Мордовский народ дал целую плеяду замечательных лингвистов, заложивших основы национального языкознания, теории и методики преподавания родного языка и литературы. К их числу принадлежит Михаил Никитич Коляденков — ученый-лингвист, педагог, методист, заслуженный деятель науки МАССР, доктор филологических наук, профессор. Всю свою сознательную жизнь он посвятил делу образования и воспитания подрастающего поколения, развитию лингвистической науки в Мордовии.
Михаил Никитич Коляденков родился 21 мая (4 июня) 1896 года в селе Ичалки Лукояновского уезда Нижегородской губернии (ныне Ичалковского района МАССР) в семье крестьянина-бедняка. Родители сделали все для того, чтобы дать ему образование. В его памяти надолго сохранился образ своей первой учительницы Надежды Федоровны Гнединой, которой он посвятил одну из своих первых книг.
По окончании Починковского городского училища он избрал профессию народного учителя. В 1910 году Михаил Коляденков поступил в Порецкую учительскую семинарию, созданную и взлелеянную Ильей Николаевичем Ульяновым. Здесь сохранились прогрессивные традиции Ульянова и его сподвижников. Многонациональный состав семинарии многое дал юноше, открыл богатство человеческой языковой культуры, дал глубокое знание русского языка, увлек тайнами родного.
Юноша решает получить серьезное педагогическое образование и в 1914 году поступает в Нижегородский учительский институт. Разразившаяся первая мировая война прервала учебу и бросила его на кровавую войну. В боях под Ковелем он был тяжело ранен и контужен. В 1917 году, после демобилизации по ранению, стал работать учителем начальной школы в родном селе Ичалки. Здесь он встретил революцию, начал свой педагогический путь. Молодой учитель охотно занимался не только со школьниками, но и со взрослыми, активно участвовал в ликвидации неграмотности, неся свет знаний и культуры родному народу.
Важным этапом педагогической деятельности М. Н. Коляденкова является период с 1925 по 1935 год, когда он, овладевший основами методического мастерства, привлекается к работе инспектора. В эти годы, когда закладывались начала мордовской школы, инспектор выступал как учитель учителей, как методист и советчик, как воспитатель. Ему пришлось работать инспектором в Лукояновском и Саранском уездных отделах народного образования, инспектором Наркомпроса МАССР, заведовать учебной частью Ардатовского педучилища. В эти годы М. Н. Коляденков ведет не только практическую работу инспектора-методиста, но и стремится обобщить опыт лучших учителей. В 1934 году совместно со своими коллегами П. Г. Ивановым, В. Г. Щегловым и Н. П. Дружининым он пишет книгу «Русский язык в мордовской школе», а также целую серию статей, адресованных учителю. Среди них: «О подготовке учителя к уроку», «Письменные работы на уроках русского языка в мордовской школе», «Исправление орфографических ошибок в русском письме учащихся мордовской школы» и другие.
В середине 30-х годов обозначился качественно новый этап в биографии М. Н. Коляденкова. В 1935 году его направляют учиться в аспирантуру Мордовского научно-исследовательского института. Он становится учеником и последователем известного ученого-языковеда, члена-корреспондента АН СССР Д. В. Бубриха, внесшего большой вклад не только в мордовское языкознание, но и сыгравшего важную роль в подготовке национальных кадров ученых-лингвистов. Более тридцати лет жизнь Михаила Никитича была тесно связана с институтом, а с 1946 года и до конца своих дней он возглавлял сектор мордовского языкознания.
Среди важнейших вопросов культурной революции в Мордовии стояли вопросы языкового строительства, преодоления разнобоя в развитии литературных языков, дальнейшего развития мордовского языкознания. И М. Н. Коляденков, как; ученый-лингвист, был крупным специалистом по финно-угорскому языкознанию и мордовским языкам. Им написано свыше 120 научных работ, имеющих большую научно-теоретическую и практическую значимость. Диапазон научных интересов ученого был исключительно широким. В области мордовского языкознания он выступает прежде всего как синтаксист. Крупные его работы «Сказуемое в мордовских языках», «Порядок слов как способ грамматической связи между словами в составе предложения в мордовских языках», «Грамматика мордовских (эрзянского и мокшанского) языков» (часть 2, синтаксис), «Структура простого предложения в мордовских языках» получили высокую оценку советских и зарубежных ученых. За монографию «Структура простого предложения в мордовских языках» (1956) ему была присуждена ученая степень доктора филологических наук.
На основе исследования специфической структуры мордовского предложения автор проводит классификацию типов простого предложения, типов словосочетаний, анализирует связи между главными членами предложения и выявляет способы их выражения. В работе проводится сравнительный анализ сходных черт структуры предложения в других финно-угорских языках. «Заслуга М. Н. Коляденкова,— пишет профессор В. И. Лыткин, — состоит в том, что многочисленными своими исследованиями он превратил синтаксис мордовских языков в особую область науки о мордовских языках».
Широкую известность получила «Грамматика мордовских языков» (часть 2, синтаксис). Она является первым опытом составления научного синтаксиса мордовских языков и имеет исключительно важное значение в изучении специфики языка.
М. Н. Коляденков внес большой вклад в развитие мордовской лексикографии и лексикологии. Он был одним из составителей и редакторов двуязычных эрзянско-русского и русско-эрзянского словарей. «Русско-эрзянский словарь» (1948) ставил задачу помочь мордовскому населению в деле изучения русского языка. Важным лексикографическим трудом является «Эрзянско-русский словарь» (1949), составленный им в соавторстве с Н. Ф. Цыгановым. Он отразил всю общеупотребительную, бытовую, общественно-политическую, техническую, сельскохозяйственную лексику. Широко отражены в нем и те новые слова, которыми обогатился эрзянский язык после Великой Октябрьской социалистической революции. В словаре нашли место пословицы, поговорки, идиоматические выражения.
Коляденков был и одним из составителей «Эрзянского орфографического словаря» (1939) с приложением основных правил орфографии. Словарь имел большое практическое значение, так как предназначался для преподавателей эрзянского языка, редакционных и издательских работников и для всех, пишущих на эрзянском языке. Одновременно он был и хорошим учебным пособием для студентов и школьников.
Вопросы лексики постоянно интересовали ученого. Он с научных позиций подходил к заимствованиям из русского и через русский из других языков. Бережно относясь к собственно мордовской лексике, Михаил Никитич оправдывает и приветствует те заимствования, которые обогащают мордовские языки. Так, в статье «К вопросу о заимствованиях в мордовских языках» (1946) ученый пишет, что заимствования из русского языка, а также интернациональная лексика, входящая в мордовские языки через русский, делают речь более богатой, выразительной. Он анализирует, в каких случаях заимствования необходимы.
Итоги языкового строительства в Мордовской АССР нашли отражение в его статьях «Современный мордовский литературный язык» (1949), «Образование и пути развития мокшанского и эрзянского языков» (1952, 1955). Он указывает, что одним из аспектов языкового строительства является обогащение лексики мордовских языков. Им отмечены два основных источника обогащения лексики мордовских литературных языков — существующие диалекты и русский язык. Эти два источника им глубоко проанализированы.
М. Н. Коляденков на протяжении всей научной и педагогической деятельности разрешал вопросы нормализации и упорядочения грамматических правил, правил орфографии, пунктуации и унификации грамматической терминологии. Им разработан проект орфографии эрзянского языка, принятый на языковой научной конференции в 1938 году, проект норм эрзянского синтаксиса, утвержденный научной сессией 1940 года. Эти нормы, незначительно пересмотренные позднее, были внедрены во все школьные учебники и в практику школьного преподавания.
Значительная работа проведена М. Н. Коляденковым в области мордовской диалектологии. Под его редакцией вышло четыре тома «Очерков мордовских диалектов». Это чрезвычайно важная и нужная серия, отражающая современное состояние мордовских диалектов, изучение которых лродолжается и в настоящее время.
Ученый успешно сочетал научную работу с преподавательской деятельностью в вузах. С первых лет основания Мордовского педагогического института работал в нем преподавателем русского и родного языков, был доцентом кафедры русского языка, а с 1958 года — профессором Мордовского государственного университета. Он подготовил большую армию учителей для мордовских школ. Под его научным руководством написали свои кандидатские диссертации известные ученые: Д. Т. Надькин, Т. М. Шеянова, И. С. Бузаков, Р. В. Бабушкина и многие другие лингвисты мордовской национальности. Сейчас его ученики успешно трудятся в школах, вузах и научно-исследовательских учреждениях Мордовии и за ее пределами. Как истинный энтузиаст науки, Михаил Никитич терпеливо и с любовью направлял первые шаги своих учеников-аспирантов и студентов на путь научных изысканий, исходя из потребностей республики, подбирал для них актуальные темы исследований. Он был талантливым и трудолюбивым ученым-исследователем и внимательным педагогом-воспитателем.
На протяжении всей научной деятельности М. Н. Коляденков разрабатывал вопросы методики преподавания русского и мордовских языков. Своими работами в этой области он снискал авторитет лучшего методиста и автора учебников и учебных пособий для мордовских школ. Его труды отличаются глубокой теоретической оснащенностью, научной новизной и достоверностью, практической целенаправленностью. В них обобщен богатый опыт работы автора в мордовской школе и в вузах.
Уже в 1938 году молодой ученый написал методическое пособие для учителей мордовских школ «Обучение русскому языку в мордовской школе». Это было первое методическое пособие, в котором вопросы обучения русскому языку рассматривались с учетом мордовского языка.
В нем очень подробно освещаются самые разнообразные разделы обучения русскому языку эрзянских школьников: «Первоначальное обучение устной речи», «Чтение», «Письмо», «Грамматика», «Правописание». Много полезных и правильных приемов в разделе «Письмо», где выделены способы исправления ошибок в письменных работах учащихся.
Весьма интересно построены графические схемы, отражающие связь слов в предложении. Довольно глубоко разработана подача категории рода в русском языке, правила правописания безударных гласных для мордовских школьников. Все подчинено закономерностям их родного языка.
Учитель-практик М. Н. Коляденков хорошо понимал значение русского языка для мордовских детей, его место в школьной практике, знал особенности родного языка, которые должны быть учтены в процессе обучения. Это хорошо отметила в предисловии к книге известный методист, профессор М. Н. Корнеева-Петрулан, указав на органический сплав знания автором русского языка и школьной практики, теории и педагогического опыта. «Автор как будто видит перед собой тех учащихся, в среде которых должен проводиться тот или другой из методических приемов, и поэтому в его пособии так много конкретных указаний».
Высокую оценку этой книге дал и старейший педагог и методист, сотрудник комиссии по просвещению национальностей Наркомпроса РСФСР Николай Владимирович Чехов. Вместе с тем он указал и те направления, в которых должны идти совершенствование пособия и методики преподавания русского языка в национальной школе. Эти замечания помогли дальнейшему методическому росту ученого.
Важное место среди методической литературы по русскому языку занимает другое пособие М. Н. Коляденкова «Русский язык в мордовской школе», изданное в 1960 году. На богатом конкретном материале им изложены теоретические положения и практические приемы изучения русского языка в мордовских школах.
Это методическое пособие развивает и углубляет идеи предшествующей книги. В нем М. Н. Коляденков ставит более широкие задачи: «дать наиболее полное, насколько позволяет современное состояние мордовского языкознания, освещение теории вопроса, т. е. вскрыть причины возникновения трудностей при усвоении учащимися мордовской школы тех или иных фактов русского языка, и на основе выявления указанных причин дать учителям практические советы по вопросам: а) первоначального обучения-устной речи, б) обучения чтению, в) обучения письму, г) обучения грамматике и орфографии».
В книге всесторонне раскрывается значение русского-языка в условиях многонационального Советского государства, показывается величие русского языка, его место в системе обучения в нерусской школе. В ней разработаны теоретические основы методики обучения русскому языку в мордовской школе в области фонетики, орфографии, грамматики. Значительное место отводится сравнительному анализу грамматической системы русского и эрзянского языков.
М. Н. Коляденков много внимания уделял составлению-учебников и программ по родному и русскому языкам для мордовских школ. Первый учебник «Эрзянь келень грамматика» (омбоце пелькс, синтаксис) издан в 1938 году в Москве. Он был несколько раз переработан, дополнен и выдержал тринадцать изданий. В течение двадцати лет занимались учащиеся эрзянской школы по этому учебнику.
В 1949 году коллективом авторов в составе М. Н. Коляденкова, Ф. К. Панишева, С. Г. Потапкина, под редакцией профессора Ф. Ф. Советкина издается «Грамматика русского языка» (часть 1, фонетика и морфология) для учащихся 5—6 классов. Учебник своеобразен по построению. С первых же страниц составители должны были учесть специфику мордовской школы: упражнения в них выделены для эрзи и мокши. Теоретический материал прост, доступен для усвоения. Система упражнений соответствовала теоретическим положениям. Учебник построен по степени усложнения материала. Этим же авторским коллективом составлен синтаксис для седьмого класса.
В трудах М. Н. Коляденкова по методике тесно сочетаются теория и практика, обобщается опыт работы в разные периоды строительства советской школы. На протяжении всей научно-педагогической деятельности его интересовали вопросы преподавания русского и родного языков, поиски эффективных методов обучения русскому языку, вопросы взаимодействия мордовских и русского языков в процессе обучения. В статье «Трудные места грамматики русского языка в мордовской школе» (1947) М. Н. Коляденков показывает, на какие специфические моменты должен обратить внимание учитель и как должен строиться процесс обучения русскому языку в нерусской школе. Он считает целесообразным знакомить учащихся сначала с фонетикой родного языка, а потом уже с фонетической системой русского языка. Особо важное значение, по его мнению, в процессе обучения русскому языку приобретает сопоставление явлений русского языка с закономерностями родного языка.
На конкретных примерах из школьной практики М. Н. Коляденков показывал те трудные вопросы усвоения русского языка мордовскими школьниками, на которые должен особое внимание обратить учитель, давал конкретные методические указания по преодолению этих тудностей. В этом он видел свой долг перед учителем.
Этому служило и написанное им в соавторстве с И. С. Нарваткиным пособие «Эрзянь келень методика» («Методика эрзянского языка»), которое было первым пособием для будущих педагогов. Весь свой методический опыт преподавания родного языка авторы постарались в продуманной форме, в том числе и в виде примерных уроков, донести до начинающего учителя, привить ему интерес к педагогической деятельности в национальной школе.
Во все периоды научной деятельности талантливого ученого интересовали вопросы школьного обучения, вопросы просвещения мордовского народа. Стремясь обучить детей русскому языку, он тем самым приобщал их к русской культуре, вместе с учителем-словесником прививал любовь к Родине, чувство глубокого уважения к русскому народу и его языку.
«Можно было бы много говорить о многолетней работе М. Н. Коляденкова в области языкового строительства, — пишут В. И. Лыткин и А. П. Феоктистов. — Не только отдельные кирпичи, но и целые этажи в строящемся здании мордовских литературных языков впервые были воздвигнуты этим ученым-тружеником». Эти же слова можно применить при оценке вклада ученого в народное образование, просвещение мордовского народа. Созданные им учебники, методические пособия, школьные программы действовали почти тридцать лет в мордовской школе, а методические пособия до сих пор не потеряли практической и теоретической значимости.
Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили труд ученого. Он награжден орденами Ленина и «Знак Почета», медалями и Почетными грамотами. Избирался депутатом Верховного Совета СССР пятого созыва, Верховного Совета Мордовской АССР и Саранского городского Совета народных депутатов. М. Н. Коляденкову присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Мордовской АССР». Умер он 5 августа 1967 года. Все, кто знал Михаила Никитича, навсегда сохранят в своих сердцах добрую память о нем, как о неутомимом ученом-исследователе, педагоге-воспитателе, чутком, отзывчивом товарище и добром советчике.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.