Мы определили организованное воспитание как целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, причем цель этого взаимодействия заключается в том, чтобы определенным образом изменить поведение человека. Теперь мы к этому можем добавить, что это изменение поведения сводится к облегчению социального приспособления. Но мы уже видели, что социальное приспособление имеет избирательный характер, направление которого может зависеть от целого ряда факторов и условий. Можно облегчать с помощью воспитания социальное приспособление в одном направлении и затруднять в другом; можно стараться различным образом воспитывать интересы учащихся, которые в известной мере могут предопределить направление их социального приспособления: так, например, в одном случае учащимся или воспитуемым можно прививать навыки религиозного поведения и авторитарного послушания; в другом случае можно, сохраняя, навыки авторитарного послушания, отбросить совсем религиозное воспитание (так называемое светское образование); наконец, в третьем случае, сохраняя светский характер образования, можно воспитывать навыки демократического поведения. Во всех трех случаях мы видим различные направления воспитательного процесса, которые, очевидно, определяются различной организацией воздействующей среды. Следовательно, в каждом из этих случаев имеются налицо свои особые цели и задачи воспитания.
То, что общество или, вернее, господствующие классы его стремятся приспособлять к себе подрастающее поколение, и взрослое население других классов, необходимо приводит к постановке определенных целей воспитания, которые известным образом зависят от целей общества вообще.
Цели воспитания, теоретически устанавливаемые и практически осуществляемые в тех или иных восиитательных системах, необходимо существуют и связаны с самым понятием организованного воспитания. Если некоторые идеологи идеалистической педагогики и пытаются отрицать наличие целей воспитания, как это делают, например, Дьюи, Шаррельман и др., то это проистекает из сознательного или бессознательного желания затушевать истинные цели тех классовых группировок, которые они представляют в педагогике. Если же обатиться к различным документом, которые, должны регулировать практическую педагогику, к школьным уставам, к педагогическому законодательству, то мы этот факт существования определенных социальных целей воспитания бесспорно устанавливаем. Дальнейший анализ обнаруживает, что социальный характер целей воспитания связан с интересами господствующих классов.
Обратимся к примерам, — вот как предлагали сформулировать задачи и цель немецкой народной школы в законопроекте школьного закона 1927 г. определенные круги германского общества:
«Все немецкие народные школы имеют общую задачу развивать в школьно-обязанном юношестве путем преподавания на основе немецкого культурного достояния телесные и духовные добродетели и воспитывать его в поддержку, дополнение и развитие родительского воспитания с целью выработать нравственно полноценных людей и граждан, которые были бы способны и готовы служить немецкому народному обществу. В этом определении целей школы следует отметить две стороны: одна подчеркивает яркий национальный характер школьного воспитания, а другая указывает на обязательную связь школьного и родительского или семейного воспитания; если к этому прибавить что дальнейшие статьи этого законопроекта, фактически устанавливали религиозное воспитание (о котором совершенно неопределенно говорилось в разделе 149-м государственной Веймарской конституции, в развитие которой предлагался законопроект 1927 г), то совершенно ясным становятся классовые корни данных выше целей воспитания. Несомненно, они отражали интересы реакционных кругов буржуазии, которые попытались через парламент формально закрепить то фактическое положение дела, которое имеет место в германской школе.
Если бы подвергнуть анализу все мероприятия, имеющие признаки отношения воспитания в любом современном государстве, то легко обнаружить множественность целей воспитания, фактически выражаемых этими мероприятиями. Не только государственный воспитательный процесс, находящийся в руках господствующих классов, имеет определенные цели воспитания, но таковые же имеются и в целом ряде других воспитательных мероприятий, находящихся вне государственного педагогического процесса, и отражают потребности и установки различных общественных групп.
В рождении, в развитии и в общественной жизни человека мы наблюдаем следующие стороны процесса жизни. Когда человек рождается, в этот момент его связи и взаимодействия с внешним миром ничтожны; он связан в этот первоначальный период своего бытия только со своей матерью и то только чисто физиологическими процессами; он представляет собой биологическую особь, «человека в себе», но уже с первого дня своей жизни новый человек начинает вступать в разнообразные связи с внешним миром; начинается процесс развития и приспособления к окружающей среде; появляются разнообразные навыки личного и общественного поведения. Процесс развития и приспособления имеет при этом двухсторонний характер: с одной стороны, человек, вступая в различные отношения с окружающей средой, постепенно познает ее «для себя»; окружающее представляется ему с точки зрения субъективной оценки. Но, с другой стороны, этот человек, является новым членом общества, становится объектом для других людей, «для нас», для всего общества в целом; в отношении к другим людям раскрываются его свойства, и общество вступает с ним в отношения «для себя». Последняя сторона процесса между человеком и обществом особенно ярко подчеркнута в процессе организованного воспитания, когда общество или определенная часть его рассматривает воспитуемого «для себя» и, соответственно этому, стремится поставить определенные цели педагогическому процессу. Вопрос о целях воспитания таким образом совершенно объективно возникает, когда у отдельных членов общества появляются общие интересы, образуется коллективное групповое или классовое «сознание», т.е. когда общество или отдельные части его начинают вести себя как субъекты, рассматривая отдельных членов общества и окружающую природную среду вообще как объекты «для себя» с точки зрения своих интересов. Для диалектического материализма, следовательно, вопрос о целях воспитания не является таким, который следовало бы как-то особенно доказывать и при этом выяснять право общества ставить определенные цели воспитания. Эти цели объективно возникают в процессе взаимодействия общества как субъекта и члена этого общества—человека — как объекта, Поэтому всякие рассуждения о том, что общество не имеет права ставить целей воспитания по отношению к индивидууму, в конечном счете сводятся к тому, что рассуждающие в этом направлении просто не согласны с целями воспитания, которые выдвигают господствующие круги данного общества.
Если цели воспитания в каждом обществе объективно таким образом существуют, то позволительно задать вопрос, от чего они зависят в денной общественной формации и как они изменяются с изменением последней. Если мы обратимся к истории образования и истории педагогических идей и рассмотрим, как возникали и сменялись объективно существовавшие цели воспитания, то нам будет легко ответить на эти вопросы, когда мы свяжем эволюцию целей воспитания с историей общества в целом.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.