Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Является ли ремесленная мастерская в школе средством трудового воспитания (М. Пистрак)


"Спорные проблемы марксистской педагогики", сб. статей под ред. А. З. Иоанисиани
М., Изд-во "Работник просвещения", 1930 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Необходимость организации мастерских в школе, особенно во втором концентре, кое-кем оспаривается, причем весьма «радикальные» «теоретические» обоснования отказа от мастерских в действительности отражают капитулянтские настроения перед трудностями этого дела и на деле играют на руку тем, от которых на местах зависят бюджетные ассигнования на школу. Рассуждения этих «теоретиков» можно сформулировать, примерно таким образом: «политехническая школа есть школа, вырастающая из фабричной системы. Труд в школе нужно поэтому ввести типа индустриального, а ни в коем случае не ремесленного. Еще Маркс говорил о том, что ребят нужно включать в производство с 9-летнего возраста. Мастерские же при школе возвращают нас к ремесленному периоду, т.е. к периоду весьма отсталому. Поэтому долой пришкольный участок, где землю нельзя обрабатывать трактором, вон из школы мастерские, где приходится работать ручным инструментом или, в лучшем случае, на маленьком станочке с ножным приводом, а в самом лучшем случае с маленьким моторчиком. Давайте перейдем на фабрики, в крупные совхозы и т. д., и там будем обучать ребят». Эта весьма радикальная теоретическая добродетель, как сказано, хорошо обосновывает практическую нужду, нашу бедность, трудность найти сколько-нибудь значительные средства для организации мастерских при школе. Этой теорией пользуются (мы такие случаи знаем) при установлении бюджета на местах и срезают наши заявки на организацию в школе мастерских. Такую, примерно, теорию развивает и тов. Гастев, который договаривается до того, что требование материального оборудования есть «обломовщина». О такой теорией необходимо бороться всеми мерами и решительно.
К нашему удивлению, от этой «теории» не оказался свободным и тов. Пинкевич.
В настоящее время, — пишет тов. Пинкевич, — является до крайности популярной точка зрения о необходимости организации особых ремесленных мастерских при школах в целях правильной постановки трудового воопитания. Одни поддерживают эту точку зрения в силу экономической необходимости, другие — принципиально, в силу убеждения. Первые считают, что при наших условиях сельскохозяйственной отсталости (в Советском Союзе) наиболее дешевой и рациональной формой организации детского труда может быть ремесленная мастерская. Вторые подходят к вопросу иначе: они утверждают, что ремесленная мастерская является единственно целесообразным средством трудового воспитания, ибо фабрика, согласно их представлениям, не может быть предметом детского изучения в виду крайней сложности. Отсюда вывод: ремесленная мастерская, как средство трудового воспитания детей до известного возраста, найдет себе место даже в коммунистическом обществе. Это мнение, разумеется, не имеет под собою никакой почвы в виде хотя бы самых элементарных научных доказательств. Выше было указано, каким образом опрокидывается система ручного труда в процессе развития современной крупной индустрии. Мечтание о ремесленной мастерской в индустриальный век является реакционным занятием. Даже капиталисты иногда по данному вопросу становятся на прогрессивный путь. Достаточно указать на Форда. У него нри крупных заводах организована школа, которая руководится тремя принципами: 1) к ребенку надо подходить, как к ребенку; 2) академическое образование (теоретические занятия) должно быть соединено с промышленным и 3) у детей надо развивать чувство ответственности, не требуя от них изготовления каких-нибудь бесполезных вещей, а обучая их на предметах, предназначенных для непосредственного потребления».
Тов. Пинкевич поучает, что «не следует завышать того простого обстоятельства, что в коммунистическом обществе будет господствовать крупное фабричное производство: ручной труд... отойдет в область предания».
И тов. Пинкевич с удивлением спрашивает: «неужели и тогда (т.е. в коммунистическом обществе) ремесленная мастерская будет средством трудового воспитания в духе требований современных мануалистов?».
Мы пойдем дальше тов. Пинкевича и скажем, что не только в коммунистическом обществе, но и сейчас уже не следует строить школьных мастерских для воспитания «в духе требований современных мануалистов». Все дело в том, что мастерские могут быть средством воспитания «в духе требований современного политехнизма», вернее говоря, мастерские могут (и должны) быть необходимым звеном политехнического воспитания. Хвост «мануализма» совсем необязателен.
Ссылка на Форда совсем неосновательна. Во-первых, Форд совсем не ставил себе задачей строить политехническую школу и, надо полагать, больше знаком с библией, чем с Марксом; во-вторых, в школе Форда существуют мастерские, в чем легко убедиться, если прочитать следующую (за той, из которой тов. Панкевич цитирует Форда) страницу (191) его книги («Сегодня и завтра». Изд. «Время», 1924 г.); где ясно сказано: «все изделия, выполняемые в мастерских школы» и т. д. Далее у Форда говорится, что эти изделия (разрезы двигателей и автомобилей) собираются учениками из бракованных на заводах Форда частей.
Тов. Пинкевич, допустив здесь ошибку, упорно за нее держится и в дальнейшем изложении. Эта ошибка приводит его к утверждению, что «политехническая школа в трактовке «Декларации» (о единой трудовой школе) есть своеобразная организационная форма сочетания ремесленного и фабричного труда. То и другое здесь признается одинаково равноправными и необходимым. Для участия детей в ремесленном труде создаются специальные мастерские. Это именно и есть то, что лишает советскую школу политехнического характера. Вместо политехнического воспитания — многоремесленничество» (стр. 163).
Нет, не мастерские лишают «советскую школу политехнического характера», а именно их отсутствие в школе, а следовательно, отсутствие всякого технического труда, так как о непосредственном участии ребят в фабричном труде пока можно (для массовой школы) лишь мечтать. Тов. Пинкевич переводит таким образом идею политехнической школы «на консервацию» до достижения коммунистического строя.
Упорство тов. Пинкевича в своем ошибочном взгляде приводит его к обвинению Н. К. Крупской в том, что она «ошибочно поставила политехническую школу на базу мелкого производства». В том же, очевидно, следует, по мысли тов. Пинкевича обвинить и тт. Луначарского и Покровского и др. Словом, все наши крупные педагоги, писавшие по вопросу о политехнизме, повинны в грехе многоремесленничества».
Перед нами не стоит вопрос, нужны ли мастерские в школе, а вопрос, какой тип мастерских в школе нужен и как методически постепенно должна развертываться работа в этих мастерских.
Теорию тов. Пинкевича и др. можно было бы отчасти понять, если бы школьные мастерские работали от первого до последнего года школы в одном и том же методическом плане и ставили бы одну и ту же задачу все большего совершенствования в приобретении ремесленных навыкав. Но те, кто утверждают, что мастерские в школе не нужны, не дают даже себе труда разобраться в этом вопросе поглубже и рассмотреть, как и что должно в мастерских делаться, чему ребята должны там обучаться. Было бы, бесспорно, ошибкой ограничиться только приобретением ремесленных навыков и свести дело только к подготовке человека, знакомого с несколькими ремеслами. Но мастерские могут дать и больше и иное, они могут быть и должны быть использованы иначе.
Первый и важнейший вопрос, на который нужно ответить: нужна ли вообще индустриальному рабочему некоторая группа ремесленных навыков, т.е. умений обрабатывать важнейшие технические материалы — дерево и металл? Мы отвечаем на это положительно.
Во-первых, крупное производство, любой отрасли промышленности имеет подсобные мастерские по двум важнейшим материалам—-металлу и дереву: без них никакой текущей ремонт машин невозможен. Никакая фабрика не может позволить себе роскошь отдавать машину в ремонт специальной крупной фабрике (или специальной мастерской), когда дело идет о небольшом повреждении. Больше того, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый рабочий хорошо знал свою машину или свой станок и чтобы он был в состоянии не очень большие повреждения сам ликвидировать тут же, на месте; для этого он должен уметь управляться с примитивным набором инструментов. Минимум ремесленных навыков по дереву и металлу является, следовательно, весьма желательным для каждого рабочего.
Во-вторых, постепенно усложняющаяся работа в мастерских (а как это происходит, мы покажем ниже) должна разрушить своеобразный «машинный фетишизм», который мы сами не изжили и не помогаем изживать нашим детям.
Мы окружены самыми разнообразными машинами, приборами, аппаратами и весьма часто не имеем представления о том, как они действуют, что у них делается в «середке». Часы — весьма распространенная машина; множество людей носят этот механизм в кармане или на руке. Однако много ли людей знают, как часы действуют и много ли наберется смельчаков, которые не побоялись бы разобрать часы, почистить их и сложить вновь? А ведь это вещь не совсем уже сложная. Часами мы пользуемся десятки раз в день, но никогда не задаем себе вопроса, как часы устроены, и часто мы до конца жизни этого не знаем. Вследствие этого у многих невольно создается впечатление о ходе часов, как о каком-то почти чудодейственном секрете.
На улице большого города, на многих домах встречаются таинственные знаки, например, «ПК 5 ш.» со стрелкой. Многие ли знают, что это указание, где находится ближайший пожарный кран? А то,— стоит на площади круглая башенка серого цвета, похожая на колонку от ванны, или плоский железный шкафчик с непонятными знаками, — а что внутри находится? Едешь трамваем, а он вдруг остановился: проскочила где-то искра, вагоновожатый говорит — «пластина перегорела». Пробовал я как-то среди пассажиров расспросить, что за пластина такая. Ответы напоминают мне известный рассказ Горбунова о «ядре и бомбе».
Незнание простых технических вещей держит нас в каком-то своеобразном священном трепете перед машиной и в религиозном восторге перед технически нам неведомым.
Не приходится, конечно, даже и говорить о том, что мы часто бессильны исправить закапризничавший телефон. Иногда совсем пустяковая причина, прекращающая действие телефона—ослабление контактов, например, заставляет нас звонить на станцию, так как мало кто умеет, не говорим уже починить, а хоть бы определить, в чем повреждение телефона. И уже непреодолимый страх бывает у безруких интеллигентов, перед тайной действия швейной машины, представляющей собою по существу довольно простой механизм.
Этот машинный «фетишизм», и отсюда преклонение перед машиной, особенно силен в ребячьем возрасте, когда чудеса машины особенно поражают, а незнание нутра машины вполне естественно.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +