Одним из неутомимых энтузиастов просвещения и эстетической культуры родного народа был Василий Владимирович Горбунов, которого учительство республики знало как преподавателя и автора учебников и программ, писатели — как собрата по перу, методисты национальных школ РСФСР — как наставника и руководителя научной школы по проблемам школьного изучения родных языков и литератур.
В Ичалковском районе Мордовской АССР расположено большое село Лобаски. Здесь 31 июля (13 августа) 1914 года родился В. В. Горбунов. Жизнь будущего ученого в юности складывалась нелегко. На гражданской войне погиб его отец — коммунист и красный командир Владимир Яковлевич. Вместе с братом Иваном, который был немногим старше, ему пришлось познать тяжелый физический труд. Но это не мешало Василию быть неутомимым общественником. Сверстники помнят его как застрельщика пионерских и комсомольских дел в годы учебы вначале в Лобас-кинской, затем в Большеаратьской школах крестьянской молодежи, на факультете русского языка и литературы Мордовского пединститута. Помнят и о том, что учился он не только прилежно, но и творчески, с азартом.
Окончив пединститут, В. В. Горбунов начинает учительскую работу в Саранском педучилище. Вскоре его выдвигают на должность начальника Управления начальных школ и педучилищ Наркомата просвещения МАССР. Накануне и в годы Великой Отечественной войны он в Инсаре, в национальном педучилище, где ярко проявились era способности учителя и руководителя педагогического коллектива — вначале заместителя директора по заочному обучению, завуча, а затем директора педучилища.
Работа в Инсарском педучилище была важным этапом в становлении В. В. Горбунова-педагога. Там он постигает не только глубину любимых предметов — русского языка и литературы, мордовских языков и литературы, но и методических приемов преподавания. Он приобретает авторитет опытного методиста.
В 1943 году В. В. Горбунов становится членом Коммунистической партий. В 1944 году избирается секретарем Мордовского обкома комсомола, а затем переходит на партийную работу, которая оставила глубокий след в его жизни.
Несмотря на большую занятость партийными делами,. В. В. Горбунов и в эти годы находит время выступить перед учителями, встретиться с мордовскими литераторами. В глубине души он остается учителем-словесником, его не оставляет мысль вернуться к литературному труду (ведь еще до войны он публиковал селькоровские заметки, печатал свои стихи и рассказы в периодической мордовской печати). Самой сокровенной была мысль о продолжении учебы.
«В 1945 году, — писал он в своей автобиографии, — мне посчастливилось попасть на учебу в Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б), при реорганизации которой был зачислен аспирантом Академии общественных наук при ЦК ВКП (б) по теории и истории литературы. Здесь снова проснулись во мне творческие интересы. Кроме диссертации «Борьба Н. Г. Чернышевского за реалистический путь развития русской литературы», успешно защищенной в 1949 году, я стал заниматься литературно-критической деятельностью, главным образом, по мордовской литературе». Работа над проблематикой творчества Н. Г. Чернышевского была важной вехой в становлении В. В. Горбунова-ученого.
50-е годы — период активной научно-организаторской и педагогической деятельности В. В. Горбунова. Почти в продолжение десяти лет он возглавляет Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров МАССР, руководит кафедрой литературы в областной партийной школе, является редактором литературно-художественного альманаха «Изнямо» («Победа»).
Будучи руководителем научного учреждения, он много внимания уделял подготовке высококвалифицированных кадров: кандидатов и докторов наук, которые пополнили ряды преподавателей высших учебных заведений республики и внесли существенный вклад в развитие экономики, культуры и народного образования.
Научно-исследовательский институт расширил круг научной проблематики, его коллектив выпускает книги по языку и литературе, истории и экономике, этнографии и археологии. Укрепляются его связи с учеными Москвы, автономных республик Поволжья и других регионов страны. Это было крайне необходимо с точки зрения углубления научных изысканий и обусловливалось задачами дальнейшего развития научной мысли в Мордовии.
Деловой почерк В. В. Горбунова прослеживается в организации научного коллектива для решения важнейших проблем культурного развития Мордовии. Сознавая необходимость обобщения и научного осмысления литературного процесса, он становится инициатором написания «Очерка истории мордовской советской литературы» (1956).
В нем проанализирован процесс постижения национальной литературой метода социалистического реализма, определены место и роль каждого значительного писателя, выявлены ведущие тенденции развития литературы и ее эстетический вклад в социалистическую культуру.
Деятельность ученого в области литературы не ограничивается лишь исследованием ее истории. Он — ведущий литературный критик, пишет по самым актуальным вопросам развития прозы, поэзии, драматургии, как член Союза писателей СССР принимает активное участие в текущей работе писательской организации, неоднократно избирается членом правления Союза писателей МАССР. Достаточно посмотреть краткий список его литературно-критических статей, чтобы понять, насколько постоянна и органична его связь с родной литературой: «Пути развития мордовской литературы» (1949), «К вопросу о формировании мордовской социалистической поэзии» (1953), «Литература возрожденного народа» (1957), «Мордовские народные песни» (1957), «На пути, роста» (1960) и другие. Трудно перечислить все написанное В. В. Горбуновым по проблемам мордовской литературы. Научной и эстетической вершиной его литературно-критического творчества явилась монография «Поэзия — душа народа», в которой теоретически осмыслен путь развития и внутренняя сущность мордовской социалистической поэзии.
В трудах В. В. Горбунова выработана ясная концепция развития мордовской литературы, в основе которой лежит ленинское учение о развитии национальных культур в период социализма. Сформулированные им принципы изучения и анализа родной литературы, как составной части духовной культуры народа и боеспособного отряда в интернациональной семье литератур народов СССР, стали основополагающими в современной мордовской критике и литературоведении.
Качественные изменения в мордовской литературе, выразившиеся в освоении новых жанровых форм и достижении новых эстетических высот, требовали коренного улучшения преподавания и изучения ее в национальной школе. На повестку дня был поставлен вопрос о создании научно и методически обоснованных программ и учебных пособий по мордовской литературе. В 1950 году впервые была написана программа по мордовской литературе для VIII—X классов. Ее подготовил В. В. Горбунов в соавторстве с Н. П. Дружининым.
Программа систематизировала преподавание национальной литературы в школе, ее структура отражала движение литературного процесса. Изучение литературы начиналось с ее предыстории — устного творчества народа — и завершалось рассмотрением ведущих произведений последних лет. Строгое чередование обзорных тем и монографических разделов давало возможность изучения литературы в историко-хронологическом плане.
Создание программы рассматривалось учителями республики как важное явление в развитии теории и методики преподавания родной литературы. Замечательный поэт и педагог И. П. Кривошеев писал: «Ваши программы для VIII—X классов по мордовской литературе, которые в школы получили на днях, меня очень удовлетворили. Ваши программы — единственный документ на данном этапе, который оформил по-настоящему курс преподавания родной литературы. Это очень похвально.
Я очень обрадовался получению свободного курса эрзянской литературы. Дело теперь осталось за учебниками и хрестоматиями, и преподавание родной литературы в школе пойдет по-настоящему».
Это прозвучало как социальный заказ учительства. В 1952 году В. В. Горбуновым был написан учебник по мордовской литературе для VIII—X классов для национальных школ и педучилищ, годом позднее вышла хрестоматия по литературе, составленная им в соавторстве с М. Талабаевым и В. Беззубовым.
От первой программы и учебника протянулась широкая и плодотворная дорога к новым трудам в области методики литературы. Новые программы и учебники создавались примерно через каждые десять лет и отражали новые достижения педагогики и методики, а также новые факты эстетического движения литературы и расширяющихся межнациональных связей. Одновременно шел сложный процесс совершенствования учебников: в содержательном, научно-техническом, методическом, композиционно-языковом, полиграфическом отношении.
В 60-е годы В. В. Горбунов — преподаватель Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева. Он читает историко-литературный курс мордовской литературы, методику преподавания родной литературы, ведет спецкурсы по социалистическому реализму и истории русской литературной критики, руководит аспирантами и дипломниками.
Преподавательскую работу ведет творчески и творческого отношения к учебе требует от студентов. Широкая эрудиция в области русской и мировой литературы, неизменная доброжелательность и общественная активность снискали доценту Горбунову высокий авторитет среди коллег и студентов. А добиться этого было делом не простым, так как в те годы циклы филологических дисциплин вели такие ученые, как М. М. Бахтин, И. Д. Воронин, А. И. Маскаев, Н. Ф. Цыганов, Н. И. Черапкин.
Подготовка высококвалифицированных учителей для национальной школы рассматривалась ученым-педагогом как задача первостепенной важности. Он был глубоко убежден, что в школу должен идти человек, который не только в совершенстве владеет знаниями и методикой преподавания предмета, но в сердце своем носит глубокую преданность родному языку и духовной культуре родного народа, умеет видеть в мордовской литературе неотъемлемую часть интернациональной культуры страны в целом.
Вопросы народного образования и просвещения В. В. Горбунов понимал широко. Он всегда считал, что просвещение несет все духовно непреходящее, завоеванное кровью и потом и ставшее частицей души народа, его национального характера. Именно под этим углом зрения он рассматривал мордовскую литературу и искусство, ставшие реальными символами национального возрождения.
Напряженная преподавательская работа и выступления с критическими статьями в печати, доклад на съезде писателей и лекция в колхозном клубе по актуальным вопросам внутренней и внешней политики партии, беседа с молодыми писателями и обсуждение материалов редакционного портфеля журнала «Сятко» («Искра»), беседа с артистами драмтеатра по постановке национального спектакля и редактирование многотомного труда по мордовской литературе, творческие размышления над собственной пьесой и написание учебника — все это, несомненно, имело прямое или косвенное отношение к народному просвещению и характеризовало незаурядную натуру В. В. Горбунова.
В 1972 году, уже будучи доктором филологических наук, Василий Владимирович избирается заведующим сектором методики родных языков и литератур Научно-исследовательского института национальных школ Министерства просвещения РСФСР и переезжает на постоянное жительство в Москву. Нельзя не вспомнить, что с этим институтом была связана жизнь и деятельность крупного ученого и просветителя, профессора Ф. Ф. Советкина.
В. В. Горбунов впервые в истории развития национальной школы РСФСР организовал научный коллектив, который исследовал большой круг проблем, имеющих непосредственное отношение к изучению родных литератур в автономных республиках и областях Российской Федерации. Научными сотрудниками сектора проводились научно-практические конференции на местах и в Москве, обобщался опыт работы национальной школы, вырабатывались рекомендации теоретико-методического характера, конкретизировались научные поиски. К середине 70-х годов ясно обозначились концептуальные положения новой научной школы и пути их осуществления. Приоритет в их разработке принадлежал В. В. Горбунову.
В статьях «Актуальные проблемы методики преподавания родных литератур в национальных школах РСФСР», «Актуальные проблемы методики преподавания родных языков и литератур в свете решений XXV съезда КПСС», «Вопросы коммунистического воспитания на уроках родной литературы в свете решений XXV съезда КПСС» и других ученый обосновывает мысль о необходимости пересмотра этапов изучения родных литератур в школах в условиях всеобщего среднего образования и ставит задачу создания теории учебника по родной литературе. Предлагалось изучение литературы в два этапа. Первый — литературное чтение с усвоением минимума теоретико-литературных понятий (4—5—6 классы), второй — изучение истории литературы (7—8—9—10 классы). Этот принцип остается в силе и ныне, в условиях осуществления Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы.
Создание теории учебника по родной литературе рассматривалось В. В. Горбуновым как важнейшее условие поднятия на современный уровень процесса преподавания и изучения национальной литературы в школе. Им выдвинут ряд положений, которые должны были непременно учитываться при создании учебника: комплексное изучение родной литературы; глубинное отражение процессов взаимообогащения и взаимовлияния литератур в условиях социализма; изучение родной литературы в связи с историей родного народа; координация работы учителя русского и родного языков, русской и родной литератур и другие.
Эти положения стали достоянием современной методической науки, учтены при создании учебников в автономных республиках и областях РСФСР.
