Существует несколько описаний времяпрепровождения горожан заштатного городка Пензенской губернии Саранска в разные годы прошлого столетия. Вполне понятно, что светлого и отрадного в этих «заметках с натуры» было маловато. Они ведь и описывали-то «занятия» власть и деньги имущих, которые трудно отнести, скажем, к области культуры.
Но в каждой нации, по словам В. И. Ленина, есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую, элементы демократической и социалистической культуры. К таким крупицам демократической культуры, очевидно, относится и Саранская живописная школа, появившаяся в первой трети прошлого столетия.
Она возникла трудами и заботами Кузьмы Александровича Макарова в 1828 году и работала до трагического пожара 1852 года. Четверть века без малого!
Открытие живописной школы в Саранске — это не только знаменательная дата в художественном календаре, это начало нового, прогрессивного этапа и в просветительском отношении. По-разному соотносясь с идеями просвещения и художественной культуры, вплотную приближаясь к ним или далеко уходя от них, Саранская живописная школа предстает сейчас явлением уникальным, неповторимым и во многом еще не исследованным.
Хотя 50—70-е годы нашего столетия оказались по-настоящему счастливыми для истории школы и для семьи художников Макаровых, целая плеяда которых прославила русское изобразительное искусство, тем не менее и сегодня еще не выявлены многие интересные аспекты их деятельности в формировании (а не только удовлетворении!) художественных вкусов и потребностей саранских жителей, особенно демократических слоев.
Немногочисленные мемуарные воспоминания (И. А. Салов «Умчавшиеся годы», Л. М. Жемчужников «Мои воспоминания из прошлого»), а также фундаментальные работы М. А. Званцева, П. Е. Корнилова, Н. Молевой и Э. Белютина, И. Д. Воронина позволяют выявить некоторые существенные стороны деятельности основателя школы, субъективные и объективные причины, вызвавшие ее к жизни, а также и ее вклад в культуру родного края.
Саранск XIX века был уже не похож на первоначальную деревянную крепость на Большом Московско-Астраханском гужевом тракте XVII века. Его три монастыря и 17 белокаменных церквей, обращенных к полуденной стороне, т. е. поставленных на южных склонах центральных площадей, создавали впечатляющий силуэт.
«Жизнеописания мордвы стали более обстоятельными и разносторонними... Тут и зачатки статистики, и административные сведения, и обзоры быта, земледельческих занятий, охоты и бортничества». Оживляется торговля, бурно идет гражданское, светское и церковное строительство. Появляются в Саранске первые частные школы, народное и приходское училища, первые хранилища книг. Это были пока лишь первые шаги, «ячейки-зародыши, едва заметные, едва существующие» (А. И. Герцен), но они будили мысль и творческий дух народа, требовали и соответствующей подвижнической деятельности.
Широта общественного подъема эпохи Отечественной войны 1812 года и нарастание революционного движения в России в его первый, дворянский, период активизировали и вольнолюбивые настроения в сознании людей и определили характер всей русской культуры первой трети столетия. Воздействие передовых идеалов сказывалось на самом характере художественной жизни этого времени. Наряду с Академией художеств в России появляются новые провинциальные центры образования художников, отличающиеся более простонародным составом учащихся, порой и самостоятельной методикой обучения. Искусство теперь в разных слоях общества все более и более понимается как одно из средств общественного и культурного преобразования.
Идет и не менее сложный процесс освобождения сознания от сословных предрассудков. Сотни примеров показывают, что и в среде крепостных крестьян могут появиться таланты (М. С. Щепкин, А. Л. Гурилев, Т. Г. Шевченко). Немало их было и на мордовской земле: в Рузаевке — художник А. Ф. Зяблов, в Старом Акшине — музыкант В. И. Немвродов, в Макаровке — ковровщица Анна Ипполитова, в Саранске — живописец А. Т. Ергаев и другие.
Из такой же среды крепостных вышел и основатель Саранской живописной школы Кузьма Александрович Макаров. Получив образование в Арзамасской частной школе академика А. В. Ступина, Кузьма Александрович приезжает в Саранск и в течение 26 лет беззаветно отдает свой талант и знания обучению и воспитанию молодого поколения.
Сам с малых лет познавший нужду и лишения, оставшийся с четырех лет сиротой, получавший постоянно «щелчки и удары в спину», Кузьма Александрович был чуток и внимателен к детям, своим ученикам. Судьба каждого из них заботила его. Макаров пережил разные формы «опекунства» — и добрую крестьянку из соседнего села, и маляра В. А. Смирнова — крепостного одаренного художника, и помещика Горихвостова. Все они «кое-чему учили» мальчика, но более всего навыков он извлек из работы в крепостном театре Горихвостова: «...понял законы перспективы и освоился с новым для него делом».
В Арзамасе Кузьма преуспевал, и А. В. Ступин, помимо основных занятий, брал его с собой расписывать соборы. Некоторые работы Макарова, отправленные в Академию художеств, были удостоены 1-го достоинства серебряной медали и права учиться в Академии. Однако бедность и семейные заботы не позволили учиться дальше. 27 июля 1828 года он открывает в Саранске свою живописную школу, занимая одновременно должность учителя в уездном училище.
Это была первая в губернии специальная школа, которая поставила задачу подготовки художников трех профилей — иконописцев, мастеров светской живописи, учителей рисования.
И хотя школа носила статус провинциальной, Кузьма Александрович подготовку молодых художников старался вести по стройной, целостной программе. Будущие мастера изобразительного искусства приобретали реалистические навыки, изучая пластическую анатомию, овладевая точным и уверенным рисунком, копируя совершенные произведения прошлых эпох, работая с натуры.
Небезынтересны педагогические и методические установки руководителя школы. Рассказывая об обучении будущего академика живописи, своего сына, К. А. Макаров писал о том, что стремился дать прочные основания искусству, «...беспрестанно повторяя, что верность рисунка, верность идее, строгость вымысла — есть первое условие художника».
Но для художника необходимо не только знание ремесла, поэтому важно и второе условие или положение Макарова: в искусстве таится зерно всякого знания, в этом его понимание общественной значимости искусства.
Средств было мало, поэтому приобрести достаточное количество нужных образцов было невозможно. Несколько рисунков, эстампов, головок и бюстов — вот весь «арсенал» на первых порах. В этих условиях решающее значение, безусловно, имело педагогическое мастерство самого учителя.
«По примеру знаменитого моего учителя я в Саранске учредил небольшую школу живописи. Не один, а многие из мальчиков, ко мне отданных, вынесли из мастерской моей ежели не полное искусство, но, по крайней мере, крайнюю любовь к нему, жажду знания и тот дух трудолюбия, которые, ежели смею так выразиться, есть удел художников...».
Однако Кузьма Александрович не был механическим подражателем своего учителя. Опираясь на опыт, он шел самостоятельным путем. Традиционная программа истории искусств, например, была дополнена такими темами, как жизнь русской деревни, особенности национального быта и т. д. Выработана и триединая задача: изучение искусства, широта кругозора и труд.
Педагогическая деятельность, казалось, поглощала все время Макарова, но он находил его и для занятий любимым делом.
«Обремененный большим семейством, тревожимый крайностью и чувствуя, что, кроме обязанности службы, есть другие обязанности, святейшие, могущественные, я оставил службы (имеется в виду должность учителя рисования.— Н. В.), трудами снискивая пропитание себе и семейству, занимаясь преимущественно иконописанием... Но и тут, лишенный всех средств, разъединенный с художественным миром тяготою обстоятельств, я должен был поочередно быть архитектором, и плотником, и маляром, творить новые разнообразные образцы, всюду являться новым я изящным, для того, чтобы с простыми работниками дать храмам... великолепие... красоту...».
Макаров делал свое дело, движимый истинной любовью к искусству, но дело, как видим, не ограничивается только живописью. Само учреждение школы — это гражданский поступок. По новым, рождающимся понятиям художник — это прежде всего гражданин, его творчество — его долг перед Отечеством, его деятельность — непременное условие «звания» гражданина. А так как по тем же понятиям гражданственность есть служение народу, а не государству, то Макаров и оставляет службу.
Элементы живописного дела проявлялись в то время в Саранске и его окрестностях не только при оформлении интерьеров барских особняков или при росписи стен внутри церковных зданий, но и на ярмарочных площадях города при многодневных и многолюдных съездах торговых людей.
Сотни лавок, карусели, цирк, театральный балаган, действовавшие в городе на протяжении месяца в году, нуждались в красочной рекламе, в живо составленных афишах и ярких портретных зарисовках клоунов и жонглеров. Оживлялась в это время и торговля иконами.
«Можно предположить,— пишет И. Д. Воронин,— что рекламы и декорации для этих театров-времянок изготовлялись в мастерских живописной школы Кузьмы Макарова, который, как нам известно, имел в этом деле немалый опыт».
Так, хотел сам того художник или нет, его деятельность становилась значительной на ниве распространения живописной культуры среди местного населения. Вырабатывалась целая просветительская программа: он и маляр, и плотник, и иконописец, и декоратор. Он проектировщик и исполнитель, мастер обучения и проводник всего эстетического. В его методе, как видим, удачно соединились и теоретические, и практические элементы обучения.
Особого внимания заслуживают новаторские поиски Макарова. Мастерство тушевки, успехи в сочетании света и теней, столь заметно выявляющиеся в практике рисования Саранской живописной школы того времени, и теперь еще отмечаются положительно в трудах по истории провинциального искусства прошлого столетия. Г. Г. Поспелов при характеристике стилистики этой школы выделяет как заметное достоинство «манеру рисования... в отношении тушевки осторожной и проложения теней». Н. Молева и З. Белютин считают, что «этот метод не был простым повторением метода Ступина, но представлял интересный результат самостоятельных и очень упорных поисков Макарова, он отвечал современному уровню развития искусства и его требованиям».
Следует отметить то особое, ревностное внимание Макарова к художникам, готовящимся стать учителями рисования. Зная положение дел в губернии — ни в одном училище, тем более в школе, не было профессионалов,— и, душой чувствуя тягу детей к искусству, он сам отдавал все силы педагогической деятельности и прививал любовь к прекрасному своим ученикам.
Не случайно в отчете об обследовании Саранского уездного училища в 1831 году было помечено, что знания учащихся по рисованию «не худые » и «довольно нехудые» в зависимости от класса. Это были уже первые плоды художественного просвещения, хотя и незначительные, но они распространялись в этой глухой провинции и служили положительным стимулом к творчеству.
Однако деятельность Кузьмы Александровича и его школы проходила в тяжелых условиях. Местная знать не поддерживала благородные помыслы художника-разночинца. Он не получал субсидий от городских властей. Закоснелые нравы провинции осложняли его творческое развитие. В этих условиях поддержка Академии художеств, имела большое значение для содержания школы. Макарова радовало и вдохновляло доверие высоких авторитетов.
Так, в разные годы Академией были одобрены работы Василия Умнова, Алексея Кудрявцева, Дмитрия Николаева, Ивана Макарова и других и присвоено им звание «учитель рисования», а «г. Макарову... притом изъявить от Совета Академии благодарность за успехи учеников его и труды его как учителя».
Только через много лет после учреждения школы обратился К. А. Макаров с «всепокорнейшим прошением» в Академию художеств. Он сообщил, что с 1828 по 1847 год школу окончили 25 учеников, а в год «отчета» обучается еще десять. Четверо из окончивших в 1847 году стали учителями рисования: один — в гимназии, трое — в уездном училище. Он надеется, что проверка работы этих учителей даст, как в свое время и проверка самого Макарова, хорошие результаты. В этом прошении выразились все долголетние страдания Кузьмы Александровича, не сумевшего закончить Академию и получить звание свободного художника. Теперь он просил этой милости для сына — Ивана Кузьмича.
Он оказался самым способным и талантливым из учеников. В 1842 году Макаров-младший получает звание неклассного художника, а в 1844 — становится вольноприходящим учеником Академии. Семь лет он проучился у лучших мастеров живописи. Его кисти принадлежат интересные советские портреты, написанные в парадной манере, а также ряд жанровых картин. Образуя чудесный сплав народного и возвышенного, макаровское искусство, естественно, своими истоками уходит к Саранской живописной школе, где, кстати, им была написана картина «Две молодые мордовки». Это — первая попытка отразить в живописи национальные черты и особенности быта мордвы, а также первая проба художественного воплощения национальных женских образов в живописи.
Трагически оборвалась деятельность Саранской живописной школы. В 1852 году случился пожар и «...через полчаса это была груда кирпичей и угля». Попытки восстановить школу не увенчались успехом. Тогда К. А. Макаров решает переехать в Пензу и там открывает новую школу, которую постигает та же участь — сначала пожар, а затем разорение. «Так мало было участия к полезному делу в обществе богатых и купцов» Пензы.
Оценивая деятельность макаровской школы в Саранске, следует обращаться не к количественным, а качественным величинам. «Около сорока выпускников» «небольшой школы живописи» — не впечатляет. Но ведь это были люди, которые, несомненно, несли дальше «художественный огонь». И если он иногда превращался в ремесло — и это было полезно и необходимо людям, как отличие от повседневного, обыденного. Это был путь постижения прекрасного, особого восприятия мира.
О Саранской живописной школе, как и о художниках Макаровых, написано немного. Но одно ясно, что явление это в истории художественной культуры старой провинции довольно примечательное. Оно, как и многие ему подобные, находится в связи с развитием прогрессивной мысли передовых кругов России того времени. Это были «живые ростки народной культуры», ярко и стремительно прокладывающие себе путь в большой мир, увлекая за собой массы.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.