Укладывается ли, однако, теоретическое освещение всех основных вопросов производства, с которыми нужно знакомить в школе, в ту систему школьных дисциплин, которую мы сейчас в школе имеем? Мы думаем, что нет. Это не значит, что в современных школьных программах совсем нет элементов политехнизма. Они имеются. Однако несомненно и то, что современная система школьного образования в некоторой степени является тормозом для осуществления политехнического образования.
Элементам политехнизма в школьных программах уделялось внимание чуть ли не с самого первого дня программной работы Наркомпроса. Еще в так называемых «примерных программах» 1920 г. можно найти те или иные отдельные элементы политехнических знаний, хотя «примерные программы» явственно и четко себе такой задачи не ставили. Основная задача, которая стояла перед составителями программ в 1920 г., заключалась в использовании наиболее свежих методических идей дореволюционной, западно-европейской и американской школ для обновления теоретического содержания школьных предметов и некоторого подновления методов преподавания. И если элементы политехнизма и имеются в этих программах, то только как попутное приложение, как иллюстрация к тому или иному теоретическому положению программы, как первая попытка внести хотя бы кое-что политехническое в школьное образование. Политехнических элементов в программах 1920 г. поэтому особенно искать не приходится. Если они там и имелись, то все же носили только случайный характер.
Несколько иначе обстоит дело, начиная с 1923 г., когда была введена схема Гуса, как основа для программ трудовой школы. Само построение схемы Гуса, в которой центральное место занимает «трудовая деятельность людей», заставляло несколько более сознательно и планомерно вводить в образовательный материал элементы политехнизма. Сама схема это требование учитывала в достаточной мере. Однако на деле, в программной расшифровке, схема Гуса не получила своего полного осуществления, так как содержание схемы вошло в конфликт с той предметной формой образовательного материала, в которую это содержание приходилось вливать. В 1923 т. и позже не был даже поставлен вопрос о необходимости коренной ломки той оболочки, в которую облекалась образовательная работа. Попрежнему для школы, по крайней мере для школы повышенного типа, оставались те же рубрики — физики, химии, естествознания и т. д., и силой инерции, силой рутины, силой традиции, силой привычек как учителя, так и составителей программ в них втискивалось отчасти старое содержание, а политехнические знания, хотя и получившие место в несколько большей мере, чем раньше, все-таки оставались в той или иной степени привеском к теоретическому материалу.
Если взять программы с 1923 по 1927 гг., то мы увидим следующую характерную картину: в большинстве программ политехнический материал (часто под названием «производственный» или «прикладной») выделялся в особую колонку, идущую параллельно с так называемой «теоретической» колонкой, содержащей сугубо теоретические сведения, выводы и обобщения. Старым программам не удалось систематически объединить эту политехническую (вернее — производственную) колонку с колонкой теоретической, и хотя все указания программы и толковали о том, что колонка теоретических знаний не должна рассматриваться изолированно от колонки их применения или колонки производственного материала, хотя всюду прокламировалось, что обе эти колонки равноправны и друг друга обусловливают, на деле, однако, выходило иначе. На деле школа рассматривала и рассматривает программу, как состоящую из двух неравноценных частей. Одна из них представляется учителю основной и центральной — это теоретический материал, дающий некоторую теоретическую систему курса данного предмета, и эту часть учитель считает своей первейшей обязанностью пройти в школе. Вторая же часть — производственный материал — рассматривается как иллюстрация, как приложение, как «побочный продукт производства» и только в очень редких случаях — как отправной, исходный пункт для получения теоретических знаний.
Наличие отдельных предметов, протянувших свои нити от новой схемы Гуса к устаревшему разделению и содержанию образовательного материала и этим самым укреплявших традиционное представление учителя о так называемом «общем образовании» в школе, построение программы каждого предмета в виде двух не смешивающихся частей, вроде белка и желтка в яйце, — все это привело к таким результатам, что сами программы в том виде, как они оформлены в программных сборниках, содержат лишь минимальное количество политехнического материала, да и то разрозненно, несистематично, раздробленно; на деле же школа и этот минимум политехнических знаний отодвигает на задний план и в большинстве случаев (хотя есть и исключения, и не очень малочисленные) базируется только (или главным образом) на теоретической части программы, дающей видимость систематического курса, и фактически держала и еще до сих пор держит школу на уровне примерно 1923 г.
То противоречие, которое существует между внешней оболочкой, в которую заключен программный материал, и тем содержанием, которое хотели дать образовательному материалу составители программы, введши в весьма робкой форме элементы политехнизма,—не разрешено в самом оформлении программ. Это противоречие в большой мере питало и невольно поддерживало и старые методические установки, старый подход учительства к школе и к ее задачам, старые школьные традиции. Если к этому прибавить отсутствие подготовленных учителей, которые могли бы умело подойти к осуществлению развернутого политехнизма, если к этому прибавить трудность на первых порах найти практически наиболее благоприятный синтез теории с практикой, если к этому прибавить и отсутствие стимулирования школы к политехническому образованию со стороны производственною окружения школы, часто не допускавшего и до сих пор не допускающего еще школу близко к непосредственному ознакомлению (хотя бы экскурсионно) с производственными процессами,— то ясно будет, с одной стороны, и то промежуточное состояние, в котором находятся в отношении развернутого политехнизма наши программы, а с другой — необходимость глубоких изменений в этой области.
Резко критикуя нынешнюю установку программ, мы вовсе не хотим умалить значения того большого шага, который сделан советской педагогикой в этих программах. Одно сравнение их с программами 1920 г. ясно это подчеркивает. Более того, программы советской школы, вошедшие сейчас уже довольно глубоко в школьный обиход, создают почву для дальнейших, еще более значительных и более уверенных шагов в направлении политехнизации школы. Программы Гуса настолько продвинули школу вперед, что на их базе стало возможным поставить перед школой ряд конкретных задач воспитания, особенно остро выдвинутых текущим политическим моментом.
Но недоделанность программ в отношении политехнического стержня дает возможность «мертвому хватать живое». Отдавая должное нынешним программам, мы не должны все же терять перспективы и топтаться на месте. Это может на деле оказаться — идти назад.
Создавшееся сейчас положение можно характеризовать следующим образом: методические традиции учительства, его образование и подготовка тянут школу несколько назад; программы пытаются удержать школу в некотором промежуточном положении; на деле же небходимо толкать школу вперед. И уже сейчас назревают среди педагогов и в массе учительства тенденции дальнейшего продвижения школы от теперешнего межеумочного положения к школе политехнической.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.