Выступая за коренное улучшение национальной учебно-методической литературы, В. В. Горбунов особое внимание уделял тому, чтобы родную литературу изучали в единстве нацио-нального и интернационального. «Необходимо показывать, — отмечал он, — не только то, как родная литература обогащается за счет творческого освоения духовной культуры великого русского и других народов, но и то, что она сама несет в сокровищницу единой интернациональной культуры Страны Советов и всего человечества».
Изучение родной литературы в школе не должно ограничиваться лишь раскрытием идейно-образного строя произведений. Необходимо соблюдение связи литературы с историей народа, «ибо без этого невозможно в полной мере раскрыть конкретно-историческую правду художественного произведения и обеспечить в необходимой мере приобщение учащихся на уроках родной литературы к передовым нравственным и революционным традициям носителя этой литературы».
Одним из важнейших аспектов изучения родной литературы В. В. Горбунов считал освоение учащимися родного литературного языка, воспитание у них стремления к активному участию в строительстве национальной социалистической культуры.
Наиболее полное и всестороннее обоснование принципов изучения родной литературы нашло в труде «Изучение родных литератур в национальных школах РСФСР», который вышел в свет в 1982 году под редакцией В. В. Горбунова.
Подобного методического пособия учительство национальных школ РСФСР раньше не имело, его издание знаменовало вступление процесса изучения родной литературы в новый этап, характеризующийся глубоким научным подходом к освоению духовных культур народов. Оно стало весьма заметным явлением в советской методической науке.
В последние годы жизни профессор много сил и энергии отдавал вопросам изучения родных языков в национальной школе. Свои мысли по этой проблематике он изложил в статьях «Научно-методические проблемы обучения родному и русскому языкам в условиях развивающегося билингвизма» и «Об обучении устной родной речи и грамоте в национальных детских садах РСФСР».
Опираясь на традиции предшественников (прежде всего Ф. Ф. Советкина) и опыт изучения родного языка в национальной школе, ученый вместе с тем отмечал, что в условиях развивающегося билингвизма, когда русский язык становится вторым родным языком всех народов нашей страны, значительно изменилось взаимодействие родного и русского языков в учебно-воспитательном процессе. В этой связи им указывалось на преждевременность и непродуманность перевода школ на русский язык обучения без предварительной подготовки детей дошкольных учреждений и подготовительных классов.
В. В. Горбунов выдвинул ряд ценных теоретических положений относительно обучения устной родной речи и грамоте в национальных детских садах РСФСР. Эти положения приобретают актуальное значение теперь, когда школьное обучение начинается с шестилетнего возраста и происходит процесс пересмотра методики работы с детьми в детских садах.
Последний период жизни и деятельности В. В. Горбунова, как и в прежние годы, был до предела насыщен работой. Руководя научно-методической школой по вопросам изучения родной литературы, он не оставляет в стороне литературоведение и критику. В центральных журналах печатаются его статьи по творчеству Н. Г. Чернышевского, А. Н. Толстого и других писателей. На страницах журналов «Сятко» и «Мокша» часто появлялись его материалы по мордовской литературе, очерки о жизни и деятельности выдающихся земляков. Настойчиво работал Василий Владимирович над романом об известном певце И. М. Яушеве, выступал по мордовскому телевидению, участвовал в работе писательских съездов Мордовии.
Ответственной областью своей деятельности В. В. Горбунов всегда считал подготовку научных кадров. Он подготовил около 20 кандидатов филологических и педагогических наук из представителей различных народов СССР, был членом ученых советов и комиссий. Родина высоко оценила заслуги ученого. Доктор филологических наук, профессор В. В. Горбунов в разное время был награжден Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Мордовской АССР, Министерства просвещения РСФСР, Центрального Комитета ВЛКСМ, носил знак «Отличник народного просвещения». В 1983 году за успешную разработку вопросов методики преподавания родных языков и литератур в национальной школе он награжден медалью К. Д. Ушинского.
Рано ушел из жизни Василий Владимирович Горбунов. Он умер 11 декабря 1983 года в Москве. Похоронен в Саранске. Дело ученого продолжают ученики и соратники во многих областях и районах страны. Помнит его мордовский народ, которому он служил преданно и самозабвенно до конца своих дней.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.