Из установки Гастева вытекают совершенно «логические» выводы.
Если рабочего можно «подготовить» в короткий срок, если основное—«установка» его на рабочем месте, если таким путем можно дойти даже до «управления государством», то к чему же школа фабзавуча? В первое время он не решался заявить это открыто, милостиво соглашаясь на существование фабзавуча и ЦИТ'а, как равноценных способов подготовки рабочей силы.
Но уже в своих последних предложениях к президиуму ВЦСПС он отмечает: «...господствующая до настоящего времени система школ ФЗУ приобрела некое самодовлеющее начало, не удовлетворяющее ни потребностям развивающейся и реконструируемой промышленности, ни требованиям, предъявляемым к современной трудовой школе общего воспитания...».
Правда, реконструкция промышленности, проводимая чрезвычайно быстрым темпом, заставила кое-какие школы ФЗУ врасплох, но утверждать, что все школы приобрели «некое самодовлеющее начало»,— значит сознательно в определенных целях искажать действительность, тем более, что решения ЦК ВЛКСМ, а затем и VШ съезда комсомола и коллегии НКП о трех типах школ ФЗУ есть практический и весьма реальный шаг по пути, приспособления фабзавуча к запросам реконструируемой промышленности. Но то,что Гастев скрывает за туманными фразами, его «последователи» заявляют открыто. В статье Розенблюма (помещенной в этом сборнике) мы читаем:
«...Становится ясным устарелость и невыгодность методов обучения школ ФЗУ, которые вследствие этих недостатков превращаются в бремя для промышленности».
И, как вывод, автор рекомендует:
«Мы предлагаем в заключение побольше считаться с новыми требованиями, которые выдвигает растущее социалистическое хозяйство, и раз навсегда отказаться от навязчивых идей фабзавуча, которые давно устарели и тормозят общее дело подготовки квалифицированной рабочей силы».
В этой цитате — «смысл философии» Гастева и его последователей.— Не мешайте нам с вашими школами ФЗУ,— заявляют они кмсомолу.
Тов. Розенблюм советует комсомолу «поболыпе считаться с новыми требованиями» и видеть перед собою перспективы реконструкции промышленности. Но перспектива перспективе рознь. Если тт. Розенблюм, Гастев и др. видят перспективы не дальше своего собственного носа, то комсомол против таких перспектив. Комсомол за те перспективы, которые намечали для рабочего класса и молодежи Маркс, Энгельс, Ленин.
Задачи и трудности хозяйствования заслонили перед многими эти перспективы; отсюда разговоры о пересмотре системы рабочего образования, о ликвидации школ ФЗУ и замене ее более дешевыми формами подготовки. Но не всегда экономия сегодня дает экономию и завтра. Чаще бывает наоборот. Сэкономив сегодня на подготовке рабочих, промышленность потеряет гораздо больше на низкой производительности, на необходимости переучивать рабочих в случаях реконструкции и т. д. Видоизменяя известную пословицу, можно сказать: «мы не настолько богаты, чтобы пускать в производство дешево (и плохо) подготовленную рабочую силу». Мотивы, о дешевизне не могут играть роли. Комсомол больше, чем другие органы, сделал для удешевления школы ФЗУ. Уже на VI съезде комсомола (в 1924 г.) вопрос об удешевлении школ ФЗУ был поставлен на практические рельсы, когда даже хозяйственные органы не брались за него серьезно. Не считает он эту работу законченной и сейчас. Все, что можно сделать в этом направлении, — нужно сделать. Здесь разногласий быть не может.
Но комсомол против того, чтобы под видом «экономии» хозяйственники ликвидировали школу ФЗУ или сокращали срок обучения в ней настолько, чтобы терялся ее политехнический вид.
«Говоря так, хозяйственники оказываются в плену у так называемых хозяйственных законов развития, которые они невольно перенимают у стоящего на более высокой ступени хозяйственного развития хозяйства Запада».
Ведь не случайно, что Гастев, вольно или невольно, скатился на фордовскую, капиталистическую точку зрения, как только он попытался: логически отделить задачи сегодняшнего дня от конечных целей пролетариата. Пытаться отделить подготовку рабочей силы от рабочего образования — значит делать реакционное дело.
И не случайно же школа рабочей молодежи, школа ФЗУ, создалась на производстве. Если мы оглянемся назад, то увидим причины этого явления. Молодежь уже с 14 лет приходит в производство. Что с нею делать? Запретить детский труд? Но ведь это противоречит и конкретной экономической действительности и тому, что говорил Маркс о детском труде.
«Всеобщее запрещение детского труда непримиримо с существованием крупной промышленности и останется поэтому благочестивым пожеланием.
А будь эта мера возможной, ее проведение было бы реакционно...».
По такому пути комсомол не пошел и нашел другой выход. Это — школа ФЗУ. И тот темп, которым шло строительство школ ФЗУ, их значение для промышленности, для рабочей молодежи и комсомола, показывает, что найдена та форма образования рабочей молодежи, о которой мыслители прошлого могли только мечтать. Кое-кто пытается доказать, что школа ФЗУ «выдумана» комсомолом, да и сам Гастев не свободен от этого предрассудка. В своих «предложениях» ЦИТ пишет:
«Эти формы подготовки (бригадное и индивидуальное ученичество. — В. Б.), возникшие еще в примитивном ремесле и унаследованные фабрикой, впоследствии, в период строительства советской школы, были чисто механически соединены с общеобразовательной школой рабочей молодежи».
«Механически соединены» (?!). Так пытаются оклеветать систему фабрично-заводского ученичества, но... вряд ли это кому удастся.
Идея соединения обучения с производительным трудом не новая. Ее отстаивали такие философы, писатели и педагоги прошлого, как Джон Беллерс и Роберт Оуэн (Англия XVII и XVIII вв.), как Песталоцци (Швейцария XVIII в.), как Жан Жак Руссо (Франция XVIII в.). Во Франции Конвент пытался даже законодательным путем воплотить эту идею в жизнь. И наиболее полное, наиболее четкое и близкое целям и задачам пролетариата отражение нашла эта идея в трудах Маркса, Энгельса и Ленина.
Выше уже отмечалось, что Маркс называл «реакционной» точку зрения, запрещающую детский труд.
В свою очередь Ленин говорил о необходимости воспитывать молодежь «с двенадцати лет в сознательном и дисциплинированном труде».
Ленин подчеркивает «в сознательном» труде. В другом месте он об этом еще более ясно говорит:
«На место старой муштры, которая проводилась в буржуазном обществе вопреки воле большинства, мы ставим сознательную дисциплину рабочих и крестьян».
Гастев тоже не прочь поговорить о дисциплине, но считает, что дисциплина устанавливается сама собой. Как только рабочий поставлен на свое место, как только пущена в ход машина, как только рабочий становится «придатком машины» или включается в общую ленту конвейера, — он уже невольно дисциплинируется. Все внимание рабочего концентрируется на работе, он чувствует свою зависимость от других рабочих, ему некогда думать ни о чем превходящем, кроме своей, работы. Но чем такие рассуждения отличаются от заявления Форда:
«...одному отделению вовсе незачем знать, что происходит в другом. Тот, кто серьезно занят своей работой, не имеет времени выполнять другую».
«Сознательным» трудом, о котором так заботится Вл. Ильич, здесь и не пахнет. Здесь может быть все: «муштра», «человек-автомат», потогонная система, но только не «сознательный» труд.
Школа на базе производства — не выдумка. К. Маркс писал: «Из фабричной системы... возникает зародыш воспитания будущего, которое для всех детей свыше известного возраста соединит производительный труд с обучением гимнастике, и это будет не только метод повышения общественного производства, но и единственный метод производства всесторонне развитых людей» («Капитал», т. I. стр. 400).
Вы слышите, тов. Гастев? Маркс на базе производства хочет готовить «всесторонне развитых людей», а вы договорились до того, что культура, это—«сноровка». Не кажется ли вам, что именно школа ФЗУ отвечает этим мыслям Маркса, а совсем не методы ЦИТ'а, как способ подготовки рабочих?
Нельзя сказать, что это была случайная мысль Маркса. Уже в 1847 г. в «Коммунистическом манифесте» были высказаны те же идеи. В нем указывается, что в числе мер, направленных к благу общества, пролетариат, захватив власть, должен провести:
«...общественное и даровое воспитание всех детей. Устранение фабричной работы детей в современной ее форме. Соединение воспитания с материальным производством...» и т. д.
Насколько большие надежды возлагал Маркс на такое общение, видно хотя бы из того, что он считал его «могущественным средством преобразования современного общества».
И как бы прямо против Гастева, который предлагал уничтожить заработную плату учеников и выдавать им, как безработным, пособия, Маркс писал:
«Соединение сплачиваемого производительного труда (подчеркнуто мною. — В. Б,), духовного образования, физических упражнений и политехнического воспитания подымет рабочий класс далеко над высшими и средними классами».
Заявить после этого, что школа ФЗУ «выдумана», значит попросту ломиться в открытую дверь.
Когда Гастев в патетическом тоне заявляет: «нет лучшего «образователя», чем сам завод», мы подтверждаем эту формулу, но и расширяем ее: завод плюс политехническое образование, плюс физкультура и общественная работа. А это и есть те основные принципы, на которых держится школа фабзавуча.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.