Вопрос о предмете педагогики есть вопрос основной, ответ на который должен строго ограничить тот круг явлений социальной жизни, который носит название воспитательных. Нам приходится поэтому подойти к определению предмета педагогики и его эволюции историческим путем.
Развитие науки в общем определяется практическими потребностями, и в частности педагогика зародилась как наука только тогда, когда в процессе развития человеческого опыта выделилась специальная область социальной практики под видом воспитательной функции. На ранних ступенях развития человеческого общества процесс приспособления подрастающего поколения к жизни в условиях данной социальной среды стал происходить в специальных учреждениях общественного порядка (с помощью старейшин, в группах, в школах и т. д.). Воспитательная функция, в смысле особой профессии, выделилась в порядке разделения труда на том уровне развития общества, когда опыт поколений в данной общественной формации не мог быть целесообразно передаваем с помощью семейных воздействий или непосредственного трудового приспособления. Лишь после того, как выделилась совершенно новая профессия воспитателя и создалась новая общественная функция воспитания в виде различных институтов, преследующих цель научения подрастающего поколения наиболее экономным путем потребовалась систематизация и обобщение новой области социальной практики, которые и положили начало педагогической теории или педагогической науки. Таким образом самая древняя педагогическая теория необходимо должна была быть и действительно была педагогикой подрастающего поколения. Первые педагогические трактаты из античного мира посвящены главным образом, освещению приемов и методов воспитания детства и юношества. До эпохи развитого торгового капитализма общественные потребности, в смысле специального воспитательного воздействия на массы, ограничивались лишь воспитанием подрастающего поколения, и педагогическая теория исследовала главным образом вопросы возрастной педагогики.
Но как же обстояло дело с социальным формированием человека, когда еще не было создано «универсальной науки, изучающей все средства и возможности воспроизводства социального человека»?.. Само собой разумеется, что и тогда массы учились на собственном практическом опыте, как это имеет место и сейчас; и тогда социальное поведение формировали те же силы, какие формируют его и теперь. Какие же силы определяют собой социальное формирование человека, и весь ли процесс этого формирования качественно однороден? Если мы попытаемся глубже вникнуть в те условия, в которых живет и развивается исторический современный нам человек, то мы дадим такой ответ на поставленный вопрос. Таких сил три: во-первых, биологическое развитие, которое определяет собой возможности (по количеству и качеству) приобретения различных форм социального поведения в разные периоды жизни человека; во-вторых, общественное бытие в той его части, которая вовлекает человека в систему производственных отношений, характерных для данного общества и для положения данного лица в нем; в-третьих, это будет специальное воспитание, которое известным образом зависит от общественного бытия вообще, но и имеет свои качественно отличные от последнего стороны и поэтому должно выделяться в специально формирующую силу. Соотношение между этими основными факторами и образует тот или иной тип конкретного поведения общественного человека. Что биологическое развитие оказывает свое влияние на социальное формирование человека, в этом, кажется, никто не сомневается; но что из всей совокупности социально-производственных отношений, которые мы называем общественным бытием, следует выделять особую область взаимодействий которую мы называем воспитанием, и теорию, которую мы называем педагогикой,—это не для всех является ясным. Между тем Маркс и Энгельс еще в «Немецкой идеологии», рассматривая процесс возникновения мировоззрений, указывали, что он состоит из двух частей. В конце отрывка на стр. 224 (Архив Маркса и Энгельса, кн. I), они пишут: «До сих пор мы рассматривали обработку
природы людьми. Другая сторона — это обработка людей людьми». Эти две фразы цитаты так же диалектически между собой связаны, как и основные положения исторического материализма: общественное бытие определяет сознание, но и общественное сознание определяет бытие. Этот последний процесс, т.е. процесс формирования индивидуального и коллективного бытия под действием общественного сознания, и есть то, что называют Маркс и Энгельс другой стороной человеческой деятельности—обработкой людей людьми, или что мы называем целевым изменением социального поведения с помощью воспитания или самим воспитанием. Это следует из того, что всякая обработка— в том числе и oбработкa людей людьми— производится с определенной целью, по определенному плану и с учетом получаемых результатов, а это, как мы увидим далее, и является главными признаками воспитания.
Изменение и переделка людей всегда совершаются двумя путями: один путь есть путь через изменение производственно-экономического базиса, а второй путь есть путь сознательного изменения воздействующих на поведение масс надстроек в интересах господствующих классов. Если второй процесс подлежит полному общественному контролю сo стороны господствуюпрх классов, то первый процесс, т.е. изменение базиса в классовом обществе, а мы пока живем еще в нем, не подлежит полностью контролю со стороны общества. Вот что говорит по этому поводу Плеханов вслед за Энгельсом: «Характер «экономической структуры» и то направление, в котором изменяется этот характер, зависят, не от воли людей, а от состояния производительных сил и от того, какие именно изменения в производственных отношениях возникают и становятся нужными для общества вследствие дальнейшего развития этих сил». Энгельс поясняет это следующими словами: «Люди сами делают свою историю, но они до сих пор делали ее, даже внутри отдельных обществ, не по общей воле и не пo общему плану. Их стремления взаимно перекрещивались, и именно потому, во всех таких обществах царствует необходимость, дополнением и внешней формой проявления которой служит случайность». В этих словах Энгельса и лежит объяснение той части социального формирования человека, которую мы называем неорганизованным или стихийным воспитанием. Оно случайно или стихийно не потому, что произвольно, а потому, что необходимо и не зависит от воли одного человека или отдельных его групп. Классовое сознание буржуазии или пролетариата возникaeт с непреодолимой необходимостью независимо от того, желают или не желают этого отдельные группы людей; оно возникает совершенно объективно или, если хотите, стихийно в процессе исторического развития общества.
Плеханов поясняет далее: «Человеческая деятельность сама определяется здесь не как свободная, а как необходимая, как законосообразная, т.е. могущая стать объектом научного исследования». Таким образом «стихийность» или, что то же самое, необходимое и независящее от человеческой воли формирование социального поведения человека всегда имеет место в человеческом обществе; однако внутри его, уже начиная с ранних ступеней развития человечества, возникают направляемые групповыми, сословными и классовыми интересами формы целевого, а следовательно, произвольного и планомерного воздействия на поведение человека. Итак, внутри необходимо-закономерного воспроизводства социального человека, которое мы условно называем неорганизованным воспитанием, поскольку приходится держаться в рамках педагогической терминологии, возникает и развивается процесс произвольного и целевого формирования человеческого поведения, которое мы называем организованным воспитанием или педагогическим процессом. Основными признаками, характерными для этой части формирования социального человека, являются таким образом цель, социально и классово детерминированная, организованность воздействий и учет получаемых результатов.
Само собой разумеется, что эти два процесса, сочетаясь с третьим процессом биологического развития, далеко не независимы друг от друга; наоборот, второй процесс, т.е. процесс педагогический, целиком определяется первым и возникает под влиянием, объективного формирования социального человека, но, раз возникши, он начинает на него воздействовать и так или иначе изменять действие первого.
Соотношение между стихийным формированием человеческого поведения и организованным воспитанием здесь, примерно, такое же, какое существует между базисом общественной жизни и надстройками, на нем возникающими; в диалектическом толковании эти оба типа взаимодействия параллельны.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.