Спор между комсомолом и ЦИТом выходит далеко за рамки вопроса: должен ли ЦИТ поглотить фавзавуч или же остаться, чем ему предначертано быть «свыше», т.е. Центральным институтом труда, органом научно-исследовательским, изучающим процессы труда со всех точек зрения, рационализирующим и упрощающим его.
Это не маловажный вопрос, но он производный от основной спорной проблемы: как, где и какого рабочего мы будем подготовлять?
Комсомол в полном соответствии с программой партии и ее линией в практической работе, в полном согласии с учением Ленина не раз излагал на съездах и конференциях свою точку зрения в этом вопросе. Нам нужен грамотный, квалифицированный и общественно-активный рабочий. Нам нужен такой рабочий, который в период технической реконструкции не становился бы втупик перед каждым нововведением и, даже больше, должен сам активно и творчески работать над переустройством производства, бороться с азиатчиной и расхлябанностъю. Условия капиталистического производства, монополия капиталистов на культурные богатства не позволяли рабочему полностью овладеть всем могуществом и богатством культуры и знаний. Лишь Октябрьская революция открыла широкие возможности перед пролетариатом.
Партия и комсомол ставят ставку на культурного рабочего. Но за «культурного» рабочего высказывается и тов. Гастев (директор ЦИТ'а), с которым ведется основной спор. В чем же дело? Оказывается, что само слово «культура», само понятие «культурный рабочий» поднимается по разному.
ЦИТ внес (надо это признать) свежую струю в наше производство. На место допотопных, азиатских методов работы ЦИТ выдвинул (пока, правда, лишь в некоторых отраслях промышленности) новые методы, основанные на изучении человеческого организма и приспособлении его к условиям производства.
Но Гастев хочет быть «большим хозяйственником», чем сами хозяйственники». Свои требования в отношении подготовки рабочей силы он формулирует в «тезисах» так:
«Подготовка может производиться только на основе заказа, выраженного в точном количестве потребных рабочих единиц и на основе точно сформулированной характеристики (технической и организационной)». Можно, конечно, согласиться с требованием точно сформулированной характеристики рабочей силы, ибо без этого рационализация и техническая реконструкция производства невозможны. Ошибка же Гастева заключается в том, что он ограничивает формулировку заказа на рабочую силу конкретными условиями данного предприятия.
Между тем основа реконструкции в нашей промышленности (да и реконструкции вообще) заключается в постоянном и непрерывном видоизменении условий труда, постоянном переходе к технически более сложным машинам и приспособлениям.
Безболезненно, безубыточно для промышленности и без перерыва для рабочего этот переход может совершаться только при наличии у рабочего определенного минимума общеобразовательных и технических знаний. Рабочий, «установленный» по методу ЦИТ'а, окажется беспомощным при первом же изменении в обстановке работы и перед каждым из них будут стоять два пути: или идти на биржу труда, или снова переучиваться. Снова затраты средств, времени, затраты, вряд ли находящие оправдание в условиях нашей бедности.
Из подхода Гастева к рабочему, устанавливаемому на определенное место и на определенную работу, вытекает и понятие культуры.
«Под культурой,— пишет Гастев,— мы понимаем не образование, а сноровку».
Под сноровкой же Гастев понимает «предельную степень машинизирования работника».
И как вывод: «Принцип подхода при рационализации работы станка и при рационализации живой человеческой машины-— человека — получается один и тот же».
Гастев понимает, что в советской стране, в условиях диктатуры пролетариата, провозгласить голый принцип «человек — это машина» опасно. Он смягчает формулировку, говоря о рабочем, как о «придатке машины», обильно уснащая свои тезисы цитатами из Маркса, хотя каждый, кто внимательно прочитает последние творения Гастева, поймет, что он попросту перепутал адреса: цитировать ему надо не Маркса, а Форда.
Надо ли доказывать, что в гастевском понимании «культуры» нет ни грамма ленинизма и марксизма. Выражаясь по старой терминологии. Маркс «перевернулся бы в гробу», узнав о таком «последователе». Еще меньше Гастев может опираться на Ленина, хотя бы потому, что комсомол строил школу ФЗУ, опираясь на зачеты Ильича.
Владимир Ильич ясно и недвусмысленно ответил на вопрос о культуре «специалистам» по вопросу об «особой» пролетарской культуре (а косвенно это есть и ответ Гастеву с его «культурой»-сноровкой).
Владимир Ильич писал:
«Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического, помещичьего, чиновничьего, общества».
Весь запас знаний буржуазного общества надо переработать усвоить и, обогатив опытом пролетарской диктатуры, обратить на пользу социалистического строительства. И усвоить не как-нибудь, не в 2-3 недели, не цитовским методом, а серьезно, глубоко и надолго. В этом — смысл культуры. Гастев сам видит противоречие между подлинной культурой и его «культурой»-сноровкой. В текстильной промышленности методы ЦИТ'а находят более широкое применение, чем в металлообрабатывающей промышленности. Между тем и до и после революции по своей культурности, сознательности, политической активности цролетариат металлопромышленности шел всегда впереди, являлся вождем и организатором остальных слоев пролетариата. Наибольшее количество руководителей советской власти и различных отраслей народного хозяйства дал нам «металлический» пролетариат. Гастева это не смущает. Из его теории вытекает, что «новая трудовая культура теперь внедряется и будет внедряться в ряды текстильного, пролетариата и шире и быстрее, чем в ряды пролетариата по металлу».
Социальная сущность и происхождение рабочего его мало интересуют. Для него рабочий — это... станок, созданный в результате миллионов лет».
Поэтому у него и получается, что рабочий, — вчерашний, а не редко и сегодняшний крестьянин,—приходящий на текстильную фабрику, будет быстрее приобщаться к «культуре», чем рабочий металла, вербуемый чаще всего из детей пролетариата, живущих в городе и рабочих поселках, имеющих в массе своей более высокое общее образование, чем крестьянская молодежь.
Марксизм признает влияние техники производства на степень организованности пролетариата, на его быт, привычки, на культурность и в конечном счете—на идеологию. Но так вульгаризировать марксизм, заявляя, что культурность рабочего непосредственно и прямо определяется техникой,—чем выше техника, тем выше культурность,— может только человек, усвоивший внешнюю форму, но отнюдь не существо марксизма.
Схема Гостева, очень проста. Он берет молодого человека (пусть даже безграмотного), «натаскивает» его в течение нескольких недель или месяцев, затем «устанавливает» на рабочее место и уверенно заявляет:
«и мы знаем, что тот, кто выдержит экзамен в пределах этой рабочей зоны, так же блестяще выдержит экзамен и на управление цехом и на управление заводом и, смеем сказать,— на управление государством».
Схема же так же проста, как и нереальна. Ленин тоже писал, что «каждая кухарка должна научиться управлять государством». Но он не думал, что этого можно достигнуть только цитовской установкой у плиты. Нет, он говорил о необходимости ликвидации неграмотности: азбучной и политической, о работе в секциях советов и на другой общественной работе, об активном участии в политических организациях и об усвоении знаний, накопленных человечеством, т.е. о подлинной культуре. Нет необходимости развивать ту мысль, что «управление государством» совсем не такая простая и несложная работа», которую можно усвоить «сноровкой», как это получается у Гастева.
Совсем иначе ставит вопрос Ленин. Обращаясь к молодежи на 3 Всероссийском съезде комсомола (в 1920 г.), когда, казалось, можно и надо было говорить только о хлебе насущном, о топливе, о паровозах, Ленин намечал уже перспективы на десятилетия.
«Перед вами— говорил Владимир Ильич,—стоит задача хозяйственного возрождения всей страны, реорганизация, восстановление земледелия и промышленности на современной технической основе, которая покоится на современной науке, технике, на электричестве.
Вы прекрасно понимаете, что к электрификации неграмотные люди не подойдут, и мало тут одной простой грамотности (подчеркнуто мною. — В. Б.). Здесь не достаточно понимать, что такое электричество; надо знать, как технически приложить его и к промышленности, и к земледелию, и к отдельным отраслям промышленности и земледелия. Надо научиться этому самим, надо научить этому все подрастающее поколение (подчеркнуто мною. — В. Б.).
Вот задача, которая стоит перед всяким сознательным коммунистом, перед всяким молодым человеком...».
Не в пример многим хозяйственикам и тов. Гастеву, не видящим перспективы, потерявшим ее под грузом хозяйственных задач сегодняшнего дня, Ленин особо упоминал о том, что «мало тут одной простой грамотности», высказываясь за необходимость «научить этому (т.-е. технической грамотности. — В. Б.) все подрастающее поколение!».
От этих заветов Ильича комсомол не хочет отступить ни шагу. Комсомол сознательно шел на сближение с ЦИТ'ом, он принимал его метод тренировки рабочих, как подсобный к обучению учеников в школе ФЗУ, но как только ЦИТ протянул руку к фабзавучу, как только он попытался подорвать всю систему рабочего образования, комсомол заявил: нет, с вами нам не по пути. Мы за ленинскую установку в вопросах культуры. Мы против гастевско-фордовской точки зрения.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.