Четыре признака, характеризующие собой отношение воспитания вообще:
1) воспроизводство типических черт, 2) общественная необходимость этого воспроизводства, 3) затрата специальных средств на это воспроизводство и 4) наличие субъекта воспитания — полностью отражаются на организации школы. Школьная организация характеризуется следующими чертами: 1) цель воспитания представляет собой мотивировку общественной необходимости даиного типа воспитания и определяет собой отбор типических черт, которые должны вырабатываться школой; 2) программа является практическим выражением целей воспитания, включая в себя перечень тех знаний, умений и навыков, которые должна давать школа; 3) определенная экономическая база и средства, которые дают возможность осуществлять воспитание этого типа и которые целиком идут на изменение поведения воспитуемых; 4) воспитатель, представляющий собой субъекта воспитания, т.е. те общественные круги, которые дают средства на постановку воспитания; в случае государственной школы субъектом воспитания будут господствующие классы данного государства, представителем которых в школе является педагог, как профессионал или полупрофессионал воспитательной функции—своего рода отрасли труда; 5) объект воспитания, который всегда представляет собой той или иной численности коллектив учащихся, который может стоять к общественно-производственному процессу в трех различных отношениях: в отношении потребления (младший возраст), в отношении полупотребления или полупроизводства (средний и старший возраст) и, наконец, в отношении нормальных социально-производственных функций (старший возраст и взрослое население).
Указанными выше признаками характеризуется состояние любого школьно-педагогического процесса, так как под эти признаки подходят учреждения школьного типа, начиная от ясельного возраста и кончая школами и курсами для полностью занятых в производстве рабочих и служащих. На базе этих признаков протекает конкретный процесс взаимодействия между субъектом и объектом воспитания, в результате чего так или иначе изменяется поведение объекта воспитания, изменяется его качество как социальиой и произюдительной силы данного общества. Мы здесь не будем касаться различных внутренних форм, в которых протекает это взаимодействие, способов, с помощью которых определяется программа школы, и взаимоотношений школы и широкой окружающей среды, — этому мы посвящаем вторую часть нашей работы; здесь мы хотели бы отметить только два характерных признака организации школьного воспитания: это, во-первых, большая и меньшая длительность воздействия, оказываемая школой на каждого индивидуального объекта воспитания, и, во-вторых, возможно более точный учет результатов этих воздействий по отношению к каждому лицу, по которому можно было бы судить о тех изменениях в поведении, о тех знаниях, навыках и умениях, которые данное лицо приобрело в данной школе. Последний момент школьного воспитания — учет результатов воздействия — всегда носит общественную санкцию, часто входит в законодательство, определяющее права и обязанности данного члена общества.
Школьно-педагогический процесс является наиболее полно организованным процессом сознательного изменения деятельности человека, доводящего это изменение до совершенно определенным образом учитываемого результата по отношению к каждому лицу, причем оценка этого результата носит общественный характер. Говоря по существу, только школьно-педагогический процесс и можно назвать процессом организованного воспитания, где целевое воздействие, проводимое теми или иными общественными группами, так организовано, что может быть проконтролировано со всех точек зрения в любой момент.
Другие типы педагогического процесса, хотя и имеют основные признаки воспитания как отношения, тем не менее не являются полностью развернутыми в организационном смысле. Мы можем поэтому воспользоваться школьно-педагогическим процессом, как мерой организованности того или иного типа воспитания. Поэтому для анализа остальных типов воспитания было бы целесообразно собрать все признаки полностью организованного педагогического процесса и рассмотреть другие типы в зависимости от того, какие признаки из этого ряда сохраняются или выпадают и как изменяется при этом тип педагогического воздействия. Ниже приводятся эти признаки.
1. Признаки полного педагогического процесса
Безусловные признаки воспитания, имеющиеся налицо в любом воспитательном процессе:
1. Цель воздействия, стремящаяся вызвать в организме человека определенные изменения, устанавливаемая общественным субъектом воспитания.
2. Определенное содержание воздействия, построенное на основе этой цели (программа, воспитательный план, содержание воздействия вообще).
3. Определенные материальные средства, исключительно предназначенные для организации целевого воздействия.
4. Взаимодействия между субъектом воспитания и его объектом, устанавливаемые на той или иной базе.
Признаки, относящиеся к полностью организованному воспитательному процессу.
5. Взаимодействие между представителем субъекта воспитания (педагогом) и объектом воспитания проводится в непосредственном контакте между ними.
6. Педагогическое воздействие ставится на основе известного предвидения результатов этого взаимодействия в отношении объекта воспитания.
7. Представитель субъекта вюспитания персонально отделен от объекта и выполняет свои функции как профессионал или полупрофессионал.
8. Объект воспитания персонально определен и по отношению к обществу, может быть, или исключительно в потребительском состоянии, или частично, или полностью выполнять общественно-полезные функции.
9. Объект воспитания может быть как коллективом воспитуемых, так, и отдельным индивидуумом.
10. Педагогическое воздействие (или взаимодействие) носит длительный характер.
11. Оно оканчивается результатом, который в отношении каждого из воспитуемых фиксируется и каким-либо образом учитывается.
12. Учет и оценка результатов педагогического процесса общественно санкционируются и регулируются законодательством.
Ниже мы даем схему классификации различных типов педагогических процессов, построенную на основе перечисленных признаков полного педагогического процесса.
2. Типы неполного педагогического процесса
Вышеуказанные признаки организованного воспитания возникли постепенно в процессе исторического развития и, по мере увеличения средств воздействия, выявились в той или иной конкретной форме воспитания.
Если в начале возникновения воспитания оно совершалось главным образом на основе личного контакта между воспитателем и воспитуемым, то со временем, с изобретением целого ряда культурных возможностей, этот личный контакт стал необязательным. Это прежде всего стало возможным с развитием письменности и особенно с изобретением книгопечатания. О этой эпохи начинается целесообразное использование книги с воспитательными целями; появляется периодическая пресса, которая, на ряду с информацией, обрабатывает сознание масс в определенном направлении; появляется возможность организации самообразовательной работы, что совершенно было немыслимо без соответствующих письменных руководств.
Пресса является огромным воспитательным оружием, если она будет правильно учитывать свои возможности в этом отношении. Буржуазная пресса дает целый ряд образцов аналитического воспитания масс, наполняя столбцы своих газет и журналов бытовым, поверхностно рисующим современность материалом, с помощью которого обыватель получает возможность переживать по-новому давно известные ему вобщем вещи. В огромном большинстве газет и особенно журналов буржуазная пресса не ставит своей задачей углублять политическое сознание масс, даже на собственной классовой платформе. Несомненно, что наполнение прессы таким материалом является своеобразным воспитательным методом, преследующим цель «аполитического» воспитания масс.
Другое дело у нас, где задачи воспитания государственного сознания трудящихся ставят перед прессой рад вопросов, по существу воспитательного порядка, которые она стремится решать и решает методами, полностью противоположными методам буржуазной прессы. Воспитание классового сознания в широком смысле этого слова как сознание не только своих интересов, но и интересов различных классов по отношению к пролетариату и Советскому Союзу, достигается путем соответствуещей информации международной жизни и путем популярного анализа движущих сил современной политической и экономической истории. Но кроме этого, наша пресса должна вести воспитание масс в духе разъяснения им задач текущего социалистического строительства. Воспитание новых стимулов труда как коллективной общественной деятельности, непрерывное повышение его производительности в течение переходного периода, преобразование его организации в сторону высших форм, — вое эти задачи может и должна выполнять советская печать как орудие массового воспитания. В. И. Ленин говорит в «очередных задачах советской власти»:
«Наша задача — превратить прессу из органа преимущественно сообщения политических новостей дня в серьезный орган экономического воспитания масс населения... Мы должны превратить и мы превратим прессу из органа сенсаций, из простого аппарата для сообщения политических новостей, из органа борьбы против буржуазной лжи в орудие экономического перевоспитания массы, в орудие ознакомления массы с тем, как надо налаживать труд по-новому».
Таким образом появляется новый тип педагогического процесса, который, предполагая субъекта и объекта воспитания, делает ненужным их личный контакт и организует воспитательные воздействия путем печатного слова и наглядных к нему дополнений. Этот тип воспитания, как легко видеть, в общем своем виде обладает всеми признаками организованного воспитания, данными выше, кроме четырех: 5-го, 8-го, 10-го и 11-го. Отсутствие этих признаков делает педагогический процесс указанного типа несколько неопределенным в отношении длительности воздействий и результатов их для каждого данного лица, на которое направлено воздействие печатным словом. В огромном большинстве педагогических воздействий этого типа не существует обязательств со стороны объекта воспитания выявить общественно результаты полученного воспитания. Поэтому различные виды педагогического процесса, как, например, воздействия газет, журналов, агитационно-пропагандистских изданий, библиотек и т. д., будучи в известной мере свободно воспринимаемыми (отбор при этом совершается на основе классово-индивидуального интереса объектов воздействия), не могут, разумеется, одинаково отразиться на всех индивидуумах, которых они достигли. Одни читают газету каждый день, другие — реже; одни интересуются только газетной информацией, другие главным образом читают и воспринимают идеологический материал; вследствие этого получается огромная пестрота результатов воспитания этого типа, которая может быть осознана лишь только путем воображаемой статистической обработки. Если в школьном типе педагогического процесса мы имеем возможность устанавливать результаты воспитания (условно) по отношению к каждому лицу в отдельности, то здесь этот результат можно устанавливать по некоторым признакам только статистически по отношению к целой массе подвергшихся этому воздействию. Общественное значение процессов этого типа очень велико, так так они могут распространяться на огромные массы населения (газеты, листовки, плаоюаты и т. д.), но их весьма трудно контролировать и почти невозможно учитывать; действия их в массе выражаются лишь в виде некоторого суммарного статистического коэфициента. В виду этой неопределенности результатов воздействия процессов такого типа мы их относим к числу полуорганизованных или неполных.
К тому же типу относятся воздействия, проводимые с помощью недавно изобретенных средств механического воспроизведения человеческой культуры: граммофон, кинематограф, радио. При этом кинематограф, особенно в виде говорящего фильма, представляет собой переходный вид от этого типа педпроцеоса к следующему. Некоторые из типов воспитания, проводимых с помощью печати, могут войти в группу организованных педагогических процессов, как, например, заочное обучение (поскольку здесь может существовать точный контроль и учет со стороны общества результатов воздействий), которые иногда в этом случае связаны и с известными обязательствами объектов воспитания (плата за заочные уроки, экстернат и т. д.).
Перейдем теперь к другому типу педагогических процессов, который имет общее с предыдущем в том, что он является также неполным, но отличается от предыдущего тем, что представляет собой непосредственное воздействие между субъектом воспитания (вернее, его агентом) и объектом воспитания. К этому типу воспитательных воздействий относится широкий класс таких процессов, как пропаганда устным словом, беседа, митинг, пропаганда показом, театр, музыкальное воспроизведение, религиозные обряды и церемонии, различные общественные практикумы под руководством специалистов и т. д. Во всех этих процессах отсутствует частично признак 6-й, т.-е. воздействие на основе предвидения, затем признак длительности, учета и общественной санкции, но сохраняется - признак непосредственного контакта между воздействующими в процессе воспитания лицами и воспринимающими. Здесь также имеется в известной мере элемент свободы выбора воздействия со стороны объекта воспитания; результат воздействия этого типа может проявиться также в виде суммарного поведения, представляющего собой некоторое статистическое среднее из результатов воздействия на отдельных индивидуумов. Отсутствие точного учета и длительности воздействия и заставляет нас отнести их к классу неполных или полуортанизованных педагогических процессов.
Сюда же следует отнести, как особую форму педагогического воздействия на массы, практическую работу в секциях советов, в органах профсоюзов и т. д., имеющую своей целью воспитание государственного сознания масс и выработку навыков управления государством и производством. Необходимо, однако, здесь оговорить особый характер этой педагогики, требующей более глубокого анализа, так как здесь в очень сложной зависимости сочетаются элементы необходимого общественного развития, стихийного формирования поведения и сознания масс и сознательного целевого воздействия.
Педагогические воздействия полностью организованного типа и вообще те воздействия, которые имеют общественную санкцию и зависят от государственного аппарата, есть такого рода воздействия, в которых имеется элемент сознания со стороны объекта воспитания в их необходимости или неизбежности (например, в различных видах школьного образования, заочного обучения и т. д.). Педагогический процесс, организуемый в этих формах, всегда осознается объектом воспитания или, если это ему недоступно по причинам умственного возраста, то теми, от которых он материально зависит (родители, воспитатели), как процесс необходимый, т.е. идущий по линии, субъективных интересов объекта воспитания, или неизбежный, поскольку он является обязательным в силу законодательства данного государства.
Но кроме полностью организованного педагогического процесса мы знаем целый ряд других, в которых отсутствуют некоторые элементы полной организации воспитания. В этом случае педагогические воздействия происходят на основе условно свободного выбора их со стороны объекта воспитания (как, например, покупка газеты, выбор той или иной театральной пьесы, вхождение в ту или иную религиозную или общественно-воспитательную организацию, выбор литературы для чтения и т. д.). Условно свободным выбором всех этих воздействий объектом воспитания мы называем этот выбор потому, что свобода его ограничена с трех сторон.
С одной стороны она ограничена регулированием идеологического производства в классовом государстве со стороны организации господствующего класса, главным образом государственного аппарата, а также различных политических и экономических объединений и организаций (в буржуазном государстве: издательств, газетных и театральных трестов, которые, в свою очередь, зависят от банковских организаций); эти организации ограничивают свободу воспроизводства классово им чуждой идеологии на основе, с одной стороны, государственного запрещения или поощрения (цензура и субсидия) и, с другой стороны, путем частно-общественных мероприятий, преследующих по существу те же цели (замалчивание неугодных произведений в печати, нажим на прессу, на театр, непринятие к изданию рукописей и т. д.).
Второе условие, ограничивающее свободу выбора, лежит внутри самого объекта воспитания и зависит от его классовой установки, которая регулирует отбор воспитательных воздействий со стороны окружающей среды. Для пролетария, например, общественное бытие которого уже создало известную направленность его поведения, всякое воздействие этого рода, направленное к оформлению и углублению его массового сознания, будет восприниматься легче и закрепляться надежнее, чем каким-либо членом другой классовой группировки. Также и в отношении противоположных социально-классовых групп, для которых их общественное бытие, определил их мироотношение, ограничивает тем самым их выбор педагогических воздействий; они легче и с большим удовлетворением воспринимают те воздействия, которые сродни их социально-классовым установкам; но это, разумеется, не значит, что для них вообще невозможно понимание противоположных классовых установок и, вследствие этого, известное перевоспитание и переход на другие классовые позиции.
Существует еще и «третья» цензура, от которой зависит выбор воспитательных воздействий, из имеющихся в целом в данной общественной среде. Эта цензура определяется биологической снабженностью данной личности, индивидуальным подбором и развитием инстинктивно-эмоционной деятельности индивидуума и его специфической приспособляемостью. Так, например, музыкально одаренный человек в своем выборе воспитательных воздействий стимулируется своей особой приспособляемостью к музыкальным восприятиям и воспроизведениям; приспособление в эту сторону для него естественнее и легче, чем другому индивидууму, который не обладает достаточными музыкальными способностями. Биологическая приспособляемость к определенным типам воспитательных воздействий или, наоборот, отсутствие ее является также могущественным регулятором отбора определенных типов воспитательных воздействий. Само собой разумеется, что биологическая приспособляемость определяет собой формальное содержание поведения, которое образуется под действием тех или иных типов воспитания; социальная же направленность этого содержания целиком определяется второй «цензурой», а именно—классовой установкой личности. Таким образом в отношении полуорганизованных типов воспитания мы можем сказать, что их воздействие регулируется: извне — со стороны господствующих классов и государственного аппарата; и извнутри— со стороны собственной социальной направленности и биологической онабженности объекта воспитания. Вследствие этого результат воспитания в отношении каждого члена общества становится в известной мере неопределенным, но в то же время и определяется, поскольку свобода выбора ограничена вышеуказанными обстоятельствами.
Своеобразный тип педагогических процессов представляет собой тот тип, при котором субъект воспитания и объект объединяются в одном лице; при этом субъект воспитания выдвигает цель его и, подбирая необходимые средства, затем сам себя подвергает их воздействию, в результате чего может получиться тот или иной результат, изменяющий поведение субъекта-объекта воспитания, дающий ему знания, навыки и уменья. Этот тип процесса за последнее время чрезвычайно широко распространяется под именем самообразования и встречается в двух видах: индивидуальном и коллективном. По отношению к полному организованному воспитанию здесь отсутствуют признаки 7-й и 8-й, а также общественный контроль за результатами этого процесса; иногда, впрочем, последний имеет место в виде экстерната или оценивающих консультаций.
Наконец, к последнему типу воспитания мы относим такую организацию воздействия, при которой единичный воспитатель связан, как правило, и с единичным воспитуемым (пример: семейное воспитание, гувернерство, репетиторство, индивидуальное ученичество у ремесленника и мастера и т. д.). Рассматриваемый тип педагогического процесса характеризуется тем, что не всегда сохраняется при нем планомерность, не имеется точного учета результатов воздействия и отсутствует общественная санкция (в настоящее время), закрепляющая результат этого процесса со стороны прав и обязанностей воспитуемого. От педагогических процессов в той или иной мере организованных существует целый ряд переходов к неорганизованному влиянию окружающей среды. Эти процессы, приближающиеся по своей структуре к последнему — индивидуальному — типу воспитания, представляют собой отдельные разрозненные нетипические воздействия, для которых наиболее характерным является, во-первых, воздействие в момент совершения какой-либо работы, при чем это воздействие вынуждается условиями сложившейся ситуации; такое воздействие мы ранее назвали презентативным; оно делается с целью, но цель эта направлена на близкий момент, не предполагающий изменение в поведении для будущего; во-вторых, в этих воздействиях отсутствует какая-либо устойчивая техника, связанная с предвидением результатов воздействия. Такие процессы на каждом шагу встречаются в производственной и в общественной жизни и служат зародышем более организованных типов воспитания. Именно в этих процессах происходит массовым порядком отбор таких черт поведения и действий, которые через некоторое время становятся типическими и организованно воспроизводимыми. В этой сложной ткани переплетающихся взаимодействий одних людей с другими постепенно вырабатываются некоторые типичные области воздействий; при этом регулятором этого общего процесса является развитие производительных сил и классовый интерес.
Очень часто педагогический процесс, протекающий путем самообразования или развивающийся по типу неподлежащего общественному контролю единичного педагогического процесса, в заключительной своей части имеет общественный учет и соответствующую санкцию. Система внешкольных экзаменов и экспертиз, в результате которых то или иное лицо получает соответствующее удостоверение, которое служит мерилом его знаний и навыков,—часто применяется как способ общественного учета «свободно» протекающего педагогического процесса. Таким же целям служит система экстерната, при которой экстерн, выдержавший определенные испытания и экспертизу, получает права, равные с теми, которые имеют окончившие определенные учебные заведения, полностью находящиеся под общественным контролем.
Задачи общественного учета знаний, навыков и умений, принадлежащих тем или иным лицам, выполняющим определенные общественно-полезные или государственные функции, особенно остро ставятся в переходную эпоху, когда плановое хозяйство требует и планового подбора людей на ооответствующие их знаниям и способностям места. Педагогика давно уже стремится разрешить проблему измерения человека в педагогическом смысле, проблему объективного учета способностей и знаний, которая вырастает в абсолютную необходимость при социалистичесюом строе. Ленин в своей статье «Лучше меньше, да лучше» остро поставил вопрос об учете знаний служащих государственного аппарата в такой важнейшей его частя, как Рабкрин (Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции).
Служащих Рабкрина мы должны подбирать совершенно особо и не иначе, как на основании строжайшего испытания... Те должностные лица, которых мы решимся, в виде исключения, поставить сразу на места служащих Рабрина, должны удовлетворять следующим условиям: во-первых, они должны быть рекомендованы несколькими коммунистами; во-вторых, они должны выдержать испытание на знание нашего госаппарата; в-третьих, они должны выдержать испытание на знание основ теории по вопросу о нашем госаппарате, на знание основ науки управления, делопроизводства и т. д. Назначить комиссию для составления первоначальной программы, экзаменов на кандидатов в служащие Рабкрина; тоже — на кандидата в члены ЦКК» (Ленин — «Лучше меньше, да лучше»).
Если понимать под социализмом учет не только вещей (производительных сил и разнообразных человеческих отношений к вещам), но и людей с точки зрения их качества, как универсальной производительной силы, эти мысли Ленина становятся особенно понятными; они обязывают также и педагогику, работающую над научным изменением человеческой деятельности, вырабатывать наиболее объективные, наиболее практические способы учета изменений человеческих способностей и человеческой
деятельности вообще.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.