Приведем его (Блонского) позднейшее определение, данное им в «Основах педагогики». «Педагогика есть наука о развитии мощных во всех отношениях (физическом, техническом, социальном и интеллектуальном) детей трудящихся масс». Несколько выше в той же работе он дает несколько более общее определение: «Педагогика является наукой о всестороннем и полном развитии подрастающего человека в физическом, социально трудовом и интеллектуальном отношениях».
В определении П. Блонского подчеркнут целевая сторона, а сущность педагогического процесса скрыта под словом «развитие». Принципиальных возражений такое определение не может встретить. Лишь в первом определении, по нашему мнению, излишне добавление — «детей трудящихся масс». Советская власть в детские сады и школы иервой ступени
самым широким образом привлекает детей всех слоев населения, даже нетрудовых.
Несколько неясно в том, что пишет П. Блонский о педагогике, следующее место: «Всякая наука — постольку наука, поскольку она изучает факты, устанавливая между ними те или иные зависимости. Педагогика как наука изучает факты воспитания в их зависимости от тех или других причин. Так, например, вопрос о том, должны ли быть наказания или нет,—не есть вопрос научного исследования. (Почему? — А. П.). Педагогика как наука ставит
вопрос иначе: какие наказания и почему существуют? В результате получается ответ: такие-то наказания при таких-то условиях существуют и могут не существовать лишь при исчезновении этих условий». Сам того не замечая, П. Блонский восстанавливает так называемую «чистую» науку на ее старом, дореволюционном троне, а науки прикладные (не только описывающие и объясняющие мир, но и изменяющие его) лишаются права на звание науки. Медицина, сельское хозяйство, науки технологические и т. п., с точки зрения
П. Блонокого, не должны быть признаны науками. Однако П. Блонский противоречит себе на той же странице, когда говорит об отношении между педологией и педагогикой следующее: «Отношение между этими двумя науками такое же, как между зоологией и животноводством, ботаникой и растениеводством» И далее — в самом тексте своих «Основ педагогики» он все время сбивается на практически-прикладной тон, т.е., по его мнению, не научный, когда дает таблицы с двумя рядами: «Соответствующие примеры упрямства» и «Каким образом иеменить в данном случае детское поведение» и т. п. (См., например, стр. 41, 45, 57, 72, 75, 111 и др.)
В отличие от своих первых работ («Курс педагогики», 1916 и 1918 гг.) в советских изданиях «Педагогики» и в «Основах педагогики» Блонский не разделяет понятий «воспитание» и «образование». Но педагогику он ограничивает изучением педагогического процесса развивающегося (растущего) человека; по крайней мере, он нигде не говорит о расширении ее пределов до изучения педагогических воздействий на взрослого, педагогика взрослости им не затронута.
По мнению А. Калашникова, педагогический (воспитательный, приспособительный) процесс бывает двух родов. «Один протекает,—говорит он,— в организованной среде специально для того, чтобы эта среда вырабатывала определенные навыки, знания и умения, а другой проходит в самой общественной среде со всей ее сложной конструкцией. Если школу, с одной стороны, мы назовем организованным педагогическим процессом, то семья, производство, улица, с другой,—могут быть названы неорганизованным педагогическим процессом». И в другом месте: педагогический процесс «есть часть социального приспособления, которое организуется обществом и представляет собой систему длительных и планомерных воздействий на ненаследственно изменяемые свойства человеческой природы, с целью выработать приспособительные навыки в интересах господствующих классов данного общества».
Эти определения вызывают ряд возражений. Во-первых, вызывает возражение деление педагогического процесса на организованный и неорганизованный. Как, можно называть «педагогическим» неорганизованный процесс, если сам А. Калашников принужден определить педагогику, как учение об организованном педагогическом процессе, признавая тем, что для педагогики характерна именно организованность. Кроме того, странно противоположение «школы» и «производства»: в педагогическом процессе и первое и второе (и многое другое!) входят как части педагогического процесса. Для нас несомненно, что А. Калашников смешивает понятия «развития» и «педагогического процесса». Конечно, развитие человека (как, и всякого другого живого существа) происходит и независимо от педагогических воздействий, но почему термин «развитие», крепко установленный в науке, следует заменять термином «педагогический процесс», — совершенно неясно. О точки зрения А. Калашникова, если быть последовательными, следует признать педагогическим процессом и развитие насекомых, птиц, млекопитающих и т. п. Во втором более развитом определении говорится о «социальном приспособлении»,— это как-будто может служить демаркационной линией между животными и человеком.
Однако, с точки зрения развития, и социальная жизнь животных играет не последнюю роль, а с другой стороны, и развитие человека отнюдь не ограничивается социальным приспособлением. Далее, в приведенном выше (втором) определении педатогического процесса неубедительно звучит утверждение, что производятся воздействия «на ненаследственно изменяемые свойства человеческой природы». Какие же свойства человеческой природы изменяются ненаследственно? Тут что-то неладно сказано: еще можно говорить о наследственных изменениях тех или других свойств, а не о каких-то «свойствах» человеческрй природы, которые наследственно не изменяются, а могут изменяться только ненаследственно. Таким путем мы подходам к, каким-то таинственным «свойствам», которые не могут измениться наследственно: так, что же — они всегда и существовали в такой неизменном виде?
Наконец, еще одно замечание, и последнее, по поводу определения А. Калашникова. Он утверждает, что задачей организованного педагогического процесса, существующего в историческом современном иам обществе, является «выработать приспособительные навыки в интересах господствующих классов данного общества». Тут тоже, несомненно, чрезвычайный перегиб палки. Что в современном обществе школа— орудие правящих классов, это достаточно хорошо известно. Но что задача педагогического процесса, даже в самой буржуазной стране, целиком состоит в том, чтобы вырабатывать все эти несколько таинственные «приспособительные навыки» в интересах буржуазии,—трудно поверить. Предположим, например, что в народной буржуазной школе занимаются гимнастикой — обычной и врачебной,— «приспособительные навыки» обязательно в интересах буржуазии? Или если в начальной школе тренируются в письме, чтении, счете, — это тоже обязательно на пользу буржуазии? А если дети находятся в яслях?.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.