Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Организованный воспитательный процесс (С. Фридман)


"Спорные проблемы марксистской педагогики", сб. статей под ред. А. З. Иоанисиани
М., Изд-во "Работник просвещения", 1930 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Тот факт, что буржуазии, помимо экономических мер, удается при помощи целого ряда мер воспитательных влиять на сознание массы и вырабатывать у нее представление о возможности мирного врастания в социализм, тот факт, что рабочие партии, тред-юнионы еще держат под своим влиянием отсталую часть рабочего класса, тот факт, что социал-демократия, несмотря на то, что она превратилась в «левую» буржуазную партию, все же еще в состоянии обманывать массы и вести их за собой, — все это свидетельствует о том, что организованный воспитательный процесс в состоянии добиться результатов (конечно, временных) и противодействовать неизбежному объективному процессу развития. Поэтому рассматривать организованный воспитательный процесс как фиксирующий момент, как пассивный регистратор того, что происходит в стихийном воспитательном процессе, означает выдавать свои ошибочные представления и необоснованные понятия за «научные истины».
Со всей определенностью и четкостью необходимо сказать, что организованный воспитательный процесс имеет значение решающее, причем эффективность его усиливается все больше и больше по мере совпадения его устремлений с закономерностью стихийного воспитательного процесса: чем меньше он совпадает с закономерностью стихийного воспитательного процесса, тем меньше его эффективность; чем больше он совпадает, тем больше его эффективность. Поэтому роль организованного воспитательного процесса должна быть рассмотрена как организованное сознательное, вмешательство со стороны заинтересованного класса и его партий в стихийный воспитательный процесс с целью получения максимальной эффективности и достижения такого формирования сознания и поведения общественного человека, которое наиболее соответствует требованиям и нуждам данной общественной формации.
Роль организованного воспитательного процесса в эпоху диктатуры пролетариата характеризуется программой Коммунистической партии в следующих словах: «В период диктатуры пролетариата, т.е. в период подготовки условий, делающих возможным полное осуществление коммунизма, школа должна быть не только проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного, организационного и воспитательного влияния пролетариата на пролетарские и непролетарские слои трудовых масс с целью воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм».
Эта характеристика как нельзя лучше определяет роль и значение организованного воспитательного процесса. Правда, эта характеристика относится к молодому поколению, но так же определяются задачи воспитания масс и задачи учреждений и аппаратов, занимающихся их перевоспитанием. Это совершенно понятно; ленинская партия, которая всегда боролась против отрицания решающей роли сознательности и организованности, не может иначе определить роль организованного воспитательного процесса.
Значительно полнее выявляется роль организованного процесса в переходную эпоху при сопоставлении факторов стихийного и организованного воспитательных процессов в переходную эпоху и при капиталистическом строе.
Как складывается организованный и стихийный воспитательные процессы в капиталистическом обществе: 1) Стихийный воспитательный процесс в среде буржуазии и мелкой буржуазии, т.е. в экономике—2) содействие этому процессу со стороны организованного воспитательного процесса, предпринимаемого государством или государственными партиями, до социал-демократии включительно, и + 3) влияние церкви и религии.
Этим организованным и стихийным воспитательным процессам в капиталистическом обществе противопоставляется стихийный воспитательный процесс в пролетарской среде под влиянием роста противоречия и содействия этому стихийному воспитательному процессу со стороны коммунистической партии, находящихся под ее влиянием профсоюзов, комсомола и деткомдвижения.
Вот примерное расположение сил, противопоставляемых друг другу в условиях капиталистического строя. И все же влияние буржуазного организованного воспитательного процесса даже в пролетарской среде огромно.
Теперь рассмотрим, каково расположение сил в переходную эпоху: 1) Стихийный воспитателыный процесс в пролетарской и полупролетарской среде под влиянием изменившихся производственных отношений и процесса социалистического строительства, + 2) содействие организованного воспитательного процесса, предпринимаемого государством, профсоюзами, партией, комсомолом, деткомдвижением. Этому процессу противодействует стихийный воспитательный процесс, происходящий в мелкобуржуазной, кулацкой, нэпмановской среде + организованный воспитательный процесс церковью, сектами и т. п.
Как видно из расположения сил в современных условиях капиталистическою строя и в переходную эпоху, переходная эпоха отличается тем, что организованный воспитательный процесс пролетарского государства имеет в качестве противодействия (помимо стихийного воспитательного процесса, происходящего в враждебной классовой среде) такой мощный отрицательный организованный воспитательный процесс, как церковь, секты и т. д. (которому подвергаются отсталые слои пролетариата и большая масса крестьянства). Это расположение сил можно изобразить образом.
Надо еще учесть и то обстоятельство, что стихийный воспитательный процесс регулируется не только политическими мероприятиями, как, например, это имеет место при буржуазном строе в пролетарской среде при содействии коммунистической партии, но в пролетарском государстве регулируется экономическими мероприятиями и всем процессом социалистического строительства, поскольку социалистическое строительство является, с одной стороны, процессом преобразования экономики, а с другой — процессом преобразования, перевоспитания и изменения психики и поведения людей на базе изменяющейся экономики.
