О первых же шагов после Октябрьской революции педагоги естественно столкнулись с вопросом о природе политехнической школы. Как они решали этот вопрос?
По совершенно непонятному недоразумению началось с того, что противопоставляли политехническое—монотехническому, не понимая, до чего это курьезно и безграмотно. Монотехническое образование — это беспросветная чушь! Монотехницизм в смысле изучения голых трудовых манипуляций возможен, но тогда образование невозможно, ни при чем! Политехническое противостоит не монотехническому, а гуманитарному. Ленин со свойственной ему ясностью это разъяснил нашим педагогам.
Было бы жестокой ошибкой думать, что после авторитетного разъяснения Ленина наши педагоги и теоретики новой школы стали на правильный путь. Нисколечко. Взамен одной ошибки, получила всеобщее распространение другая: политехническую школу стали приравнивать к современной, немного подправленной гуманитарной школе или ее нынешним остаткам.
А. В. Луначарский, например, так понимает вопрос: «Трудовая школа должна дать политехническое образование, т.е. «усвоение на нескольких примерах основных начал, основных законов, основных процессов нынешнего усовершествованного, научно-организованного труда».
Это и есть весь политехнизм?
Без труда можно заметить, что тов. Луначарский находится в плену просветительских иллюзий насчет судеб гуманитарной школы, но еще более насчет роли труда в деле образования.
«Несколько примеров»! Мы ниже увидим, как А. В. Луначарский полагает эти примеры преподнести школьникам.
Своеобразный эклектизм вьпирает из каждой строчки статей Луначарского. Его последние статьи в этом отношении разделяют лишь общую судьбу предыдущих. Одна из них («Н. пр.», № 11 за 1928 г.), направленная против Гастева и его методов подготовки квалифицированной рабочей силы, особенно поучительна. Основное возражение против Гастева. — «само развитие машинизма непременно приведет к торжеству рабочего-инженера» — и метко и верно.
И метко и верно!
Обобщая, А. В. Луначарский выставляет требование, с которым не согласиться нельзя:
«Государство должно заботиться о подготовке рабочих в смысле (!!) народного образования. Аппаратом, через который государство осуществляет эту последнюю функцию, является Наркомпрос».
Именно. Вся система народного образования должна быть построена таким образом, чтобы подготовка рабочего-инженера совершалась столь же естественно, как естественно происходит теперь выпуск интеллигентов.
А на деле? А на деле — увы! Наркомпрос занят отстаиванием гуманитарной школы — фабрики гуманитарной интеллигенции— против политехнической школы. На вопрос о том, почему же Наркомпрос до сего времени не удосужился заняться разрешением проблемы подготовки рабочих, Луначарский отговаривается:
Н. К. Крупская так определяет политехнизм:
«Что значит «политехнический»? У нас «политехнический» часто понимали в смысле многоремесленности и думали, что если в преподавание школы введут изучение вместо одного—трех или четырех ремесел, то и дело в шляпе: получится политехническая школа. Политехнизм вовсе не есть многоремесленность. Политехнизм имеет целью изучение современной техники в целом, главных ее достижений, ее основ, изучение взаимоотношений между различными отраслями производства, изучение тенденций развития современной техники, выяснение того, куда идет это развитие. Маркс придавал громадное значение материальной базе, поэтому, конечно, он не мог не придавать значения ее углубленному изучению. Вот почему он требовал, чтобы школьные занятия носили политехнический характер. Мы думаем, что, положив в основу схем программ изучение трудовой деятельности людей и ее организацию, мы тем самым уже придаем нашей школе политехнический характер».
Это и более точно, и более определенно. Однако я не могу согласиться с последней фразой цитаты: «Изучение трудовой деятельности» по программам не только не делает школу политехнической, но представляет собою разительный пример тактики заплат к старой гуманитарной школе. Человек, изучивший в наших школах по книжищам процесс труда, не менее интеллигент, не менее оторван от жизни, чем его товарищ, ограничивший свой кругозор исключительно вопросами идеологии.
Перемена содержания программ меняет характер подготовки, объем знания, но нисколько не меняет социальное лицо питомцев наших школ.
Когда Сватковский пишет: «Под политехническим трудовым образованием надо понимать такое образование, которое вводило бы человека во всю сложность трудовых отношений и давало бы научное объяснение не примитивным формам труда, а наиболее совершенным» («Н. пр.», № 6 за 1928 г.),— он пишет сущие пустяки, так как задача не в том, чтобы давать объяснение, а в том, чтобы практически использовать труд как с учебной, так и с производственной целью. Политехнизм как раз и заключается в овладении знанием и практически и теоретически. Само собой разумеется, — знанием в его наивысшей, наипередовой и наиразвитой форме.
Совершенно справедливо Сватковский пишет:
«Педагог, сколько-нибудь вдумчиво относящийся к вопросам трудового политехнического воспитания, должен самым решительным образом протестовать против подмены политехнического образования — образованием ремесленным, как бы сложно и даже морализировано это ремесло ни было».
Это верно. Но что же это значит? Это означает: политехническое образование следует строить на труде фабричном, а не на кустарно-ремесленном. Фабричный труд мыслим как производственный труд, — экспериментальных фабрик и заводов не бывает. Это означает, следовательно, — подлинно политехническое образование дает лишь школа, в корне порвавшая всякие связи с гуманитарными традициями.
Гораздо ближе к истине П. Блонский, когда определяет политехническую школу как школу научно-индустриальную:
«Машина допускает сравнительно быстрое перемещение рабочего из одного вида труда в другой и тем самым дает ему возможность политехнических обобщений, которые, в силу теснейшей связи индустриальной техники с наукой, тем самым становятся научными обобщениями. Не профессиональная школа, специализирующая подростка в определенной фиксированной профессии, но политехническая школа, дающая всестороннее научно-индустриальное образование, является современной школой. И такая школа гарантирует своим воспитанникам в качество конечного результата равное приобщение к миру современной культуры. Только индустриальная политехническая школа может быть действительно единой школой, имеющей полное социальное оправдание».
Но и он отнюдь не исчерпывает всех признаков, необходимых для марксовской политехнической школы.
Политехническая или гуманитарная школа— так должен стоять вопрос. Ответы Маркса и Ленина общеизвестны — школа должна быть политехнической, гуманитарной школе пришел конец.
Что такое политехническая школа? Это — школа, школьная система, которая соединяет в себе умственный и физический труд.
Маркс следующим образом определяет политехническое воспитание: «...знакомящее с общими научными принципами всех производственных процессов и в то же время дающее ребенку и подростку практические навыки в обращении с элементарными инструментами всех производств».
Для Маркса политехническое воспитание неразрывно связано с идеей слияния физического и умственного труда.
Физический труд, производительный труд, на котором строится знание всех основ нынешней техники и производства, — такова должна быть школа нового времени, которой, по мнению Маркса, предстоит разрешить антиномию между правом, завоеванным пролетариатом, и возможностью, еще им не добытой и добываемой с таким трудом. Политехническая школа как раз и призвана решать это основное противоречие!
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.