Недостаточное осознание связи между социологическим и биологическим факторами мы находим в следующей цитате: «Предположим, например, что в народной буржузной школе занимаются гимнастикой—обычной и врачебной—«приспособительные навыки» обязательны в интересах буржуазии или, если в начальной шкоде тренируются в письме, чтении и счете—это тоже обязательно на пользу буржуазии?.. А если студент-коммунист работает в университетской химической лаборатории, то и эти навыки обязательны только в интересах буржуазии?». В этой цитате явно виден не педагогический, а чисто технический подход, потому что гимнастикой «вообще» заниматься нельзя, а лишь в определенных формах; точно так же, как нельзя тренироваться в чтении и в письме на бессмысленном материале (тогда не научишься ни читать, ни писать); если этот материал имеет смысл, то он обязательно социально детерминирован, хотя при его выборе и учитываются различные биолотические особенности детей того или иного возраста. Но это одна сторона данных вопросов, в которой не учитывается объективно существующее социальное, а следовательно и классовое содержание этих как бы «надклассовых навыков».
Другая сторона состоит в недопустимости такого механического вырывания отдельных элементов воспитательног процесса и рассматривания их в качестве самодовлеющих воспитательных единиц. При таком подходе можно ведь дробить и дальше, и каждую элементарнейшую часть воспитательного процесса рассматривать самостоятельно. Тогда могут получиться, например, такие вопросы: «А в чьих интересах при
обучении письму ребят упражняются в начертании отдельных элементов букв (палочек, овалов и т. д.)?», или: «А в чьих интересах ребята научаются пришивать пуговицу на уроках ручного труда?» и т. д. Такой подход есть демонстрация метода мышления, при котором воспитательный процесс представляется из отдельных, механически сложенных кусочков, из которых одни имеют, другие не имеют классового значения. Однако никто никогда не рассматривал воспитание как абстрактное обучение грамоте, гимнастике, лабораторным манипуляциям и т. д., так жак эти чисто технические моменты рассматривались, сознательно или бессознательно, в связи, во-первых, с их содержанием, и во-вторых, в связи с общей воспитательной целью. В самом деле, если бы мы стали подниматься по лестнице вопросов от самых элементов воспитательной техники (для чего пишут палочки, буквы, слова, фразы и т. д.), то мы уперлись бы в социальную цель воспитания, которая является конечной — направлющей все отдельные элементы этой цепи. Чем дальше от ее начала, тем социальный характер пели труднее различается в отдельных элементах воспитания, и при механическом разделении его этот социальный стержень можно совсем упустить из виду. Только диалектически связывая отдельные звенья воспитательного процесса, можно представить себе его истинную сущность в том смысле, в каком это указывал Маркс в тезисах о Фейербахе.
Критикуя данное нами соотношение между социальным и биологическим моментом в педагогическом процессе А. П. Пинкевич приводит следующую цитату из нашей статьи: «Поставить цели воспитания и определить содержание, с помощью которого они выполняются, этого еще недостаточно для того, чтобы спроектировать весь педагогический процесс в целом, в его динамике. Здесь-то и должна приходить на помощь биология, которая указывает, что и в каком количестве и для какого возраста из предлагаемого содержания можно взять и как лучше всего это проработать». «Здесь неверно то,—пишет А. П. Пинкевич, — что биология не может определять собой конкретных специальных целей воспитания. Биологическое развитие мышц, костей, сердца, легких и т. д. ставит совершенно определенные задачи перед воспитателем, если он хочет добиться создания здорового, жизнерадостного и всесторонне развитого человека, как мы уже указали на это выше»... «Чем определяется содержание педагогической работы в области целесообразной культуры инстинктов, в частности полового? Ответ может быть только один, — биологией, модифицированной различным образом в различных социально-экономических условиях»
Эти цитаты чрезвычайно характерны для того дуалистического представления о педагогическом процессе, довольно широко распространенного среди педагогов, при котором признается, что в педагогическом процессе могут существовать два ряда, целей: с одной стороны, цели, определяемые биологическим моментом, а с другой, цели, вытекающие из социальной детерминированности воспитания. Действительно ли то, что могут существовать цели воспитания, определяемые исключительно биологией, и как это надо понимать? Понятие целей вытекает из человеческого сознания своего отношения к окружающему (что следует между прочим из приведенной выше цитаты из статьи о
Л. Фейербахе). Следовательно, цель есть определенное выражение человеческого отношения к окружающему. Но в любом человеческом действии в конечном счете отражается та «совокупность общественных отношений», которая формирует поведение каждого человека; другими словами, цели человека, на что бы они ни направлялись, возникают на основе определенной совокупности общественных отношений и всегда отражают их.
Странно, например, было бы утверждать, что задача вырастить здоровый полновесный колос пшеницы с особо повышенньм содержанием белков и углеводов в зерне вытекает из чисто биологических целей; точно так ж вряд ли выращивание нужной для хозяйства лошади с соблюдением всех необходимых условий физиологической гигиены может определяться целями, вытекающими из биологии. Еще в большей степени это, разумеется, относится к человеку, когда он организованно воспитывает свое поколение. Само собой понятно, что он при этом исходит не из каких-то целей, которые перед ним ставит биология, а из целей чисто социального порядка (например, цель: воспитать борца за идеалы рабочего класса и строителя коммунизма включает в себя идеальное раскрытие этой формулы также и понятие здорового, жизнерадостного и достаточно всесторонне развитого человека, так как последние, как будто чисто биологические, качества необходимо вытекают из современного понимания социального идеала нашей школы — воспитать борца и (строителя).
Развитие мышц, костей, сердца, легких и т. д. само по себе никаких определенных задач перед воспитателем стащить не может, так как представляет собой необходимый процесс, от него в основном независящий, но он может влиять на этот процесс, считаясь с тем, что в нем есть неизменного и что может быть изменено, считаясь с оптимальными условиями его развития, исходя при этом из своих—в конечном счете социальных — целей воопитания. У человека существует определенный цикл развития полового инстинкта, как специфического биологического качества; и то или иное воспитание проявлений этого инстинкта в каждом данном обществе исходит, разумеется, не из биологических целей, которые будто бы существуют в развитии данного инстинкта, а из социальных, зависящих от данной системы общественных отношений и их истории.
Дуалистический подход в толковании взаимоотношений между социальным и биологическим моментами в воспитании сказывается также и в том, что будто бы социальное в педагогическом процессе главенствует лишь в определении общего характера педагогического процесса; но в клеточном, так сказать, молекулярном его строении биология может полностью определять цели воспитания и отодвигать социальное на задний план. Это есть также механистическое расчленение единого процесса социального приспособления на отдельные части, которые часто пытаются объяснить «диалектикой», которая будто бы глубоко вскрывает две различные стороны единого и т. д. И в общем и, в молекулярном строении педагогического процесса социальные цели воспитания определяют его течение, устанавливают точки зрения на биологические качества, на их развитие и т. д.
Это также происходит и от того, что представление о биологическом развитии и о вытекающих из него особых биологических целях воспитания само зависит от состояния биологии как науки в данном обществе, так как ее точки зрения и ее выводы также носят исторический характер, т.е социальный, как, и всякой другой науки. Мы знаем, что за последние 50 лет точки зрения биологии на развитие человека чрезвычайно сильно менялись, и это стояло и стоит в зависимости не только от более полного постижения объективно существующих закономерностей, но и от идеологических, социальных корней, определяющих собой биологические миравоззрения, принципы биологии науки или как ряда наук.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.