Нередко ставится вопрос — может ли фабрика быть доступной для детей подростков? На этот вопрос уже дала ответ практика капиталистических предприятий. С тех пор как появилась машина, крупное производство стало широко использовать детский и женский труд. Выше было указано, что заводы Форда дают работу даже для инвалидов. Если капиталистические предприятия доступны теперь для глухих, слепых, безногих, безруких, то тем более они могут быть доступны для детей и подростков. Последние получили доступ на крупные предприятия благодаря автоматизации и химизации процесса производства. Если бы детский труд был невыгоден для капиталистов, они никогда не допустили бы его. Правда, детский труд в капиталистическом обществе носит уродливый характер, будучи построен на принципе эксплуатации. В этом отношении здесь мы не можем искать для себя каких бы то ни было примеров в целях подражания. Наш идеал другой — раскрепощение трудящихся и построение социалистического общества. Но практика капиталистических предприятий дает нам основания притти к тому выводу, что работа детей и подростков на фабрике является возможной, что это — не выдумка, а реальное явление. Поэтому детский труд может иметь место и в социалистическом крупном производстве, тем более что здесь отпадают какие бы то ни было элементы эксплуатации: здесь детский труд будет подчинен не столько экономическим соображениям, сколько педагогическим.
С какого возраста дети могут работать на фабрике? Практика капиталистических предприятий здесь не знает предела. Еще Маркс и Энгельс указывали, что на английских предприятиях в середине XIX столетия попадались дети 4 и 5 лет. Разумеется, это является типичным выражением эксплоататорекой разнузданности капиталистов, не считающихся ни с какими биологическими возможностями детского организма при подборе рабочей силы для своих предприятий, но тщательно учитывающих экономическую выгоду. Обычно же преобладали в крупном производстве дети 8 —10 лет и старше. Это наблюдается и теперь в каниталистических странах. У нас, в Советском Союзе, господствует мнение, будто фабричное производство может быть доступно для детей без вреда только с 12-летнего возраста; при этом: делаются ссылки на педологию. Такое мнение является спорным,, так как педология на самом деле не занималась изучением фабричного труда детей до 12 лет. В пределах этого возраста она располагает некоторыми выводами лишь относительно ручного труда. А между тем Маркс и Энгельс, как мы это докажем позднее, считали возможным применение детского труда на фабриках с 9-летнего возраста, даже в социалистическом обществе. Перед педологией стоит задача изучить этот вопрос всесторонне. Теперь же мы имеем поэтому поводу поспешные выводы, которые, вероятно, будут опровергнуты, в будущем. Ведь не следует забывать того простого обстоятельства, что в коммунистическом обществе будет господствовать крупное фабричное производство: ручной труд, как сказано выше, отойдет в область предания. Неужели и тогда ремесленная мастерская будет средством трудового воспитания, в духе требований современных мануалистов. Надо полагать, что мануализм как определенное направление в воспитании потеряет всякую почву для своего существования в будущем.
В настоящее время является до крайности популярной точка зрения о необходимости организации особых ремесленных мастерских при школах в целях правильной постановки трудового воспитания. Одни поддерживают эту точку зрения в силу экономической необходимости, другие — принципиально, в силу убеждения. Первые считают, что при наших условиях хозяйственной отсталости (в Советском Союзе) наиболее дешевой и рациональной формой организации детского труда может быть ремесленная мастерская.
Вторые подходят к этому вопросу иначе: они утверждают, что ремесленная мастерская является единственно целесообразным средством трудового воспитания, ибо фабрика, согласно их представлениям, не может быть предметом детского изучения в
виду ее крайней сложности. Отсюда вывод: ремесленная мастерская как средство трудового воспитания детей до известного возраста найдет себе место даже в коммунистическом обществе. Это мнение, разумеется, не имеет под собою никакой почвы в виде хотя бы самых элементарных научных доказательств. Выше было указано, каким образом опрокидывается система ручного труда в процессе развития современной крупной индустрии. Мечтание о ремесленной мастерской в индустриальный век является реакционным занятием. Даже капиталисты иногда по данному вопросу становятся на прогрессивный путь. Достаточно указать на Форда. У него при крупных заводах организована школа, которая руководится тремя принципами: 1) к ребенку надо подходить как к ребенку, 2) академическое образование (теоретические занятия) должно быть соединено с промышленным, и 3) у детей надо развивать чувство ответственности, не требуя от них изготовления каких-нибудь бесполезных вещей, а обучая их на предметах, предназначенных для непосредственного потребления. Форд пишет следующее: «В качестве учебного пособия в лаборатории ученикам предоставляется весь фордовокий завод в Гайленд-Парке. Уроки математики становятся конкретными проблемами мастерской. География тесно соединяется с вопросами экспорта, а уроки по металлургии сочетаются с изучением доменных печей и закалочных отделений. Академический курс включает английский язык, черчение, математику (включая тригонометрию), физику, химию, металлургию и металлографию. Ремесленный курс сводится к практическому применению принципов, усвоенных в классе, и в основательном ознакомлении со всеми типами машин, употребляемых для производства орудий производства». Ученики выделывают на заводах отдельные части автомобилей, наиболее употребительные инструменты, измерительные приборы, дешевые моторы и т. д.
Мы видим, что Форд не устраивает для учеников специальных мастерских, а дает им возможность использовать фабрики и заводы, которые выступают перед ними в качестве своеобразной лаборатории. Здесь ученики занимаются не только теоретическими изысканиями, но и производительным трудом, изготовляя полезные вещи и даже орудия производства. Такой принцип соединения обучения с производительным трудом должен быть положен и в основу социалистической школы. Если в настоящее время учебная ремесленная мастерская еще имеет какой-нибудь смысл своего существования
благодаря отсутствию у нас достаточно материальной базы, то в будущем она станет излишней, ненужной, ибо дети и подростки будут получать трудовое воспитание непосредственно в крупных предприятиях.
Фабрика представляет собою сложный комплекс явлений — физических, химических, технических, социально-экономических и т. д. Здесь встречаются разнообразные машины, совершается процесс химических соединений, существует определенная температура окружающего воздуха, переливаются всевозможными огнями электрические лампочки, кругом стоит своеобразный шум действующих механизмов, господствуют в корпусах специфические запахи, повсюду наблюдается движение людей, совершающих определенные производственные операции. Словом, фабрика является своеобразным миром раздражителей, приведенных в определенную систему. Всякое движение здесь совершается
с максимально возможной точностью, со строго установленным темпом и соразмерностью.
Фабричное производство есть организованная среда не для воспитания, а для хозяйственных целей. Тем не менее здесь встречаются такие раздражители, которые имеют глубокое воспитательное значение.
Во-первых, дети и подростки, попадая на фабрику, знакомятся с процессом производства материальных ценностей, имея таким образом возможность взглянуть на коренные основы жизни. Во-вторых, производство дает представление о процессе воздействия человека на природу, выявляя наивысшую форму общественной активности людей, в атмосфере которой переваривается, между прочим, и молодое поколение.
В-третьих, на фабрике отцентрированы существенные объекты научного исследования, как-то: электричество, машины, химический процесс, различные виды сырья и т. п. Учащиеся могут изучать социальные явления, естествознание, механику и технологию непосредственно в жизненной обстановке.
В-четвертых, участвуя в работе на предприятии, дети и подростки практически изучают различные формы расстановки людей в процессе производства — сложную и простую кооперацию. Так как фабрика является центром общественной жизни рабочих, школа, построенная на базе фабрики, получает возможность сделать эту последнюю исходным пунктом изучения современного общества и его развития.
В-пятых, вращаясь в среде рабочих, молодое поколение входит в сферу непосредственной жизни производителей, усваивая их практический опыт и коллективистическую психологию. Это подготовляет детей и подростков к их, будущей деятельности. Именно здесь устанавливается первая непосредственная связь молодого поколения с рабочим классом. Наконец, в-шестых, фабричное производство является замечательной дисциплинирующей средой, вырабатывающей у человека аккуратность, точность, исполнительность. Малейшее промедление, невнимательность, отсутствие организованности в работе — все это немедленно сказывается на процессе и результатах производства.
Теперь необходимо остановиться на вопросе, который до сих пор не получил достаточного освещения в литературе, а если освещался, то очень часто неправильно.
На автоматизированной фабрике среди всякого рода раздражителей имеет исключительное значение машина. Управляя ею, человек испытывает от нее такое раздражение, которое получает у него характер доминанты (господствующего раздражения в корковой поверхности мозга). Так как рабочий может быть занят за машиной всю жизнь, — этот раздражитель является для него интенсивным и длительным... Вследствие постоянно повторяющегося раздражения, посылаемого одним и тем же предметом, реакция человека на это раздражение приобретает привычный автоматический характер. Такой автоматизм реакции, как думают некоторые, воспитывается машиной, которая якобы не требует от человека никаких усилий — ни физических, ни умственных, всецело порабощая его власти механизма. Отсюда — теория, что труд получает воспитательное значение не в обстановке фабрики, где он является механическим, а за ручным станком, за которым, якобы, человек может проявить максимум творческих способностей. Дифирамбы ручному труду слагались не только прежде, когда ремесленное производство действительно имело смысл, но, к сожалению, слагаются и теперь, когда оно отживает свой век. Увлечение ручным трудом захватывает не только глухую провинцию, где очень часто отсутствует крупная промышленность, а потому данный факт является там закономерным, но, к великому удивлению, даже и такой центр, как Ленинград, где крупное производство занимает одно из первых мест в СССР.
Какие мотивы выдвигаются в пользу ручного труда? 1) Он более доступен массовой школе, чем машинное производство. 2) Он действует развивающе на организм ребенка, содействуя физическому здоровью последнего. 3) Он дает простор для развития конструктивных способностей детей. 4) Он научает их владеть наиболее распространенными орудиями производства.
Если отмечать только положительную сторону явления, то, пожалуй, против вышеприведенных мотивов возражать нельзя. Но если взглянуть на факт с отрицательной стороны, то легко обнаружить существенные проблемы теории воспитательного значения ручного труда. Во-первых, навряд ли кто будет оспаривать тот факт, что прогрессивной формой труда является не ручной, а машинный, что мы идем по пути развития крупного производства, а не мелкого, что, наконец, это последнее не только не развивается, а даже отмирает и гибнет. Если мы ставим задачу перед школой воспитать такое молодое поколение, которое было бы вполне приспособлено не только к современной жизни, но и к тем условиям, которые должны наступить в ближайшем будущем при переходе к коммунистическому строго, то понятно, что, выбирая те или другие формы труда для воспитательных целей, мы должны неизбежно остановиться на машинном производстве, за которым остается будущее. Помещая детей в обстановку ручного труда, мы заставляем их развиваться в условиях консервативной воспитательной среды. Под влиянием раздражителей последней у них вырабатываются такие привычки, которые осуждены историей на отмирание. Благодаря этому воспитывается у детей консервативная идеология и неприспособленность к новым условиям. Во-вторых, ручной труд отнюдь не способствует всестороннему физическому развитию. Он развивает главным образом те части тела, которые больше всего находятся в движении. Перенося всю тяжесть работы на организм человека, он требует длительной тренировки, чтобы можно было в совершенстве овладеть определенными орудиями производства. Другими словами — он требует специализации, а это не является благоприятной почвой для всестороннего развития человека. Наконец, в-третьих, слишком переоценивая ручной труд, его сторонники ошибочно недооценивают, а иногда просто неправильно отрицают воспитательное значение машин, т.е. фабрики.
В чем состоит воспитательное значение машины? Машина представляет собою сложный комплекс раздражителей. Здесь встречаются различные формы движения частей механизма, калейдоскоп разнообразных геометрических форм, причудливое сочетание цветов, своеобразная музыка шума, световые эффекты электрических лампочек, раскаленного железа и огненных печей и т. д. и т. п.
Машина не дает такого однообразия раздражений, как ручной станок. Но может быть машина способствует тому, что человеческий труд становится механическим, шаблонным, малоподвижным? Действительно такие факты встречаются в капиталистическом производстве. Здесь человек превращается в придаток машины и действует так же бессмысленно, как любая ее часть. Но в то же время машина создает предпосылки для раскрепощения человека в социалистическом обществе. Машинная техника значительно облегчает процесс производства, благодаря тому, что самая тяжелая работа перекладывается с человека на механизм. При ручном труде основную работу выполняют крупные мускулы нашего организма. Машинное ироизводство ведет к тому, что основная работа переходит к малым мускулам. Например, вместо того чтобы движение совершалось рукой, оно совершается кистью иди даже только пальцами руки. Благодаря этому делается возможным экономия мускульной энергии, которая может быть использована в процессе умственной работы, интенсивность которой возрастает под влиянием притока энергии с периферии.
«Для целесообразной организации психических частичных трудовых процессов, — справедливо говорит Лизинский, — большое значение имеет механизация и автоматизация трудовой деятельности, и притом по двум причинам. Во-первых, часто механическая деятельность требует по сравнению с сознательной деятельностью меньшей затраты психической энергии и поэтому она менее утомительна. Во-вторых, деятельность сознания освобождается при механической работе для других актов, что при иных условиях было бы невозможно вследствие ограниченности нашего сознания». Машина вырабатывает: у человека эластичность движений его оконечностей, делает эти последние наиболеее тонкими, чувствительными и развитыми. Так как при переходе с машины на машину операции меняются, хотя и не в такой степени, чтобы необходимо было тратить много времени на их изучение, рабочий получает возможность не однообразного развития оконечностей, а всестороннего. Точно так же всесторонне здесь развиваются органы внешних чувств—слух, зрение, осязание и проч. В обстановке фабричного производства имеется не мало таких раздражителей, которые действуют на состояние воспринимающего аппарата весьма целесообразно. Например, в текстильном производстве, где приходится различать переплетение тончайших нитей ткани, развивается в первую очередь зрение, труд наборщика способствует воспитанию тонкости осязания и т. д. При машине органы внешних чувств развиваются более равномерно, чем в процессе ремесленного производства, ибо фабрика ведет к устранению специализации со всеми вытекающими отсюда вредными последствиями.
По той же причине машинное производство способствует не сужению, а расширению умственного кругозора, чего не бывает в процессе ручного труда. На фабрике жизнь более разнообразна, чем в ремесленной мастерской. Кроме сложнейших машин, всевозможных химических процессов и разнообразного сырья и материалов здесь встречается мощный коллектив рабочих, который представляет собою источник многогранных жизненных запросов. Коллективная жизнь производителей дает много впечатлений, обогащая опыт каждого индивидуума.
Работа на фабрике совершается с максимальной точностью. Ритмическое действие машины требует ритмического движения оо стороны человека. У последнего развивается привычка к организованной и соразмерной работе. Это переносится и в бытовую жизнь, упорядочивая отношения между людьми.
Техника фабричного производства носит весьма революционный характер: она быстро изменяется и совершенствуется. Это действует и на способ производства, который получает всё новые и новые формы. Такая подвижность фабричной обстановки революционизирует характер производителей, заставляя их приспособляться каждый раз к новым условиям.
В современном классовом обществе процесс революционизирования рабочих усуглубляется необходимостъю политической борьбы.
Машина создает благодатную почву для выявления конструктивных способностей рабочих. Глубоко ошибаются те, кто думает обратное. На самом деле процесс фабричного производства есть творческий процесс. Освобожденный от тяжелых условий физического труда, человек может уделять достаточно времени для умственной работы. Изучая структуру машин, дефекты и достоинства механизмов, а также состав химических соединений, он получает возможность создавать грандиозные проекты и делать изобретения на основе практического опыта. Широкая волна рабочего изобретательства в СССР (тормоза Казанцева и проч.) служит тому лучшим доказательством.
«Наконец, машина имеет в истории ту несомненную заслугу, что она привела к нивелированию рабочей силы, уравнивая людей обоего, пол а в процессе производства. Теперь уже на автоматизированной фабрике различия между производителями изживаются, хотя еще и не изжиты. Новые отношения являются благодатной почвой для развития сознания равенства и солидарности среди рабочих.
Вот примерно те преимущества, которыми располагает машина сравнительно с ручным станком. Мы не видим здесь таких недостатков и опасностей, которые неправильно приписываются машинному производству сторонниками ручного труда. Напротив, в
большинстве случаев только здесь встречаются благоприятные условия для воспитания подрастающего поколения.
Как указано выше, современное крупное производство требует от рабочего всестороннего развития. Так как физический труд уступает свое место умственному труду, теперь рабочий должен получить необходимое интеллектуальное воспитание. В капиталистическом обществе эта задача не может быть разрешена: она будет разрешена окончательно в условиях коммунизма. Такое воспитание будет осуществляться через политехническую школу, которая поставит перед собою цель ознакомить учащихся теоретически и практически с научными основами всех крупных производств. Если это невозможно или не всегда возможно достигнуть теперь, то в будущем при укреплении индустриальной базы такая цель окажется вполне реальной. Мы отметили выше, что в настоящее время на крупных предприятиях наблюдается высокая степень текучести рабочего состава: рабочие не остаются долго на одной и той же фабрике, а переходят с предприятия на предприятие, нередко меняя даже профессию. Это объясняется тем, что теперь при данном уровне техники профессия утрачивает свой смысл. Современное крупное производство становится однотипным. Если бы мы взяли предприятия различных отраслей крупной промышленности, то эти предприятия дали бы нам много общих производственных операций, определяющихся однородными принципами построения машин. Нельзя не согласиться со следующим замечанием Кропоткина: «В своей увлекательной книге «Теоретическая кинематика» Рёло (Reuleaux) показал, что существует, так сказать, философия всех возможных машин. Самая сложная машина сводится к немногим основным частям: площадкам, цилиндрам, дискам, конусам и т. п., и также к немногим инструментам: пиле, стамезке, катку, молоту и т. п.; и как бы сложны ни были движения машины, они могут быть сведены на немногие преобразования движения: кругового в прямолинейное (или обратно), с несколькими промежуточными звеньями». Значит, сколько бы машин мы ни брали, всегда возможно найти у них общие элементы, которые могут быть легко изучены даже и ребенком. То же самое следует сказать и относительно производственного процесса. Какое бы крупное предприятие мы ни рассматривали, в нем не трудно установить общие элементы, присущие и другим предприятиям различных отраслей промышленности. «Таким образом на две трети все современное производство,—пишет Мюнстерберг,—становится совершенно однотипным, и только в одной последней трети дюпускается некоторая вариация, которая тоже по мере развития техники все больше и больше сглаживается. Происходит это от того, что всевозможные виды трудовых движений по мере их разложения на более простые элементарные формы удается в конце концов свести к 12 основным типам элементарных движений, которые в различных комбинациях и различной последовательности осуществляют все решительно формы сложного труда, какими располагает мировая промышленность.
Выходит, что мировая крупная промышленность в той части, которая в силу развития современной техники стала однотипной, имеет производственный процесс, состоящий всего лишь из 12 простейших движений. Разумеется, такие движения могут быть доступны и для детей. В коммунистическом обществе эта однотипность крупного производства еще более возрастет, и тогда появятся еще более основательные предпосылки для политехнического воспитания.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.