При капиталистическом строе
А. Содействие
1) Стихийный воспитательный процесс в буржуазной и мелкобуржуазной среде на базе капиталистических производственных отношений людей.
2) Организованный воспитательный процесс, предпринимаемый государством, его партиями и профсоюзами, находящимися под влиянием партий, армией и т. п.
3) Организованный воспитательный процесс, осуществляемый церковью и религией.
Б. Противодействие
1) Стихийный воспитательный процесс в пролетарской среде (рост эксплуатации, классовый антагонизм, войны и т. п.).
2) Организованный воспитательный процесс, осуществляемый компартией, левыми профсоюзами, находящимися под влиянием этих партий, комсомолом и деткомдвижением, пролетарской общественностью (МОПР и т. п.).
В переходную эпоху
А. Содействие
1) Стихийный воспитательный процесс в пролетарских условиях на базе социалистического строительства и изменившихся производственных отношений людей.
2) Организованный воспитательный процесс, проводимый государством партией, профсоюзами, комсомолом, деткомдвижением, Красной армией и т. п.
3) Советская общественность (общество безбожников, Мопр, Осоавиахим и т. п.).
Б. Противодействие
1) Стихийный воспитательный процесс происходящий в мелкобуржуазной, нэпмановской, классовой и проч. среде, при содействии нелегальных контрреволюционных партий и капиталистических элементов.
2) Организованный воспитательный процесс, проводимый церковью, сектами и т. п.
Ясно, что стихийный воспитательный процесс пролетарской среды в переходную эпоху выступает с громадной силой и обладает большой силой содействия процессу формирования социалистического человека. Это своеобразие кладет отпечаток на весь процесс воспитания и должно получить максимальное отражение в организованном воспитательном процессе. Но, с другой стороны, необходимо учесть и то обстоятельство, что противодействия как отрицательного стихийного (кулацко-нэпманоовская семья, среда), так и отрицательного организованного (церковь, враждебные организации) воспитательного процесса в условиях переходной эпохи проходят на фоне ожесточенной классовой борьбы.
Вот это-то своеобразие и показывает, какая гигантская роль отводится организованному воспитательному процессу в условиях переходной эпохи.
Организованный воспитательный процесс является другой стороной диктатуры пролетариата: одной стороной диктатура пролетариата является орудием полного уничтожения капиталистических элементов и развертывания социалистического строительства; другой стороной — орудием уничтожения капиталистических черт поведения и капиталистического сознания и воспитания социалистических черт поведения и социалистического сознания. Только так нужно понимать роль организованного воспитательного процесса в переходную эпоху.
Совершенно несправедливо то положение, что в современной педагогической практике и педагогической литературе размер и объем организованного воспитательного процесса ограничиваются только школой, как будто организованный воспитательный процесс имеет только единственное орудие — школу, причем только для детей и подростков. Такое трактование организованного воспитательного процесса, конечно, не соответствует марксистскому пониманию сущности воспитательного процесса.
«Педагогика, — говорит П. Блонский, — есть наука о развитии мощных во всех отношениях (физическом, техническом, социальном и интеллектуальном) детей трудящихся».
Совершенно нельзя поэтому возражать против такого понимания организованного воспитательиого процесса, которое дается в следующих словах: «И вам следовало бы вашу формулировку изменить так: под воспитанием (организованным — прибавим от себя— С. Ф.) понимаем мы систему мер, проводимых партией, госвластью, профсоюзами и другими организациями, направленных на развитие биологически и социально-ценных свойств человека».
Против такого определения, конечно, нельзя возражать, ибо оно действительно выводит организованный воспитательный процесс из школьных рамок и указывает соответствующие этому понятию размеры.
«Воспитывают, — говорит Н. К. Крупская, — не только отдельные лица, воспитывает весь семейный и весь школьный уклад. Воспитывает улица, воспитывает общественное учреждение, вся окружающая обстановка, весь общественный строй, воспитывают события. Воспитывают не только детей, но и взрослых. Поэтому термин «воспитание» употребляется часто и в другом, более широком смысле слова; говорят: «жизнь воспитала из него человека с твердой волей» или: «он воспитывался в крайне тяжелых условиях»; говорят: «дети улицы», «дети подземелья», «сын своего века», «дочь революции» и т. д.».
Прежде всего тут надо различать воспитывающие условия и самый акт воспитания. Когда мы говорим о воспитании, мы в этом понятии уже чувствуем активную я сознательную роль со стороны тех, кто ставит перед собой воспитательную задачу, т.-е. со стороны общества.
Когда мы говорим о том, что весь процесс общественного развития формирует общественного человека, то мы здесь говорим не о самом воспитании, а о тех условиях, которые определяют успех и характер воспитания.
Понятно, что успех воспитательного процесса находится в прямой зависимости от того, насколько полно использованы условия, в которых проходит воспитательный процесс, и насколько этот воспитательный процесс построен на базе действительного учета эффективности воспитательных условий.
Для того, чтоб можно было воспитательные условия использовать, чтобы эффективность воспитательного процесса была бы доведена до максимума, необходимо создание теории.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +