Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Федор Фролович Советкин


Сборник "Просветители и педагоги мордовского края"
Сост.: М. Т. Бибин, Е. Г. Осовский.— Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Заслуженный деятель науки Мордовской АССР, доктор педагогических наук, профессор Федор Фролович Советкин прожил долгую и интересную творческую жизнь, прошел большой и славный путь просветителя и педагога мордовского народа. Его имя известно и во многих зарубежных странах.
Как человек Ф. Ф. Советкин отличался исключительной цельностью и гармоничностью. Всю сознательную жизнь он посвятил педагогической деятельности.
Федор Фролович Советкин родился 1 (14) июня 1886 года в селе Новое Шаткино Кузнецкого уезда Саратовской губернии (ныне Камешкирский район Пензенской области). Чтобы прокормить семью из пятнадцати человек (Федор был десятым ребенком), его отец, Фрол Михайлович, занимался отходничеством. Мастер на все руки, после окончания тяжелых сельскохозяйственных работ, он со старшими детьми обходил волжские села, работая стекольщиком, плотником, жестянщиком, портным.
Первые два класса Федя окончил в родном селе, а затем учился в станице Атаманской на Дону, куда переехала в поисках лучшей доли семья. Летом батрачил в хозяйствах богатых казаков. По совету учителя лучший ученик школы Советкин поехал учиться в Царицын (ныне Волгоград), в городское училище. На дорогу ему станичники собрали небольшую сумму денег. В 1902 году он вернулся в родную школу, стал помощником учителя.
Важный период в жизни Федора Советкина связан с Казанью — крупным учебным и научным центром дореволюционной России. В 1903 году 17-летний учитель поступает в Казанский учительский институт. В эти годы он сблизился с учащимися инородческой учительской семинарии и с их учителем, к тому времени известным исследователем истории и культуры мордовского народа Макаром Евсевьевичем Евсевьевым.
«Эта встреча,— писал он позднее,— сыграла большую роль в формировании моего национального самосознания». Она зажгла в нем горячий интерес к материальной и духовной культуре мордвы, к родному фольклору. В октябрьские. дни 1905 года группа студентов, и среди них Федор Советкин, присоединилась к демонстрации рабочих, вышедшей на улицы Казани. С большим трудом избежал он исключения из института за участие в «политических беспорядках».
В течение четырех лет молодой учитель работает в Пензе в городском училище и, кроме того, преподает педагогику и психологию на педагогических курсах. И все эти годы его не оставляет мысль исследовать историко-этнографические вопросы развития мордовского народа, тему, которую ему предложил Макар Евсевьевич Евсевьев. А для этого следовало углубиться в архивы и крупнейшие книжные фонды.
В 1910 году Ф. Ф. Советкин переезжает в Москву. Он поступает в Московский коммерческий институт (ныне институт народного хозяйства имени Г. В. Плеханова), где одновременно обучается на двух факультетах — педагогическом и коммерческо-финансовом. Стремясь углубить свои познания в области истории и языка, он вольнослушателем посещает лекции на историко-филологическом факультете Московского университета. «Историко-этнографический очерк мордвы», законченный в 1914 году, был представлен как дипломное сочинение, и его автор удостоен звания кандидата экономических наук. Несколько лет он работает в Московском коммерческом училище, где ведет русский язык, литературу и другие предметы.
После февральской революции Ф. Ф. Советкин вновь возвращается в Казань, а вскоре становится преподавателем Чистопольской учительской семинарии. По приглашению М. Е. Евсевьева Федор Фролович принимает участие в съезде инородцев Поволжья. В период его работы усилиями национальной интеллигенции было создано Мордовское культурно-просветительское общество, которое ставило задачу объединения сил для организации просвещения и культуры в мордовском крае. Его возглавил М. Е. Евсевьев, а заместителем стал Ф. Ф. Советкин. Ими было написано воззвание к мордовскому народу. Создание общества отразило определенные иллюзии интеллигенции по поводу возможности «культурно-национальной автономии» в условиях власти буржуазии. Временное правительство осталось глухо к требованиям представителей мордвы в отношении образования и культуры.
После Великого Октября Ф. Ф. Советкин отдает свои силы строительству советской школы в Чистопольском уезде. В первые же дни он назначается инструктором по -народному образованию. На первом съезде учителей уезда (1918) избирается председателем съезда. Этим учительство выразило доверие идейно-политической линии и организаторской деятельности Ф. Ф. Советкина, который в нелегких условиях отстаивал идеи Советской власти. После захвата Чистополя колчаковцами он был приговорен к расстрелу -как активный сторонник Советов и чудом избежал приведения приговора в исполнение. Когда на базе учительской семинарии был создан высший институт народного образования, Ф. Ф. Советкин был назначен его ректором и заведующим кафедрой общественных наук. Восемь лет работы показали, что он «один из самых выдающихся администраторов-педагогов» Татарской республики, как говорилось в характеристике Наркомпроса Татарии.
Значительное расширение деятельности Наркомпроса РСФСР по организации просвещения народов нашей страны потребовало привлечения к этому делу наиболее опытных и квалифицированных кадров, и летом 1925 года Ф. Ф. Советкин был отозван в Москву. С этого момента начинается новый, весьма плодотворный период организаторской и научно-исследовательской работы мордовского педагога и ученого. Его деятельность в столице шла по трем направлениям: это работа в научно-исследовательских учреждениях, практическая работа в школе, организационно-педагогическая деятельность в Наркомпросе. Организатор, ученый, учитель-практик. Оттачивались три разные грани мышления и характера. Постепенно научная деятельность становилась ведущей, но до конца дней Ф. Ф. Советкин не порывал с практикой. В Наркомпросе он работал под непосредственным началом А. В. Луначарского и Н. К. Крупской, оставив свои воспоминания о встречах с ними.
Все сорок два года работы в Москве были сосредоточены на научных исследованиях в области преподавания родного и русского языков в национальной школе, и в особенности мордовской. Менялись названия научных учреждений, где он трудился — Институт школьной работы Наркомпроса (1925—1929), Институт марксистско-ленинской педагогики (1929—1931), Центральный научно-исследовательский педагогический институт национальностей (1931—1938), Институт школ (1938—1944). С созданием Академии педагогических наук РСФСР — работа в ее институтах, а с 1949 года и до конца своих дней — в созданном им Академическом институте национальных школ. Менялся профиль вузов, а направление научной деятельности Ф. Ф. Советкина оставалось неизменным. К концу 30-х годов он становится одним из видных специалистов по проблемам национального просвещения. Коллегией Наркомпроса Федор Фролович избирается членом Государственного ученого совета по этой секции.
Организация народного образования в национальных районах требовала глубокого изучения дела непосредственно на местах, и он организует ряд крупных экспедиций (Казахстан, Поволжье, Мордовия), которые дали богатый материал для осмысления проблем осуществления всеобуча. Изучение опыта преподавания родного и русского языков в мордовских школах позволило дать глубокую характеристику образцовым школам Мордовии, таким как Кочкуровская и Дубенская начальные и Ичалковская и Чамзинская средние школы, собрать ценный материал для создания национального учебника. Их опыт он сделал достоянием других.
В начале 30-х годов партией была поставлена задача разработки стабильного учебника, без которого в особой степени страдала национальная школа. Ф. Ф. Советкину было поручено руководство комиссией по национальному учебнику. В начале 30-х годов он активно участвует в подготовке Всероссийской конференции по учебной книге (1930), курсов-конференций авторов учебников для национальных школ (1930, 1931), на которых с докладами выступила Н. К. Крупская. В этот период в Научно-исследовательском институте национальностей под руководством Ф. Ф. Советкина были заложены теоретические основы национального учебника, даны практические рекомендации и эталонные образцы для их авторов.
Подобные образцы составления национального учебника были даны самим Ф. Ф. Советкиным. В соавторстве с видными мордовскими методистами С. З. Варламовым и И. Р. Араповым он подготовил «Букварь на эрзя-мордовском языке» (1933), который более трех десятилетий служил национальной школе. В нем были учтены достижения составителей русских и первых мордовских букварей (в том числе и букваря, созданного М. Е. Евсевьевым), опыт передового учительства и самих авторов. В 1938 году Федором Фроловичем был подготовлен целый комплект учебников русского языка для 1—4 классов мордовской школы, выдержавший при жизни автора 16 изданий. Он участвовал в создании хрестоматии по родной литературе и других пособий. Эти книги для сельского школьника тех лет были настоящей энциклопедией. Сыграли они свою роль и в становлении мордовского литературного языка.
Немаловажная роль принадлежит Ф. Ф. Советкинув организации обучения учительских кадров. В 1926—1928 годах он возглавлял Центральные курсы подготовки и переподготовки мордовских учителей в Москве, проходившие в летний период. Совместно с М. Е. Евсевьевым им были разработаны учебный план и программы курсов. Для чтения лекций привлекались высококвалифицированные специалисты. Федор Фролович не мыслил себя вне связи с учительством, постоянно бывал в школах Москвы и периферии, выступал с лекциями по вопросам методики преподавания русского и родного языков в национальной школе, делился опытом разработки учебников, писал методические рекомендации. Особенно сердечными и дружескими были его встречи с учителями в мордовских селах, со многими из них добрые отношения сохранились у него на всю жизнь.
Нельзя не отметить и еще одну важную заслугу Федора Фроловича — это активное участие в подготовке к печати трудов М. Е. Евсевьева. Он глубоко переживал кончину своего наставника. Уже в те годы Ф. Ф. Советкин хорошо понимал ту роль, которая принадлежит М. Е. Евсевьеву в развитии национальной культуры и просвещения.
Глубокий интернационализм и патриотизм Ф. Ф. Советкина ярко проявились в годы Великой Отечественной войны. Отказавшись эвакуироваться в тыл из прифронтовой Москвы, он перешел работать в Московский городской педагогический институт профессором кафедры русской литературы, выступал с лекциями и беседами перед фронтовиками, в госпиталях. Его выступления дышали тревогой за судьбу Родины, верой в победу. В годы войны возникла острая необходимость обучать воинов и призывников из национальных республик русскому языку. Понадобились программы, учебники, разговорники, рекомендации. Под руководством Ф. Ф. Советкина они были созданы в кратчайшие сроки. В 1942 году вышел «Краткий учебник русского языка для бойцов всеобуча, не владеющих русским языком». Книга учила не только языку, она давала уроки патриотизма, мужества. Это было важным вкладом ученого в дело Великой Победы.
Послевоенные годы были весьма плодотворными в многогранной научно-методической и общественной деятельности Федора Фроловича. Рост международного авторитета Советского Союза, дальнейшее упрочение дружбы между народами нашей страны, расцвет их национальной культуры и просвещения потребовали серьезного внимания к разработке вопросов методики изучения русского языка как языка межнационального общения, установления органичных связей в преподавании между родными и русским языками. Этому посвятил свою деятельность коллектив Научно-исследовательского института национальных школ АПН РСФСР, возглавляемый Ф. Ф. Советкиным. В этот период, когда в стране шло осуществление всеобщего семилетнего, а затем и восьмилетнего, обучения, ученые расширили диапазон своих исследований, поставив в центр изучение состояния знаний учащихся и качество преподавания родного и русского языков, разработку учебно-методической литературы для национальных школ (программ, учебников, методических пособий). Эти вопросы широко обсуждались на Всероссийских научно-практических конференциях с приглашением учительства из автономных республик РСФСР.
Институт продолжил традицию научно-педагогических экспедиции. И вновь Ф. Ф. Советкин (в 1950 году) приехал в Мордовию. Обследованию подвергались в основном те же школы, в которых он бывал и опыт которых обобщал в 1935 году — Атяшевского, Дубенского, Ичалковского, Кочкуровского и Чамзинского районов. Федор Фролович смог вновь обратиться к опыту лучших школ республики, увидеть изменения, которые произошли за 15 лет. Благодаря этой экспедиции опыт Мордовской АССР, занимавшей в те годы первое место в РСФСР по осуществлению семилетнего всеобуча, по уровню преподавания русского и родных языков, стал достоянием всей Российской Федерации.
Федор Фролович любил бывать среди детей. Переступив порог мордовской школы, он оживлялся. Особенно любил он школьников младших классов, с большим интересом беседовал с ними, умел вызывать на откровенность...
В своих выступлениях Ф. Ф. Советкин очень часто ссылался на опыт и мнение учителей мордовских школ, с которыми встречался, вел постоянную переписку. Так, директор Ардатовской семилетней школы Дубенского района И. Астафьев писал об учебнике для 3-го класса «Родной вал»: «Книга составлена просто, понятно для учащихся, иг главное, материал, собранный в книге, имеет большое воспитательное значение». Он просит ученого дать разъяснения по некоторым методическим вопросам. Подобных писем в архиве Советкина очень много.
В послевоенные годы он продолжил работу над учебниками по русскому и родному языкам для мордовских школ. Ф. Ф. Советкин создал более 20 учебников, около 15 из них — по русскому языку. Он оказывал щедрую и бескорыстную помощь авторам новых букварей и учебников, которые шли на смену маститому методисту мордовской школы.
Важную роль сыграл Федор Фролович в разработке, вопросов преподавания русского языка как языка международного общения, повышений его авторитета за рубежом. В 1954 году по просьбе правительства ПНР им был подготовлен «Учебник русского языка» для поляков, изданный в Варшаве. Написанный им учебник русского языка для молодежи, не владеющей русским языком (1954), вышел за пределы Родины и переиздавался в Венгрии, Китае, Вьетнаме, Албании, Италии и других странах. Он оказывал помощь в подготовке научных кадров методистов родного » русского языков для социалистических стран. В этом ярко выразилась его личность ученого-интернационалиста.
В 50—60-е годы еще более окрепли его творческие научные и личные связи с Мордовией. Он принимает деятельное участие в работе Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров МАССР, выступает на научных конференциях по вопросам мордовского языкознания, методики преподавания родного и русского языков, помогает в редактировании и рецензировании различных изданий. Федор» Фролович был тесно связан с писателями республики, участвовал во всех сферах ее культурной жизни. Им подготовлена большая группа молодых ученых и преподавателей вузов.
Значительно научное наследие Ф. Ф. Советкина. По его трудам можно проследить становление и развитие просвещения народов нашей страны, осуществление ленинской национальной политики в области просвещения и культуры. Они являются важным источником изучения истории методической мысли и мордовской школы. Самый широкий круг актуальных для своего времени проблем ставил в своих работах Ф. Ф. Советкин. В 20—40-е годы — это осуществление всеобщего начального обучения в национальной школе, повышение качества учебно-воспитательной работы, создание стабильных учебников и полноценных программ, вопросы преподавания русского и родного языков и подготовки педагогов для национальных школ.
В 50—60-е годы, став признанным специалистом в области национального просвещения, он уже на новом методическом и теоретическом уровне ставит проблемы национального учебника, ведет борьбу за повышение качества преподавания русского и родного языков в национальной, семилетней школе. Большой отклик среди педагогов и методистов вызвали книга «Национальная школа РСФСР за 40 лет» (1958), вышедшая под редакцией профессора Ф. Ф. Советкина, его многочисленные статьи, отличающиеся глубоким анализом, богатым фактическим материалом и плодотворными идеями, монография «Методика родного языка в мордовской (эрзя) школе» (1959), ставшая основой докторской диссертации. Эти труды характеризуются глубокой теоретической оснащенностью и практической направленностью. В них обобщен не только многолетний опыт научной и практической работы самого автора, но и все лучшее и ценное, достигнутое другими учителями-практиками.
Почти всю жизнь занимаясь поисками эффективных методов преподавания русского языка в национальной, школе как языка межнационального общения, Ф. Ф. Советкин уделял большое внимание изучению родного языка. Ссылаясь на высказывания К. Д. Ушинского, он утверждает, что без изучения родного языка нельзя научить детей мыслить, успешно овладевать знаниями. С помощью» материнского языка ребенок приобретает первые представления об окружающем мире, выражает свои чувства. Забывать об этом — значит создавать детям трудности в усвоении русского языка, в приобщении к русской и мировой культуре.
Русский и родной языки, по убеждению Ф. Ф. Советкина, предстают в школьном обучении как одно целое, символизирующее дружбу и единство народов нашей страны, они составные части неделимого учебного и воспитательного процесса в национальной школе. Характеризуя свою методику, профессор писал: «Я старался внушить учителям родного языка мысль о том, чтобы они, обучая детей на родном мордовском языке и воспитывая у них любовь к своему родному языку и родному народу, в то же время воспитывали детей в духе любви и уважения к русскому народу как старшему брату, с которым мордва жила всегда в близком соседстве и тесном общении...»
Методическая система Советкина, наиболее конкретно разработанная на материале мордовской школы, имеет общепедагогическое значение, ее принципиальные положения оказались приложимы к национальной школе в целом. Поэтому с Федором Фроловичем широко сотрудничали методисты многих национальных республик и областей. Многочисленные ученики ученого успешно продолжают его дело, творчески используют идеи своего учителя для создания конкретных методик родного языка в его связях с языком великого народа.
Данью признательности и благодарности славному сыну мордовского народа стало издание трехтомника избранных трудов ученого, предпринятое по решению Совета Министров МАССР в 1974—1981 годах. Они и сегодня служат делу обучения и воспитания учащихся республики, способствуют развитию теории и практики национальной школы.
Федор Фролович Советкин был человеком редких душевных качеств, большого сердца и щедрой доброты. Он обладал удивительной способностью общения, умел располагать к себе людей. Для него каждый человек представлял огромный интерес, будь то академик или уборщица, иностранный гость или скромный учитель. Со всеми он вел себя одинаково скромно, уважительно и доброжелательно. Его связывали узы дружбы со многими людьми: с С. Д. Эрьзей, вернувшимся в 50-х годах на Родину, с замечательными певцами И. М. Яушевым, которому помог при поступлении в Московскую консерваторию, Е. И. Грибовой, И. М. Скобцовым, с художником Ф. В. Сычковым, учеными, писателями и поэтами республики.
Главной характерной чертой человека считал отношение к делу, ответственность за него. Самой убийственной в его устах была оценка: «Он не дельный».
Живя много лет в столице нашей Родины, постоянно следил за успехами Мордовии, гордился расцветом культуры родного народа, радовался развитию науки и мордовской школы.
Умер Федор Фролович Советкин 28 июня 1967 года. Бея его жизнь и научно-педагогическая деятельность были связаны с жизнью всей страны, с просвещением народов СССР, с укреплением роли русского языка как языка межнационального общения. И все же большую часть сил, времени и сердца он отдал родному мордовскому народу. Сегодня, когда советская школа стоит на путях коренной реформы, идеи и труды Федора Фроловича Советкина приобретают особую актуальность. И главная дань памяти замечательного ученого, педагога и человека в том, чтобы продолжить его дело.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +