Если все течет, если все со всем связано, если количество переходит в качество, форма неотделима от содержания, если все эти диалектические переливы имеют место (а они на самом деле имеют место), то возможно ли установление твердо существующих закономерностей течения явлений, так называемых законов природы и общественной жизни? В частности, возможно ли установление таких законов в педагогике? Ответ на это дается не рассуждением, а наблюдением явлений и практикой. При этом оказывается, что в постоянной смене явлений, при изменении содержания и при переходе одной формы, которая характеризует какой-либо процесс, в другую, существует нечто устойчивое, что не зависит от сменяющихся форм и сохраняется во всех сменах явлений. Эта устойчивая взаимозависимость между отдельными фазами процесса и называется законом.
Возьмем пример: индивидуум и общественная среда — это две противоположности, связанные в единство, поскольку индивидуум есть часть той же общественной среды. Его взаимоотношения со средой в процессе его развития могут менять свои формы. Человек может получить от среды определенные раздражения, которые всегда будут вызывать в нем также определенные рефлексы. Форм таких рефлексов может быть бесчисленное количество; они могут быть связаны с той или другой формой зрительных раздражений, например — буквы и печатное слово; далее они могут быть связаны со слуховыми раздражениями в форме устной речи, шумов, музыки и т. д. Несмотря на то, что формы взаимоотношений между индивидуумом и специфическими раздражителями меняются, тем не менее существуют общие правила, которые связывают действие этих раздражителей и рефлекторную деятельность человека. Одно из них заключается, например, в том, что повторные действия какого-либо раздражителя (при прочих равных условиях) делают воспроизведение рефлекса на этот раздражитель все более и более прочным; второе, относящееся к сенсорным рефлексам, говорит, что если интенсивность раздражителей растет в геометрической прогрессии, то ощущение возрастает в арифметической прогрессии (закон Фешера). Эти зависимости внутри содержания в данной области явлений, как показывает практика, не зависят от форм взаимодействия между раздражителем и рефлекторным аппаратом индивидуума; поэтому они являются тем устойчивым, что сохраняется в постоянной смене явлений и что мы называем законом. Однако эти правила или законы являются устойчивыми лишь до определенного предела, соответствующего сущности явлений. Как только качественный характер явлений меняется, как только мы переходим некоторый предел в изменении явления, так прежняя устойчивость может уже показаться недействительной и потребуется установление новых. В нашем примере диференциации смешанной группы детей на нормальных и ненормальных мы можем иметь ряд закономерностей, относящихся к методам работы, которые при переходе от одной группы к другой не будут иметь своей полной силы. Если мы установили, что для средних детей соотношение (корреляция) между физическими и умственными навыками измеряется одной величиной, то для отсталых детей эта величина будет другая; разница будет происходить оттого, что качественно изменилась масса детей при переходе от средних к отсталым, хотя, как мы знаем, количественный переход от средних к отсталым совершается непрерывно.
Имея дело с явлениями практически не тождественными, в противоположность физике и химии педагогика тем самым очень часто принуждена иметь дело с явлениями случайными. С точки зрения диалектического материализма случайность данного явления не отрицает его необходимости. Энгельс в «Диалектике природы» одинаково протестует против метафизических представлений о случайном как субъективно непознанном, но объективно предопределенном, с одной стороны, и о случайном — в абсолютном понимании этого слова, т.е. как полностью противостоящем необходимому—с другой. «Естествознание предпочло игнорировать эти положения, как парадоксальную игру слов, как противоречащую себе самой бессмыслицу, закоснев теоретически, с одной стороны, в бессодержательности вольфовской метафизики, согласно которой нечто либо случайно, либо необходимо, но не одновременно и то и другое, или, с другой стороны, в едва ли менее бессодержательном механическом детерминизме, который случайность вообще на словах отрицает, чтобы на практике признать ее в каждом отдельном случае».
Поведение учащегося в каждом элементе педагогического процесса совершенно невозможно предопределить, так как оно зависит от неисчислимого количества связей его с окружающим миром. Поэтому каждая реакция учащегося, строго говоря, случайна, как и нахождение данного ученика на данном участке педагогического процесса. Но эта случайность имеет объективный характер, мы считаемся с ней как с необходимым фактом и подвергаем его исследованию по тем законам по которым вообще протекает объективно случайное явление, т.е. по законам статистики и вероятности.
В отношении закономерностей, устанавливаемых в педагогике, следует сказать, что они, как правило, не могут иметь практически тождественного характера.
К ним относится то же качество закономерностей, которое мы наблюдаем в ряде законов биологии и общественных иаук, а именно — закономерности в педагогике устанавливаются главным образом между типическими явлениями и процессами.
Если в неорганической природе мы очень часто имеем дело с практически тождественными явлениями, то в педагогике мы имеем дело с явлениями картирующими. Эта вариация или изменчивость педагогических процессов при повторении их даже в строго одинаковых условиях вызывает необходимость сведения их к некоторым типичным явлениям, около которых и располагаются практически наблюдаемые вариации. Отсюда становится совершенно естественным и необходимым применение статистического метода к изучению всех практически наблюдаемых фактов и явлений в части педагогической техники и организации. Таким образом закономерности, устанавливаемые в педагогике, по преимуществу в области педагогической техники, являются закономерностями статистическими. Вряд ли следует здесь упоминать, что до сих пор, при господстве эмпирической и метафизической педагогики, мы имеем чрезвычайно слабое развитие статистических педагогических исследований. Между тем педагогическая организация того или иного типа может быть научно обоснована только в том случае, если мы можем говорить о типических явлениях и зависимостях, которые здесь имеют место. Типические же зависимости могут быть установлены только при широких обследованиях, измерениях и правильно поставленных экспериментах, что уже относится к частным методам педагогических исследований.
Из того, что в педагогике могут устанавливаться по преимуществу типические закономерности, следует, что и предвидение в педагогике носит статистический характер. Другими словами, если мы имеем какую-либо установленную ранее занономераость, то мы можем наперед сказать, что при соблюдении прежних условии обнаружения этой закономерности она действительно осуществится, т.е. будут достигнуты такие-то и такие-то результаты (положим, при применении определенного метода, учебника, теста и т. д.), если число случаев будет достаточно велико. По отношению же к индивидуальным
событиям, т.е. по отношению к данному ученику, данному учителю, к данной педагогической организации вообще, предвидение течения и результата педагогического процесса можно определять с известной вероятностью, которая вытекает из самой статистической закономерности. Предвидение в педагогике таким образом почти никогда не может быть абсолютно точным, оно всегда будет лежать в пределах определенной вероятности, если идет речь о предвидении какого-либо индивидуального факта или явления.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.