Леонтий Петрович Кирюков вошел в историю мордов-иской культуры как один из основоположников профессионального музыкального искусства. Он — видный собиратель фольклора, талантливый композитор и хоровой дирижер, педагог, воспитавший плеяду замечательных музыкантов Мордовии. В каждую из этих перечисленных областей он внес огромный вклад, во многом определивший характер развития профессионального музыкального искусства республики — композиторского творчества и исполнительства.
Л. П. Кирюков родился 15 (27) июня 1895 года в мокшанской крестьянской семье в небольшой деревне Пичевка Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Анаево Зубово-Полянского района МАССР). Пичевка, где провел свое детство будущий композитор, была типичным уголком, мало чем отличавшимся от других глухих мордовских населенных пунктов, далеко расположенных от культурных центров страны.
Мальчик с раннего детства приобщился к тяжелому крестьянскому труду. Первые музыкальные впечатления он получил от матери, от одной из многих замечательных крестьянских певиц — Анны Никитичны Кирюковой, обладавшей незаурядной художественной памятью и даром талантливой импровизации. Вероятно, еще в раннем детстве зародилась его большая, вдохновенная любовь к народным певцам, их яркому и многовековому искусству, которую он пронес через всю свою жизнь.
Встреча тринадцатилетнего подростка с выдающимся ученым, просветителем М. Е. Евсевьевым, который записывал народные песни у его матери, определила дальнейшую судьбу. Закончив земскую школу, а затем двухклассное училище, Кирюков в 1910 году, по рекомендации Евсевьева, поступает в Казанскую инородческую учительскую семинарию, в приготовительный класс. Семинария давала не только необходимый круг профессиональных знаний, но и была одним из центров культурно-просветительной работы, проводимой передовыми учеными Казани среди инородческого населения Поволжья. Здесь наряду с общими дисциплинами большое значение придавалось музыкальному образованию; преподавались работа с хором и техника дирижирования, музыкальная теория и литература. Среди педагогов музыки были и крупные музыкально-общественные деятели, например, такие, как известный композитор С. В. Смоленский, хоровой дирижер Морев и другие. Особое влияние на формирование будущих учителей оказывал М. Е. Евсевьев. «Мы, семинаристы, — вспоминал позднее Кирюков, — Макара Евсевьевича очень любили как педагога и обожали как человека. Требовательный к своему предмету, справедливый в оценке знаний, всегда спокойный, М. Е. Евсевьев для нас, готовящихся к педагогической работе, был идеалом педагога».
В характеристике, выданной Леонтию Кирюкову, отмечаются успехи семинариста в учении, его пристрастие к чтению и музыке. «Пением и музыкой Кирюков занимался всегда отлично. Показывал хорошие способности, любовь» а также отличные успехи в этом деле. Весьма успешно руководил ученическим хором... С успехом может организовать церковный хор и вести хоровое и классное пение в школе. Хорошо играет на фисгармонии и скрипке».
По совету Евсевьева Кирюков уже в годы учебы в семинарии начинает делать первые слуховые записи напевов мокшанских народных песен. Собирание народных песен, их нотация всецело захватывают Кирюкова, он мечтает о создании сборников народных песен. Однако после окончания семинарии Кирюков попадает на службу в царскую армию, и лишь с установлением Советской власти, осенью 1917 года его жизнь в корне изменяется. Грандиозность революционных перемен, горячее желание заниматься любимым делом, быть полезным народу приводят Кирюкова в Анаево. Он становится заведующим волостным отделом народного образования, организует из местной интеллигенции и крестьян народный хор. Основу репертуара коллектива молодой руководитель видит в русских революционных песнях и мордовской народной песенной классике. Обращение к этому репертуару определялось особенностями послереволюционной музыкальной жизни: революционная песня была спутником демонстраций, собраний и других коллективных мероприятий. Народная песня связывалась с общим процессом возрождения народа, раскрепощением его духовных сил, ростом национального самосознания.
Уже через год хор под управлением Кирюкова дал концерты во всех селах волости, а концерт в честь первой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции стал событием огромной важности. На нем традиционные песни о социальной несправедливости по просьбе слушателей прозвучали подряд несколько раз.
Рассматривая деятельность Кирюкова в первое десятилетие Советской власти, необходимо отметить, что она разворачивалась в русле обновления всей многообразной культурной жизни народа, в русле зарождения новых форм музыкального искусства — самодеятельного, массового в профессионального. В этот период появляется значительное число самодеятельных и полупрофессиональных коллективов: в 1918 году организуется оркестр Л. И. Воинова в Темникове, а в селе Ичалки Лукояновского уезда Нижегородской губернии — хор П. А. Органова. В 1924 году на учительских курсах в Пензе под управлением Кирюкова
организуется хор мордовской песни, в этом же году при мордовском клубе в Куйбышеве начинает работать хор скрипача А. В. Трифонова.
Зарождавшаяся мордовская профессиональная музыка опиралась на горячую заинтересованность народа, она находила живой отклик в сердцах простых тружеников.
Но в начальный период работа с хоровыми и оркестровыми коллективами имела свои трудности и особенности. Из-за отсутствия национального репертуара, фольклористов, композиторов, исполнителей Л. П. Кирюкову как руководителю коллектива приходилось брать на себя и собирательскую, и композиторскую, и исполнительскую работу, Это требовало широких познаний от дирижера, но, в свою очередь, способствовало формированию разносторонней творческой личности музыканта, готовило его к решению насущных задач музыкально-просветительской работы.
Совмещение различных форм творческой работы нашло свое выражение в сборниках народных песен, составленных, аранжированных и отшлифованных в хормейстерской практике Л. П. Кирюковым. Первый сборник «Мокшэрзянь морот» («Мордовские песни»), изданный в 1929 году в Москве, подытожил более чем десятилетний период собирания народных песен и работы с коллективом села Анаево, с учительскими хорами Пензы и Москвы. Он имел и практическое назначение — дать репертуар многочисленным хоровым коллективам и солистам. Именно здесь был опубликован «Интернационал», переведенный на мокша-мордовский язык З. Ф. Дорофеевым.
Последующие сборники народных песен (1935, 1948, 1957, 1959), вышедшие в Москве и Саранске, характеризуют неустанную работу композитора по собиранию и творческой обработке народной песни, стремление его сделать песню доступной для массовой художественной самодеятельности, для сельского клуба.
Говоря о записях народных песен Кирюкова, необходимо отметить, что многие представленные в них произведения характеризуются авторской трактовкой напевов. В их аранжировке проявляются две основные тенденции, первая из которых связана со стремлением решить многоголосие средствами европейской функциональной гармонии, исключая яркий автентизм оборотов, вторая — с выявлением потенциальных возможностей традиционной народной полифонии. В лучших своих обработках народных песен коллективное народное и индивидуальное авторское образуют нерасторжимое единство, а в целом музыка сборников
Л. П. Кирюкова, как и огромное число неопубликованных народных песен, представляет собой исторически новое художественное явление в мордовском музыкальном искусстве. Черты стиля обработок Кирюкова нашли дальнейшую разработку в его авторских сочинениях самых различных жанров.
Огромную роль в становлении Кирюкова как композитора сыграла Московская государственная консерватория, которую он закончил в 1931 году. Среди его непосредственных педагогов были крупнейшие музыканты, творчество которых неразрывно связано с лучшими традициями русской музыкальной культуры: у А. В. Александрова Кирюков проходил курс аранжировки, у Н. М. Данилина — чтения партитур. Особенно сблизился за годы учебы молодой мордовский композитор с преподавателем гармонии В. А. Белым, который с интересом относился к его сочинениям. С ним Л. П. Кирюков поделился и своей мечтой — написать мордовскую оперу. В. А. Белый интересовался творчеством Кирюкова и в последующие годы. В одной из бесед с автором этих строк в 1977 году, перелистывая клавир только что изданной музыкальной драмы «Литова», старейший композитор сказал: «Эта книга, вобравшая в себя боль и гордость народа, выстрадана не одним поколением талантливых народных певцов».
