(Из предисловия Л. Н. Леонтьева к книге О. И. Скороходовой «Как я воспринимаю окружающий мир». М., 1947 г.)
Главный интерес духовного очеловечения слепоглухонемых состоит в том, что ставится огромной важности вопрос — вопрос о природе сознания. Как, действительно, возможно сознание при отсутствии зрения и слуха?
Не случайно идеалисты всех времен мистифицировали именно оптико-слуховой гнозис и противопоставляли сферу зрительных образов («эйдоса») и сферу понятия («логоса») как сферу высшего духовного мира человека сфере низшего, осязательно-двигательного, «гаптического» познания, якобы не способного создавать ясных идей. С этой точки зрения пробуждение сознания у слепоглухонемых является невозможным, если не признать его чисто духовной, сверхчувственной природы.
После того как В. Джемс познакомился с Э. Келлер, он прямо высказал эту мысль: «Никому еще,— писал он,— до сих пор не удавалось доказать бытия души человеческой, однако факт существования Эллен Келлер является прямым свидетельством этого». Дело здесь, конечно, не во взглядах Джемса, а в том, что он выразил тот общий идейный смысл, который получило в Америке и в Западной Европе воспитание слепоглухонемых, оказавшееся в руках представителей клерикальных научно-реакционных кругов.
Известно религиозное воспитание, которое было получено Лаурой Бриджмен, оставшейся на самом примитивном уровне интеллектуального развития, но зато твердо заучившей слова молитв. По существу, то же идейное направление находим мы и в книгах гораздо более развитой и образованной, а главное, гораздо более «современной» Эллен Келлер. Их теоретическая идея заключается в утверждении таинственности пробуждения ее духа. Достаточно вспомнить, например, часто цитируемое в буржуазно-психологической литературе «озарение» ее у колодца, когда ей впервые «открылось» слово-понятие.
В этой связи опубликование рецензируемой книги представляется нам особенно важным. Всем своим содержанием эта книга
выступает против той гнилой идейной атмосферы, которая создалась вокруг духовного прозрения слепоглухонемых в Америке и в Западной Европе.
Ольга Скороходова полностью утратила зрение и слух в том возрасте, когда это приводит к таким же практическим результатам, как и врожденная слепоглухота. Спустя некоторое время после этого она попадает в специальную клинику в Харькове, которой руководил И. А. Соколянский. С этого момента и начинается история возвращения ей сознания.
Мы находим в книге двоякое содержание. Это, во-первых, то, что характеризует ее автора как человека, как личность. Полное, прекрасное развитие ума и чувства Ольги Скороходовой, совершенное владение ею не только письменным языком и дактилологией, но и устной звуковой речью (что позволяет ей даже выступать на собраниях) производит впечатление явления исключительного, которое воспринимается как результат редчайшей одаренности, как нечто феноменальное, что на первый взгляд кажется все-таки загадкой.
Во-вторых, это психологические данные, приводимые автором в ее «Самонаблюдениях» и в некоторых ее статьях, вошедших в книгу. Нужно сказать, что и эти данные отнюдь не уменьшают общего впечатления исключительности и научной загадочности процесса духовного развития в условиях слепоглухонемоты. Но ведь это все же только данные самонаблюдения самой Ольги Скороходовой, а не объективные факты истории формирования ее сознания. При этом они относятся, разумеется, к тому времени, когда она уже перешла рубеж, за которым началась история развития ее очеловечившейся психики. Поэтому мы ничего не можем узнать из этих данных ни о периоде ее «психического мрака», в который она, как и все слепоглухонемые, оказалась погруженной после своей болезни, ни о том, как рассеялся этот мрак, как пробудилось ее сознание. Она рассказывает об истории своей жизни («Вместо предисловия»), и это интересно, но к этому нужно подходить все же только как к ретроспективно сложившемуся переживанию, которое требует еще дальнейшего научного анализа. Мы не сомневаемся в субъективной правдивости этих воспоминаний, но с точки зрения задач объективного научного исследования мы не можем не видеть всей их условности. Ольга Скороходова, говоря о своем «золотом детстве», приводит впечатления об Октябрьской революции (ей не было тогда и 4 лет!): «В селе у нас стали появляться новые люди: они подолгу разговаривали с крестьянами, раздавали им помещичью землю и скот из экономии» (с. 17). Потом, пишет она, «наступили несколько тяжелых лет, как сказала бы я теперь — веков...» О них мы ничего не узнаем: «Пропущу это,— замечает автор,— и в кратких словах расскажу о моем духовном возвращении к человеческой жизни». «Меня поместили в учреждение для слепоглухонемых в Харькове. Началась новая жизнь с возможностью учиться и развивать
свои способности... К моему несомненному счастью, я попала к человеку любящему и знающему свое дело. Профессор Соколянский сумел подметить в процессе моего развития неясные стремления к литературному творчеству и дать им соответствующее направление. Я начала читать книги, еще не понимая их, но день за днем, год за годом я неуклонно развивалась, и тайна человеческой речи становилась для меня обычной вещью, а могущество человеческой мысли, которую я познавала из книг, открывало мне необъятные просторы для моего духовного развития и роста» (с. 18).
Как же возможна эта внутренняя жизнь сознания при распаде языка, откуда эта информированность о событиях, когда слух и зрение исчезли, а осязательное общение еще не создано? Откуда литературные стремления у девочки без речи? Все это, конечно, только ретроспективные конструкции, природа которых понятна психологу, но которые могут смутить читателя-неспециалиста, создать у него неправильное отношение к проблеме.
Главное же заключается именно в том, чтобы процесс духовного развития слепоглухонемых был понят читателем научно, последовательно материалистически. Такое понимание этого процесса и дается в предисловии И. А. Соколянского, но оно, к сожалению, слишком кратко. Многое в нем недостаточно подчеркнуто, многое недоговорено, может быть, из-за желания не говорить о себе.
У читателя книги, естественно, все внимание фиксируется на авторе — О. И. Скороходовой. Ей помогли, помогал Соколянский и другие, и вот она прошла трудный путь, который, наконец, привел ее к тому, что она стала человеком высокой культуры и воплотила свою мечту — сделалась писательницей.
Но это не вполне так. Аксиома состоит в том, что у ребенка, лишенного зрения и слуха, никакое «спонтанное» развитие сознания невозможно; что если его сознание даже было пробуждено в раннем детстве, но с ним не велась специальная сложная работа, то происходит не дальнейшее развитие его сознательной жизни, а неизбежно наступает ее регресс. Читатель должен знать, что внешний мир первоначально не дознается слепоглухонемыми, что он теряет для них свою предметность и устойчивость; что только путем систематического упорядочивания осязательных и иных воздействий на слепоглухонемых со стороны окружающей действительности удается постепенно, шаг за шагом сформировать у них, используя сохранную физиологическую основу, первые навыки действия с вещами и этим выделить их для их сознания. Какой трудный период физиологической «механистаки» нужно пройти воспитателю слепоглухонемого, строя у него прежде всего объективно человеческое поведение, чтобы на этой основе могла затем включиться речь и могли появиться первые проблески мысли!
В практической разработке и научном осознании этого пути, исходящего из принципиально новых в дефектологии позиций материалистического понимания природы сознания, и состоят огромная научная заслуга проф. И. А. Соколянского. Сущность первоначального «очеловечения» слепоглухонемого ребенка заключается не в обучении словесной речи, а в первую очередь в выработке (формировании) у него непосредственных и предельно точных отношений с той материальной средой, в которую он помещен, к охвату этой среды, к непосредственному овладению этой средой... Вот это и есть самое «изначальное», с чего нужно начинать учебно-воспитательный процесс.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.