Термин «педагогика среды» — термин не совсем ясный. Некоторые употребляют его в смысле определения всех воздействий, которые оказывает окружающая школу среда на учащихся в этой школе. Другие считают, что под педагогикой среды следует подразумевать лишь те воздействия в окружающей школу среде, которые так или иначе связаны со школьным воспитанием, согласуясь или расходясь с ним. Неясность в понимании среды по отношению к педагогике проистекает из-за отсутствия четкого анализа различных факторов, входящих в понятие среды.
Если мы попробуем произвести такой анализ по отношению к среде современиого классового государства, то мы имеем две области воздействий среды: область педагогических воздействий и область стихийных воздействий, из которых каждая по своему влияет на формирование поведения членов данного общества. В первой области (специального воспитания) можно в свою очередь различить две части. Одной частью будет организованная в воспитательных целях среда (школа и целый ряд других типов организованного воспитания); это то, что мы называем огосударствленным педагогическим процессом, организуемым государством и его органами, контролируемым и регулируемым последними в интересах господствующих классов данного общества. Другая часть ореды составляется из тех целевых воздействий на поведение членов данного общества, которые оказываются помимо государства со стороны различных общественных групп и классов. Эти воздействия чрезвычайно разнообразны по своим организационным формами по содержанию. Здесь мы можем встретить, с одной стороны, воспитательные мероприятия господствующих классов данного общества, формально находящихся вне контроля государства (например, партийное воспитание, детское и юношеское движения и т. д.); с другой стороны, соответствующие мероприятия других классов (например, религиозное воспитание, различные формы политического и семейно-бытового воспитания). Последние мероприятия можно условно назвать педагогикой других классов. Характерным признаком этой последней, отличающим ее от других воздействий среды, является сознательная деятельность людей, направленная к изменению поведения других людей в определенном направлении.
Но кроме этих двух, по существу педагогических, частей среды, существует еще третья, вероятно, наиболее мощная по своим формирующим социальное поведение возможностям. Она включает в себя, за исключением педагогических воздействий первых двух частей, все остальные воздействия, которые испытывает человек в процессе его жизни. Характерным для этой части воздействий является отсутствие целенаправленности в воспитательном смысле.
Сюда должны быть отнесены различные безсознательные воздействия одних людей на других (например, в процессе семейного воспитания), а также и воздействия, других элементов материальной среды, с которыми человеку приходится иметь дело в процессе его общественной и личной жизни. Те или иные производственные условия, которые создались и существуют вне воли отдельных лиц, а также те отношения, которые возникают между людьми в силу этих производственных условий, являются наиболеее могучими воздействиями, определяющими собой поведение человека. Условия, например, отсталого крестьянского хозяйства с его примитивной техникой, с его зависимостью от стихийных сил природы, с его изолированностью в процессе общественного производства совершенно определенным образом формируют поведение земледельца. Само собой разумеется, что никакой цели в педагогическом смысле в этих взаимодействиях земледельца и окружающих его производственных и социальных условий нет. Эти воздействия находятся за пределами педагогических, хотя и являются их базой. Точно также условия жизни беспризорника, при которых он старается асоциальным путем добыть средства к существованию, накладывают чрезвычайно сильный отпечаток на все его поведение; но вряд ли кто может предполагать что-либо нарочитое в этих условиях, создающих психологию беспризорника. Совершенно такие же соображения можно было бы привести по отношению к социальному формированию поведения любой из общественных групп населения; и выяснить, что наиболее мощным рычагом, образующим поведение человека, является тот способ, с помощью которого он добывает средства к жизни и те социально-бытовые условия, в которых он живет. Надо, однако, при этом сказать, что влияние этих последних социально-бытовых условий не является фатальным для отдельного человека, и история показывает, что педагогика может противостоять этим влияниям, как весьма могучее средство.
Третья часть воздействий среды таким образом не носит в себе признаков педагогического процесса, т.е. особой целенаправленности на изменение поведения человека. По отношению к отдельному человеку действия этой части ореды не могут быть названы педагогикой среды и представляют собой процессы приспособления человека к окружающим условиям, независимым от педагогической воли или желания других людей.
Итак, в классовом обществе педагогические воздействия могут рассматриваться в виде двух основных частей: 1) педагогика господствующего класса — государственный педагогический процесс, регулируемый государством и его органами, и
2) внегосударственная педагогика, представляющая собой педагогические мероприятия всех классов данного общества. В задачи марксистской педагогики, стремящейся стать теорией воспитания в интересах пролетариата как господствующего класса, разумеется, входит изучение государственного основного педагогического процесса и ряда побочных педагогических процессов, протекающих вне государственного и так или иначе взаимодействующих с ним. Никакой особой школьной педагогики и педагогики среды, с нашей точки зрения, существовать не должно. Должна быть единая советская педагогика, которая рассматривает всю совокупность педагогических процессов, имеющих место в нашей социальной среде.
Что же касается неорганизованных в воспитательном смысле влияний широкой социальной среды на различные группы членов нашего общества, то, как это было уже указано, их изучение должно вестись другими науками, в частности. — социальной психологией. Педагогика же, оставляя это изучение за пределами своего предмета, должна учитывать воздействия широкой социальной среды на отдельные звенья организованной воспитательной работы.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.