После окончания консерватории Л. П. Кирюков с новой энергией включается в культурно-просветительную работу. Круг его интересов по-прежнему широк: он пишет музыку, является заведующим учебной частью мордовской музыкально-драматической студии, преподает в Саранском музыкально-драматическом техникуме. Среди его первых учеников певец В. С. Киушкин, композитор и известный собиратель мордовской народной песни М. Г. Ильин, а несколько позднее — композитор Г. И. Сураев-Королев. Одним из основных принципов воспитания музыкантов Кирюков считал воспитание глубокого чувства к традиционному народному искусству как искусству высокого идеала, многообразно и в совершенных формах отражающего действительность. Сам ни на день не прекращает работу по собиранию мордовского фольклора. В 1936 году принимает участие в первой музыкально-фольклорной экспедиции Мордовского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, записывает песни и инструментальные наигрыши. В этом же году работает в составе экспедиции Союза советских композиторов.
Свои многочисленные записи народных песен Леонтий Петрович аранжирует для этнографического хора при республиканском Доме мордовки, работа в котором протекала живо, интересно. Записями народных песен от участниц хора он пополняет свое обширное собрание. «С особо талантливыми исполнителями, — вспоминает участница хора учительница А. В. Тимошкина, — Леонтий Петрович занимался индивидуально». В результате этих занятий рождалось множество свободных обработок народных песен для самого различного хорового состава. Так, например, возникла обработка мокшанской необрядовой лирической песни «Якань, якань, ялганякай» («Вышла, вышла я, подружка») для голоса с фортепиано, эпической «Вирь чиресэ» («На опушке леса») и многие другие, вошедшие в золотой фонд мордовской музыки. Творческим достижением Кирюкова в 30-е годы является то, что он органично начал соединять мордовскую народную песню с инструментальным сопровождением — фортепиано.
С 30-х годов одно из значительных мест в творчестве Л. П. Кирюкова начинает занимать патриотическая тема. Она определяется не только возросшим интересом к ней у советских композиторов, но и особенностями жизненного пути композитора. Выходец из трудовых слоев мордовского крестьянства, подавленного нуждой и бесправием, он осознавал и часто подчеркивал, что его талант мог развернуться лишь благодаря Советской власти. Поэтому становление своего творчества неразрывно связывал с общим развитием культуры родного народа. Отождествляя свою личную судьбу с судьбой тружеников республики, композитор выражал их чувства, любовь к Коммунистическойпартии, советскому образу жизни.
Среди патриотических сочинений, сохранивших до сих пор большую эстетическую ценность и популярность, два хора, созданных к концерту национальной музыки, состоявшемуся в Саранске в 1939 году, — «Слава партиянтень» («Слава партии») и «Мавзолей» на стихи П. У. Гайни. Первый из них стал для мордовского народа музыкальной эмблемой, символом его созидательного труда и героической борьбы за построение социализма. В нем композитору удалось органично сплавить выразительные средства традиционной мордовской народной музыки и советской массовой песни.
Патриотическая лирика в творчестве Кирюкова интенсивно развивается в военное и послевоенное время. Она обнаруживает заметные связи с эпическим наследием мордовского народа. В этом плане особенно интересен романс для баса с фортепиано «Учат ли монь?» («Ждешь ли меня?») на стихи С. Е. Вечканова.
В обращении к мордовскому эпосу сказалась глубокая связь творчества композитора с жизнью и чаяниями родного народа. Среди его произведений, воплотивших эпические традиции мордвы, центральное место занимает музыкальная драма «Литова», создание которой явилось большим событием для всей мордовской музыкальной культуры. «Литова» написана в тяжелейшее для советского народа время — в период Великой Отечественной войны. Сюжет, избранный для сочинения, далеко не случаен. В нем в широкой панораме отразилось героическое прошлое мордвы, ее свободолюбие, борьба против угнетателей, многовековая братская дружба с русским народом.
Главным героем произведения является народ, талантливо выписанный композитором в многочисленных хоровых эпизодах, представляющих собой блестящие страницы хорового мастерства; написанные сочно, полнозвучно, национально ярко, они несут важную драматическую функцию произведения. Композитору удалось органично внести в драму сложные, развернутые хоровые картины из народного быта, как, например, созданное на основе традиционного мелоса грандиозное действо, народный праздник — освящение поля. Столь же убедительно автору удалось решить музыкальные характеристики основных образов драмы — Литовы, Арчилова, Истрати, Ордати, Варды.
На Всероссийском смотре театральных спектаклей «Литове» была присуждена первая премия. Критика высоко оценила драму. Известный музыковед С. Кондратьев в частности говорил: «Познакомившись с клавиром «Литовы», я увидел основные достоинства композитора: отличное понимание народной музыки, мелодический дар, хорошее понимание хоровой звучности. Первое и третье достоинства можно приобрести, но второе — мелодический дар — нельзя».
Музыкальная драма «Литова» Кирюкова более сорока лет остается одним из лучших сочинений для театра, созданным на основе мордовского народного мелоса. Она стала прекрасной школой композиции для мордовских композиторов, стимулом для создания новых произведений в жанре театральной музыки, способствовала формированию национального певческого стиля, в своей основе глубоко реалистического, неразрывно связанного с достижениями современной вокальной культуры и народно-певческими традициями.
Музыка «Литовы» свидетельствует о том, что к этому времени композитор выявил основные мелодические и ритмические особенности жанров мордовской песни, разгадал характер традиционного многоголосия. К 40-м годам, несмотря на полное отсутствие в науке теоретических разработок по мордовской народной музыке, Л. П. Кирюков интуитивно претворил в своем творчестве основные компоненты национального музыкального стиля. В «Литове» композитор обобщил все выработанные в процессе двадцатилетнего изучения традиционной музыки приемы обработки мордовской народной песни.
Традиции музыкальной драмы Кирюкова получают развитие в творчестве последующего поколения мордовских композиторов и прежде всего его ученика Г. И. Сураева-Королева.
Композиторский опыт, приобретенный им в процессе работы над «Литовой», во многом способствовал успешному завершению первой оперы «Несмеян и Ламзурь». Вплотную он подошел к работе над оперой в конце 1941 года, после выхода в свет стихотворного романа «Ламзурь» известного мордовского писателя и поэта А. Д. Куторкина. Композитора привлекал этот сюжет многим: в романе на материале прошлого мордвы ставятся большие социальные и нравственные проблемы, в его основу легли подлинные исторические события, образы реальных личностей. В произведении большое отображение нашли фольклорные традиции народа. В выборе этого сочинения для либретто немаловажное значение имела и стихотворная форма изложения, почти готовая для переложения на музыку.
Музыка оперы «Несмеян и Ламзурь» по своим стилевым особенностям во многом сходна с музыкой «Литовы». Однако в этом произведении композитор ставил новые, более сложные творческие задачи как в области драматургии, так и музыкального языка. «Несмеян и Ламзурь» свидетельствует о несомненном росте композиторской техники автора, о поисках им новых форм работы с народным мелосом. Те приемы претворения фольклорного мелоса, используемые им в «Литове» (применение народных тем, создание новых тем, типологически сходных с народными), уже не в полной мере удовлетворяют композитора, он ищет новые интонационные и ритмические комплексы, которые отвечали бы большему реалистическому раскрытию темы, созданию выпуклых, музыкально оправданных образов.
Композитор создает колоритные картины древних народных празднеств мордвы, которые интересовали его своим поэтическим видением мира, атмосферой добра, неподдельного веселья, красочностью традиционных образов. По всей видимости, интерес к ним у Л. П. Кирюкова возбудил М. Е. Евсевьев, увлекательно рассказавший ему об этих замечательных проявлениях народного духа.
Несмотря на то, что опера «Несмеян и Ламзурь» не достигла в целом таких высоких художественных результатов, как музыкальная драма «Литова», ее значение для развития мордовского профессионального искусства неоспоримо. Сочинение явилось не только первым произведением в этом жанре, но и сыграло известную роль в развитии оперного творчества в республике. Многие положительные стороны «Несмеяна и Ламзури» нашли дальнейшее воплощение в лирико-бытовой опере Л. П. Кирюкова «Нормальня» (либретто М. А. Бебана).
В 40—50-е годы происходит бурное развитие профессионального музыкального письма в Мордовии, что особенно проявилось в хоровых жанрах. В этот период национальная хоровая музыка получает признание за пределами республики. В конце 40-х годов Всесоюзной фирмой грамзаписи «Мелодия» были сделаны первые массовые записи хоровых произведений композиторов Мордовии, среди которых большое место заняли обработки Кирюковым мордовских народных песен и произведения на стихи национальных поэтов. Основная часть сочинений для хора была создана им в послевоенное десятилетие. В это же время в полную силу развернулся и талант Кирюкова-дирижера: он руководит мордовским хором при республиканском радиокомитете. Работа с коллективом во многом определяла и направляла композиторскую деятельность руководителя, ему необходимо было еженедельно готовить новую программу мордовской хоровой музыки, поэтому важнейшим был вопрос обновления репертуара, которым дирижер занимался серьезно и постоянно.
В течение этого периода Л. П. Кирюков создал большое количество хоровых обработок и песен на стихи мордовских поэтов. Многие из этих произведений обогатили мордовское профессиональное музыкальное искусство и в наши дни часто звучат в эфире. Особо популярными стали песни «Эрек цера-богатырь» («Парень-богатырь») на стихи И. Ф. Чумакова, «Чапай» на стихи Ф. С. Атянина, «Путынь, путынь, умаринат» («Садил, садил я яблоньки») на стихи Д. С. Куляскина, «Рана паксяв» («Рано в поле») на стихи С. А. Самошкина, «Урожай» на стихи Я. М. Пинясова и другие. Эти произведения отличаются высоким профессионализмом, яркой образностью. В них отразились черты традиционной народной мордовской и массовой песни.
Глубокую связь с традиционной народной музыкой обнаруживают и инструментальные сочинения Кирюкова: «Скрипичный концерт» (1959), музыка к театральным пьесам, к «Нороваве» В. М. Коломасова, «Мордовской свадьбе» М. Бебана, фортепианные миниатюры.
Таким образом, Леонтий Петрович Кирюков выступает как родоначальник многих видов профессиональной мордовской музыки, им созданы оперы и музыка к театральным спектаклям, скрипичный концерт, музыка для симфонического оркестра, инструментальные пьесы, большое число хоровых произведений и обработок народных песен. В его творчестве сформировались основные стилевые черты мордовского музыкального профессионализма, наметились главные направления его развития. Велика роль Л. П. Кирюкова как просветителя, внесшего огромный вклад в воспитание музыкальных кадров.
Он отдал двадцать пять лет педагогической работе в Саранском музыкальном училище, которое ныне с гордостью носит его имя. Среди его питомцев и профессиональные композиторы, и учителя музыкальных и общеобразовательных школ республики. Умер Леонтий Петрович Кирюков в 1965 году. На доме, где он жил долгие годы, установлена мемориальная доска.
Творчество и общественная деятельность Кирюкова получили всенародное признание. Его выдающиеся заслуги были высоко оценены Советским правительством, в числе первых деятелей мордовского музыкального искусства он был удостоен почетных званий народного артиста и заслуженного деятеля искусств МАССР, заслуженного деятеля искусств РСФСР, первым из мордовских музыкантов был принят в Союз композиторов СССР. Жизнь и творчество Л. П. Кирюкова — пример самоотверженного труда на благо Отчизны, на благо своего народа. Его музыка волнует людей и пробуждает в их сердцах самые высокие чувства.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.