Первый показатель широкой педагогики среды — 1) уровень развития производительных сил в части, характеризующейся применением тех или иных орудий труда (соха, плуг, трактор, ручной ткацкий станок и т. д.), стимулирует собою трудообщение различного содержания, различной суммы производственных навыков, технических умений. Не случайно именно сейчас, когда мы поставили перед собою задачу индустриализации страны одновременно возникло общество популяризации технических знаний и умений (техника — массам), развертывается мощное движение через сеть детских технических станций, среди молодежи и подростков, полное огромного интереса, огромной жажды технических знаний; не случайно также, что именно сейчас мы снова с особенной настойчивостью поднимаем вопрос о политехнической школе. Изменяющаяся техническая база требует иного
содержания нашего воспитания, стимулирует, усиливает во много раз возможности реализации этого нового содержания, ищет новых форм для своей реализации — технические станции, различные кружки радио, электро и прочих любителей, которые вырастают «стихийно» в том смысле, что мы системой своего организованного руководства (хотя бы системой народного образования, которая продолжает оставаться системой школьного образования) не успеваем охватить эти ростки, элементы новых типов воспитательных организаций. Тут наша размычка нашего «организованного» воспитания с этой широкой педагогикой среды особенно чувствуется, особенно резко дает себя чувствовать.
2) Тот же уровень развития производительных оил в части, характеризующейся развитием культуры в более узком смысле этого слова, т.е. степенью распространенности грамотности, степенью распространенности в данной среде научных знаний о мире, о человеке, об общественных отношениях людей, степенью обеспеченности возможностей участия в этом участке строительства не одиночек, не верхушек, а всей массы составляющих эту среду индивидуумов.
Разве не ясно, что и в этом отношении тот или иной уровень среды оказывает решающее влияние на характер содержания, темп воспитания или формирования человека. Все мы знаем, что в дореволюционной деревне факты рецидива безграмотности после 2—3 летнего школьного обучения были почти массовым явлением. Навык чтения и письма, полученный детьми в школе, не поддерживаемый в дальнейшем, по окончании школы, педагогикой деревенской среды, затухал и к моменту призыва на военную службу, напр., оказывался окончательно утерянным. Примеров тормозящей и стимулирующей роли среды, ее формирующего значения в этом отношении можно было бы привести бесконечное множество. На них мы сейчас останавливаться не будем.
Третьим показателем педагогики среды мы считаем ее социально-классовую структуру, всюпитьшающее действие, формирующее влияние именно классового признака среды, формирующего классовое самознание и идеологию входящих в нее членов как взрослых, так и подрастающего поколения. Несомненно, что выделение этого признака, равно как и других, только условное, допускаемое нами лишь для целей аналитического изучения педагогики среды. Общая синтетическая характеристика педагогики среды не может брать раздельно этих трех признаков. Больше того, этот последний признак мы считаем доминирующим в формировании человека в классовом обществе, поэтому и кладем его в основу классификации изучаемых нами различных категорий сред и считаем нужным ставить научение педагогики среды фабричной, крестьянской среды в ее индивидуальном секторе, с одной стороны, и педагогики коммуны, колхоза — с другой; однако, аналитическое изучение этого показателя считаем все же необходимым.
Каждая из этих сред изучения по этим трем признакам дает нам, как мы сказали, основной фонд педагогики данной среды. Эти показатели определяют программу (содержание), методы, организацию воспитанию как в системе так называемого организованного, так и действующего «стихийно».
Перейдем теперь к дальнейшему анализу того, из чего же складывается, из чего состоит сам воспитательный процесс, развертывающийся в данной среде; каковы его основные элементы, которые имеют место в различных социально-классовых средах, взятых нами как объект изучения. Предварительно необходимо указать еще на один методологический принцип, соблюдение которого совершенно необходимо. Каждая из этих сред как бы взвешена в гораздо более широкой социальной обстановке, назовем ее широкой орбитой современности.
Эта широкая орбита современности, распадается на два резко антагонистических принципиально-различных сектора; сектор строящегося социализма и сектор умирающего капитализма. Противоречие и борьба между ними есть первое характерное отличие, которое о несомненностью влияет иа педагогику в каждой из переименованных нами выше социально-классовых сред, а затем среда строящегося социализма сама по себе и среда умирающего капитализма сама по себе также в значительной степени определяют темп развития целого ряда упомянутых нами выше элементов в той или иной узко-социальной классовой среде, о которой мы говорили выше. Разве перспективы развертывания крестьянского хозяйства в СССP могут быть сравнены с перспективами развития такого же крестьянского хозяйства в условиях капиталистического окружения? Разве не изменяет эта широкая орбита современности направления всех тех процессов, которые происходят в каждой из упомянутых выше социально-классовых сред? Разве примитивное хозяйство какой-либо из наиболее отсталых национальных единиц, а вместе с ним и педагогика среды самоедов, чувашей и др. народностей, находящихся на самой первой ступени из пяти ступеней нашего экономического уклада, не изменяет темпа своего развития в связи с тем, что она находится в системе строящегося социализма? Несомненно, это так, и это не требует доказательства. Это обязывает нас к тому, чтобы всю сумму развивающихся внутри социально-классовой среды явлений рассматривать в тесной связи и во взаимозависимости с теми влияниями, которые оказывает на нее эта широкая орбита современности, с одной стороны, и система строящеюся социализма — с другой. В основном эта система влияний может быть разделена на два вида — экономические факторы влияния, изменяющие педагогику среды, и внеэкономические факторы. Мы полагаем, что появление электрической лампочки в крестьянской избе, которое фактически удлиняет рабочий день примерно на 5—6 часов, значительно расширяет воспитательские возможности, которые мы имеем в данной среде, и вносит целый ряд новых моментов в тот самый эмпирический опыт, который является основой воспитательного процесса в крестьянской среде. Точно также введение 7-часового рабочего дня, направленное именно на создание предпосылки для наиболее благоприятных для данного момента условий социального формирования рабочего класса, несомненно изменяет проблему воспитания в рабочей среде. Этот лишний час в день, освобожденный от производственного труда, от физического труда, несомненно расширяет возможности для рабочего класса в смысле более быстрого темпа его культурного роста и расширения теоретических знаний.
Внеэкономические факторы этих влияний сводятся к системе самых разнообразных так называемых культурных приводов, которые мы имеем — пресса, школа, кино, радио, которые достаточно широким потоком проникают сейчас в самые отдаленные и заброшенные уголки нашего Союза, Различного рода конференции, съезды, которые мы практикуем в таком огромном количестве по самым разнообразным вопросам, захватывают самые разнообразные слои населения как в возрастном, так и в социальном отношении: детей, подростков, женщин, работников кооперации, работников советов, профсоюзов, народного просвещения, избачей и т. д., и т. д. Они также чрезвычайно расширяют узкий эмпирический опыт, который находится в распоряжении каждого из них и, несомненно способствуют обогащению теории и вытеснению легендарных и мифических объяснений мира, которые господствуют еще до сих пор на этих первых, низших ступенях нашей экономической лестницы. И не только по линии воздействия сверху идет это взаимоотношение, эта диффузия между социально-классовой средой и широкой орбитой современности; нет, участники данной среды не только получают, но и сами участвуют в создании и в переустройстве своей экономической и культурной базы. Школу, больницу, диспансер, сельскохозяйственную станцию строят не только учреждения центра, но в их строительстве все больше и все шире и все чаще начинают принимать участие и те, для кого это строится. Мы знаем уже сейчас достаточно большое количество школ, возникающих по инициативе самого населения, возникающих при его непосредственном участии, которое выражается иногда в форме непосредственного трудового участия, иногда в форме собирания средств и в целом ряде других мероприятий. Таким образом та проблема воздействия человека на окружающую среду и общественные отношения приобретает совершенно реальные формы. Изменяя свою экономику и участвуя в изменении культурного окружения своего района, эти строители, несомненно, изменяют свою собственную природу, несомненно, подвергаются огромному воспитательному воздействию.
Кроме того, внутри каждой из этих сред необходимо выделить еще один элемент, который также как бы взвешен в каждой из этих социально-классовых сред. Это — семья и связанная с ней система влияний, так называемая бытовая педагогика. В ней особенно сказывается роль традиций, в ней мы встречаем наиболее устойчивую систему пережитков старых отношений, старых взглядов. В ней, внутри этой ячейки, прохолит еще значительная часть времени- как взрослых, так и детей. И если функции производственного труда уже выпали из фабричной семьи, выпадают по мере коллективизации и из крестьянской семья, то все же на семью падает еще значительная часть труда по организации потребления, по уходу и воспитанию детей; значительная часть быта развертывается еще в этой социальной ячейке. Наличие этой семейно-бытовой педагогики несомненно. Если мы попробуем побеседовать с каждым из родителей, то мы увидим, что у каждого ез них есть свой идеал воспитания, есть своя цель, к которой он стремится, есть свой образец, наподобие которого он хотел бы воспитывать и подрастающее поколение. Совершенно несомненно, что этот идеал не является его индивидуальным достижением, он является внушенным ему социальной средой и обстановкой, в которой живет данная семья, несмотря на то, что каждой семье в отдельности часто представляется, что выбранный ею идеал есть «свободно» выбранный идеал, есть формулированные ею самою цели воспитания. Только одной зависимости представители трудящегося класса не отрицают, это — зависимости экономического порядка. Они говорят: «нам хотелось бы учить дальше, но экономические условия не позволяют». Этой зависимости, совершенно ясно и осязаемо чувствуемой, не отрицают и представители почти каждой трудовой семьи. Но в пределах этой экономической ограниченности этот идеал воспитания кажется добровольно выбранным, а на самом деле, конечно, обусловлен теми возможностями и теми необходимостями. которые предъявляет к данной семье и к данной социальной среде вся сумма общественных отношений, на стадии развития которой мы сейчас находимся. Также было бы наивно думать, что участие 8, 10 или 12-летнего ребенка в труде семьи есть добровольная или осознанная система воспитания. Она возникает под давлением экономической необходимости, но тем не менее она оказывает свое огромное воспитывающее влияние. Изучение этого сектора педагогики среды необходимо.
До сих пор мы говорили о тех показателях, которые определяют педагогику среды, определяют содержание, методы и организацию воспитания. Теперь необходимо дать некоторые отправные точки зрения, некоторые различительные критерии, которыми
можно характеризовать, оценивать педагогический процесс, протекающий в условиях той или иной среды. Нам представляется возможным сформулировать их в виде следующих двух основных элементов, которые мы встречаем везде, на всех стадиях: 1) это — эмпирический, практический опыт (массы учатся на практическом опыте) как производственный, так и общественный; 2) объяснение, осмысливание, осознание этого опыта; 3) сочетание этих двух элементов.
Характер эмпирического практического опыта различен, хотя его элементы имеют место, как мы сказали выше, на всех ступенях развития. Различие этого сводится к различному объему — с одной стороны, к различной степени сложности или примитивизма—с другой. Разлолчно, как мы видим, объяснение осмысливания этого опыта. Различно также и сочетание этих элементов, элементов опыта и теории, элементов непосредственно практической работы и ее осмысливания. В одном случае мы наблюдаем такое положение, когда эмпирический опыт является единственным источником объяснения явлений, когда теория выводится только из суммы этого эмпирического опыта. Несмотря на всю свою ограниченность, все же этот метод объяснения мира имеет несомненно здоровую свою сторону. В этом мы убедимся, когда попробуем присмотреться к другой крайности, крайности теоретического объяснения мира, совершенно оторванного от этого эмширичесиого опыта, когда вся система осознания ставится на службу не переустройства мира, а лишь только его объяснения, когда система научных знаний вырождается в бесплодное умствование, в бесплодное философствование, не объясняющее по существу этих явлений, к определению которых оно призвано. Особенно ярким становится это различие в сочетании элементов тогда, когда мы присматриваемся к воспитанию подрастающего поколения. Все мы знаем, что воспитание крестьянского ребенка строится именно на базе осознания его эмпирического опыта: вместе с отцом выходя в поле, он научается владеть тем или иным орудием производства, вместе с ним, присматриваясь к явлениям окружающей природы, он старается установить существующие закономерности между облачностью неба и его влиянием на состояние почвы и таким способом накапливает целый ряд других обогащающих его практических метеорологичеоких сведений. Они недостаточны, конечно, но все же в своей основе они имеют, несомненно, правильную установку. Совершенно иную картину мы можем наблюдать в воспитании интеллигентского ребенка, ребенка семьи, которая сама не занимается производственным трудом.
Источником получения всех сведений и знаний для этого ребенка является книжка. Метод проверки своих знаний практическим опытом почти недоступен в системе воспитания ребенка, находящегося в условиях среды, оторванной от непосредственного производственною труда. В одной системе, системе, которой пользуется буржуазия для воспитания детей трудящихся, те крохи научных знаний, которые она дает через народную школу, сводятся не к уяснению й осознанию имеющегося у детей эмпирического опыта, особенно в науках об обществе, а к запутыванию, к внушению иных, противоположных тем выводам, которые делают из своего жизненного опыта дети и взрослые. Другая система, наша система — всемерно стремится построить воспитание на связи теории и практики.
Подходя с такими критериями как к анализу педагогики той или иной социально-классовой среды, так и к отдельному ее члену, составляя план организации воспитательното процесса, необходимо после общей характеристики основных показателей среды изучить следующие моменты: 1) объем и содержание эмпирического практического опыта, который дает среда или который получают его члены; 2) методы и организацию, в системе которых они данный опыт приобретают; 3) элементы теории, которыми пользуется данная среда, и метод сообщения ее отдельным индивидуумам, каждому из своих членов; 4) способы упорядочения, рационаливапэи, расширения в накоплении практического опыта;
5) способы упорядочения, усиления интенсификации получения теоретических знаний. Усиление стимулирующих, устранение, нейтрализация тормозящих прогрессивное развитие тех или иных социально формирующих факторов среды и будет содержанием так называемого «организованного» педагогического процесса.
Так что проблема цели и свобода в выборе этой цели и попытка делить именно по этому признаку стихийные и организованные элементы воспитания представляется нам совершенно ненадежным критерием. Организованность и стихия разделяются по совсем другой линии, не но наличию субъективно свободно выбранной цели, а по линии опознанной необходимости выбрать ту или иную цель, с одной стороны, и, с другой, по линии перевода этих субъективно выбираемых целей и переведения их в русло опознанной необходимости. Совершенно несомненно, что осознание этой опознанной необходимости, построение воспитательного процесса на этой основе в чрезвычайно сильной степени усиливает эффективность воспитания, однако, эта эффективность чрезвычайно тесно связана с уменьем сочетать в ней элементы теории и практики. В самом деле, теория, которая направлена к осознанию практического эмпирического опыта, метод сообщения, который построен таким образом, что он помотает взрослому или ребенку (в данном случае это не играет роли) осознать ту практическую деятельность, которой он занят, несомненно, встретит гораздо более благоприятную почву для своего восприятия, чем тот метод преподавания теоретических знаний, который не перекидывает мостика между практической деятельностью и той суммой выводов, которую преподносит книжная теория, теория, сообщенная посредством бесед, лекций и т. д. Вот почему мы настаиваем на том, что для правильной организации воспитательного процесса, так называемого организованного педагогического воздействия, совершенно необходим не только учет так называемых стихийных факторов, но и построение этой системы организованного воздействия на базе «стихийного» процесса, который развертывается в каждом из упомянутых нами секторе.
В политическом воспитании масс это — истина, давно усвоенная. Метод, который применял Ленин в своей прогаагандистской и воспитательной деятельности и который сейчас является основным методом коммунистического воспитания, начинает с разговора о пятачке, о штрафе, т.е. с той суммы накопленных в процессе эмпирической классовой борьбы знаний, которые имеются у рабочего класса на данный момент. Между тем как педагогика детства или так называемая школьная педагогика до сих пор еще идет теми путями и теми методами сообщения своих теоретических знаний, которые характерны для обслуживания тех слоев населения, которые не заняты производственным трудом, у которых чрезвычайно минимален запас непосредственного эмпирического опыта, которые характерны для педагогической политики того класса, который пользовался и пользуется теорией для затемнения сознания, для того, чтобы держатьв узде, тормозить развитие трудящихся масс.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.