Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Педагогическое воздействие (В. Н. Шульгин)


"Спорные проблемы марксистской педагогики", сб. статей под ред. А. З. Иоанисиани
М., Изд-во "Работник просвещения", 1930 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Впервые теперь, именно в переходную эпоху, встает вопрос о плановости, единстве воздействия через все эти приводы. В буржуазном государстве кино — частное предприятие. Иметь барыш, выгоду, вот чем определяется программа картин в первую очередь. У нас иное. Это орудие идеологической борьбы в наших руках. То же надо оказать и о радио, и о театре, и о детской игрушке, и об игре, и т. д. И вот надо увязать вое это в единый кулак, связать единой программой. В какую-то систему воздействия надо уложить и кино, и театр, и все остальное. Тогда мы получили бы большой эффект. А сейчас этого нет. Одному учит, одно воспитывает совет, профсоюз, порою другое — театр, литература, кино, радио. Проблема единства, плановости воздействия, наша проблема, но она не разрешена.
Но то что на ряду со школой, рядом с ней есть техническая детская станция, пионердвижение, юные натуралисты, детская газета, миллионы книг, кино, театр и т. д.— это ставит вопрос и о школе. Об ее удельном весе. Она единственный организатор. Отнюдь нет. Ею роль не исчерпывается. Нет. И те, кто продолжает видеть только ее, кто недооценивает новое, народившееся, те в прошлом. И напрасно они шумят о том, что мы недооцениваем роль школы. Неверно это. Это они недооценивают нового, того что имеет колоссальное значение. И напрасно упрекают они нас в стихийности. Это они в этом повинны, так как мы требуем, мы настаиваем, мы боремся, мы продолжаем бороться за то, чтобы было единство воздействия, чтобы в систему привели бы в с е приводы, а не продолжали бы болтать только о школе, оставляя в стороне все остальное. Только тогда, когда мы сумеем ввести большую плановость и единство, только тогда мы сумеем использовать наше преимущество, — преимущество, которое дает нам переходная эпоха. А пока речь идет только о школе, о школе в отрыве от всех остальных приводов, о школе, не включенной органически во все остальное. Пока вопрос стоит так, аш упускаем возможности. Не о том, нужна или нет школа, нужно ли ее укреплять, должна идти речь. Это бесспорно. Это делать надо не покладая рук. Но надо понять, что этим вопрос не решается, что этим мы преимуществ, данных переходной эпохой, еще не используем. За плановость, за единство воздействий через все приводы! За это должна идти борьба.
Но это не только наш спор. Нет. Он идет и на других учатках. Шел он и среди хозяйственников. О темпе индустриального развития спорили они.
Быстрее, не в 20, а в 10—15 лет перегоним Америку. Как готова к этому педагогика?
Пройдет 5 лет, и 100.000 тракторов, 100.000 авто мы будем выпускать в год, а сейчас у нас 37.000 тракторов, а до революции были единицы. Пройдет 5 лет, и будут построены новые десятки фабрик, десятки электростанций, окрепнут коммуны. И если в одной Москве в этом году мы построили жилищ на 80.000 человек, то в 5 лет вырастут новые города. Как готовы мы к этому, не смотрим ли мы в прошлое? Умеем ли мы приспособляться к будущему? И спор о педагогике переходной эпохи не есть ли опор именно об этом? Бесспорно так.
Темп грандиозен. И чтобы не отстать, чтобы не затормозить его, чтобы помочь ему, нужны героические усилия, нужны напряжения всех сил, нужно отыскать все возможности, добавочные возможности, чтобы воспитать миллионы. На школе, одной школе далеко не уедешь. Нужно умело, хорошо, планово использовать все. Это имеет колоссальное значение. В нового человека упирается развитие производства, его требует, и недостаточно здесь одной школы. Мы уперлись в проблемы культуры.
«После социалистической революции не только 20%, но и 40—50%-ные коэффициенты ежегодного роста могли бы оказаться вполне достижимыми при одном, однако, непременном условии: при условии, что общество, совершившее социалистический переворот, обладает достаточной общей культурностью и всей той суммой технико-экономических знаний и умений, которые необходимы для рационализации народно-хозяйственного развития. Но как раз этого-то условия у нас нет.
Вот оказывается в чем дело. Тов. Базаров согласен довести темп до 20, 40, 50%. Он не видит никаких к этому препятствий. Кроме... кроме отсутствия знаний, умений. Об это разобьется пятилетка. Старая песня. И нет в ней ничего оригинального.
Это то же самое, что на пороге Октября говорили меньшевики. Это то, что писал Суханов. «Если для создания социализма требуется определенный уровень культуры (хотя никто не может сказать, каков этот определенный «уровень культуры»), то почему нам нельзя начать сначала с завоевания революционным путем предпосылок для этого определенного уровня, а потом уже, на основе рабоче-крестьянской власти и советского строя, двинуться догонять другие народы».
Так решал эту проблему Владимир Ильич.
Теперь вновь также ставится задача. Теперь вновь, правда, в иных условиях, утверждают все те же меньшевики и меныпе-шствующие о том, что о некультурность сломаем мы толюву, что она ршбивает все темпы, что она помешает в намеченный кериод добиться коммунизма. Но их карта вновь будет бита. И вот почему. Они измеряют культурный рост миллионов школьною сетью; они если и говорят об обучении масс, то под ним понимают что-то школьное; они не видят, не понимают, не учитывают того, что массы учатся в процессе борьбы и строительства. Но именно здесь лежит разрешение вопроса.
И именно потому, что мы это учитываем, именно потому, что мы на это ставим ставку, именно потому, что мы не сводим все к школьному, именно поэтому мы вновь одержим победу, и вновь будут биты меньшевики.
Это серьезнейшая политическая проблема, но она не нова.
В 1922 г. Владимир Ильич разослал ряду товарищей свои соображения об организации Рабкрина. В одном из пунктов Владимир Ильич писал так:
«Замы лично подбирают себе помощников и исполнителей из этою Наркомата, приучая их к работе и проверяя их работу, в особенности добиваясь расширения участия беспартийных рабочих и крестьян в этой работе; дело исключительно трудное, но в то же время такое, без постоянного развития которого соввласть неминуемо осуждена на гибель».
Четко и ясно. Надо воспитать в процессе работы. Не сумеем это сделать, соввласть осуждена на гибель.
А что ответил ему на это Л. Д. Троцкий?
«Совершенно не верю также в возможиость через посредство Рабкрина воспипитать администраторов и хозяйственников из среды беспартийных рабочих и крестьян. Для этого нужна система школ и курсов, в частности курсов, связанных с определенными отраслями хозяйственной и государственной деятельности. Нужно браться, как следует быть, за молодежь и учить ее, как следует быть, а не «в приглядку» — через Рабкрин».
Суть спора ясна.
Разве Ленин не понимал важности, необходимости школы? Пустяки это. Странно даже ставить этот вопрос. Конечно, понимал, конечно, ценил по достоинству. Но он учил тому, что школой вопрос не разрешается, он искал добавочные пути, новые приводы обучения, которые дает переходная эпоха, и на них настаивал. И их-то не видел, их недооценивал Троцкий, их сбрасывают со счетов меньшевики.
И когда рад товарищей болтает о том, что мы недооцениваем школы, постоянно фиксируя внимание на новых моментах, они делают ту же ошибку.
Без использования, самого широкого и глубокого, тех дополнительных путей, которые дает переходная эпоха, мы хороших результатов не добьемся. А их-то и не видят одни, не используют друпие, скептически-пренебрежительно относятся третьи. Школярская педагогика господствует еще вовсю. Здесь наше разногласие. За педагогику переходной эпохи боремся мы.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +