Воспитание есть планомерный, сознательный общественный процесс, посредством которого изменяется общественная деятельность людей, создаются новые формы жизнедеятельности общественного человека, новью слреобы и формы его отношения к общественным условиям и к другим людям. Через изменение организации деятельности человека воспитание создает новые, наиболее активные силы общественного прогресса, ускоряет развитие общества, а через развитие общества осуществляет и развитие отдельных людей. Следовательно, воспитание не есть саморазвитие, самовоспитание человека. Как познание не есть самопознание и непременно предполагает объект, отношение между мыслью о предмете и предметом мысли, так и воспитание есть развитие отношений между индивидуумом и обществом, выражающихся в многообразной деятельности общественного человека. Изменение отношений человека к окружающему и есть развитие деятельности этого человека. Это изменение отношений между общественным строем и личностью выражается в активном переделывании, изменении среды человеком, в развитии всего действительного, с одной стороны, и в осознании действительного, в создании условий, сил и средств осуществления действительного — с другой. Таким образом воспитательный процесс есть планомерное, сознательное развитие деятельности людей в процессе и посредством их активной деятельности в данных общественных условиях. В воздействии на природу человек изменяет и собственную природу, в познании окружающего мира мы познаем и самопознание, в процессе активной общественной работы, деятельности, мы изменяем законы и формы этой деятельности.
Если воспитание есть своеобразный вид отношений между общественной средой и человеком, — вид отношений, в котором через активное изменение условий жизней изменяется и сама жизнедеятельность человека, то и нормы, цели воспитания выводятся не из отдельного человека или только из пассивных условий, а из развития общества, одним из факторов которого является активная деятельность людей. Выведение целей воспитания из внутренних запросов природы человека, из интересов воспитуемого при полном отказе от внешних требований и задач ведет:
1) к развитию в человеке всех стремлений, индивидуалистических наклонностей, запросов, развитие которых ведет к антисоциальным действиям, а тем самым и к социальному вырождению, к гипертрофированному индивидуализму;
2) к пассивному приспособлению воспитания к неоформившимся, динамическим интересам учащегося, что укрепляет могущее и долженствующее быть измененным, с одной стороны, и уничтожает воспитание, сводя его к саморазвитию ребенка, — с другой;
3) к искусственному созданию у воспитуемого идеалов по образу и подобию педагога, к укреплению необоснованных, вредных, органически необусловленных запросов, капризов, эгоизма, тщеславия, эгоцентризма и т. д.;
4) а все это вместе взятое ведет к разрушению субъективных сил и факторов общественного прогресса, к игре слепых сил общества и к их слепой власти над человеком, что закрепощает, а не освобождает человека.
Выведение целей воспитания только из внешних окружающих условий неизбежно ведет:
1) к сведению воспитания к пассивному приспособлению к существующим условиям, к оппортунизму в педагогике, к защите всего существующего;
2) к уменьшению активности, творчества, самодеятельности, что подавляет индивидуальную деятельность, являющуюся непременным условием развития общества.
Воспитание не есть орудие и средство оправдания и защиты отживающих отношений, как оно не есть только средство развития индивидуальных запросов воспитуемого. И то и другое ведет к уничтожению воспитания. Отсюда ясно, что воспитание имеет своей целью развить в учащихся максимум активности, установить многообразие форм, способов и средств активной деятельности в обществе, создать у них объективные идеалы, задачи, научить их осуществлять эти идеалы самостоятельно, устанавливать условия и средства осуществления поставленных задач. В основном воспитание создает из человека сильный, сознательно и планомерно работающий «трансформатор» общественной жизни. Это все же не дает права утверждать, что всякое воспитание существует ради воспитания. Активная работа в общественном строительстве, в развитии общества есть не спорт, а смысл, цена и назначение жизни каждого отдельного сознательного гражданина. Воспитание есть средство, фактор общественного развития, а не нель общественной жизни. Оно является формой изменения отношений между общественным развитием и отдельными людьми.
Мерой воспитанности человека, а значит и вообще всякого воспитания является степень понимания основных задач общественного развития, тенденций, степень активности осуществления этих задач, степень подчинения сознательному действию восходящего класса объективной стихии товарного общества, его слепых сил и отношений. Понимание и осуществление действительного есть мера воспитания. Но действительное, система задач, тенденции развития данного общества суть понятия относительные, исторически преходящие. Каждая общественная формация, даже ее отдельные законы имеют свои специфические задачи и тенденции. Общество не имеет всегда одни и те же абсолютные задачи, что привело бы нас к телеологии.
А в силу этого — и воспитание не должно иметь раз навсегда данных неизменных задач и целей. Действительное переходит в существующее, задача даеного времени перейдет в пережитый, не повторяющийся факт ближайшего будущего. Через определенный период времени общественнал жизнь поставит новые задачи, к разрешению которых воспитание обязано подготовить субъективные силы общественного развития. Стремление поставить воспитанию вечные задачи, общечеловеческие идеалы есть или увековечение псевдоидеалов индивидуалиста-педагога, или — что чаще — стремление увековечить отживающие формы и нормы старого общества, отживающих классов, или желание замазать конкретные противоречия действительности и своей концепции, или бессознательное уничтожение истинного назначения воспитания, а следователшо, и самою воспитания. Суть всякого дела обусловливается строго определенным пониманием конкретных задач и умением их осуществить.
Задачи воспитания как задачи развития общества должны быть выражены в сознании учащихся в форме идеалов. Не задачи воспитания диктуют обществу законы, а законы общества выражаются в задачах воспитания я через них воплощаются в систему идей, идеалов воспитуемых. Идеал воспитуемых есть регулятор их жизнедеятельности. Чем реальнее идеалы, чем шире и больше возможность и умение их осуществить, чем большую они имеют значимость, тем активнее, многообразнее, радостнее жизнедеятельность носителей этих идеалов. Чем более фальшив, субъективен, бесплоден идеал, тем бессодержательнее жизнь и деятельность, тем ближе воспитуемый к самоискалечению, к самоуничтожению.
Никаких прирожденных идеалов, как, равно и идеалов вне связи с общественным развитием или вообще с общественной средой, не существует, а если, паче чаяния, такие псевдоидеалы и появятся, то их нужно через воспитание и психиатрию разрушать, растворять в нормальных отправлениях общественного человека.
Признавая отсутствие определившихся идеалов у подростающего поколения, надо считать задачей воспитания создание истинных идеалов, укрепление дышащих творчеством намерений, целей. Как процесс создания идеалов, так и строительный материал для них человек черпает из общественной среды.
Чем активнее его участие в общественной среде, чем шире и глубже его общественная работа, тем объективно вернее будут идеалы, разнообразнее и полнее их содержание, тем точнее они будут отображать объективную логику.
Мало создать идеалы, их нужно проверить, обосновать, объективировать. Кроме того, нужно найти средства и методы их реализации, осуществления. Нужно умение учесть условия, возможности, выбрать удобный момент, найти систему материальных, общественно-реальных проводников, без чего идеал может превратиться в «слепую кишку головного желудка». «Гармонически» развит тот, кто, активно участвуя, познает общественную жизнь и познав может активно на основе объективной необходимости и возможности ее изменять.
Критерием воспитанности, «гармонического» развития человека является не самовозрастание самосознания, а степень общественной значимости, активности, воздействия на среду, инициативы, организованности, планомерности мысли и дела данного индивидуума. Дело не в принципе, не в идеалах, а в уменьи их применять в данной конкретной обстановка. Идеал есть идеологическое выражение необходимого, везможного, должного, выявленных в динамическом взаимодействии человека с общественной средой. Ценность идеала заключается в степени и в результатах его осуществления в конкретной действительности.
Вышеизложенное еще не исчерпывает понятия о воспитании. Оно представляет собою критические предпосылки, приводящие вплотную к вопросам: каковы задачи воспитания в данный момент, в момент рволюционного преобразования капиталистического общества, каковы перспективы ближайшего бущущего воспитания, факторы и средства воспитания и, наконец, что такое воспитание с точки зрения марксизма и ленинизма?
Мы живем в период жестокой борьбы и победы рабочего класса, несущего в себе новые формы общественной жизни. Осуществление нового строя не есть только наше желание. Капитализм создал основные элементы и силы своего уничтожения. Он исчерпал себя. Через общественное производство и носителя его—рабочий класс— настоящее связалось, вросло в будущее. Объективная закономерность капиталистического общества делает коммунистическое общество так же необходимым, как день после ночи. Но эта необходимость не обязывает вас сложить руки и ждать коммунизма. Она включает в себя как звено и классовую, непримиримую, наполняющую целые десятилетия, многообразную борьбу пролетариата с буржуазией. Необходимостью вызывается и революция, но время, форма, степень достигаемых результатов определяются организационной и идейной подготовкой класса и его партии, учетом сил и условий, мобилизацией сил в нужное время, дисциплиной и организованностью революционного натиска. Ленинизм умело включает в одну цепь необходимость и возможность, сущее и должное, объективное и субъективное.
Объективная необходимость есть фон, на контурах которого развертывается деятельность людей. Последняя черпает силы из первой, сама плодотворно действуя на нее. Без нее не может измениться и объективное. Общественная среда воспроизводит себя через многообразную деятельность людей.
Сами люди, живущие в различных условиях, занимающие различное положение, в общественной экономике действуют различно. Одни, будучи плодом, вырощенным на капиталистическом полюсе, ко всякому преобразованию относятся актйвно-отрицательно, дети же полюса труда — рабочий класс — активно-положительно. Между ними ведется борьба не на жизнь, а на смерть. Рабочий класс победил, побеждает и победит, потому что он к тому подготовлен и признан самой логикой общественного развития, и
скорее победит, чем организованнее, самоотверженнее он будет бороться. Вести классовую борьбу в условиях диктатуры пролетариата,— значит строить социалистическое общество.
В этой борьбе буржуазные классы ни в чем и никогда не уступят без боя. Будущее и рождается в этих боях на революционных баррикадах. В такой период истории воспитание должно явиться одним из могучих резервуаров накопления, воспроизведения сил революционной борьбы. Вот почему ваше воспитание есть классовое, реюлюпионно-политическое воспитание.
На основе всех видов и форм изучения мира и активной деятельности в нем—подготовить молодое поколение к активной революционной работе, к продолжению испытанных форм и методов классовой борьбы, к пониманию врагов и друзей в каждый данный момент, к самоотверженной защите интересов пролетариата под руководством ВКП(б)— первая и основная задача воспитания переходного периода. «Коммунистическое воспитание состоит в том, чтобы отдавать свою работу, свои силы на общее дело»,—писал Ленин.
«Теоретическая и практическая работы должны быть слиты вместе, в одну работу, которую так метко охарактеризовал В. Либкнехт словами: изучать, пропагандировать, организовать», — писал в другом месте Ленин. И дальше: «Нельзя быть идейным руководителем без теоретической работы, как нельзя быть им без того, чтобы направлять эту работу по запросам дела, без того, чтобы пропагандировать результаты этой теории среди рабочих и помогать их организации...».
Каждая электрическая станция, по мнению Ленина, должна быть опорой просвещения. «Всякое осуждение вовлечения в политику, хотя бы «раннего», есть лицемерие и обскурантизм», — писал Ленин. Борца за идеалы рабочего класса, строителя нового коммунистического общества должна воспитывать школа.
В изучении мира нужно не меньше организованности, чем в изменении его. В этой области, кроме гигиены ума, нужен правильный подход. Насколько и как ты познал мир, зависит от подхода к нему. Чтобы правильно его изучить, нужно иметь методологически обоснованную установку. Педагог должен иметь стройное и объективное миропонимание. Без него мы, как слепые, будем из себя выдумывать мир. Таким миропониманием, дающим правилыную установку в изменении мира, в развитии субъективных сил общественного развития, будут марксизм и ленинизм, испытанные в логике, в лаборатории и на баррикаде. В духе этою испытанного миропонимания педагоги должны вести воспитание и обучение.
Второй задачей переходного воспитания является создание у каждого педагога стройного марксистско-ленинского миропонимания, под руководством которого научить учащихся по марксистски-ленински изучать и изменять мир, умело увязывая слово с делом, личное с общим, желаемое с возможным. Научитьучеников смотреть на себя не изнутри, а извне, проверять себя не желанием, а объективной действительностью, развить в них самостоятельность, инициативу, активность на основе коллективного творчества. Мало делающий гораздо ценнее много обещающего делать. Правильно понимающий свое поведение — коллективен и свободен. Изучать в деятельности — значит гармонически себя развить.
Выработать цельное социалистическое миропонимание у молодежи Ленин считал возможным на основе марксизма, с одной стороны, и на основе изучения русского народничества и западноевропейского оппортунизма, как главных течений среди современных борющихся направлений, — с другой.
Эта задача со всей настоятельностью выдвигается именно теперь, хотя решение ее — дело ближайших десятилетий. Сделать из учителя, еще до наших дней не знающего политграмоты, общественника-преподавателя, проводника марксистского миропонимания—дело неотложное и большое.
Подготовить из учителя научно образованного марксиста, учителя-строителя, учителя-борца — вот задача советского государства и ВКП(б). Педагог должен жить идеалами рабочего класса, за них бороться, их осуществлять в повседневной работе.
Действие, столь необходимое в изучении, в воспитании, в строительстве и борьбе, должно концентрироваться около очередных задач производственно-практической жизни социалистического советского хозяйства.
Новое воспитание должно быть практическим, производственно-трудовым. Фоном для такого воспитания явится фабрика.
Правильно пишет В. Шульгин, что «фабрика — концентрированная воля и мысль человечества, фабрика — горнило, где выковывается пролетарская идеология и воля к борьбе, фабрика —нерв в мировой жизни. Она вся в процессе, она вся в движении, он лучше всего приобщает ребенка к пролетарским идеалам, втягивают его в строительство. Она — кощентрированная современность. В ней перекрещиваютоя основные нити, связывающие с миром труд». От трудовых навыков к организованному труду, от него и благодаря ему мы войдем в общественную жизнь, свяжемся с трудящимися всего мира, будем в центре окружающей современности.
Третьей задачей нашего воспитания является осуществление не на словах, а на деле, не в искаженных, не в кукольных формах, а в форме участия в соответствующих отраслях общественного труда трудового, производственного принципа. Вначале изучение трудовых процессов, потом воспроизведение отдельных хорошо организованных видов труда в школе и, наконец, участие в общественном труде.
На основе правильного осуществления трудового принципа легче осуществить исключительную особенность революционной школы — коллективизм.
Четвертой задачей воспитания переходного периода, вытекающей из вышеизложенного, является развитие в детях чувства классовой солидарности, товарищеской спайки, служения коллективу, самоотверженной защиты интересов класса пролетариата, развитие в детях общественных навыков, тенденций, уважения к мнению товарищей, умения отдать все за интересы борющегося класса пролетариата.
Парализованные буржуазным обществом социальные инстинкты должны быть восстановлены в правах. Но это только введение в коллективизм. Не всякое стадное чувство есть коллективизм. Коллективизм социалистического общества, организующегося на основе сложного разделения труда, многообразия проявлений личной и общественной жизни, есть высший синтез здорового индивидуализма с организованным, согласованным действием коллектива в целом. Это не простая стадность, где подражание играет определяющую роль. Стадность, как и подражание, в их обычном смысле слова нужно изъять из воспитательного процесса. Мы создаем в воспитании сознательную, индивидуально развитую, самоорганизующую, саморегулирующую и самосознающую часть целого, которая должна согласовать свои действия с коллективом. Коллектив, к которому мы идем, есть симфонический оркестр, в котором каждый инструмент играет свою партию, издает свои звуки, дающие все в целом чарующую слух картину. Подражание гибельно для музыканта: он тогда перестал быть нужным, активным членом общества. Точно так же и в коллективе. Через соответствующее развитие индивидуума к коллективному гармоническому целому мы идем не подражанием. Прав социолог Тард, считая подражание свойством животных организмов на всех ступенях органической лестницы. Но он не прав, делая подражание фактором общественного развития. Подражание — облегченный, примитивный, животный способ выучки, без развития, без усовершенствования. Это попугайничество, бесплодный шум ради веселья, простое воспроизводство культуры, а не расширенное, не сложное, путем которого идет общественный процесс. При сложном разделении труда подражание может оказаться гибельным. И нельзя не удивляться тому, что крупные педагоги считают подражание средством воспитания. Стадность и коллективизм имеют общего столько же, сколько созвездие Большой Медведицы с действительным медведем. Коллективизм коммунистического общества есть произведение от умножения организованных разнообразных действий людей на организованную цель объективных процессов, явлений, предметов. В переходный период коллективизм принимает форму всеобщей, совместной, спаянной борьбы пролетариата с буржуазией, в которой солидарность, взаимная поддержка, дисциплина, самоотверженная преданность классу есть основное условие его победы. Несмотря на это, классовая спайка и преданность не исключают самодеятельности, инициативы, а их предполагают, к ним ведут.
Наше воспитание и должно создавать активного члена коллектива, умеющего бороться и умирать на революционных баррикадах.
Пятой задачей воспитания является развитие в подрастающем поколении интернациональных убеждений, развитие солидарности и спайки между рабочими всех народов, религий, рас и стран, преданной защиты интересов международного пролетариата на всех участках революционой борьбы.
Национальному, патриотическому духу воспитания, этой язве педагогики, этой фельдфебельщине должен быть положен конец навсегда. Педагоги нередко проявляют националистические взгляды. У них не только шапка, но и мысли набекрень, когда они повторяют обывательскую вонючую желчь против «жидов», «татар» и т. д. Национализм есть самое вопиющее противоречие действительности и самое пагубное настроение в классовой борьбе. Хозяйство, общество, наука, культура, техника, воспитание настолько же национальны, как и солнце, воздух. Едва ли на одиннадцатом году Октябрьской революции нужда доказывать эти элементарные вещи. Национализм в школе как разновидность контрреволюции нужно вместе с законом божьим изъять абсолютно, без остатка и навсегда.
Вышеизложенные задачи в достаточнюй степени выясняют вопрос и о факторах воспитательного процесса. Факторы воспитания носят и должны носить объективный характер. Никакие прирожденные идеалы, запросы души ребенка служить факторами не могут. Если обратное допустить, то тогда упраздняется всякое воспитание. Если развитие ребенка, усовершенствование, изменение его организма и поведения является целью воспитания, — а этого никто не отрицает, — то внутренним определяющим стимулам приходится играть далеко второстепенную роль. Но изучать закономерность физического и духовного развития ребенка мы должны и в воспитании обязаны с ней считаться.
Определяющими факторами воспитания будут:
1) закономерное развитие общества посредством классовой борьбы и на основе развития материального производства, общественного труда;
2) интересы, идеалы, формы и способы борьбы рабочего класса, несущего в себе форму будущего общества, класса, революционно преобразующего мир;
3) конкретные современные задачи культурно-хозяйственного, материального, политического, научно-художественного строительства, развития общества в данный момент, т.е. задачи социальной революции;
4) достижения, данные науки, основанное на ней научное миропонимание педагогов; марксистско-ленинское понимание развития общества и человека, способов, приемов, изучения и познания мира, диалектическо - материалистическое мировоззрение педагога — фактор немаловажный в воспитательном процессе.
5) анатомо-морфологическое, биолого-физиологическое, социально-индивидуальное, видовое и онтогенетическое развитие организма, имеющее большое влияние на форму и средства воспитания.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.