливых педагогов. Опыт работы Кочкуровской средней школы, ее прочные связи с местным совхозом широко изучаются, творчески используются другими педагогическими коллективами. Вот уже почти около трех десятилетий ею руководит замечательный педагог, неутомимый труженик, патриот родного края, народный учитель СССР Степан Ильич Дергачев.
Первая школа в Кочкурове была открыта еще в конце минувшего столетия, в 1898 году. По свидетельству Е. В. Скобелева, в нее было принято лишь двенадцать человек, а желающих учиться было много. В тесном, темном классе проходили занятия. Парты — четырехместные, вместо бумаги — грифельные доски. На класс приходился один учебник. Учиться было очень трудно: преподавание велось на русском языке. По расписанию много времени отводили изучению закона божьего, сельский поп с особым усердием следил за этим.
Беспросветная была пора. Нужда, безграмотность, забитость были уделом всех малых народов, инородцев, как их тогда называли. В мордовских селах любую бумагу, особенно казенную, пришедшую из уезда или волости, называли «кабалой». Боялись люди казенных бумаг, так как никогда не приносили они добрых вестей, а напротив, извещали о повышении налогов или о наборе в солдатчину.
В первой Кочкуровской школе учил детей грамоте Константин Илларионович Илларионов. Чуваш по национальности, ученик Ильи Николаевича Ульянова и Ивана Яковлевича Яковлева, он был человеком прогрессивных взглядов, бережно относился к тем, кто тянулся к знаниям. Вот и в темном дореволюционном мордовском селе в числе первых учеников местной школы он разглядел будущих просветителей родного народа. К. И. Илларионов на свои средства повез в Казань эрзянских мальчишек Максима Наумкина, Елисея Кочеткова (Скобелева), Степана Варламова...
Благодаря заботе К. И. Илларионова и большой помощи М. Е. Евсевьева, они были приняты в Казанскую инородческую учительскую семинарию. Жадные до знаний, юные выходцы из мордвы быстро приобщались к культуре, вбирали в себя передовые мысли, умонастроения.
Пройдут годы, и Максим Иванович Наумкин, Елисей Васильевич Кочетков (Скобелев), Степан Захарович Варламов напишут первые мордовские учебники. Уже в советское время советские школьники по написанным ими книгам будут учиться грамоте, делать первые шаги в светлый мир знаний. И среди них Степа Дергачев — невысокий мальчик с пытливым, внимательным взором.
Степан Ильич Дергачев из тех людей, с которыми легко и непринужденно чувствуешь себя после первых же минут общения. Он уже не молод, ему за шестьдесят. Годы посеребрили некогда пышную черную шевелюру. У него обычное лицо, ничего броского, кричащего в облике. Говорит ровным голосом, хотя и охотно, — давняя профессиональная учительская привычка. Взгляд добрый, все понимающий.
Зимний день короток, вот уже и сумерки опустились. Кончатся уроки, но еще долго не утихнет школа. Будет шумно и в спортзале, и в классах, где соберутся кружковцы. Я слушаю неторопливый рассказ Степана Ильича, вижу, каким теплым светом лучатся его глаза, когда он вспоминает что-то дорогое, близкое сердцу.
— Это верно, что первый учитель, учительница никогда не забываются. Вот уже три с половиной десятка лет учу, воспитываю детишек, долгое время руковожу педагогическим коллективом, а до сих пор и сам помню свою первую учительницу. Думаю, что именно она заронила мне в душу те зерна, всходы которых и определили всю мою судьбу. Вообще говоря, воспитательская линия в нашем роду продолжительная.
Брат мой, Иван Ильич Дергачев, сорок лет отдал школе. Любил детишек! Заслуженный учитель школы МАССР, он также был моим наставником в избранном почетном деле, примером сыновнего служения отчей земле, родному краю.
В 1943 году пришлось Степану Дергачеву надолго уехать из Кочкурова. Ему тогда было неполных 18 лет. Бои шли еще кровопролитные, но чувствовалось, что фашистскому зверю хребет уже сломлен. События складывались так, что Советской Армии нужно было заботиться и о восточных границах страны. Так, в числе других своих сверстников Степан Дергачев вместо Западного фронта попал на Дальний Восток, участвовал в разгроме японских милитаристов.
В 1946 году красноармеец С. Дергачев возвращается на родину. Поступает в Саранское педучилище, экстерном заканчивает учебу. В эти годы и начинается путь учителя Степана Ильича Дергачева. Совершенствовались, становились сложнее учебные программы, жизнь требовала и от педагогов постоянно повышать уровень своих знаний. Дергачев заочно учится на естественно-географическом отделении Саранского учительского института. Учится сам и учит детей. Именно с этой поры он вполне ощутил не просто любовь к школе, к людям, к преподаванию — эта любовь в нем была с самого начала, — а ответственность за свою профессию. Это в учителе основное, на то он и учитель.
Степан Ильич — географ, но он никогда не считал этот предмет главным в своей работе. Главный предмет — воспитание, главное — воспитать настоящего человека. Чтобы ученики росли людьми, горячо влюбленными в нашу землю, в наше дело, в нашу жизнь. Тогда они станут вбирать в себя знания, как губка.
А как это — воспитывать?! Есть примеры великих педагогов, и книги настольные есть: Макаренко, Сухомлинский. Но ведь в жизни всегда появляется что-то новое, свое, о чем ни в каких книгах не прочтешь.
Шло время. Завершался один учебный год, начинался новый. Степан Ильич — завуч школы. Теперь он отвечал уже не только за свой предмет. Умение понимать людей, полная самоотдача работе, хорошие организаторские способности укрепляли его авторитет. Его уважали родители, ценили педагоги. И вскоре С. И. Дергачева назначают директором школы.
— Вот тут-то я по-настоящему почувствовал, как нелегка ноша школьного директора, — рассказывает Степан Ильич. — Трудно было, не скрою. Это вот сейчас, в наши дни, допустим, строится в селе школа. Директор в положенное время может быть и в отпуске, отдыхать, а строители знают свое дело, поднимают стены. Мы же строили вот эту нашу школу сами, хозяйственным способом. Было это в пятидесятые годы. Сейчас в колхозах мощная техника, транспорт, а тогда на лошадях приходилось за десятки верст лес возить. Но нас всегда выручало то, что школа всегда была и остается сейчас заботой общей. Каждый житель села чувствует свою ответственность за ее судьбу.
Конечно, районные организации всячески поддерживали и поддерживают нас, но без практической помощи родителей было бы туго. На собраниях отцы и матери наших учебников сами решали, сколько дней безвозмездно отработать на строительстве школы. И шли к нам плотники, каменщики, жестянщики. Все понимали — для своих же ребят строят. Старались, делали все от души. И вот эта сознательность старших передавалась и младшим. Это были лучшие уроки общественно полезного труда...
Я слушаю Степана Ильича и думаю о том, как много самых разных специальностей соединяет беспокойная должность директора школы. Его нередко называют учителем учителей, отмечая этим, что его главная обязанность — быть организатором учебно-воспитательного процесса. Директору школы надлежит личным примером утверждать высокие образцы педагогического мастерства. Он призван вести уроки и хозяйственные дела, строго контролировать трудовую дисциплину и оставаться задушевным наставником учительского и детского коллективов. Конечно, ни институт, никакие курсы такую разносторонность обеспечить не могут. Талант руководителя педагогического коллектива формируется самой жизнью в школьной практике. И успех может прийти лишь при наличии глубоких знаний, человеческой самоотверженности, настоящей преданности избранному делу.
Став учителем, С. И. Дергачев работал вместе со своей первой учительницей. Сменялись поколения, и сейчас вместе со Степаном Ильичом работают многие его воспитанники. Почти все учителя — люди местные, уроженцы Кочкурова. Во всех важных делах и замыслах директор обращается за советом и поддержкой к коммунистам школы, к профсоюзной организации. В дружном коллективе нет мелочных обид и конфликтов. Общие усилия сосредоточены на творческих поисках. Эта атмосфера помогает успешной работе, способствует раскрытию разнообразных учительских дарований. Вместе с народным учителем СССР С. И. Дергачевым трудятся отличники народного просвещения Е. С. Чинаева, Н. Г. Волченкова, Я. А. Самаркин, А. П. Кочеткова и многие другие педагоги. В условиях школьной реформы, осуществляемой в нашей стране, роль руководителей учебных заведений еще более возрастает. Директор школы находится на переднем крае идущих преобразований. От его энергии и личных усилий зависит практическое решение основных задач, поставленных школьной реформой, — повышение качества образования и воспитания, обеспечение более высокого научного уровня преподавания каждого предмета, улучшение идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, эстетического и физического развития учащихся.
Кочкуровская школа была готова к реформе. Более того, опыт именно таких школ, особенно по трудовому воспитанию учащихся, в известной мере и предопределил принятие реформы.
Школа является основным источником пополнения кадров совхоза «Дубенский». Директор хозяйства Петр Иванович Бурлаков — сам воспитанник Дергачева. Хороший специалист сельского хозяйства, он тонко чувствует проблемы сегодняшнего дня. Ясно видит, что в тесном контакте школы и совхоза залог настоящих и будущих успехов.
— Все мы в неоплатном долгу перед школой, — говорит он. — Лично для меня она сделала много: воспитала, поставила на ноги, помогла определить свое место в жизни.
Учащиеся школы получают хорошую общеобразовательную и профессиональную подготовку, навыки практической работы в сельском хозяйстве. С первых дней прихода в совхоз показывают пример добросовестного отношения к порученному делу. Правда, первое время все они работают рядом с наставниками, под присмотром специалистов. Руководители хозяйства стараются учесть склонности каждого из них, предоставить работу по душе. В основном ребята идут в механизаторский отряд, девушки — в животноводство и сферу обслуживания.
С. И. Дергачев сторонник того, чтобы дети как можно раньше привыкали к труду. Конечно, учеба есть труд и труд нелегкий. Однако необходимо, чтобы маленький гражданин усваивал и знания, и повседневные трудовые навыки, и умел бы применять их в жизни, в деле. Ребенок, как только сознает себя, сам к труду тянется. Ибо труд — это прежде всего потребность, которая заложена в самой человеческой природе. Приучать человека к труду с опозданием — это все равно, что засевать поле среди лета. А поле, как известно, должно засеваться весной.
Школа убеждает своих воспитанников в важности сельскохозяйственного труда на конкретных примерах. Знакомит их с трудовыми династиями, с лучшими людьми села.
Учащиеся Кочкуровской средней школы дважды в день питаются в своей столовой. Всеми необходимыми продуктами ребята обеспечивают себя сами. Овощи со школьного участка, мясо дает своя школьная ферма, фрукты из сада. Даже соленые грибочки заготавливаются на зиму, не говоря уже о компотах, вареньях. Трудятся дети, ухаживают за скотом, растят овощи, и потому обеды у них сытные, вкусные.
Ученическая производственная бригада Кочкуровской средней школы неизменно занимает первые места среди трудовых коллективов учащихся всей республики. В летнюю страду старшеклассники со своими наставниками — комбайнерами убирают хлеб. Десятки тысяч центнеров намолачивается при участии ребят. Это ли не ощутимое подспорье совхозу! Кроме того, ученики трудятся на картофельном поле, выращивают хорошие урожаи свеклы, других культур. И ребята хорошо вознаграждаются за трудолюбие. Бригада не раз получала Почетные грамоты обкома ВЛКСМ, Министерства сельского хозяйства и Министерства просвещения Мордовской АССР. За достигнутые успехи в минувшем году школе выделен автобус.
Давней и заслуженной гордостью Кочкуровской школы является краеведческий музей. К 40-летию Победы советского народа над фашистской Германией для него построено новое просторное помещение — рубленая пятистенная изба, украшенная искусной резьбой. С благоговением переступаешь ее порог, всматриваешься в многочисленные экспонаты.
Начинали с малого. Старинная мордовская утварь, национальная одежда, орудия труда, которыми пользовались деды и прадеды нынешних учеников. История родного села, фотографии знатных людей, уроженцев Кочкурова.
Степан Ильич Дергачев понимал, какое большое воспитательное значение будет иметь школьный краеведческий музей. Поэтому не жалел ни сил, ни времени на его пополнение, расширение. Энтузиазм директора был подхвачен педагогическим коллективом, всеми учащимися. Большую поисковую работу вели красные следопыты. Раздел музея, рассказывающий об участии кочкуровцев в Великой Отечественной войне, стал одним из интересных, впечатляющих.
Много полезного, хорошего в работе Кочкуровской средней школй. Успехи у коллектива большие. Объясняются они прежде всего тем, что школа, село и совхоз живут одной жизнью, одними заботами. Не отгораживаются друг от друга, а сообща решают те нелегкие вопросы, которые ставит жизнь.
— Да и как же иначе, — говорит Степан Ильич Дергачев. — Ведь вся сельская молодежь, да и большинство людей среднего возраста — это же наши воспитанники. Они окончили школу, но они не перестали быть нашими учениками.
Степан Ильич щедро делится своим педагогическим опытом, пропагандирует дела своего педагогического коллектива. Он часто выступает на страницах центральной и местной печати, остро ставит наболевшие проблемы развития народного образования. Еще в 1967 году он одним из первых привлек внимание учительства к изучению истории родного края. В Мордкизе вышла его книга «Изучаем край, в котором мы живем». (Из опыта работы учителей Кочкуровской средней школы Дубенского района МАССР).
И вот почти через двадцать лет новая книга, в которой нашли отражение проблемы, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, многолетний опыт педагогического коллектива по трудовому воспитанию и профессиональной ориентации, воспитанию любви к родному краю и сельскому образу жизни, формированию идейно-нравственных устоев молодого поколения.
Назвал ее С. И. Дергачев многозначительно — «Школьная нива», подчеркивая этим, что долг Школы и Учителя засевать щедро детские сердца семенами трудолюбия, высокой нравственности, культуры, любви к родной земле. «Жизнью доказано, — пишет в ней Степан Ильич, — наставление словом не бывает действенным, если слово расходится с поступками воспитателя. Рабочая педагогика и сильна прежде всего активным личным примером учителя. Труд вместе с учителем приносит школьникам радость. В таком труде открываются детские сердца, ребенок становится другом, товарищем учителя». Как многое в этих словах перекликается с мыслями выдающегося советского педагога В. А. Сухомлинского! Да и сам «кочкуровский опыт» сродни опыту павлышского кудесника.
Родина высоко отметила и ратный и трудовой подвиг Учителя. На его груди ордена и медали. Но самым высоким отличием стало высшее учительское звание — «Народный учитель СССР».
В Министерстве просвещения СССР на самом почетном месте установлен красочный стенд «Народные учителя СССР». На нас смотрят овеянные трудовой славой, умудренные большим опытом, любимые своими питомцами лучшие педагоги страны, гордость и слава нашего учительства. И среди них — Степан Ильич Дергачев.
За достигнутые успехи в обучении и коммунистическом воспитании подрастающего поколения в одиннадцатой пятилетке Президиум Верховного Совета СССР наградил директора Кочкуровской средней школы Дубенского района Степана Ильича Дергачева орденом Ленина. Достойная награда за многолетний и неустанный труд на благо советской школы.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +