Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Иван Матвеевич Петяев


Сборник "Просветители и педагоги мордовского края"
Сост.: М. Т. Бибин, Е. Г. Осовский.— Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Вскоре после первой русской революции, в 1909 году, в Ардатовском уезде появился новый инспектор по народному образованию. Это был Иван Матвеевич Петяев — известный педагог и методист, ученик и последователь Ильи Николаевича Ульянова, автор многих статей для учителей национальной школы. В заштатный уездный городок Симбирской губернии он был выслан за прогрессивные взгляды, за участие в революционном движении. С его приездом оживилась педагогическая жизнь края.
Много усилий Иван Матвеевич вложил в расширение в Ардатовском уезде сети школ и улучшение их работы. Введение передовых методов обучения, организация педагогических курсов, проведение самим методистом показательных уроков, публикация научно-методических статей способствовали повышению уровня всей учебно-воспитательной работы в мордовском крае.
При его содействии в Ардатове открывается женская гимназия с педагогическим классом. Он возглавлял делегацию, ходатайствовавшую перед министром просвещения Кассо об ее открытии.
— Что такое Ардатов? — Большая деревня!— сказал Кассо делегации.
— Вот эта-то деревня, Ваше превосходительство, настолько выросла, что без гимназии ей не обойтись,— ответил И. М. Петяев.
С Ардатовом связан самый продолжительный по времени (14 лет) период в жизни Ивана Матвеевича. К моменту его приезда сюда учитель учителей имел уже тридцатилетний стаж педагогической работы.
Вся жизнь и деятельность И. М. Петяева проходила в Симбирской губернии и связана с именем И. Н. Ульянова. Находясь под влиянием идей педагога-демократа, представляя собой поколение «ульяновцев», он внес серьезный вклад в осуществление задачи ликвидации неграмотности среди нерусских народов, в развитие народного образования в России.
На протяжении всей своей жизни Иван Матвеевич работал на педагогическом поприще: вначале учителем в сельских школах, затем инспектором народных училищ, методистом, прекрасно знавшим русскую, мордовскую и татарскую школы. Это был педагог-профессионал.
Родился Иван Матвеевич Петяев 25 августа (6 сентября) 1861 года в мордовской крестьянской семье в деревне Болтаевке (в двух верстах от села Налитово) Карсунского уезда Симбирской губернии. Окончил Промзинское двухклассное училище, построенное по плану И. Н. Ульянова (1874), где учителем был «ульяновец» Р. А. Преображенский.
В 1880 году он оканчивает Порецкую учительскую семинарию, созданную И. Н. Ульяновым и славившуюся хорошими традициями. Это было прогрессивное педагогическое заведение, работа которого определялась развитием демократической русской педагогики. Достаточно сказать, что проекты учительских семинарий разрабатывали виднейшие педагоги того времени: К. Д. Ушинский, Н. А. Корф, Н. И. Пирогов. По настоянию И. Н. Ульянова в Порецкую учительскую семинарию поступали наиболее способные Крестьянские дети. Среди них был и И. М. Петяев. Здесь, в семинарии, он слушает самого И. Н. Ульянова, проникается идеями служения отечеству, делу просвещения народов Поволжья.
Выпускники Порецкой семинарии отличались дерзанием, поиском новых путей в педагогической и общественной деятельности. Их влияние было очень велико на весь ход учебно-воспитательного процесса в школах. Характеризуя в 1877 году работу учителей, окончивших Порецкую семинарию, И. Н. Ульянов писал, что они могут быть причислены к лучшим педагогам народных школ.
Выпускников этого учебного заведения направляли на самые ответственные участки школьного фронта и, прежде всего, в деревенскую глушь.
С девятнадцати лет начинается плодотворная деятельность И. М. Петяева в сельских школах. Вначале он был назначен учителем Норовского начального училища Симбирской губернии, а затем его переводят в Нагатинское училище, где Иван Матвеевич проявил себя как учитель-творец. Благодаря чрезвычайным успехам в обучении детей рядовой сельский учитель по рекомендации И. Н. Ульянова переводится в Симбирск.
С 1888 по 1897 год он работает в шестом Симбирском мужском начальном училище. О нем сложилась репутация опытного и искусного педагога. Не случайно инспектор народных училищ А. И. Анастасиев в предисловии к книге «Народная школа» (1890) выражает ему свою особую благодарность, а в отчете за 1896 год директора народных училищ И. В. Ишерского отмечалось, что своими успехами Симбирское училище более всех обязано учителю И. М. Петяеву.
Важнейшее место в его общественно-педагогической деятельности занимала организаторская и преподавательская работа на кратковременных (с 1895, обычно летних) педагогических курсах и съездах во многих городах Поволжья. Он стремился придать им прогрессивно-демократический характер, проводил занятия на высоком научно-педагогическом уровне.
И. М. Петяев видел назначение курсов в обмене мыслями сельских учителей, работающих в отдаленных местах, выработке единых взглядов на те или иные вопросы школьной жизни с учетом местных условий. Курсы, по мнению педагога, способствовали уяснению лучших способов и приемов преподавания отдельных, наиболее трудных разделов программы. Эта работа имела в свое время неоценимое значение для широких масс народного учительства, так как приобщала их к передовой педагогической мысли и практике. Организуя курсы учителей, Иван Матвеевич читал лекции по методике русского языка и арифметики, давал открытые уроки по различным предметам.
В 1897 году по предложению А. И. Анастасиева, который был назначен директором Казанского учительского института, Петяев переезжает в Казань. Здесь он самостоятельно подготовился и сдал экстерном экзамен за учительский институт. Затем он находится на должности учителя-методиста в образцовом городском училище при Казанском учительском институте (1898). С 1901 года работает учителем русского языка, литературы и методики их преподавания в Казанской татарской учительской школе. Здесь Иван Матвеевич читал вольнолюбивые стихи А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, под его руководством учащиеся инсценировали пьесы Н. А. Островского, распространяли запрещенную литературу, вели пропагандистскую работу.
Естественно, что реакционные круги опасались таких учителей, вели за ними слежку, всячески мешали их работе, всеми способами старались от них освободиться. Особенно возросла травля учителей в конце 80-х годов.
Когда в татарской учительской школе произошли выступления учащихся против реакционного руководства, И. М. Петяев встал на сторону исключенных. В числе «неблагонадежных» оказался и его сын, впоследствии посвятивший себя, как и отец, делу просвещения народных масс. Правительство, квалифицируя недовольство учеников как «беспорядки», вскоре вынуждено было закрыть татарскую учительскую школу.
За этот «вольный дух» и с целью «оздоровления состава преподавателей» и был Иван Матвеевич выслан из Казани, а затем назначен (в 1909 году) «исправлять должность инспектора народных училищ» Ардатовского уезда. В 1911 году земскому собранию докладывалось, что «благодаря частым посещениям школ инспектора Петяева и планомерному руководству учебным делом общий уровень успехов обучения в школах в последнее время поднялся».
В своей работе он был не столько инспектором, сколько методистом. Каждую школу проверял не реже двух раз в году. По окончании проверки собирал учителей для товарищеской беседы, докладывал о результатах посещения школ, сообщал о передовом педагогическом опыте, а затем в их присутствии записывал в журнале инспекторских посещений свои выводы и предложения. По воспоминаниям учителей, эти поездки часто заканчивались районными конференциями. Наметив для ближайшего обследования какой-нибудь район, Иван Матвеевич знакомился с состоянием учебно-воспитательной и хозяйственной работы в школах, посещал уроки и разрешал по пути некоторые неотложные вопросы, а затем вместе с учителями присутствовал на уроках в следующих по маршруту школах. Дважды в месяц он собирал учителей Ардатова из близлежащих школ для обзора педагогических журналов.
Основные идеи и мысли И. М. Петяева, а также практическая его деятельность находили яркое отражение в издававшемся в то время в Поволжье журнале «Городской и сельский учитель». Широкое распространение получили написанные им в разное время методические труды. В работе «О ведении уроков арифметики в начальных народных училищах» (1898), пособии для учителя «Методические указания по преподаванию русского языка в русских и инородческих начальных училищах» (1914) и других он рассматривает новейшую методику преподавания арифметики, обобщает многолетний опыт обучения русскому языку в национальной школе. Методические указания, касающиеся ведения уроков чтения и письма, объяснительного чтения, грамоты, правописания, не утратили своей актуальности и сегодня.
Анализ произведений И. М. Петяева позволяет составить представление о нем как о педагоге с большой буквы, человеке высоко-культурном, эрудированном, ориентирующемся в обширном океане знаний.
Будучи хорошо знакомым с трудами выдающегося представителя педагогической мысли Германии А. Дистервега, в статье «Значение методического обучения и зависимость его от свойств учителя» (1897) он подчеркивает мысль о возможности использования его передового опыта, поскольку «главнейшие дидактические правила имеют универсальный авторитет для школ всех культурных наций и составляют основу всякого разумного преподавания».
И. М. Петяев поддерживает основные педагогические положения немецкого педагога, признаваемые и наиболее авторитетными русскими педагогами, прежде всего К. Д. Ушинским. Он отстаивает идею о воспитывающем характере обучения. Актуальны и сегодня высказывания И. М. Петяева о том, что в основу обучения следует положить самодеятельность учащихся.
Самодеятельность — источник всего, что есть лучшего в человеке. Нельзя сделать никаких духовных приобретений без собственных усилий. При этом важна роль учителя, который содействует укреплению у детей этой драгоценной силы. То, чего человек не приобрел самостоятельно, он вовсе не имеет; то, что он не сам образовал в себе, находится не в нем, а вне его,— говорил Иван Матвеевич.
Ссылаясь на высказывания известного русского педагога Н. А. Вышнеградского о самовоспитании и поддерживая его, И. М. Петяев пишет о том, что самые искусные и добросовестные воспитатели только начинают дело умственного и нравственного образования учащегося, развивают в нем наклонность и способность стремиться к нему. Только тот, кто приучил свою мысль никогда не довольствоваться полузнанием, настойчиво и неотступно добиваться полного уразумения предмета, понимает, что школа кладет основание его образованию, что возвести на этом основании здание — его собственная обязанность.
И. М. Петяев подчеркивает мысль о необходимости согласования обучения с природой ребенка. Он приходит к тому же обобщению, что и Л. Н. Толстой: чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно, а для этого необходимо, во-первых, чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно, а во-вторых, чтобы его душевные силы были в самых выгодных условиях. Этому должна способствовать наглядность обучения, так как на этом строится естественный ход развития детского мышления.
По его мнению, метод преподавания должен соответствовать содержанию предмета. Значение начального образования определяется не столько суммой сообщаемых знаний, сколько степенью развития рассудка детей, внимания, памяти, наблюдательности, речи и вообще мыслительных способностей. Успех школьных занятий, по убеждению И. М. Петяева, зависит от правильной, осмысленной, методической постановки обучения.
Не утратили своего значения, а, напротив, актуально звучат требования к учителю, сформулированные педагогом. По словам Ивана Матвеевича, учитель для школы — то же, что солнце для мира, в нем двигательная сила шкалы; от его личных свойств зависит не только выбор метода, но всякий данный метод в руках его становится послушным орудием, принимая то или иное выражение.
И. М. Петяев — противник догматического обучения. Он за обучение, которое требует от учителя наибольшего напряжения рассудочных сил, уменья, искусства, даже таланта. Чем учителю легче учить, тем труднее ученикам учиться, и наоборот: чем труднее учителю, тем легче ученикам. Чем больше учиться будет сам учитель, чем серьезнее он станет обдумывать каждый свой урок, соразмеряя его с силами учеников, чем внимательнее он будет следить за ходом их мысли, чем чаще будет вызывать их на ответы и вопросы, тем легче, тем с большею пользою и с большим интересом будут учиться ученики. Процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы ученик ставился в такое положение, которое заставило бы его приобретать знания путем собственных усилий, а учитель только руководил им.
Среди важнейших требований, предъявляемых к учителю, он считает образованность и воспитанность его. По мнению педагога, понятия школа и учитель сливаются в одно представление и невозможно отделить одно от другого. Но и образованный учитель может плодотворно трудиться над образованием и воспитанием других лишь до тех пор, пока сам не остановится на пути совершенствования.
Для того, чтобы стоять на высоте своего положения, учитель должен постоянно заботиться о самообразовании: кто не продвигается вперед, тот непременно идет назад. Учитель обязан следить за педагогической литературой, изучать ее и оживлять свою практику веянием лучших педагогических идей.
Кроме указанных качеств необходимым условием плодотворности преподавания является любовь учителя к детям и своему делу. В статье «О школьных телесных наказаниях» (1894) прогрессивный педагог выступает за уважительное отношение к личности ребенка, относит телесные наказания к традициям старой дореформенной школы, оскорбляющим достоинство ученика, и бесполезным в педагогическом отношении.
Решить задачу умственного воспитания детей, воспитания у учащихся любви к знаниям, по мнению И. М. Петяева, может лишь тот, кто сам проникнут горячей любовью к ним, кто имеет «пламенную душу и огнедышащее слово».
Учительство не может быть простым ремеслом. Педагогический талант, по его убеждению, должен быть врожденным. Однако, поскольку таланты все же представляют редкость, то жизнь заставляет смотреть на дело несколько иначе: она требует приложения сил не только талантливых, но и посильного труда тех лиц, которые оказываются подходящими к известной профессии по темпераменту, настроению, характеру и подготовке. Только специально подготовленный и постоянно совершенствующийся учитель может вести воспитывающее обучение, в котором весь смысл школьного дела.
Для того, чтобы народная школа успешно выполняла свою задачу, учитель должен уметь приобрести полное доверие со стороны народа в лице лучших его представителей. Поэтому самым подходящим человеком для этой должности, по мнению И. М. Петяева, будет дитя народа, образованный крестьянин.
Иван Михайлович разрабатывает систему подготовки учительских кадров в учительских семинариях и школах, существовавших в городах и центральных селах. По убеждению педагога, в учительских семинариях должны быть такие условия, при которых воспитанники, будущие учителя, могли бы пройти курс, не отрываясь от земли и не оставляя тех занятий, которые наиболее распространены в данной местности. Во главе таких учебных заведений обязаны быть лица с высшим образованием, заявившие о себе какими-либо выдающимися трудами на педагогическом поприще. В число обязательных предметов курса семинарий, кроме общеобразовательных и специальных, должны входить и такие, как церковное пение, сельское хозяйство, огородничество, садоводство и пчеловодство. Из специальных предметов первенствующее место он отводил педагогике, дидактике, методике учебных предметов и школьной гигиене.
Главный контингент учащихся в учительских семинариях должны составлять юноши, окончившие курс в двухклассном училище. Воспитанные с детства в среде простого народа, проникнутые духом русской народности и получившие соответствующую теоретическую и практическую подготовку как к учебно-школьной деятельности, так и к ведению хозяйства, такие учителя — самые желательные работники на ниве народной, «... сельский учитель будет чувствовать себя живым, деятельным членом общества, а не случайным человеком, заброшенным в глушь суровой судьбой».
В статье «Отделение школы от церкви как очередной вопрос в демократической России» (1917) И. М. Петяев высказывается о путях развития новой школы: «Свободному народу нужна свободная школа. Всякая школа в России может и должна основываться только на разумной педагогической свободе и творческой самодеятельности и быть в духе своей народности: свободно сложившейся школе принадлежит будущее».
С энтузиазмом Иван Матвеевич встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Он выступает с рядом лекций, пропагандируя идеи марксистской философии. Под влиянием его общественно-педагогической деятельности учительство Ардатовского уезда приняло платформу большевиков и активно участвовало в строительстве советской школы.
Сохранившаяся переписка с А. В. Луначарским и Н. К. Крупской показывает, что Иван Матвеевич принимал самое непосредственное участие в организации Ардатовской политехнической семинарии. В ней он вместе с сыном Михаилом успешно трудился с 1918 по 1920 год. В 1921—1924 годах опытный педагог заведует педагогическим техникумом, организует пункты по ликвидации неграмотности. В 1926 году, будучи уже в преклонном возрасте и в связи с ухудшением здоровья, переезжает к старшей дочери в Пермь. Умер он 17 декабря 1930 года.
И. М. Петяева характеризовала горячая преданность делу народного образования. Всю свою жизнь он посвятил укреплению и развитию русской и национальной народной начальной школы. Советский учитель, творчески используя прогрессивное педагогическое наследие прошлого, и сейчас может найти немало интересного в педагогическом наследии Ивана Матвеевича Петяева.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +