Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Анатолий Петрович Рябов


Сборник "Просветители и педагоги мордовского края"
Сост.: М. Т. Бибин, Е. Г. Осовский.— Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

К числу людей, плодотворный труд которых был отдан благородному делу претворения задач культурной революции, делу просвещения мордовского народа, принадлежит и Анатолий Петрович Рябов. Его короткая и яркая жизнь тесно связана с историей становления советского мордовского языкознания, методики преподавания родного языка в школе и вузе, со строительством национальной школы.
Анатолий Петрович Рябов родился 16 (28) апреля 1884 года в селе Лобаски (ныне Ичалковского района МАССР) в семье мордовского крестьянина. После окончания начальной школы по настоянию отца он поступает в Починковское духовное училище, а затем продолжает свое образование в Нижегородской духовной семинарии. Однако перспектива стать священнослужителем очень тяготила юношу. После смерти отца, в 1912 году, он решает порвать с семинарией и сдает вступительные экзамены на филологический факультет Нежинского педагогического института. Его, как инородца, зачисляют на первый курс в счет так называемой трехпроцентной нормы, которая отводилась для представителей нерусских народов России.
Будущий учитель увлеченно работает над собой. Он стремится расширить свой общий и лингвистический кругозор, занимается не только русским, но и латинским, греческим, английским, украинским, а также эстонским и финским языками. Не забывает и родной, эрзянский язык.
Нежинский педагогический институт был одним из старейших в России (основан в 1820 году), сохранившим богатые традиции еще со времен обучения Н. В. Гоголя в Гимназии высших наук, на базе которой он возник. Филологические традиции, царившие здесь, не могли не оказать своего влияния на А. П. Рябова.
По окончании (1917) Нежинского педагогического института его направляют в Омск. Более четырех лет ведет он филологические дисциплины в учительской семинарии, а затем в педагогическом техникуме, участвует в революционной перестройке школьного дела в Сибири, которая проходила в тяжелых условиях гражданской войны.
В 1922 году А. П. Рябов возвращается в родные края, в Нижний Новгород (ныне Горький), где становится сотрудником губернского отдела народного образования. Он активно участвует в работе по организации народного образования в русских, мордовских, татарских селах, занимается вопросами обучения мордовских детей на родном языке.
Новый этап научно-педагогической и просветительской деятельности Анатолия Петровича связан с Москвой. В конце 1924 года его приглашают методистом Мордовского бюро (подотдела) Совета национальных меньшинств Наркомпроса РСФСР. А. П. Рябов сыграл важную роль в организации учительских съездов, совещаний работников просвещения мордовской национальности, создании курсов по подготовке и повышению квалификации учителей, выпуску национальной литературы. Он много ездит в мордовские районы страны, изучает на местах вопросы организации национального просвещения. В этот период он тесно связан с такими видными деятелями науки, как М. Е. Евсевьев, Ф. Ф. Советкин, Г. К. Ульянов.
На втором съезде мордовских учителей (1925) А. П. Рябов выступает с докладом «Подготовка и переподготовка учительства», в котором дал характеристику состояния педагогических кадров и наметил пути дальнейшей работы в этом направлении. В качестве методиста он работал вплоть до 1930 года, совмещая эту работу с педагогической и научно-исследовательской деятельностью. В 1925 году по рекомендации М. Е. Евсевьева он был направлен в аспирантуру Научно-исследовательского института народов Советского Востока и закончил ее с правом защиты диссертации в течение трех лет. В этот период начинается плодотворное научное сотрудничество А. П. Рябова с известным советским лингвистом профессором Е. Д. Поливановым (1891 —1938), который был отличным знатоком эрзя-мордовского языка. Профессор Поливанов оказал большое влияние на развитие научных взглядов молодого исследователя.
Будучи преподавателем Самарского Коммунистического университета трудящихся Востока и ряда других советско-партийных учебных заведений, Анатолий Петрович разрабатывал методические указания и программы по мордовскому языку. На одну из иих дал отзыв Е. Д. Поливанов: «Рассмотрев программу преподавания эрзянского диалекта мордовского языка, составленную товарищем Рябовым для эрзянской группы секции родных языков КУТВ, считаю возможным признать эту программу вполне удовлетворительной, как для КУТВа, так и для других учебных заведений, где имеется постановка родных языков».
Представляет интерес тот факт, что в архиве Чехословацкой академии наук, в Праге, хранится неопубликованная рукопись совместной работы Е. Д. Поливанова и А. П. Рябова «Две главы из систематической описательной грамматики эрзя-мордовского языка». Вместе с Е. Д. Поливановым он входил (с 1934 года) в состав Всесоюзного центрального комитета нового алфавита при Совете национальностей ЦИК СССР. Как известно, в 30-е годы в стране осуществлялся переход на «новый алфавит», разрабатывавшийся для младописьменных народов на основе латинской графики. Рябов вместе с рядом других мордовских языковедов был сторонником разработки мордовского алфавита на латинской основе.
В 1932 году им был представлен на обсуждение в Президиум научного совета ВЦК НА проект нового мордовского алфавита, который был в основном одобрен, но, как известно, практически не осуществлен. История советского общества показала, что, несмотря на прогрессивное в целом значение, введение нового алфавита искусственно изолировало языки народов СССР от русского — языка межнационального общения. И во второй половине 30-х годов начался переход на алфавит с русской графикой. Деятельность А. П. Рябова отражала общее направление лингвистической науки того времени.
В 1931 году в Саранске открывается первый национальный вуз — агропедагогический институт, в составе которого был создан факультет языка и литературы с кафедрой мордовских языков. Важнейшей задачей вуза стало комплектование кафедры теоретически и методически подготовленными специалистами. В июле 1934 года Анатолий Петрович был назначен заведующим кафедрой.
С этого времени начинается короткий, но весьма плодотворный период научно-педагогической и просветительской деятельности профессора Рябова в Саранском педагогическом институте, активной работы с учительством республики. В институте он создает и читает разнообразные лекционные лингвистические курсы — современный эрзянский литературный язык, методику эрзянского языка, историю эрзянского языка. Верный требованиям советской науки, Рябов страстно боролся за введение в пединституте серьезного изучения родного языка и литературы наряду с русским языком и литературой. В этих дисциплинах он видел основу филологического образования, создающую обширные возможности как для научной, так и для практической работы.
Анатолий Петрович по своему творческому складу не мог ограничиться только углублением своих знаний в области мордовского языкознания. Для него было характерно чувство нового, стремление к наблюдению и объяснению живых явлений в области языка и методики его преподавания в тесной связи с общественной и педагогической жизнью. Профессор Рябов выступает с докладами, организует и проводит занятия (лекции, консультации) по родному языку, вместе с Петербургским разрабатывает программу по мордовским языкам для учащихся средней школы, учебные планы по отдельным дисциплинам и ряд программ по мордовским языкам для пединститута, подготавливает к печати статью на тему: «Очередные задачи преподавания мордовских (мокша и эрзя) языков в педвузе», готовит к переизданию учебник по морфологии и синтаксису эрзянского языка.
Особо важное значение на всех этапах своей жизни Анатолий Петрович придавал вопросам школьного преподавания. Так, в 1931 году в газете «Якстере теште» он печатает уроки по эрзя-мордовскому языку, которые оказывали практическую помощь учителям, заменяя отсутствующие учебники. На страницах этой газеты давал разнообразные упражнения для закрепления теоретических знаний. На их основе публикует пособие для учителей - «Уроки эрзя-мордовского языка». В нем дается 15 поурочных разработок, в каждой из которых делается попытка найти оптимальные методические пути преподавания тех или иных разделов эрзянской грамматики. Пособие включало не только теоретический, но и дидактический материал и являлось в сущности первым опытом по созданию общедоступного методического материала по родному языку.
Но, безусловно, главным вкладом ученого и методиста в дело преподавания в средней школе эрзянского языка были учебники. Несмотря на некоторые недочеты, они по своему содержанию и научному уровню предопределили собой характер последующих учебников эрзянского языка. В них была разработана система упражнений, посильная для учащихся пятых-шестых классов, давались первые элементарные понятия о наиболее существенных языковых единицах, очерчен круг знаний, входящих в понятие основ науки о мордовских языках, введена новая грамматическая терминология (частично, к сожалению, не совсем удачная), произведен отбор правил, служащих для выработки навыков грамотного письма. Естественно, с развитием лингвистической и методической теории, научной разработки методических принципов, накоплением опыта передовых учителей совершенствовались и учебники эрзя и мокша литературных языков. К настоящему-времени создано много учебников, методических пособий. Но у их истоков стоят учебники, написанные А. П. Рябовым.
Серьезное, заинтересованное и постоянное внимание профессора к вопросам школьного и вузовского преподавания мордовских языков — лишь одна из многих сторон его деятельности. В кругу его научных интересов были вопросы лексикологии и лексикографии, грамматики и орфографии. Он неустанно следил за состоянием языкового строительства, всегда чутко улавливал его наиболее перспективные направления. Нужно отметить ту большую работу, которую А. П. Рябов проделал по созданию двуязычного мордовского словаря «Эрзянь-рузонь валкске» (1930). В его основу положена идея о том, что лексика одного эрзянского говора (с. Кученяево Ардатовского района Мордовской АССР) может быть перенесена на лексику эрзянского литературного языка. Словарь имел большое педагогическое значение, помог в решении задач языкового строительства в мордовском крае.
В 1931 соду свет увидел и другой словарь «Рузонь-эрзянь валке». В него вошло около 8000 словарных статей. По словам А. П. Феоктистова, новый словарь А. П. Рябова «отражает наметившуюся в истории формирования терминологической лексики мордовских литературных языков тенденцию создания новых слов путем лексико-семантического калькирования».
В нем решался также вопрос об определении минимума русизмов, необходимых для составления специальных пособий на эрзянском языке.
Особо должна быть отмечена плодотворная научно-организационная деятельность А. П. Рябова по созданию единых норм мордовских литературных языков. Практическая работа его в этом важном деле нашла отражение в ходе дискуссий по диалектной основе, графике и орфографии, морфологии, терминологии на мордовских научных языковых конференциях и в периодической печати.
В 1933 году в докладе на первой мордовской языковой конференции Рябов сформулировал основные задачи языкового строительства в Мордовской автономной области. Их сутью он считал решение вопроса о диалектных основах мордовских литературных языков, установление единой и обязательной для всех орфографии как критерия грамотного письма, разработку грамматической терминологии, создание грамматики мордовских языков, отражающей специфику грамматической системы.
Письмо — великое достижение человечества. Оно имело и имеет огромное значение в жизни народов. Многие стороны письма определяются орфографией, ее правилами. Вот почему начиная с 20-х годов вопросы орфографии были в центре внимания ряда конференций, совещаний и съездов по вопросам развития школы на родном языке. Первый проект эрзя-мордовской орфографии, разработанный А. П. Рябовым, был предложен на обсуждение Всероссийскому съезду мордовских учителей (1924 г), но определенных решений по нему принято не было. Отсутствие твердых норм правописания затрудняло чтение и понимание написанного. Школьная практика, издательское дело настойчиво-требовали выработки единых норм правописания. Эту задачу должна была выполнить научная конференция, состоявшаяся в 1933 году, на которой А. П. Рябов предложил проект свода правил новой эрзянской орфографии, построенный на основе морфологического принципа. Он полагал, что введение его в практику письма сделает эрзя-мордовские издания (журналы, газеты, книги) понятными для населения.
Дальнейшие исследования и практика показали ограниченность морфологического принципа, и на научной языковой конференции 1938 года в качестве основы мордовской орфографии был утвержден фонетико-морфологический принцип. Заслугой профессора Рябова является то, что он заложил основы выработки орфографических норм эрзянского литературного языка.
Формированию норм эрзянского литературного языка содействовали его доклады на второй и третьей научных языковых конференциях (1934, 1935) по вопросам терминологии и освоению интернациональной терминологии в мордовских языках.
А. П. Рябов относился к тем языковедам, которым ставят в вину увлечение пуризмом, хотя отметим, что в тезисах и проекте освоения интернациональной терминологии ученый оперирует большим количеством заимствованных общественно-политических терминов.
В борьбе за чистоту языка главным его стремлением было желание сделать эрзянский литературный язык простым и доступным для всех слоев населения.
Вслед за М. Е. Евсевьевым, Д. В. Бубрихом, Ф. Ф. Советкиным Анатолий Петрович уделял большое внимание вопросам изучения мордовских диалектов и выбора диалектной базы литературных языков. Он был участником первой лингвистической экспедиции, организованной в 1927 году Академией наук СССР под руководством Д. В. Бубриха, провел большую работу по изучению эрзянских диалектов и выявлению диалектной основы эрзянского литературного языка.
Становление и развитие мордовских языков, зарождение методической науки и высшего педагогического образования в республике тесно связано с именем Анатолия Петровича Рябова. Его не стало в 1938 году, в возрасте 44 лет. В одном из своих выступлений он с гордостью сказал: «Нам выпала счастливая доля и высокая честь работать над построением эрзя-мордовского и мокша-мордовского литературного здания... Мы участвуем при постройке здания национальной по форме, социалистической по -содержанию культуры, мы живем и работаем в небывалую и неповторимую по своей грандиозности эпоху».
В этих словах выражается смысл жизни замечательного лингвиста и педагога А. П. Рябова.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +