Мы говорим о марксистской советской педагогике. Понятие «советская педагогика» не требует объяснений; о «марксистской педагогике» мы будем еще говорить в дальнейшем; выясним сперва, что же такое педагогика в своем существе. Мы не будем утомлять читателей различными определениями педагогики. Напомнаам только, что отчетливых и точных определений в европейской и американской литературе мы почти не найдем. Так, у цитированного уже нами Рейна нет ясного анализа самого понятия воспитания и образования, хотя он говорит и о том и о другом, начиная с предисловия своего капитального труда. Лишь у Бергемана мы находим утверждение, что воспитание есть воздействие (Einwirkung) при этом — преднамеренное воздействие взрослых и зрелых на несовершеннолетних и незрелых, с целью сделать последних подобными первым.
Не будем разбирать и тех определений, которые были даны некоторыми русскими педагогами. Дадим наше и постараемся его обосновать. Мы полагаем, что педагогика есть
наука, изучающая педагогический процесс. Может показаться, что это—тавтология. Но это, будет неправильным представлением. Всякая настоящая наука, в сущности, так и определяется: у нее должна быть своя особая, специфическая область, которой она занята. Химия есть наука о химических явлениях, так же как физика—о физических.
Я считаю вопрос об определении педагогического процесса важнейшим вопросом теоретической педагогики. От того, как мы определим это понятие, зависят все остальные построения научной педагогики. Здесь надо условиться всем работающим в области нашей дисциплины: мы должны выработать совершенно точное определение и в дальнейшем исходить из него. Несомненно, этим нашим заявлением мы заранее признаем условность определения. Да, конечно. Наше определение будет условно, как и все или почти все научные термины. Разве не условен в геологии термин «горная порода»? Однако ни один из геологов не будет спорить о законности этого термина, хотя ему великолепно известно, что «горные» породы большей частью находятся не на горах. Как из огромного количества явлений, совершающихся в природе, геолог, ботаник, зоолог, почвовед выбирают только определенный круг фактов, так и педагог должен из числа тех общественных явлений, с которыми он имеет дело, выбрать только некоторые, ооставляющие стройный и органически связанный комплекс фактов, не могущих быть переданными никакой другой общественной науке.
Педагогический процесс, как совершенно верно было указано между прочим Бергеманом, есть прежде всего процесс воздействия, и воздействия преднамеренного. Эта формулировка предполагает кого-то, кто воздействует, и кого-то, на кого производится воздействие. Иначе, употребляя уже давно предложенную терминологию (Рейн, Бергеман, а еще раньше Гербарт и другие), мы имеем в педагогическом процессе субъект и объект. Кроме того, теми же педагогами был выделен третий момент— средства воздействия, что мы назовем воздействующей средой. Такое понимание педагогического процесса, кстати сказать, не позволяет вам говорить о взаимодействии как сущности педагогического процесса; хотя элементы взаимодействия, несомненно, в педагогическом процессе существуют, они тем не менее не являются определяющими.
Далее мы должны отметить и следующий основной признак педагогического воздействия — его организованность и планомерность.
Здесь мы наталкиваемся на возражения: педагогический процесс может быть и неорганизованным и непланомерным. С этим мы не можем согласиться. При таком понимании педагогического процесса теряется самая сущность нашей дисциплины, она становится трудно отличимой от какого угодно другого воздействия. Тогда всякое развитие, проходящее под влиянием окружающей среды, есть уже педагогический процесс. Тогда значительная часть общей биологии (учение о приспособлании, эволюционная теория
и т. п.) станет частью педагогики. Тогда станет частью педагогики и медицинское воздействие и т. д. и т. д.
Организованность и планомерность - два характернейших признака педагогического
процесса. При их устранении нет педагогического процесса, нет и педагогики.
То и другое предполагает определенную целевую установку.
Нельзя организовать, неизвестно для чего; нельзя составлять плана работы, не зная, для какой целя это делается. Возникает основной вопрос целеустремленности педагогического процесса, являющейся одним из его необходимых признаков. Проблема цели в педагогическом процессе — важнейшая проблема, от разрешения ее в том или другом направлении зависит самое содержание педагогики. Как бы эта цель ни формулировалась, основное в ней— это соответствующим образом влиять на развитие людей.
Наконец, укажем еще на один, и последний, необходимый признак — это на постоянство, предполагающее известную длительность (а не мгновенность) воздействия. Впрочем, самый термин «процесс» говорит уже об этом.
Теперь мы можем дать предварительное определение педагогическому процессу: педагогическим процессом мы называем преднамеренное, организованное, планомерное и постоянное целевое воздействие одних людей (субъект педагогического процесса) на развитие других (объект педагогического процесса), происходящего в специально для этого организованной (полностью или частично) среде.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.