В комментариях Калашникова выхолащивается марксистская теория, из нее изгоняется ее революционная сущность, академизируется диалектика исторического процесса (катедер-социалистический оппортунизм на советской почве). Несколько примеров:
«Почему же, однако, несмотря на то, что буржуазия передовых (а не передовых? — Л. И.) стран гораздо напряженнее использует государственный аппарат в воспитательных целях, чем Советский Союз, и тем не менее она не в силах преодолеть тех противоречий, которые раню или поздно приведут ее к гибели». (Подчеркнуто мной.— А. И.)
Утверждение неправильное. Сравнение по линии воспитательных целей нашего Союза со странами буржуазного мира нельзя проводить механически. Почему буржуазия напряженнее использует свой аппарат, нежели Советский Союз? Заявление о том, что противоречия приведут к гибели буржуазию, — также механическая теория. Очевидно, необходимо указание о диалектическом процессе, о столкновении классов, о революционном свержении буржуазного строя, о пролетарской революции. Наличие одних только противоречий, конечно, недостаточно для гибели буржуазии.
Калашников постоянно подчеркивает, что «в конечном счете вопрос о том или ином политическом строе решается не педагогическими мероприятиями, а экономическими и производственными отношениями». Такое утверждение может обрасти любым содержанием. Задача заключается в том, чтобы изучить качественное своеобразие каждой эпохи, особенности классовой структуры и экономики и понять роль идеологических отражений. Это — сущий вульгарный экономизм, рассматривающий идеологию, по выражению
М. Н. Покровского, как некоторый побочный продукт экономического развития, относящийся к последнему, примерно так, как дым, идущий из трубы паровоза, относится к полезной его работе. «Я предполагаю заранее, — продолжает Михаил Николаевич, — что читатель ясно себе представляет, какое громадное организующее значение имеет идеология. Воли буржуазия в Западной Европе еще сидит дока в седле, окруженная морем враждебного к ней пролетариата, то это потому, что она сумела исказить мозги этого пролетариата своим буржуазным дурманом».
Калашников упорно не хочет видеть своеобразия нашего уклада, он нивелирует все, подыскивает для всех случаев универсальные законы.
«Изменения и переделка людей, — говорит он, — всегда совершаются двумя путями: один путь есть путь через изменение производственного экономического оазиса, а второй путь есть путь сознательного изменения воздействующих на поведение масс надстроек в интересах господствующих классов. Если второй процесс подлежит полному общественному контролю со стороны господствующих классов, то первый процесс, т.е. изменение базиса в классовом обществе, а мы пока живем в нем, не подлежит полностью контролю со стороны общества» (подчеркнуто мной. — А. И)
Неизвестно, о какой общественной формации идет речь. Кто или что изменяет или переделывает людей? Или эти переделки совершаются вопреки воле людей? Кто такие эти люди? О каком общественном контроле идет речь? Кто осуществляет этот контроль? Класс? Отдельные лица? Корпорации? Случайные объединения? Неужели наличие классового общества при всяких условиях и в переходный период, в эпоху диктатуры пролетариата,— препятствие для преодоления первого пути?
Механистическая теория ни в какой степени, конечно, не оригинальная, приводит таким образом к неверию в строительство социалистического хозяйства, к невозможности осуществления плана социалистического наступления в нашем Союзе.
Так же механистически понимает Калашников сущность диалектики. По его представлению диалектический процесс, это — «отмирание или превращение в свою собственную противоположность путем развития самого явления» . Такое кухонно-елейное толкование диалектики в устах советского профессора звучит великолепно.
Сущность диалектического процесса не заключается в совокупности перемен. Для этого процесса необходимо расщепление на противоположности и борьба этих противоположностей.
Искание «объективного» субстрата в педагогике неизменно приводит Калашникова к абсолютным и универсальным выводам. Считая воспроизводство отобранных (кем?) типических черт поведения, относящихся к основным проблемам педагогики, Калашников тем самым оказывается сторонником реакционной теории, по которой педагогика имеет дело лишь с протоколированием и отрицанием возможности предвидения. По этой теории педагогика может итти лишь post factum, после совершения действия. Отчетливо прав
В. Н. Шульгин, называя такой упор хвостизмом, при этом стопроцентным. «Это буржуазии выгодно так ставить вопрос; мы ставим по-иному, мы предлагаем, мы настаиваем, мы требуем ускорения этого роста, организации стихийно идущего процесса обучения миллионов. Теоретическую концепцию Калашникова, представляющую перепев чужих мотивов, можно охарактеризовать словами Энгельса: «Кто преследует цель отыскать... неизменные истины, тот немного приобретет, — разве только пошлости и самые бессодержательные общие места, например, что люди вообще не могут жить без работы, что они до сих пор по большей части разделялись на господствующих и порабощенных, что Наполеон умер 5 мая 1821 г. и т. д.».
Невысокий уровень представлений имеет место в частых экскурсиях Калашникова в различные исторические эпохи. Беспечное и абсолютное определение Спарты как типа феодально-рабовладельческого государства вызывает просто недоумение. Совершенно школьный характер носит утвержение об исключительно военной стороне организации города-государства. Не в этом дело. Спарта имела политический строй, охранявший интересы господствовавшей здесь группы землевладельцев-крепостников, покоривших древнейшее население области. Никуда не годится заявление, что «отдельные черты военной техники создали могущество спартанцев».
Буквально несуразно представление о том, что вначале приспособление к приемам военной техники имело стихийный, индивидуальный характер. Здесь, надо полагать, имеется в виду завоевание дорянами Пелопонеса, в результате чего туземцы были обращены в крепостных («илоты») завоевателем. Курьезны были бы эти доряне с их «стихийными» и «индивидуальными» приемами воителей. Не понимает Калашников, что военная организация необходима была спартанцам, чтобы сохранить власть над многочисленными илотами, которые сидели на земельных участках спартанцев и обрабатывали земли для своих хозяев собственными средствами. Акцент, конечно, не в школьном обучении, как среднем охранении типических черт поведения. Здесь, как и в других экскурсах Калашникова, просто нечеткое знание дела. Спартанцы проходили обучение не только в школе, но и в различных организациях, имевших характер государственного воспитательного воздействия, не ограничившегося возрастными пределами. Смехотворное впечатление оставляет попытка Калашникова исторически обосновать свое априорное замечание о том, что в какие-то «ранние эпохи истории человечества» признаки организованного воспитания относятся почти исключительно к школьному воспитанию подрастающего поколения (стр. 14).
Неправильно. Всякому — и профессору — должно быть известно, что в древней Греции существовали академии и лицей, загородные общественные сады с портиками, крышами, галлереями, уютно обставленными и украшенными различной скульптурой, и прочими предметами эллинского обихода, с просторными помещениями для физкультурных надобностей, где мыслители собирали вокруг себя взрослые аудитории и вели с ними планомерные занятия и беседы, имевшие целью занять досуг афинян. Достаточно вспомнить хотя бы софистов и перипатетиков — этих знаниеносцев античното мира. Ограниченность места не позволяет иллюстрировать это положение примерами из жизни Ливии, Египта, Сирии, Малой Азии и пр., обнаружившими теперь, в наши дни, большие культурные области.
Неважно обстоит дело у Калашникова и с новым временем. Он силится поставить в связь с развитием капитализма появление организованных систем в воспитании младенчества. Мы здесь имеем дело опять-таки с априорным утверждением. Семейное воспитание в кругах «высших» классов, несомненно, носило организованный характер, имевший определенную классовую целеустремленность и в эпохи, предшествовавшие капитализму. Доказательство от противного у Калашникова неприемлемо, научно не обосновано. Его заявление о том, что «разрушение патриархального быта в условиях промышленного капитализма, вовлечение женщины-матери в работу создали такие условия, при которых идея Фребеля в 40-х годах... могла получить практическое осуществление» (стр. 15), — голословно. Что значит разрушение патриархального быта в условиях капитализма? Где, в каких социальных пластах происходило это разрушение? Что это разрушение было процессом внезапным, катастрофическим (Калашников утверждает, что «оно началось примерно, с начала прошлого столетия»)? О какой апокрифической матери идет речь?О буржуазной женщине, может быть? Но неужели она «с начала прошлого столетия» была «вовлечена»— и кем, интересно,— «в работу»? Что это за «работа»? Куда это пошла она на работу? Или, может быть, детские сады Фребеля были придуманы благодетельными промышленниками для облегчения матери-пролетарки?
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.