Инженер, проектирующий новый завод, будет, вероятно, чрезвычайно изумлен, если предложить ему учесть не только экономические стороны производства, но и его воспитательные стороны. Более того, можно совершенно уверенно сказать, что огромное большинство инженеров найдет такое предложение сплошной нелепостью, так как никогда от момента создания первой фабрики до сегодняшнего дня такая задача никакому инженеру не ставилась.
Попробуем ту же задачу предложить крупнейшей советской организации по проектированию новых заводов—Государственному институту по проектированию металлозаводов (Гипромез), он, надо думать, найдет ее не менее странной. Сила унаследованных от капиталистического строя и нетронутых еще социалистическим строительством традиций в этом вопросе настолько еще велика, что не один год пройдет, пока проблема приспособления промышленных предприятий для производства и одновременно для целей воспитания будет усвоена инженерами как актуальная, нужнейшая проблема. Но и тогда еще много воды утечет, пока будут выработаны практические подходы для успешного разрешения этой задачи.
В этом явлении между прочим заключается ответ на вопрос — почему мы о связи обучения с производством, о непосредственном включении школьника в производственный процесс говорим довольно много, а сделать можем чрезвычайно мало.
Инженеры и хозяйственники пока еще смотрят на основную идею политехнического воспитания несколько свысока, снисходительно улыбаясь невежественности педагогов в вопросе, что такое современное производство. Лишь совсем недавно в кругах хозяйственников заговорили о политехнической школе, отнюдь, однако, не имея в виду ввести ребят непосредственно в производство. Один из инженеров-педагогов, проведших не так давно много лет в Америке, на прямо ему поставленный вопрос — можно ли в наилучше с технической точки зрения организованной фабрике осуществить хотя бы в некоторой мало-мальски значимюй степени участие школьных ребят непосредственно в производстве — ответил отрицательно.
Можно ли отсюда сделать вывод, что идея связи обучения с производством не в целях профессионального образования, а в целях именно политехнического воспитания является утопией? Отнюдь нет.
Вывод должен быть лишь тот, что в современной технике и в существующих сейчас даже наилучше организованных промышленных предприятиях сила капиталистических традиций, сила десятилетиями отстоявшихся форм и подходов, преследующих преимущественно экономические цели, — а в капиталистическом обществе и цели эксплуатации рабочих, — настолько велика, что потребуется немало усилий, чтобы переломить в этом отношении косность и инерцию носителей современной техники, и это, конечно, не может быть сделано скоро.
Мы были бы, однако, идеалистами, если бы видели причину затруднения для включения учащегося-подростка непосредственно в производство только в косности нашей инженерии и в непонимании хозяйственниками и техниками задач политехнической школы. Причина эта, конечно, гораздо глубже.
Первопричина заключается в том, что капиталистическая техника, учитывая прежде всего выгоду предпринимателя (из чего вытекает массовость производства), совсем не учитывает личности человека, который работает на фабрике. К рабочей силе капитализм и его техника подходит только как к товару, всегда имеющемуся в избытке. Да и некоторые технические изобретения имели между прочим частенько в виду создание таких условий труда, при которых обеспечивалось бы постоянное наличие резервной армии пролетариата, дабы можно было из нее всегда черпать дешевый труд.
Перенимая западно-европейскую и американскую технику, мы перенимаем ее с этими ее недостатками, с этими ее капиталистическими извращениями. Мы вынуждены это делать, поскольку мы стоим на более низком, по сравнению с Западом и Америкой, уровне техники. Но принципиальное наше отношение к развитию техники иное. Мы не можем не учитывать—и это лежит в самом характере нашего строя —личности человека, работающего в производстве. Не может хозяин производства — рабочий класс — подходить к работающему человеку, т.е. к самому себе, как к рабочей скотине, в любом количестве поставляемой производству резервной армией труда. И мы уже начинаем приходить к тому, что это специфическое требование социалистической техники на деле понемножку начинает приниматься в расчет при реконструкции промышленности. Но пока мы — лишь в самом начале пути и прочно станем на этот путь лишь тогда, когда догоним и начнем перегонять современную капиталистическую технику, когда мы пойдем впереди других стран и поставим перед техникой новые, невиданные, неизвестные до сих пор задачи, разрешаемые новыми, своеобразными, социалистическими путями. Мы к этому придем в одну из следующих пятилеток социалистического строительства.
Требования к техническим установкам такого порядка, чтобы на производстве могли получать воспитание подростки школьного возраста, будут в будущей технике, несомненно, учтены.
В вышеизложенном мы исходили из той основной мысли, что включение школьника в процесс труда на фабрике не только теоретически возможно, но и необходимо, что это одно из требований политехнической школы. Кое-кто это, однако, оспаривает. Один из известных наших педагогов в частном письме к автору этой книжки пишет: «Практическая работа на фабрике возможна была во времена Маркса, но тенденция развития техники— сокращение неквалифицированного обслуживающего машину труда.
У нас, может быть, работа на фабрике ребят еще возможна, но через десяток лет это будет совершенно немыслимо.
О устранением работы ребят на фабрике — потеряет ли школа свое значение в деле обучения политехнизму? Конечно, нет».
Последнее замечание, несомненно, правильно. Хотя непосредственное участие ребят в производстве есть один из признаков политехнической школы будущего, но это—признак не настолько решающий, чтобы не говорить сейчас о построении политехнической школы переходного периода. Неправильна, однако, мысль, что практическая работа подростка на фабрике, возможная во времена Маркса, исключается тенденциями развития современной техники и что если эта возможность еще имеется у нас, то только потому, что мы отстали в развитии нашей техники.
Участие подростков в производстве (такое, каким оно было во времена Маркса) принципиально возможно и сейчас, при нынешнем уровне техники. Больше того, сейчас эта возможность, может быть, даже расширилась. Введение машины-автомата, специально предназначенного для выполнения определенных узких операций производственного процесса, и, с другой стороны, введение работы сплошным потоком, нашедшим свое наиболее яркое выражение в конвейере, — эти две особенности современной техники не уменьшают, а, наоборот, увеличивают возможности применения детского труда. Если детский труд не удается в странах развитого капитализма применить в очень широких пределах и формах безобразной эксплуатации, то лишь потому, что борьба рабочего класса все же дала некоторые результаты в том смысле, что детский труд нельзя сейчас так жестоко, так варварски отвратительно эксплуатировать, как это было во времена Маркса. Противодействие идет здесь со стороны рабочего класса, и не техника является этому помехой. Сказанное подтверждается и колоссальным расширением применения неквалифицированного труда в современном производстве, и сокращением кадров высококвалифицированных рабочих.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.