Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Предмет педагогики (М. Крупенина)


"Спорные проблемы марксистской педагогики", сб. статей под ред. А. З. Иоанисиани
М., Изд-во "Работник просвещения", 1930 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Предметом изучения педагогики должно стать исследование всего процесса социального формирования человека, изучение организации, методов и форм, в которых он развертывается в условиях данной конкретной исторической эпохи и данной классовой среды, исследование всей суммы факторов, которые его определяют, зажономерностей, которым он подчинен. Вы хотите видеть разграничительные линии? Мы делаем это центральной проблемой нашего дальнейшего научного исследования; педагогика, политика и экономика в их взаимоотнашеошях и биологические пределы педагогического вмешательства в процесс формирования человека — такова наша тема.
Правомерность и научную оправдаиность — такой постановки вопроса нельзя оспаривать на том основании, что вопрос не разработан, границы не установлены. Их надо устанавливать, но сейчас еще задача состоит в том, чтобы установить точки соприкосновения, тесную вэаммозависямость этих факторов. Оспаривается именно это. Оспаривается тот факт, что в политике есть элементы педагогики, что экономика и экономические отношения воспитывают, хютим мы этого или не хотим:, стоит ли это в плане субъективных целей, которые ставят перед собой организаторы производства, или не стоит; что в экономической политике пролетариата, организующего хозяйство страны, уже есть элементы педагогики, и чем дальше ми двигаемся по пути социшгистической организации производства, тем они будут усиливаться. Выявить эти элементы, определить их удельный вес, наметить пути планомерного использования этих моментов—такова наша задача.
Оспаривать ее могут лишь те, которые не видят, не хотят видеть того, что участие масс в политической борьбе есть лучший воспитатель, лишь те, которые из героической борьбы рабочего класса в 1905 году, из его революционных боев сделали вывод: «не надо было браться за оружие», не умея или не желая — наглядный урок, показавший массам классового врага в царском самодержавии, полученный ими на собственном практическом опыте, использовать для осознания, воспитания, углубления классовой идеологии пролетариата, не сумели сделать его «генеральной репетицией Октября».
А ведь мы именно этот принцип—-принцип воспитания путем организации участия детских масс в революционной борьбе и строительстве — провозгласили основным принципом нашего пролетарского воспитания, на этом принципе организуем миллионные массы детей во всех странах мира в колонны юных борцов за коммунизм. Полагаем, что детское коммунистическое движение является системой коммунистического воспитания. Где границы педагогического и политического руководства этими организованными детскими массами? В поправке на возраст видят многие этот «педагогический» принцип деления, сводя затем этот «педагогический» признак к лозунгу «Сохраните детям детство», т. е. к отрицанию самого принципа коммунистического воспитания. И разве, с другой стороны, специфические особенности жизни трудящихся масс и условий, в которых развертывается борьба Индии, Австралии, Китая, не ставят перед руководителями и организаторами их политической и экономической борьбы задачи учета их и выработки особых приемов руководства. Ограниченность жизненного эмпирического опыта, ограниченность сил детских шюс, конечно, обязывает нас к своеобразию методов работы с ними, меняет соотношение между элементами воспитания и непосредственной политической борьбы, значительно усиливая по отношению к детским и юиошеским массам именно элементы воспитания, но принцип воспитания остается в силе.
Другие, признавая наличность элементов педагогики в политике и экономике, признавая воспитывающее действие среды, все-же боясь расширения предмета педагогики за пределы «организованного педагогического процесса», предлагают в качестве разграничительного принципа взять критерий цели, с одной стороны, и критерий определенной организации, направленной именно на достижение педагогических целей.
Иначе говоря производство и его организацию мы не должны делать предметом изучения педагогики, так как там педагогический эффект является побочным. Но ведь дело-то в том, что этот побочный результат является решающим и основным в формировании самого человека.
«Первоначально какой-нибудь носильщик-чернорабочий гораздо менее отличается от философа-мыслителя, чем какая-либо дворовая собака от собаки борзой. Но разделение труда впоследствии создает между ними целую пропасть» (Маркс. Нищета философии).
Можем ли мы не учитывать этот «побочный» фактор, который является доминантой в воспитании, к которому приспосабливается весь так называемый «организованный педагогический процесс», вся система обучения и воспитания в школах и вся организация дальнейшего послешкольного и внешкольного педагогического воздействия.
Маркс в XII главе I тома «Капитала» не без оснований указывает, что на предложение Смита о такой государственной организации народного образования, сделанное в самых «осторожных гомеопатических дозах», которая должна была бы парализовать, предотвратить неизбежно следующую за разделением труда тупость и невежественность большинства населения, — следует вполне последовательное возражение Гарнье, что такой организацией народного образования «мы обрекли бы на уничтожение всю нашу (капиталистическую) общественную систему».
Мы полагаем, разграничение должно идти по другой линии. Педагогика не может отказаться от изучения социальной среды, от изучения факторов иолитики и экономики, но она изучает их со своей, только ей свойственной точки зрения; с точки зрения того, как эти общественные отношения и та или иная организация производства влияют на изменение самого человека, как. изменяется он сам в процессе его воздействия на социальные отношения и на природу. Разъясняя подмен диалектики марксизма эклектизмом в споре с тов. Бухариным, Владимир Ильич Ленин писал:
«Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр, и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства, или качества, или стороны, а бесконечное количество других свойств, сторон, взаимоотношений и «опосредовавший» со всем остальным миром. Стакан есть тяжелый предмет, который может быть инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение для пойманной бабочки, стакан может иметь ценность, как предмет с художественной резьбой или рисунком, совершенно независимо от того, годен ли он для питья, сделан ли он из стекла, является ли форма его цилиндрической или не совсем, и так далее и тому подобное.
Далее. Если мне нужен стакан сейчас, как инструмент для питья, то мне совершенно не важно знать, вполне ли цилиндрическая его форма и действительно ли он сделан из стекла, но зато важно, чтобы в дне не было трещин, чтобы нельзя было поранить губы, употребляя этот стакан, и т. п. Если же мне нужен стакан не для питья, а для такого употребления, для которого годен всякий стеклянный цилиндр, тогда для меня годится и стакан с трещиной в дне или даже вовсе без дна и т. д.».
Материальное производство в капиталистическом обществе есть, конечно, прежде всего производство определенных товарных ценностей и субъективные цели организатора производства прежде всего заключаются в хозяйственном эффекте его деятельности. Но в производстве этих товаров люди, производя эти товары, изменяя сырье в фабрикат, изменяют свою собственную природу; вот изучением того, как это происходит, каким закономерностям это подчинено, и должна заниматься педагогика. Возьмем к примеру такой вопрос. Маркс наблюдал втягивание детей в пршыпшенный труд. Несмотря на экоплоататорский характер использования детского труда, он признавал эту тенденцию прогрессивной и несущей в себе зародыши системы воспитания будущего, где производственный труд детей будет соединен с обучением. Прошло больше полустолетия с того времени, когда эти взгляды были высказаны. Техническая база крупной промышленности сильно изменилась.
Встает вопрос: продолжается ли втягивание детей и подростков в крупную промышленность или оно цриостановилось? Продолжает ли крупная промышленность служить базой для производственного труда детей или нет? Каковы тенденции дальнейшего развития? Экономист будет изучать этот вопрос в связи с проблемой экономики труда, социолог может изучать этот вопрос с точки зрения влияния безработицы и выталкивания детей и подростков из производства на рост преступности.
Педагогика будет изучать этот вопрос с точки зрения воспитания подрастающего щоколения — и так только она будет изучать этот вопрос.
Производственный труд как фактор воспитания подлежит изучению только педагогики, и никакая иная из наук этим не занимается.
Возьмем работу советов. Советы есть организация управления Советского Союза, но советы есть и орган воспитания народных масс. Как развертывается воспитательная работа, на чем учат советы, как они учат широчайшие массы трудящихся , (т. е. проблема организации, программы и методов) есть, несомненно, предмет изучения педагогики. Но советы учат и воспитывают не только взрослых. Советы могут быть, и в целом ряде мест нашего Союза уже становятся базой общественного ученичества подрастающего поколения. Школьники, участвуя в работе советов, проходят школу общественности. Кто занимается этой стороной дела? Оно пока развертывается стихийно, на ощупь.
Его надо изучить. Методика этого общественного ученичества чрезвычайно сложна, мы к ней еще не подошли, а педагогическая практика предъявляет нам этот вопрос.
Наконец, быт, семья, улицы большого города, фабричного поселка, деревни, разве он не является фактором воспитания? Но в лучшем случае мы с этим соглашаемся и ставим точку.
Где, кем и когда из советских педагогов была исследована бытовая педагогика (крестьянской среды, фабричной среды? А между тем необходимость такого изучения осознана уже всей массой педагогов-практиков, пытающихся по мере дал наладить это исследование.
Словом, нам представляется совершенно бесспорным, что педагогика среды должна стать предметом серьезного педагогического исследования, должна стать неотъемлемой частью предмета педагогики. Поскольку речь идет об анализе классового общества, постольку мы естественно должны заниматься исследованием педагогики той или иной социально-классовой среды — педагогика фабричной среды и педагогика крестьянской среды в условиях переходной эпохи — таковы ближайшие темы нашего исследования.
Но с не меньшей тщательностью следует изучать и так называемый «организованный педагогический процесс», развертывающийся на фоне той или иной педагогики среды.
Сравнительное изучение эффективности так называемого «стихийного» организованного педагогического процесса, законы «диффузии» и взаимопроникновения, взаимозависимости этих частей — это одна сторона исследования. Другая состоит в том, чтобы вскрыть закономерность этого организованного педагогического процесса, выявить факторы, определяющие ту или иную систему организованного педпроцесса.
В условиях классового общества организованный педагогический процесс представляет собою не что иное, как педагогическую политику класса, в руках которого находится государственная власть—педагогическая политика буржуазии в капиталистическом обществе, педагогическая политика пролетариата в эпоху диктатуры пролетариата— таковы следующие темы педагогического исследования.
Педагогическая политика буржуазии в различные исторические эпохи различна. Стоит лишь сравнить требования советской школы, совместного воспитания, выдвигавшиеся французской буржуазией в эпоху Французской революции и школьный закон Германии 1928 г., который отдает школу под опеку церкви, требования воспитания «патриота» и трусливые рассуждения конца XIX века об аполитизме в воспитании, — чтобы увидеть ту эволюцию, которую проделывает тот же самый класс в своей педагогической политике. Поэтому и педагогическая политика класса может быть правильно понята лишь в рамке конкретной—исторической эпохи; лишь после такого сравнительного изучения может быть выявлено то общее, что лежит в педагогической политике класса в различные фазы исторической эпохи.
Однако в педагогике той или иной эпохи мы никогда не можем увидеть в организованном педагогическом процессе классовой принцип во всей его чистоте. Как в крупном производстве мы наталкиваемся да остатки мануфактуры, так в организованном педагогическом процессе капиталистической эпохи мы всегда найдем пережитки феодальной системы. Может быть, нигде, как именно в области педагогики не сильна так роль традиции, застаивания пережитков старого.
Казалось, что мы в Советской России довольно основательно разрушили старую дореволюционную школу, однако, стоит зайти в любую из городских школ II ступени, как на вас пахнет, довольно сильно, неприятным, но хорошо знакомым запахом гимназии. Именно организация педагогического процесса в школе, несмотря на измененные в корне программы, т. е. содержание образовательной работы и некоторое изменение в методах преподавания, больше всего сохранила в себе остатков старого уклада.
Но нигде, как в педагогике мы, вероятно, не сможем уловить с такой яркостью и прообраза нового, нарастания новых форм, далеко опережающих свою эпоху. Не только пражтичеокие попытки Оуэна, организовавшего педагогическую работу с детьми на связи их производительного труда с образовавшем, но в целом ряде других педагогических систем мы виздим гредркаяъные реформаторские попытки, которые приходят в резкий конфликт с окружающей их действительнюстью. Поэтому методологическое требование марксизма, обязывающее нас рассматривать все явления в их динамике, становлении сугубо обязательно в отношении к педагогике. Уметь вскрыть зародыши будущего в недрах современности, отделить традицию прошлого от сегодняшнего дня данной исторической эпохи, вскрыть диалектическую сущность этого сегодня — обязательное методологическое требования для исследователя педагога.
В этом первом подходе к предмету и методологии в педагогике мы пытались очертить педагогику как науку и те общие требования диалектики, которые формулированы тов. Лениным все в том же споре о профсоюзах, который мы приводили выше.
«Логика диалектическая требует того, чтобы мы шли дальше. Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить вое его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения. Это, во-первых.
Во-вторых, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развития, «самодвижении» (как говорит иногда Гегель), изменении. По отношению к стакану это не сразу ясно, но и стакан не остается неизменным, а в особенности меняется назначение стакана, употребление его, связь его с окружающим миром.
В-третьих, вся человеческая практика должна войти в полное «определение» предмета и как критика истины, и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку.
В-четвертых, диалектичестая логика учит, что «абстрактной истины нет, — истина всегда конкретна», как любил говорить, вслед за Гегелем, покойный Плеханов».
Взять процесс воспитания во всех его связях и «опосредствованиях» в его развитии и изменении, взять широту социальной среды и рассмотреть ее воспитывающую роль в условиях конкретной исторической эпохи — таковы наши методологические устремления.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +