Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Политехническая школа не может опираться ни на один из отживающих укладов (В. Ваганян)


"Спорные проблемы марксистской педагогики", сб. статей под ред. А. З. Иоанисиани
М., Изд-во "Работник просвещения", 1930 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Она может только иметь опорой наш уклад, может и должна будет идти в эти отживающие, хиреющие и умирающие уклады вслед за коммунистическими, социалистическими формами хозяйства, чтобы вместе с ними разрушать и далее их разлагать, и изживать старину, и закреплять позицию нового социалистического индустриализма.
Вот почему прямо-таки издевательством над читателем звучат рассуждения Пистрака о «разных стадиях развития», на коих будет находиться политехническая школа в зависимости от районов.
«Вполне естественно, что политехническая школа будет несколько разнотипна и находиться на разных стадиях развития в зависимости от района, в котором она работает, вернее — от специфического характера хозяйственного окружения, в котором школа находится».
Это—«вполне естественно», если стать на ту оппортунистическую точку зрения, что задача заключается в постепенном переходе всей школьной сети на политехническую основу, если считать, что внутренняя логика школы эпохи разделения труда неминуемо и эволюционно приведет к политехнизму вслед за хозяйственной революцией, после экономической революции, если, следовательно, стать на ту хвостистскую позицию, что не школа вместе с социалистическими принципами хозяйствования ломает старое, а социалистическая индустрия пусть ломает старое, а школа будет идти на новые пути лишь в меру разрушения пяти укладов, лишь по мере исчезновения их.
Эту катастрофическую точку зрения по сути дела отстаивает Пистрак, несмотря на всякие словесные радикальные программы и декларации.
«Те, которые возражали против подчеркивания, как особенностей переходной эпохи, пережитков прошлого, исходили из сопоставления современной нам переходной эпохи с будущим социалистическим строем. Нам же кажется несомненным, что для нахождения форм осуществления политехнической школы в наше время необходимо исходить из таких особенностей, которые вытекают из сравнения нашей эпохи с предыдущими».
Можно ли так метафизически разрубать надвое прошлое и будущее?
И прошлое, и будущее — в сегодняшнем. Сегодня же мы стоим на той точке зрения, что свою политику и принципы своего хозяйствования, принципы перестроения имеющегося и развертывания нового следует сообразовать с требованиями и перспективами будущего, ни на минуту не упуская из вида прошлого, обреченного на слом, ни на минуту не прекращая преследования уходящего.
Можно ли индустриализацию строить применительно к пяти укладам?
Что требование, чтобы индустриальные предприятия были «разнотипны», в зависимости от «специфического характера хозяйственного окружения», является ярко реакционной чепухой, — понимают все; но почему же трудно понять, сколь реакционна идея «разнотипной» политехнической школы, судьбы коей теснейшим образом связаны с индустриализацией нашей страны, с преодолением «пяти укладов», на плечи которой должна быть переложена добрая половина работы по осуществлении ее?
В чем особенность переходного периода применительно к школе? В том, что проблема разделения труда должна быть решена до того, как будут уничтожены классы руками одного класса, руками пролетариата. Отсюда и специфизм школьной революции: рабочий класс может уничтожить былое разделение труда, подняв труд до уровня культуры и распространив свое положение до всеобщего и обязательного.
Задача школы в переходную эпоху и заключается в том, чтобы разрешить эту двуединую, диалектически взаимообусловленную проблему проблем.
Рабочий класс не может поднять труд до высоты передовой культуры нашего времени, пока труд не станет всеобщим уделом, а последнее неразрешимо до того, пока рабочий не станет независим в культуре.
Эта альтернатива и толкнула рабочий класс дважды за время нашей революции (рабфаки и ФЗУ) прорвать плотину консерватизма и реакционнейшей китайщины в школьном деле, но оба раза нашим школьным реакционерам удалюсь преодолеть удары рабочей инициативы, удалось втиснуть ее во всеубивающие рамки мертвой (вернее — умирающей) схемы, т.е. превратить в традиционные курсы «по подготовке».
Коренное, что определяет характер и пути индустриализации, есть разделение труда между городом и деревней.
Не степень отсталости деревни, а именно разделение труда, различие хозяйственных функций в общей жизни страны, — вот что неминуемо должно оказать колоссальное и решающее воздействие на форму и методы политехнизации.
Если город хозяйственно олицетворяется современным заводом и фабрикой, — село находит свое наипередовое выражение в совхозах, колхозах и еще более — в хлебных фабриках.
Вот что предопределяет формы, в которые должна будет вылиться в переходную эпоху политехническая школа.
В городах это будут колоссальные промышленные предприятия, в сельских районах — фабрики хлеба, но и там и тут в основе ее будет лежать крупное машинизированное и рационально организованное предприятие, дающее возможность всесторонне развить школьника и производительно использовать его труд.
Так ли понимает дело Пистрак? Нет. Его надежды основаны на гнилых подпорках современной индивидуальной мелкой собственности мужика, его взоры обращены в прошлое.
«Если мы сегодня еще не можем говорить о непосредственном участии детей в фабрично-заводском производстве в связи с их обучением в школе (в массовом, конечно, масштабе), то именно отсталость хозяйственных форм в деревне дает возможность осуществить до известной степени идею непосредственного участия ребят в производстве».
Какое же это производство?
Какое же это участие в производительном труде?
Мужицкие дети искони принимали «участие» в труде своих родителей, — много ли они ушли вперед? Из поколения в поколение опыт отцов передавался детям, а мужицкое хозяйство ни на шаг не продвигалось вперед, и мужицкий сын ничуть не становился лучше и умнее, приспособленней и подготавленней своих родителей. Не следует ли отсюда, что как раз «отсталость хозяйственных форм в деревне» мешала детям стать развитее и умнее?
Конечно, следует.
Пистрак просто говорит и предлагает реакционнейшую чушь.
Факт непосредственного участия в труде еще ничего не говорит и ни в коей мере не служит признаком политехнизма. Важно, чтобы это был труд, качественно стоящий выше господствующего самотека и традиции, чтобы он был технически обставлен хорошо и организованно, чтобы он социально был эффективней и прогрессивней дедовского труда. Таким трудом может быть только труд крупных хозяйственных единиц, каковыми являются наши «гиганты».
То, что мужицкий сын рано начинает работу на отцовском поле,— не достоинство, а недостаток, ибо он рано же становится индивидуалистом и собственником.
Судьбы политехнизма деревенской школы непосредственно связаны с судьбой больших государственных хлебных фабрик и колхозов. Деревенская школа нам представляется огромным предприятием с высоко развитой техникой, хорошо разветвленным хозяйством, с производительным использованием труда подростков, труда оплачиваемого и самоокупающегося.
Принципиально так же обстоит дело в городе. Разница, и не малая, проистекает от вышеотмеченного разделения функций.
Пистрак имеет очень странное понятие о положении пролетарских детей. Он полагает, что семья рабочего менее, чем семья крестьянина, заинтересована в труде и заработке ребенка.
«Связь ребенка (рабочего. — (В. В.) с производством через семью идет через ряд посредствующих звеньев. Эта связь отражена в его домашней обстановке и быту, в рабочем клубе, куда идет и школьник, даже на фабричной улице, где он бегает с другими ребятами; она отражена в той идеологии, которую имеет рабочий благодаря классовой своей принадлежности. Но связь эта не воплощена в домашнем труде, в котором участвует и ребенок, не пронизывает всего поведения семьи.Семья учащегося не заинтересована непосредственно и материально в труде учащегося в связи с производством и на производстве».
Можно ли высказать мысль более вопиющую и противоречащую действительности, чем только что приведенная?
Если на самом деле семья рабочего не заинтересована материально в труде школьника, то почему же дети рабочих часто не доходят по школьной лесенке даже до конца школы первой ступени?
Из этого сногсшибательного положения исходя, Пистрак естественно строит совершенно фантастический план политехнизации, не только не согласованный с принципами, но не учитывающий самоочевидные процессы, совершающиеся под его носом.
Почему дети рабочих не дотягивают до конца школы? Потому что не на что жить.
Дети рабочих обычно уходят из школы на производство, на заработки.
Можно ли при таком положении утверждать, будто «семья рабочего материально не заинтересована в труде школьника»?
Нет, нельзя!
Можно ли притти к правильному решению вопроса о политехнизме, исходя из такого неправильного положения?
Нет, нельзя!
И Пистрак это превосходно демонстрирует.
Семья рабочего материально заинтересована в труде школьника-подростка, и задача политехнической школы, кроме всего прочего, — дать возможность эту нужду удовлетворять — это первая заповедь школе переходной эпохи. Понял ли эту заповедь Пистрак?
Нет.
Он продолжает утопические бредни мелкобуржуазных педагогов и хочет нынешнюю школу «связать» с производством, и конечно, получается сплошной курьез.
«Никогда до сегодняшнего дня капиталистическое общество да и наше советское государство при организации того или другого промышленного предприятия, фабрики, завода, электростанции, рудника не ставили себе задачи построить их так, чтобы они могли, помимо производственных функций, для которых они непосредственно предназначены, удовлетворить и целям образования и воспитания подрастающего поколения».
То естъ как это «помимо»?
Помимо производственных функций, рационально организованное предприятие и не может брать на себя никаких обязательств. Всякая посторонняя производству функция убивает производство.
Пистрак жалуется: «Инженеры и хозяйственники пока еще смотрят на основную идею политехнического воспитания несколько свысока, снисходительно улыбаясь невежественности педагогов в вопросе, что такое современное производство».
Но разве инженеры не правы? Разве не предельное невежество требовать, чтобы производство брало на себя еще и педагогические функции?
Пистрак, на протяжении всей главы иллюстрирует такое бездонное незнание элементарных основ экономики:
«Один из инженеров-педагогав, проведших не так давно много лет в Америке, на прямо ему поставленный вопрос — можно ли в наилучше с технической точки зрения организованной фабрике осуществить хотя бы в некоторой мало-мальски значимой степени участие школьных ребят непосредственно в производстве—ответил отрицательно».
И, разумеется, этот инженер не ошибся — участие школьников, т.е. людей, чуждых производству и не доставляющих органической его части, — это сплошное вредительство, и чем усовершенствованней завод или фабрика, том в большей мере.
Но ведь Маркс говорил...
Да, Маркс говорил о детском труде, являющемся органической частью производства! Маркс ужаснулся бы, узнав, что наши педагоги намереваются «включать ребят в том или другом месте в производство», опираясь на его... политехнизм.
Все эти умопомрачительные откровения делаются для того, чтобы стало возможным доказать, что переходная эпоха требует своего специфического политехнизма, который будет ступенью к коммунистическому политехнизму:
«Эта специфичность отразится прежде всего на школе в том отношении, что только небольшая, сравнительно, часть школ сможет добиться проведения своих учащихся через практикум на производстве. Этими школами, естественно, в первую очередь будут фабрично-заводские семилетки. Другие школы (в том числе городские) должны будут довольствоваться только экскурсиями на фабрику и завод.
Это отразится затем и на том, что продолжительность участия ребят в фабрично-заводском труде будет весьма невелика (1—3 месяца) и возможна будет лишь в старшем школьном возрасте (к самому концу семилетки — в лучшем случае).
Это отразится, наконец, в необходимости значительного периода политехнического труда в школьных мастерских и такого их построения, чтобы учащиеся через мастерские наилучшим образом подводились к пониманию крупного производства и наиболее успешно подготовлялись к участию в нем».
В-четвертых, добавим мы от себя, это отравится на том, что школа Пистрака станет школой «порядочных» людей, имеющих достаточно средств, не нуждающихся в труде детей, а рабочая и пролетарская голь и «рвань» будет поставлять вновь в том же старом порядке малограмотных недоучек.
Замечательная ступенька к будущему!
Нет, товарищи, выбросьте эти реакционнейшие бредни вон из головы. Рабочий класс взял власть для того, чтобы покончить раз навсегда со всякими привилегиями, достающимися за деньги.
Политехническая школа Маркса — это не старые гимназии, которым открывают ворота фабрик для «практикумов» и «экскурсий». Это прежде всего хорошо организованное и дисциплинированное предприятие. ФЗУ и рабфаки в их первоначальном виде указывали направление, в каком следовало искать решения вопроса.
Форд, к великому стыду нашему, практически попытался реализовать школу-предприятие, и после всего этого читать фантастические утверждения Пистрака нестерпимо.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +