Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Проблема стихийности и сознательности (А. Калашников)


"Спорные проблемы марксистской педагогики", сб. статей под ред. А. З. Иоанисиани
М., Изд-во "Работник просвещения", 1930 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Еще в то время, когда в русском революционном движении шли споры революционных марксистов с народниками, с одной стороны, и с экономистами—с другой, В. И. Ленин в работе «Что делать» весьма определенно поставил вопрос о возникновении пролетарской идеологии и о распространении ее среди широких рабочих масс, т.-е., другими словами, о воспитании сознания рабочего класса. Он там писал: «Учение социализма выросло из философских, исторических, экономических теорий, которые разрабатывались образованными представителями имущих классов, интеллигенцией. Основатели современного научного социализма, Маркс и Энгельс, принадлежали и сами по своему социальному положению к буржуаеной интеллигенции. Точно так же и в России теоретическое учение социал-демократии возникло совершенно независимо от стихийного роста рабочего движения, возникло как естественный и неизбежный результат развития мысли у революционно-социалистической интеллигенции» (IV, 384—385). «О самостоятельной, самими рабочими массами в самом ходе их движения вырабатываемой идеологии не может быть и речи» (стр. 391), что далее дополняется примечанием: «Это не значит, конечно, что рабочие не участвуют в этой выработке. Но они участвуют не в качестве рабочих, а в качестве теоретиков социализма, в качестве Прудонов и Вейтлингов, участвуют, другими словами, лишь тогда и постольку, поскольку им в большей или меньшей степени, удается овладеть знанием своего века и двигать вперед это знание. А чтобы рабочим чаще удавалось это, для этого необходимо как можно больше заботиться о повышении уровня сознательности рабочих вообще». Признавая в целом ряде мест, что развитие пролетарской идеологии тесно связано с ростом и развитием рабочего движения, В. И. Ленин в то же время считал, что она зарождается не самопроизвольно, в процессе практического опыта, во всей массе рабочего класса, а оформляется отдельными его идеологами и затем сознательным, организованным путем распространяется в его среде. «Классовое политическое сознание может быть принесено рабочему только извне, т.е. извне экономической борьбы, извне сферы отношений рабочих к хозяевам. Область, из которой только и можно почерпнуть это знание, есть область отношений всех классов и слоев к государству и правительству, область соотношения между всеми классами» (курсив подлинника. IV, 422). Эта задача воспитания или самовоспитания рабочего класса, которая выполняется его идеологами, выходящими как из его среды, так и из среды противоположных классов, ставится В. И. Лениным в № 3 «Рабочей газеты» за 1899 г. совершенно определенно, в связи с характеристикой ближайших задач социал-демократии: «Ее задача внести в стихийное рабочее движение определенные социалистические идеалы, связать его с социалистическими убеждениями, которые должны стоять на уровне современной науки, связать с систематической политической борьбой за демократию, как средство осуществления социализма,—одним словом, слить это стихийное движение в одно неразрывное целое с деятельностью революционной партии» (курсив подлинника. II, 497).
Мы можем найти еще более решительные указания Ленина на значение сознательной воспитательной работы, ведущейся революционной рабочей партией: «Итак, не пролетариат сам слагается в политическую партию, не «самостоятельность» пролетариата руководит его классовой борьбой, не пролетариат сам доходит до сознания необходимости социальной революции, а, наоборот, все элементы сознательности вносятся в его среду социал-демократией — этой выразительницей сознательности рабочего класса». (Ленин, IV, 547).
Цитированные выше мысли Ленина находят свое концентрированное выражение в главе его работы «Что делать?», озаглавленной «Стихийность масс и сознательность социал-демократии», которая имеет прямое методологическое отношение к вопросам воспитания. Именно в этой главе Ленин совершенно четко противопоставляет стихийное воспитание масс сознательному и планомерному воздействию на эти массы со стороны идеологов и со стороны партии. Полемизируя с концепцией экономистов относительно развития рабочего движения, выраженной в позиции «Рабочего дела», где Б. Кричевский утверждал, что тактика рабочего движения есть «процесс роста партийных задач, растущих вместе с партией»,—Ленин жестоко издевался над этим положением; он говорил, что необходимо противопоставить тактике-процессу сознательное и планомерное воспитание масс, которое он назвал тактикой-планом. Он писал при этом: «В чем же состоит роль социал-демократии, как не в том, чтобы быть «духом», ее только витающим над стихийным движением, но и поднимающим это последнее до «своей программы»? Не в том же ведь, чтобы тащиться в хвосте движения: в лучшем случае это бесполезно для движения, в худшем — очень и очень вредно. «Рабочее» же «дело» не только следует этой «тактике-процессу», но возводит ее в принцип, так что и направление его вернее было бы назвать не оппортунизмом, а (от слова: хвост) хвостизмом» (V, 159, старое изд.).
Такое же непонимание качественного различия между стихийным образованием опыта у массы и сознательным его формированием, какое Ленин находил у рабочедельцев, мы имеем и в некоторых направлениях советской педагогики. И после Октябрьской революции Ленин в своих выступлениях не раз указывал, что воспитание сознания есть дело планомерное и сознательное и ни в каком случае не стихийное. На съезде политпросветов в 1920 г. Ленин говорил, что лишь «связанные с пролетариатом коммунистические элементы могли пропитать этот пролетариат своим духом, подчинить его себе, освободить от того буржуазного обмана, который мы так долго стараемся изжить» (XVIII, часть 2, 182).
По отношению к ошибкам «нового направления» в советской педагогике, а также и по отношению к задачам, стоящим перед ней, следует напомнить абзац из заключительной части указанной главы, из «Что делать?»: «Итак, мы убедились, что основная ошибка «нового направления» в русской социал-демократии состоит в преклонении пред стихийностью, в непонимании того, что стихийность масс требует от нас, социал-демократов, массы сознательности. Чем больше стихийный подъем масс, чем шире становится движение, тем еще несравненно быстрее возрастает требование на массу сознательности и в теоретической, и в политической, и в организационной работе социал-демократии» (V, 159, ст. изд.).
Во всех сочинениях Ленина в период, предшествующий Октябрьской революции, на разной основе и по различному поводу проходит основную мысль о взаимоотношении стихийно формирующегося опыта масс и сознательной работы по воспитанию масс, проводимой революционной рабочей партией. Эта мысль сводится к следующему: рабочая партия, в большевистском понимании этого слова, тесно связанная со стихийным развитием рабочего движения, должна вести широкую агитациовно-пропагандистскую работу, которая дает возможность все более и более широким кругам рабочего класса осознавать свое положение в обществе, свои классовые цели, и организует рабочий класс для борьбы с капиталистическим строем.
После Октябрьской революции и упрочения диктатуры пролетариата, задачи коммунистической партии по отношению к широким кругам рабочего класса и беднейшего крестьянства состояли не только в том, чтобы организовывать их сознание для борьбы с международной буржуазией, для окончательной победы рабочего класса во всем мире, но и для строительства советского государства. Именно последняя проблема — как формировать государственное сознание масс для того, чтобы они поняли и осознали, что строительство советского государства является их кровным делом, как научить их управлять этим государством, — ставилась не раз Лениным в послеоктябрьский период его деятельности.
Ленин говорил: «Буржуазия только тогда признает государство сильным, когда оно может всей мощью правительственного аппарата бросить массы туда, куда хотят буржуазные правители. Наше понятие о силе иное. По нашему представлению государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно» (заключительное слово на 11 Всероссийском съезде советов 26,X—1917 г., том XV, стр. 18). Ленин далее подчеркивает, как меняются формы пропаганды в зависимости от изменения обстоятельств, связанных с переходом власти в руки рабочего класса: «Пропаганда старого типа рассказывает, дает примеры, что такое коммунизм. Но эта старая пропаганда никуда не годна, так как нужно практически показать, как надо социализм строить. Вся пропаганда должна быть построена на политическом опыте хозяйственного строительства» (речь на совещании политпросветов 3/Х1—1920 г., том XV11I, часть 11, стр. 184—185). Та же самая мысль, которую он высказывал ранее в статьях «Что делать?», «Шаг вперед» и в других его работах, о роли сознательности в воспитании масс, при других условиях и на другой основе приобрела новые формы.
Если прежде воспитание сознания масс можно было проводить, оформляя стихийно образовавшийся классовый опыт, то теперь работу по формированию государственного сознания масс можно было проводить, лишь организованно вовлекая эти массы в советское строительство и управление государством.
«Говоря о социализме, нельзя говорить о строительстве фундамента сознательного в самых широких рабочих массах в том смысле, что они взяли книжки, прочли брошюру, а сознательность — это то, чтобы они взялись собственной энергией, собственными руками за необыкновенно трудное дело, наделали тысячу ошибок, и от каждой ошибки сами страдали, и каждая ошибка выковывала и закаляла в той работе по организации управления промышленности, которая теперь создана и стоит теперь на прочном фундаменте» (годовщина пролетарской революции; речь на XI Всероссийском съезде советов, 6, XI—1918 г., том XV, стр. 538). Отсюда широкий план Ленина об организации советов не только как органов управления советским государством, имеющих чисто технические функции осуществления классовой диктатуры пролетариата, но и как органов, воспитывающих государственное сознание широких масс трудящегося населения. Этой же задаче оформления государственного сознания масс и обучения их управлению государством и производством должны были служить также и профсоюзы, которые, кроме охраны экономических интересов организованных в профсоюз масс, также выполняют и педагогические функции. Таким образом, работа секций советов, втягивающих в управление государством огромные массы населения, а также работа различных массовых органов профсоюзов являются по существу методами воспитания государственного сознания масс. В этом смысле мы понимаем мысли Ленина, которые он высказывал по отношению к профсоюзам и советам, называя первые «школой коммунизма», а вторые — органами перевоспитания масс и обучения их управлению государством. Педагогическая сторона некоторых областей работы различных органов советского государственного аппарата, профсоюзов и других общественных организаций, несомненно, имеет место там, где осуществляются цели сознательного воспитания или перевоспитания масс, согласно целям и задачам передового отряда рабочего класса.
Определяя диктатуру пролетариата как форму государства переходного периода и выясняя значение партии в отношении воспитания класса, Ленин не раз указывал на педагогические функции диктатуры пролетариата и на воспитательные задачи партии. «Диктатура пролетариата есть упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и административная, против сил и традиций старого общества» (Ленин, том. XVII, стр. 136. Разрядка наша). Педагогические функции диктатуры пролетариата, таким образом, качественно выделяются Лениным из целого ряда других функций общественного порядка. Неправильно поэтому было бы считать все воздействия на людей, изменяющие их поведение, воздействиями педагогического порядка; точно также было бы ошибкой не видеть своеобразия педагогических воздействий, выявляющихся в процессе развития советского государства и отличающихся в качестве таковых от педагогических функций буржуазного государства.
На пороге Октябрьской революции Ленин писал в своей работе «Государство и революция»: «Воспитывая рабочую партию, марксизм воспитывает авангард пролетариата,, способный взять и вести весь народ к социализму, натравлять и организовывать новый строй, быть учителем, руководителем, вождем всех трудящихся и эксплоатируемых в деле устройства своей общественной жизни без буржуазии и против буржуазии» (см. т. XIV, ч. 2, стр. 317). Педагогическая роль партии как перед революцией, так, и после нее, всегда оценивалась Лениным как сознательная деятельность авангарда рабочего класса, направленная к формированию сознания, а также к повышению социального качества всего класса в целом.
Здесь также стихийно накапливающийся опыт масс подвергается сознательной переработке под руководством того класса, который является в наших условиях субъектом общественного развития и, естественно, субъектом общественного воспитания. Однако в этой педагогике, осуществляемой советами, профсоюзами и другими органами, имеется особый оттенок, качественно отличающий этот вид воспитательной работы от других; но в данной связи мы не будем останавливаться на анализе особого характера педагогики практической работы и отсылаем к III части нашей работы. Нам важно здесь подчеркнуть сознательность воспитательной работы как специфическое качество воспитания вообще и выяснить абсолютную неправильность смешения стихийного и сознательного элемента в воспитании как предмете педагогики.
Опыт сам по себе, как эмпирическая связь между поведением человека и окружающими его условиями, далеко не гарантирует того, что эта связь будет осознаваться каждым человеком совершенно одинаково. Наоборот, у некоторых людей этот опыт воспринимается как непосредственное бытие, связи которого с окружающим смутны и неясны; у других опыт, вынесенный из практики, образует более глубокие представления о положении данных людей среди других и о характере взаимоотношений между ними; наконец, опыт третьих дает им возможность особенно глубоко осознавать всю сумму связей, под влиянием которых образуется данный опыт, осознавать взаимоотношения всех общественных классов и отдельных групп так, как они отражаются в данном опыте, и устанавливать пути развития этих взаимоотношений. Таким образом, степени сознания у массы людей, причастных к одному и тому же опыту, всегда различны: от некоторого количества людей, автоматически отправляющих свои общественные обязанности, живущих почти исключительно растительной жизнью, — до идеологов и вождей, представляющих собой группу людей, наиболее глубоко проникающих человеческим сознанием в темные массы опыта, — существует прерывистый ряд степеней сознания все более повышающегося качества.
При этом нельзя сказать, что объем опыта, простого эмпирического опыта определяет собой и глубину сознания этого опыта. Опыт служит предпосылкой для сознания и диалектически с ним связан, но качество этого сознания не стоит ни в каком отношении с объемом простого опыта. Поэтому, когда говорят, что массы учатся на собственном практическом опыте и полагают, что в этом и состоит процесс воспитания масс, то при этом не различают диалектической связи и различия опыта и сознания. Последнее образуется под действием работы мысли над объектами простого опыта; но работа мысли далеко не всегда возникает сама по себе, вследствие одного только накопления опыта и, предста вляя собой определенную технику обработки этого опыта, нуждается в более или менее глубокой культуре, в специальном воспитании. Классовое чутье рабочего есть самая низшая степень сознания, образованная самой элементарной техникой работы мысли над объектами опыта, в то время как общественные теории Маркса и Ленина, построенные с помощью самой совершенной техники мысли, накопленной всем развитием человечества, представляют србой наивысшую ступень классового сознания. И независимо от того, как образуется опыт масс, стихийным ли порядком, типичным для условий капиталистического общества, или организованным и плановым, что является характерным для переходной эпохи и социалистического строя, осознание этого опыта нуждается в определенном воспитании, как сознательной деятельности людей по отношению к другим людям и к самим себе.
Как же, однако, примирить эти две как будто, бы противоречивые цитаты из Ленина, которые мы выше приводили: «Массы учатся на собственном практическом опыте»,—с одной стороны, и «о самостоятельной, самими рабочими массами, в самом ходе их движения вырабатываемой идеологии, не может быть и речи» — с другой? Эти два положения примиряются в общей концепции ленинского представления о формировании социального поведения масс, и противоречие между ними наблюдается только тогда, когда они вырываются из общего контекста мыслей Ленина.
На самом же деле и то и другое положения являются характеристикой двух противоположных сторон единого диалектически развивающегося процесса формирования человеческого сознания. Не может быть органического и целесообразного {воспитания, как сознательной деятельности человека, если последнее не базируется на стихийно образовавшемся опыте масс; но, с другой стороны, опыт масс, стихийно образовавшийся в процессе практической работы, может быть осознан и укреплен и может быть сделан предпосылкой для дальнейшего развития лишь с помощью воспитания, как сознательной и планомерной деятельности, определенных общественных субъектов (идеологов, партий, государственного аппарата, осуществляющего коллективную волю господствующих классов, и т. д.).
Ясное противопоставление стихийного влияния окружающей среды на формирование поведения масс сознательному воздействию для целевого изменения поведения этих масс, имеющееся в работах Ленина, а также Маркса и Энгельса (см. выше), должно стать основой для марксистского понимания вопроса воспитания. Но не только установление противоположностей стихийного и сознательного в воспитании является основным положением марксистской теории воспитания; не менее важным является установление единства этих противоположностей, как двух сторон человеческой деятельности. Лишь признавая стихийное образование опыта масс основой для воспитания, а сознательную деятельность людей, направленную на изменение их поведения, силой, определяющей развитие любого педагогического процесса, мы поймем общественное значение воспитания и точно установим таким образом предмет педагогики как науки.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +