Если мы всерьез хотим ставить политехническое образование, мы должны издать письмо для родителей-рабочих и работниц, как будить у ребят интерес к технике, мы должны просмотреть программу детского сада и посмотреть, как может детский сад будить интерес к технике, мы должны просмотреть с этой точки зрения программы нашей четырехлетки и семилетки, мы должны соответствующим образом строить всю внешкольную работу.
Обучение всякому труду может носить или профессиональный или политехнический характер.
Возьмем хотя бы такой обычный предмет обучения, как шитье. Можно учить шить по-разному.. Можно учить часами делать ровные стежки или метать петли. Это будет обучение ремеслу. А можно это обучение поставить совсем по-иному. Можно поставить его так, чтобы оно было связано с изучением материала и инструмента, чтобы ребенку ясно стало, как для разного материала нужен для производства одного и тото же процесса разный инструмент, одной иглой надо шить кисею, другой—сукно, кожу надо шить шилом, бумагу надо не сшивать, а склеивать, дерево надо не сшивать, а сколачивать и т. д. Это будет уже политехнический подход к изучению шитья. Можно давать или в одиночку возиться со стежками или работать вдвоем, втроем по счету, внося в работу ритм, то замедляя, то ускоряя его. А потом, проделывая ряд других движений также под ритм, под песню. Можно обучать и шитью на машине по-разному: надо указать только, как вертеть колесо, вставлять челнок и пр., или же можно связать обучение шитью на машине с изучением самой машины и аналогичных машин. Можно таким образом обучать шитью как ремеслу, можно обучать шитью, связывая это обучение с анализом материала, инструмента, двигателя и пр., — это будет политехническое обучение.
Ясно, что подход к обучению зависит от политехнической квалификации преподавателя, от уменья его связывать простейшие трудовые акты с более сложными, наглядно анализировать все элементы трудового процесса, а не от одного оборудования. Когда существовало только ремесло, тогда не могло быть политехнического образования, ибо между ремеслами была стена, неясно было, что общего между этими ремеслами, не было их анализа. Только развитие машинного производства помогло осмыслить, анализировать ремесленные трудовые процессы, понять, что в них есть общего. И чем дальше развивается техника, тем глубже возможно заглянуть в сущность каждого трудового процесса. Но для того чтобы использовать этот, основанный на базе современной техники, анализ, вовсе нет надобности забираться непременно в самую усовершенствованную фабрику. Можно повести ребят на экскурсии на самую передовую фабрику, но если предварительно не было проведено работы по воспитанию у них технического интереса, по привитию уменья сознательно подходить к каждому трудовому процессу, к каждой машине,—такая экскурсия может дать очень мало, а с другой стороны, экскурсия на сравнительно отсталую фабрику, если проведена соответственная предварительная работа, может дать очень многое для расширения у учащегося политехнического кругозора.
Состояние техники в данный момент определяет возможную степень глубины политехнического воспитания, но это вовсе не значит, что в более отсталых местностях политехнического воспитания поставлено быть не может, и мы должны сложить ручки в брючки и ждать, пока индустриализируется страна, а пока заниматься политехническим воспитанием лишь в немногих передовых в промышленном отношении городах. Те, кто так думает, забывают одно, что политехническое воспитание — не только следствие прогресса техники, но и орудие индустриализации. Политехническое воспитание должно быть массовым, поголовным. Только при помощи масс, при их участии можно индустриализировать страну. Так думал Владимир Ильич. Это особенно ярко выразилось в его переписке с тов. Кржижановским о плане электрификации страны. Надо увлечь массы, разбудить их самодеятельность.
«Нельзяли, — писал Владимир Ильич в январе 1920 г. Г. М. Кржижановскому — добавить план не технический, а политический или государственный, т.е. задание пролетариату».
«Примерно: в 10 (5?) лет построим 20—30 (30—50?) станций, чтобы всю страну усеять центрами на 400 (или 200, если не осилить больше) верст радиуса: на торфе, на воде, на сланце, на угле, на нефти (примерно перебрать Россию всю, с грубым приближением). Начнем сейчас закупку необходимых машин и моделей. Через 10 (20?) лет сделаем Россию «электрической».
«Я думаю, подобный «план» — повторяю, не технический, а государственный, — проект плана вы бы могли дать.
Его надо дать сейчас, чтобы наглядно, популярно для массы увлечь ясной и яркой (вполне научной в основе) перспективой: за работу-де, и в 10—20 лет мы Россию всю, и промышленную, и земледельческую, сделаем «электрической».
«...Повторяю, надо увлечь массу рабочих и сознательных великой программой на 10—20 лет».
Мысль, как увлечь массы,— не давала спать Ильичу. И он пишет тов. Кржижановскому:
«Г. М., мне пришла в голову такая мысль:
Электричество надо пропагандировать. Как? Не только словами, но и примером.
Что это значит? Самое важное — популяризировать его. Для этого надо теперь же выработать план освещения электричеством каждого дома РСФСР.
Это надолго, ибо на 20.000.000 (40.000.000?) ни лампочек, ни проводов и пр. у нас долго нехватит.
Но план все же нужен тотчас, хотя бы и на ряд лет. Это — во-первых; а во-вторых, надо сокращенный план выработать тотчас и затем, это —в-третьих, и это самое главное — надо успеть вызвать и соревнование, и самодеятельность масс для того, чтобы они тотчас принялись за дело.
Нельзя ли для этого тотчас разработать такой план примерно:
1. Все волости (10—15 тыс.) снабжаются электрическим освещением в 1 год.
2. Все поселки (0,5—1 миллион, вероятно, не более 0,75 миллиона) — в 2 года.
3. В первую очередь изба-читальня и совдеп (2 лампочки).
4. Столбы тотчас готовьте так-то.
5. Изоляторы тотчас готовьте сами (керамические заводы; кажись, местные и маленькие?), готовьте так-то.
6. Медь на провода. Собирайте сами по уездам и волостям (тонкий намек на колокола и пр.).
7. Обучение электричеству ставьте так-то.
Нельзя ли подобную вещь обдумать, разработать и декретировать?»
Так писал Ленин в 1920 г.
Я привела такую длинную цитату потому, что она как нельзя лучше иллюстрирует отношение Ильича к массам, во-первых; во-вторых, она бросает свет на то, почему Ильч так налегал на политехническое образование. Его «Заметки на тезисы Н. К.» писал как раз в тот же период, что и письмо к Г. М. Кржижановскому.
«Нельзя так писать о политехническом образовании,—писал он в этих заметках, — выходит абстрактно, для далекого будущего, не учитывается насущная, теперешняя, печальная действительность».
«Надо сказать ясно, что никоим образом мы не можем отказаться от принципа и от осуществления тотчас в мере возможного образования, именно политехнического». И далее: «Безусловным заданием поставить немедленный переход к политехническому образованию или, вернее, немедленное осуществление ряда доступных сейчас же шагов к политехническому образованию».
И далее он развивает свою любимую мысль, как использовать то немногое, что мы имеем, причем надо заметить, что в числе этого немногого фигурируют также и совхозы, ибо в круг политехнизма Ильич включает и сельское хозяйство.
Я не буду приводить дальше цитаты, — всякий имеет теперь возможность изучить эти заметки Ильича.
Они красноречиво говорят о том, как понимал Ильич политехнизм.
Он заботился не о подготовке «рабочей силы», «рабочих рук» только, а о воспитании сознательных строителей новой технической базы, которая сделают нашу страну непобедимой, сытой, просвещенной. Он не отделял подготовку рабочей силы от подготовки сознательных строителей новой технической базы.
В этом гвоздь споров о политехнизме, и потому так горячи споры на эту тему.
Вопрос о политехническом образовании и воспитании увязывается у Ильича вообще с новым подходом к труду, к вопросам дисциплины и пр. В том же 1920 г. Ильич писал о субботниках, о новой сознательной дисциплине.
В статье «От разрушения векового уклада к творчеству нового» (напечатана впервые в
т. ХХV нового издания) Ильич говорит о социалистическом труде.
«Строить новую дисциплину труда, строить новые формы общественной связи между людьми, строить новые формы и приемы привлечения людей к труду,— это работа многих лет и десятилетий.
Это — благодарнейшая и благороднейшая работа.
Счастье наше, что, низвергнув буржуазию и подавив ее сопротивление, мы смогли завоевать себе почву, на которой такая работа стала возможной.
В этой же статье Ильич говорит о высшей стадии социалистического труда, о
коммунистическом труде.
«Коммунистический труд в более узком и строгом смысле слова есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне норм, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условий о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд как потребность здорового организма».
У нас единая трудовая школа. Но, если мы хотим строить ее так, как хотел Ильич, мы должны думать не только о том, чтобы дать ребятам известную сумму трудовых навыков, а чтобы воспитать ребят способными к социалистическому, к коммунистическому труду. По странному стечению обстоятельств — в силу нашей нищеты, невозможности оборудовать школы, неуменью научить ребят работать по-новому — мы перескочили через ступеньку и больше практикуем в наших школах обучение коммунистическому, чем социалистическому труду. Наша общественно-полезная работа — это кусочек коммунистического воспитания, но эта общественно-полезная работа часто вырождается в одно митингование, в постановку спектаклей и пр., превращается потому, что под нее не подведена база социалистического труда, отсутствует уменье, охота, привычка работать по-настоящему, отсутствует настоящая трудовая закалка, интерес к работе, к технике, уменье работать коллективно, проверять результаты своей работы.
И именно потому, что база социалистического труда в нашем воспитании еще отсутствует, для нас имеет такое исключительное значение политехническое воспитание, дающее уменье понять, как надо браться за любой труд, дающее не только понимание того, что его надо сделать, но и как его наилучшим образом, наиболее рационально выполнить.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.