К числу людей, плодотворный труд которых был отдан благородному делу претворения задач культурной революции, делу просвещения мордовского народа, принадлежит и Анатолий Петрович Рябов. Его короткая и яркая жизнь тесно связана с историей становления советского мордовского языкознания, методики преподавания родного языка в школе и вузе, со строительством национальной школы.
Анатолий Петрович Рябов родился 16 (28) апреля 1884 года в селе Лобаски (ныне Ичалковского района МАССР) в семье мордовского крестьянина. После окончания начальной школы по настоянию отца он поступает в Починковское духовное училище, а затем продолжает свое образование в Нижегородской духовной семинарии. Однако перспектива стать священнослужителем очень тяготила юношу. После смерти отца, в 1912 году, он решает порвать с семинарией и сдает вступительные экзамены на филологический факультет Нежинского педагогического института. Его, как инородца, зачисляют на первый курс в счет так называемой трехпроцентной нормы, которая отводилась для представителей нерусских народов России.
Будущий учитель увлеченно работает над собой. Он стремится расширить свой общий и лингвистический кругозор, занимается не только русским, но и латинским, греческим, английским, украинским, а также эстонским и финским языками. Не забывает и родной, эрзянский язык.
Нежинский педагогический институт был одним из старейших в России (основан в 1820 году), сохранившим богатые традиции еще со времен обучения Н. В. Гоголя в Гимназии высших наук, на базе которой он возник. Филологические традиции, царившие здесь, не могли не оказать своего влияния на А. П. Рябова.
По окончании (1917) Нежинского педагогического института его направляют в Омск. Более четырех лет ведет он филологические дисциплины в учительской семинарии, а затем в педагогическом техникуме, участвует в революционной перестройке школьного дела в Сибири, которая проходила в тяжелых условиях гражданской войны.
В 1922 году А. П. Рябов возвращается в родные края, в Нижний Новгород (ныне Горький), где становится сотрудником губернского отдела народного образования. Он активно участвует в работе по организации народного образования в русских, мордовских, татарских селах, занимается вопросами обучения мордовских детей на родном языке.
Новый этап научно-педагогической и просветительской деятельности Анатолия Петровича связан с Москвой. В конце 1924 года его приглашают методистом Мордовского бюро (подотдела) Совета национальных меньшинств Наркомпроса РСФСР. А. П. Рябов сыграл важную роль в организации учительских съездов, совещаний работников просвещения мордовской национальности, создании курсов по подготовке и повышению квалификации учителей, выпуску национальной литературы. Он много ездит в мордовские районы страны, изучает на местах вопросы организации национального просвещения. В этот период он тесно связан с такими видными деятелями науки, как М. Е. Евсевьев, Ф. Ф. Советкин, Г. К. Ульянов.
На втором съезде мордовских учителей (1925) А. П. Рябов выступает с докладом «Подготовка и переподготовка учительства», в котором дал характеристику состояния педагогических кадров и наметил пути дальнейшей работы в этом направлении. В качестве методиста он работал вплоть до 1930 года, совмещая эту работу с педагогической и научно-исследовательской деятельностью.
В 1925 году по рекомендации М. Е. Евсевьева он был направлен в аспирантуру Научно-исследовательского института народов Советского Востока и закончил ее с правом защиты диссертации в течение трех лет. В этот период начинается плодотворное научное сотрудничество А. П. Рябова с известным советским лингвистом профессором Е. Д. Поливановым (1891 —1938), который был отличным знатоком эрзя-мордовского языка. Профессор Поливанов оказал большое влияние на развитие научных взглядов молодого исследователя. Будучи преподавателем Самарского Коммунистического университета трудящихся Востока и ряда других советско-партийных учебных заведений, Анатолий Петрович разрабатывал методические указания и программы по мордовскому языку. На одну из иих дал отзыв Е. Д. Поливанов: «Рассмотрев программу преподавания эрзянского диалекта мордовского языка, составленную товарищем Рябовым для эрзянской группы секции родных языков КУТВ, считаю возможным признать эту программу вполне удовлетворительной, как для КУТВа, так и для других учебных заведений, где имеется постановка родных языков». Представляет интерес тот факт, что в архиве Чехословацкой академии наук, в Праге, хранится неопубликованная рукопись совместной работы Е. Д. Поливанова и А. П. Рябова «Две главы из систематической описательной грамматики эрзя-мордовского языка». Вместе с Е. Д. Поливановым он входил (с 1934 года) в состав Всесоюзного центрального комитета нового алфавита при Совете национальностей ЦИК СССР. Как известно, в 30-е годы в стране осуществлялся переход на «новый алфавит», разрабатывавшийся для младописьменных народов на основе латинской графики. Рябов вместе с рядом других мордовских языковедов был сторонником разработки мордовского алфавита на латинской основе. В 1932 году им был представлен на обсуждение в Президиум научного совета ВЦК НА проект нового мордовского алфавита, который был в основном одобрен, но, как известно, практически не осуществлен. История советского общества показала, что, несмотря на прогрессивное в целом значение, введение нового алфавита искусственно изолировало языки народов СССР от русского — языка межнационального общения. И во второй половине 30-х годов начался переход на алфавит с русской графикой. Деятельность А. П. Рябова отражала общее направление лингвистической науки того времени.
В 1931 году в Саранске открывается первый национальный вуз — агропедагогический институт, в составе которого был создан факультет языка и литературы с кафедрой мордовских языков. Важнейшей задачей вуза стало комплектование кафедры теоретически и методически подготовленными специалистами. В июле 1934 года Анатолий Петрович был назначен заведующим кафедрой.
С этого времени начинается короткий, но весьма плодотворный период научно-педагогической и просветительской деятельности профессора Рябова в Саранском педагогическом институте, активной работы с учительством республики. В институте он создает и читает разнообразные лекционные лингвистические курсы — современный эрзянский литературный язык, методику эрзянского языка, историю эрзянского языка. Верный требованиям советской науки, Рябов страстно боролся за введение в пединституте серьезного изучения родного языка и литературы наряду с русским языком и литературой. В этих дисциплинах он видел основу филологического образования, создающую обширные возможности как для научной, так и для практической работы. Анатолий Петрович по своему творческому складу не мог ограничиться только углублением своих знаний в области мордовского языкознания. Для него было характерно чувство нового, стремление к наблюдению и объяснению живых явлений в области языка и методики его преподавания в тесной связи с общественной и педагогической жизнью. Профессор Рябов выступает с докладами, организует и проводит занятия (лекции, консультации) по родному языку, вместе с Петербургским разрабатывает программу по мордовским языкам для учащихся средней школы, учебные планы по отдельным дисциплинам и ряд программ по мордовским языкам для пединститута, подготавливает к печати статью на тему: «Очередные задачи преподавания мордовских (мокша и эрзя) языков в педвузе», готовит к переизданию учебник по морфологии и синтаксису эрзянского языка.
Особо важное значение на всех этапах своей жизни Анатолий Петрович придавал вопросам школьного преподавания. Так, в 1931 году в газете «Якстере теште» он печатает уроки по эрзя-мордовскому языку, которые оказывали практическую помощь учителям, заменяя отсутствующие учебники. На страницах этой газеты давал разнообразные упражнения для закрепления теоретических знаний. На их основе публикует пособие для учителей - «Уроки эрзя-мордовского языка». В нем дается 15 поурочных разработок, в каждой из которых делается попытка найти оптимальные методические пути преподавания тех или иных разделов эрзянской грамматики. Пособие включало не только теоретический, но и дидактический материал и являлось в сущности первым опытом по созданию общедоступного методического материала по родному языку.
Но, безусловно, главным вкладом ученого и методиста в дело преподавания в средней школе эрзянского языка были учебники. Несмотря на некоторые недочеты, они по своему содержанию и научному уровню предопределили собой характер последующих учебников эрзянского языка. В них была разработана система упражнений, посильная для учащихся пятых-шестых классов, давались первые элементарные понятия о наиболее существенных языковых единицах, очерчен круг знаний, входящих в понятие основ науки о мордовских языках, введена новая грамматическая терминология (частично, к сожалению, не совсем удачная), произведен отбор правил, служащих для выработки навыков грамотного письма. Естественно, с развитием лингвистической и методической теории, научной разработки методических принципов, накоплением опыта передовых учителей совершенствовались и учебники эрзя и мокша литературных языков. К настоящему-времени создано много учебников, методических пособий. Но у их истоков стоят учебники, написанные А. П. Рябовым.
Серьезное, заинтересованное и постоянное внимание профессора к вопросам школьного и вузовского преподавания мордовских языков — лишь одна из многих сторон его деятельности. В кругу его научных интересов были вопросы лексикологии и лексикографии, грамматики и орфографии. Он неустанно следил за состоянием языкового строительства, всегда чутко улавливал его наиболее перспективные направления. Нужно отметить ту большую работу, которую А. П. Рябов проделал по созданию двуязычного мордовского словаря «Эрзянь-рузонь валкске» (1930). В его основу положена идея о том, что лексика одного эрзянского говора (с. Кученяево Ардатовского района Мордовской АССР) может быть перенесена на лексику эрзянского литературного языка. Словарь имел большое педагогическое значение, помог в решении задач языкового строительства в мордовском крае.
В 1931 соду свет увидел и другой словарь «Рузонь-эрзянь валке». В него вошло около 8000 словарных статей. По словам А. П. Феоктистова, новый словарь А. П. Рябова «отражает наметившуюся в истории формирования терминологической лексики мордовских литературных языков тенденцию создания новых слов путем лексико-семантического калькирования».
В нем решался также вопрос об определении минимума русизмов, необходимых для составления специальных пособий на эрзянском языке.
Особо должна быть отмечена плодотворная научно-организационная деятельность А. П. Рябова по созданию единых норм мордовских литературных языков. Практическая работа его в этом важном деле нашла отражение в ходе дискуссий по диалектной основе, графике и орфографии, морфологии, терминологии на мордовских научных языковых конференциях и в периодической печати.
В 1933 году в докладе на первой мордовской языковой конференции Рябов сформулировал основные задачи языкового строительства в Мордовской автономной области. Их сутью он считал решение вопроса о диалектных основах мордовских литературных языков, установление единой и обязательной для всех орфографии как критерия грамотного письма, разработку грамматической терминологии, создание грамматики мордовских языков, отражающей специфику грамматической системы. Письмо — великое достижение человечества. Оно имело и имеет огромное значение в жизни народов. Многие стороны письма определяются орфографией, ее правилами. Вот почему начиная с 20-х годов вопросы орфографии были в центре внимания ряда конференций, совещаний и съездов по вопросам развития школы на родном языке. Первый проект эрзя-мордовской орфографии, разработанный А. П. Рябовым, был предложен на обсуждение Всероссийскому съезду мордовских учителей (1924 г), но определенных решений по нему принято не было. Отсутствие твердых норм правописания затрудняло чтение и понимание написанного. Школьная практика, издательское дело настойчиво-требовали выработки единых норм правописания. Эту задачу должна была выполнить научная конференция, состоявшаяся в 1933 году, на которой А. П. Рябов предложил проект свода правил новой эрзянской орфографии, построенный на основе морфологического принципа. Он полагал, что введение его в практику письма сделает эрзя-мордовские издания (журналы, газеты, книги) понятными для населения.
Дальнейшие исследования и практика показали ограниченность морфологического принципа, и на научной языковой конференции 1938 года в качестве основы мордовской орфографии был утвержден фонетико-морфологический принцип. Заслугой профессора Рябова является то, что он заложил основы выработки орфографических норм эрзянского литературного языка.
Формированию норм эрзянского литературного языка содействовали его доклады на второй и третьей научных языковых конференциях (1934, 1935) по вопросам терминологии и освоению интернациональной терминологии в мордовских языках.
А. П. Рябов относился к тем языковедам, которым ставят в вину увлечение пуризмом, хотя отметим, что в тезисах и проекте освоения интернациональной терминологии ученый оперирует большим количеством заимствованных общественно-политических терминов.
В борьбе за чистоту языка главным его стремлением было желание сделать эрзянский литературный язык простым и доступным для всех слоев населения.
Вслед за М. Е. Евсевьевым, Д. В. Бубрихом, Ф. Ф. Советкиным Анатолий Петрович уделял большое внимание вопросам изучения мордовских диалектов и выбора диалектной базы литературных языков. Он был участником первой лингвистической экспедиции, организованной в 1927 году Академией наук СССР под руководством Д. В. Бубриха, провел большую работу по изучению эрзянских диалектов и выявлению диалектной основы эрзянского литературного языка.
Становление и развитие мордовских языков, зарождение методической науки и высшего педагогического образования в республике тесно связано с именем Анатолия Петровича Рябова. Его не стало в 1938 году, в возрасте 44 лет. В одном из своих выступлений он с гордостью сказал: «Нам выпала счастливая доля и высокая честь работать над построением эрзя-мордовского и мокша-мордовского литературного здания... Мы участвуем при постройке здания национальной по форме, социалистической по -содержанию культуры, мы живем и работаем в небывалую и неповторимую по своей грандиозности эпоху». В этих словах выражается смысл жизни замечательного лингвиста и педагога А. П. Рябова.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.