Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Проблема политехнической школы (В. Н. Шульгин)


"Спорные проблемы марксистской педагогики", сб. статей под ред. А. З. Иоанисиани
М., Изд-во "Работник просвещения", 1930 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

В школе надо шире и глубже проделать то, что лучшие из них делают, то есть помогать ребятам осознать, углубить тот опыт, который они имеют, больше того, — расширить его намеренно сорганизованным.
Это — домашний труд, труд в сельском хозяйстве, техническая деятельность ребят. О них шла речь. Они учат, они воспитывают. Но есть и другие виды труда, в которые втянуты ребята, — кустарный, ремесленный, фабрично-заводской труд. И здесь, как и там, бесспорно идет этот воспитательный стихийный процесс. И не одному и тому же учит фабрика и сельское хозяйство, и но одно и то же дома делает ребенок крестьянина и фабрично-заводского рабочего, и не один и тот же быт, не одна и та же обстановка труда. Разному научаются дети. Но и тут и там обучение идет, шло, вернее, медленно. Столетия делают ту же работу крестьяне. Те же орудия труда, медленно менялись они. Медленно разрушался, изменялся деревенский быт, деревенские устои, медленно втягивалась деревня в мировую торговлю, в мировой рынок и не так, как фабрика, поиному его ощущала. Как деды, работали внуки, и не насмешкой, не издевательством звучали фразы о том, что отцы так жили и мы проживем. Другое в городе. Завод рос, изменялся, одни станки заменялись другими, менялись и приемы работы, и из фабрики к фабрике, из завода к заводу гоняла рабочих безработица, увольнения, политическая неблагонадежность, запрещения жить в тех или других городах. И само экономическое развитие властно требовало от рабочего новых навыков, умений, определенного уровня знаний, грамоты. Больше, властнее, чем в деревне. И в этом заинтересован был не только он сам, но и хозяин. Невыгодным становилось иметь безграмотного рабочего. Отсюда борьба за всеобщее обучение, отсюда фабричные курсы и школы. И те самые дети, которые работали по 10—12 часов в день, должны были проходить еще грамоту.
Так намечалась, так зарождалась политехническая школа. Она вырастала из труда, на основе труда. Выколотить из рабочего максимум, увеличить продуктивность его труда, — вот что толкало фабриканта к ее организации. Вот почему о ней говорит и Оуэн в Англии, и Прохоров в России, в старой царской России в 1832 году.
Политехническая школа родится на фабрике. И не досужие фантазии и вымыслы ее порождают, а требования производства; она — несомненное продолжение неорганизованного воспитательного процесса. Но если он учит стихийно, от случая к случаю и поэтому медленно и не всегда правильно, она — попытка осознать этот опыт, использовать его для улучшения эффекта работы. Так вырастает это подлинно трудовая школа, тот новый тип школы, к которому мы идем.
Но развернуться целиком, дать все она в капиталистических условиях не может, Рожденная производством, она используется буржуазией для своих целей, не для того, чтобы помочь ребятам целиком взять то, что дает производство, производственные отношения, классовая борьба, такие яркие, убедительные, выпуклые в фабрично-заводской среде, а для того, чтобы дать то, что выгодно предпринимателю, что нужно ему для осуществления его целей. Так превращается она в профессиональную школу, узкую, искусственно ограничивающую знания ребенка школу. Это понятно, он сам — придаток машины, продолжение машины на капиталистической фабрике, и только. И получает он общее образование только в том размере и в такой мере, чтобы не перестать быть машиной, не пожелать перестать ей быть. И хотя политехническая школа рождается на основе производства в буржуазную эпоху, развертывается она только в переходный период. Об этом неоднократно писал Энгельс:
«Таким образом устранение противоположности между городом и деревней не только возможно, но сделалось прямой необходимостью для самого промышленного производства, как равно необходимостью и для земледельческого производства, а сверх того также и для охранения общественного здоровья...».
«...Но общество, освобожденное от преград капиталистического производства может пойти еще гораздо дальше. Создав поколение всесторонне обученных производителей, понимающих научные основы всего промышленного производства и практически изучивших от начала до конца целый ряд отраслей производства, оно создает новую производственную силу».
Или еще ярче, еще определеннее.
«Подобно тому, как в прошлом столетии крестьяне и рабочие в мануфактурах изменили весь свой образ жизни и стали совершенно другими людьми, когда оказались вовлеченными в крупную промышленность, точно так же общее ведение производства силами всего общества и вытекающее отсюда новое развитие производства будут нуждаться в совершенно новых людях и создадут их. Общественное управление производства не может осуществляться людьми в роде нынешних, из которых каждый подчинен одной какой-нибудь отрасли производства, прикован к ней, эксплуатируется ею, где каждый развивает только одну сторону своих способностей за счет всех других и знает только одну отрасль или часть какой-нибудь отрасли всего производства. Уже нынешняя промышленность все меньше в состоянии пользоваться такими людьми. Тем более промышленностъ, управляемая всем обществом планомерно и в общественном интересе, нуждается в людях со всесторонне развитыми способностями, в людях, способных ориентироваться во всей системе производства. Разделение труда, расшатанное уже в настоящее время машиной и превращающее одного в крестьянина, другого в сапожника, третьего в фабричного рабочего, четвертого в биржевого спекулянта, исчезнет совершенно. Воспитание позволит молодым людям быстро знакомиться со всей системой производства, оно позволит им поочередно переходит от одной отрасли производства к другой в зависимости от потребностей общества или их собственных склонностей. Таким образом воспитание освободит их от той односторонности, к которой вынуждает в настоящее время каждого современное разделение труда. Таким образом общество, организованное на коммунистических началах, дают возможность своим членам всесторонне применить их всесторонне развитые способности.. Но вместе с тем необходимо исчезают и различные классы. Таким образом общество, организованное на коммунистических началах, с одной стороны, несовместимо с дальнейшим существованием классов, а с другой стороны, создание этого общества само дает возможность устранить классовые различия. Отсюда вытекает, что противоречие между городом и деревней тоже исчезнет. Одни и те же люда будут заниматься земледелием и сельским хозяйством, вместо того, чтобы предоставлять это делать двум различным классам. Это является необходимым условием коммунистической ассоциации уже в силу материальных причин».
- Так решают вопрос Маркс, Энгельс. Впервые теперь, в переходную эпоху, начинает сближаться умственный и физический труд, стираться, сглаживаться, уменьшаться пропасть между городом и деревней; впервые начинает становиться реально-возможною проблема всесторонне развитого человека. Впервые теперь мы можем, должны начать воспитывать ребят на основе сельскохозяйственного и фабрично-заводского труда, «знакомя их с общими научными принципами всех производственных процессов и в то же время давая ребенку и подростку практические навыки в обращении с элементарными инструментами всех производств» (резолюция: 1 конгресса I Интернационала.) Это и есть политехническая школа. Она учит на опыте, в процессе работы, в связи с ней.
Так, и только так, стоит проблема. А многие товарищи, испугавшись ее сложности, начали шуметь о том. что школа крестьянской молодежи — тоже политехническая школа, и на окраинах, там, где нет железной дороги, там, где не пролетал ни один аэроплан, где никто не видел автомобиля, там, где нет заводов и фабрик, там тоже есть политехническая школа.
Это бесспорный грубый сбой. Он вреден теоретически и, хотя он порожден «практичностью» людей, спорящих с «теоретиками», «мечтателями», «фантазерами», он практически вреден, так как он дезориентирует, усыпляет, сбивает с пути, мешает видеть то, что есть, а создаются, крепнут, растут предпосылки политехнической школы.
Это раньше спала деревня, это раньше она прозябала, это раньше она могла довольствоваться элементарной грамотностью, а то и обходиться без нее. Теперь иное. Идет перестройка хозяйства и быта. И там, где тащилась кляча — пыхтит трактор, где громыхала телега — пробегает автомобиль, где было трехполье, хуже того,— где из года в год на одной и той же земле сеяли хлеба,— теперь семиполье, правильный севеоборот. Где раньше дубинками на лавке выколачивали зерна ржи или тяжелые цепы гудели в воздухе, и от них ломало спину и руки, теперь обмолачивает трактор, и вместо серпа и косы по полю и лугу бежит жнейка, сноповязалка и сенокосилка, а там где прежде с спокойной важностью с кошолкой на груди шел пахарь и разбрасывал горстью зерно, теперь стучит машина.
В море единичных крестьянских хозяйств врезались зерновые фабрики, совхозы, и длинной шеренгой идет, пыхтит десяток-два тракторов, колонны тракторов.
Где раньше одиноко, понуро измученная кляча везла иссохший навоз, там в землю теперь бросается искусственное удобрение.
Идет химизация. И строятся в разных пунктах Рогоза заводы. Не тракторные только, не для выработки плугов, но для выработки удобрений. И для покупки их, сбыта продукта, для лучшей обработки земли создаются кооперативные артели, кшхозы, коммуны. Нельзя больше быть неграмотным, нельзя по-прадедовски делать дело. Смеются над этим пионерчиком, школьники и серьезно и деловито говорят о том, как надо поднять хозяйство, как надо улучшить породу кур. А за курами идет огород, сад, поле... Длинный ряд советов, которые сообщила ему школа, дал пионеротряд. Об этом же пишет из города красноармеец, говорит заезжий агроном. А по краям дорог, а то и по целине, расставлены железные мачты с натянутыми блестящими на солнце канатами, они кричат о том, что город идет сюда, в глубь полей и лесов, чтобы помочь деревне, облегчить ее труд. И горят в сотнях сел электрические лампочки, и то, что раньше делали руками, делает машина; ворвалась она в деревню, хату, изменяет она крестьянский, сельскохозяйственный, кустарный труд.
Так изменяется старая деревня. Она отходит вглубь, и то, что раньше было достоянием только города, становится достоянием и деревни.
Но это только начинается,—кричат нам «трезвые». Это пока исключение, а в массе пока иное. Но за этим — будущее. Это растет,—ответим мы им: и если вы хотите говорить о политехнической школе, ищите ее предпосылки здесь, в этих клочках будущего, в современности. И не наклеивайте ярлычка на прошлое, на то, что умирает, на то, что уходит вглубь. Нет политехнической школы на наших глубоких окраинах. Нет ее в захудалой деревне. Нет и не может быть. Но она может быть, может расти на этих островках. Но вы не видите этого, не помогаете этому, и она вырастет помимо вас.
А островки эти есть. И они не разбросаны одиноко. Нет. Они объединены, связаны, и не различишь порою, город то или деревня. По равнинам, полям, среди лесов разбросаны фабрики и заводы. Их не так мало. И здесь есть школы. Какие они? И как с ними быть? И связаны они с деревней органически, крепко? И когда в деревне прадедовский труд, надо бороться с ними, ломать, вводить новый, и они, эти рабочие-крестьяне,—лучшие агитаторы, пропагандисты, но труд—прадедовский, техника — допотопная, и нет здесь достаточных данных для политехнизма.
Но когда в деревне вводятся трактор, жнейка, удобрение, может быть, блестит электричество, вот тогда... тогда эти предпосылки налицо. Фабрика, наша фабрика, закинутая в глубь лесов и полей,— а громадное количество наших фабрик именно так и расположено, — где вводится новая техника, — вот это создает предпосылки политехнизма. И если из этой деревни на фабрику тянутся парни, а с фабрики на побывку, в о тпуск идут в эту машинизированную деревню,—вот где развертывайте политехническую школу. Она просится в руки, она развертывается сама. И такие пункты есть. Надо их выявить все, надо посмотреть пятилетку, которая их создает, и строить, строить и строить. А не болтать о политехнизме у кочевников.
В процессе труда разностороннего, технически если и не совершенного, то и не отсталого, современного, растет новый человек и в связи с ним, в процессе его получает он знания. Труд связывает его с целым миром, с современностью и прошлым. Он помогает выковать идеологию. И вместо религии, уроков морали, истории героев средних веков, запыленных, полуистлевших книг выдвигается, растет, захватывает новые сотни тысяч, новые миллионы детей пионердвижение. И здесь учеба, в процессе борьбы, в процессе строительства.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +