Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

А. А. Смирнов. Значение целенаправленности при заучивании


"Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии", под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис
М., Изд-во Моск. ун-та. 1980 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

(Смирнов А. А. Закрепление знаний в школе. Методический материал в помощь учителю: М., 1938 г.)

...Второе необходимое условие прочности усвоения — целенаправленность заучивания. Это значит, что для заучивания необходима особая «установка на запоминание», наличие определенной цели. Значимость этбго положения легко иллюстрировать примерами обыденной жизни.
Каждый из нас легко может убедиться в том, как плохо помнит он многие предметы, с которыми он часто сталкивается и наблюдать которые ему приходится достаточно часто. Предложите человеку описать вид дома, против которого он живет в течение ряда лет, указать, какие цифры на циферблате eгo ручных часов, которые он видит в день по многу раз (римские, арабские или те и другие вместе), расспросите его более подробно о наружности людей, с которыми он каждый день бывает вместе в течение нескольких часов, или о внешнем виде предметов, которые он видит ежедневно,— и вы убедитесь, как много изъянов откроется в памяти в этих случаях.
Что же является их причиной? Недостаток повторения, очевидно, здесь не может иметь места, так как все названные предметы видятся часто и в течение продолжительного времени. Причина заложена в другом — в отсутствии «установки на запоминание»: человек не помнит много из того, что он часто видит, потому что никогда не ставил перед собой задачи запомнить это. Очень ясно выступает значение целенаправленности запоминания в ряде экспериментальных данных, имеющихся по этому вопросу. Если для заучивания наизусть некоторого материала при наличии «установки на запоминание». Требовалось, например, 8—10 повторений, то в отсутствие этой «установки», когда человек не ставил перед собой задачи заучить материал для запоминания, оказывалось недостаточным даже 40 с лишним повторений.
Существенную роль играет «установка на прочность» закрепления материала, т. е. на продолжительное удерживание в памяти. Каждому, знакомому со старой школой, хорошо известно, как быстро исчезает, из памяти материал, заучивавшийся только для определенного случая, например для сдачи экзамена. О том же самом говорят и специальные опыты. В одном из них, например, двум группам учащихся было предложено заучить один и тот же материал, причем было сказано, что в одной группе проверка произойдет на следующий,день, а в другой — через две недели. Фактически же проверку провели через две недели в обеих группах. Оказалось, что количество удержанного в памяти в первой группе было значительно меньше, чем во второй. Таким образом, «установку» на более продолжительнее сохранение в памяти (во второй группе учащихся) оказала существенное влияние на прочность запоминания.
На чем основано положительное значение целенаправленности при заучивании? Постановка цели — заучить материал или заучить его возможно прочнее — качественно изменяет самый процесс восприятия, поднимая его на более высокую ступень. Восприятие становится более сознательным, сопровождается повышением внимания, т. е. восприятие делается более ясным и отчетливым.
Вместе с тем по мере перехода от одной части материала к другой делаются попытки воспроизвести в памяти ранее воспринятые части, и в силу этого они удерживаются в сознаний, дольше. А все это как раз именно и создает предпосылки, нужные для более прочного закрепления в памяти.
Как обстоит дело с целенаправленностью заучивания в школе? Имеется ли, у учащихся достаточная установка на запоминание и на прочность сохранения в памяти? У большинства учащихся такие установки, конечно, имеются, но вместе с тем во многих классах часто можно встретить отдельных учащихся, у которых достаточной направленности на изучение не обнаруживается. Внешне они слушают будто внимательно, но слушают пассивно, и без всяких усилии запомнить то, что говорится учителем или учениками. Особенно часто это наблюдается в тех случаях, когда учитель кончил спрашивать учащихся и стал объяснять новое, не привлекая при этом никого к ответам на вопросы.
Тот факт, что таких учеников немного, никак не освобождает учителя от необходимости вести с этим безучастным слушанием решительную борьбу. Одно из средств борьбы — систематическая проверка слушания. Учитель не должен «увлекаться» своим объяснением, а должен периодическими вопросами в процессе самого объяснения максимально стимулировать учащихся на запоминание сказанного. Учитель, который говорит только сам, рискует, что его перестанут слушать.
Совершенно обязательна проверка усвоения по окончании всего объяснения. Выбор учащихся для ответов при этом отнюдь не должен быть случаен: в первую очередь вопросы должны предлагаться тем из них, кто замечен в пассивном слушании. Приучая учащихся к этой проверке, учитель тем самым вырабатывает в них привычку целенаправленного слушания, привычку к установке на запоминание.
Не вполне благополучно обстоит дело и с установкой на прочность заучивания. В ряде случаев приготовление уроков носит характер заучивания для ответа на следующий день. Поэтому нередки факты, когда учитель, спрашивая то, что было задано несколько дней тому назад, получает совершенно неудовлетворительные ответы. При этом сами учащиеся объясняют свою неудачу тем, что это из прежних уроков и они этого больше уже не помнят. Выходит так, будто урок учится только на очень короткий срок. Один из путей борьбы с этими фактами — периодический опрос о том, что было пройдено ранее. Предвидение этой возможности значительно усилит установку на прочность запоминания у всех учащихся.

РОЛЬ ИНТЕРЕСА И ЭМОЦИИ

Теснейшим образом прочность закрепления связана с интересом к материалу и степенью воздействия его на эмоции учащихся. Предложите школьнику рассказать содержание прочитанной книги. О чем он станет рассказывать в первую очередь? О том, что вызвало у него наибольший интерес и что особенно сильно воздействовало на эмоцию. В угоду этому он иногда пожертвует даже стройностью и последовательностью рассказа, а если этого и не будет, если рассказ его будет строго соответствовать последовательности прочитанного, то больше всего он все же остановится на том, что было наиболее интересно и что наиболее взволновало его эмоционально. То же самое бывает и при всяком другом рассказе (о происходившем в школе, на уроке, о виденном в театре, в кино, на улице). Чем сильнее интерес к виденному, или слышанному, лем эмоциональнее содержание воспринятого, тем прочнее сохранение его в памяти.
На чем основано это положительное влияние интереса?
Интерес — один из наиболее мощных стимулов внимания. Интересное привлекает внимание само по себе, не требуя для этого почти никаких волевых усилий. Внимание же основная предпосылка ясности восприятия, а следовательно, и лучшего запоминания. Отсюда становится очевидной и та задача, которая стоит перед учителем: пробудить интерес к работе учащихся, широко используя его как средство закрепления в памяти знаний и навыков.
А это значит, что учитель должен ставить перед собой проблему интереса в течение всего периода закрепления знаний и навыков в памяти учащихся, т. е. не только тогда, когда он впервые знакомит учащихся с новым для них материалом, но и тогда, когда он ведет работу по дальнейшему закреплению знакомого материала.
Проблема интереса в этом последнем случае становится особенно актуальной и наиболее трудной. Вызвать интерес к новому легче, чем вызвать интерес к уже известному. Здесь от учителя требуется значительно большее мастерство. И не случайно поэтому, что многие учителя жалуются на то, что им не удается вызвать интерес учащихся при закреплении материала. «Пока объясняешь новое — слушают с интересом, пока работа новая — интерес сохраняется, но лишь только стали овладевать новым — интерес исчезает, и закрепить материал глубоко и основательно не удается». Таковы частые жалобы многих учителей.
Как быть в этом случае? Что может служить основой интереса к старому, уже знакомому? Основное правило, которое надо соблюдать в этом случае, следующее: чтобы пробудить интерес к старому, нужно сочетать его с новым. Способы этого сочетания и формы нового могут быть различны. Иногда это - вариация содержания материала, иногда, когда материал сравнительно однороден по содержанию (например, в математических упражнениях), это — вариация формы работы, формы задач и упражнений. В ряде случаев интерес к повторению повышается, когда ему придается форма некоторого итогового учета по окончании проработки темы или когда возобновление материала в памяти связывается с началом новой темы. Одно из лучших средств использовать повторение без снижения интереса — включить старый материал в проработку нового. В математике, например, это осуществимо очень легко, так как здесь всегда могут быть подобраны такие упражнения и задачи, которые наряду с новыми действиями и правилами включают в себя уже изученные ранее.
Конечно, такое разнообразие материала и форм работы не всегда является легким делом, требует тщательного и творческого продумывания методов работы, но оно является совершенно необходимым в интересах закрепления. А между тем именно на подготовку к повторению многие учителя обращают иногда мало внимания. Что подготовить объяснение нового необходимо — с этим согласны все. Повторение же обычно рассматривается как относительно легкое дело, с методической стороны не представляющее проблемы, и вся задача в нем сводится будто бы тодько к выбору материала. Фактически дело обстоит иначе: методика повторения составляет одну из трудных проблем, и от учителя здесь требуется живая и творческая мысль.

НЕОБХОДИМОСТЬ АКТИВНОСТИ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ

Исключительно важное значение имеет активность при заучивании. Ей должно быть отведено место как при первоначальном знакомстве с материалом, так и при последующем его повторении.
Каковы формы активности при первоначальном знакомстве с материалом? В основном она должна выражаться в том, что учащиеся не только слушают, но и активно размышляют. Как бы ни был хорош сам по себе рассказ учителя, но если это только рассказ, не сопровождаемый активной работой мысли учащихся, не ставящий перед ними никаких вопросов для самостоятельного размышления,— прочность его запоминания будет менее эффективна, нежели в том случае, когда он требует активного мышления от учащихся.
Лучше всего запоминается то, что получено в результате активных усилий мысли, в результате активного обдумывания. Теорема, доказанная самостоятельно, запоминается много лучше, чем доказательство той же теоремы, воспринятое в готовом виде. Задача, решенная самим учеником, усваивается много прочнее, чем решение той же задачи, воспринятое в процессе пассивного слушания. Поэтому там, где состояние знаний и навыков учащихся допускает возможность активного участия в приобретении новых знаний (новые выводы из уже известного материала, новое применение ранее полученных знаний),— там эта возможность должна быть всячески использована. Учитель не должен делать за учеников то, что они могут сделать сами. Но даже там, где учащиеся сами не могут дать нужного ответа, целесообразно ставить вопросы, стимулирующие собственное размышление учащихся. Объяснения, данные учителем после таких попыток самостоятельно решить поставленную проблему, будут закреплены более прочно, чем в том случае, когда они сразу же предложены в готовом виде.
Совершенно необходима активность учащихся и при повторении материала. В этом случае материал не должен пассивно восприниматься раз за разом, а учащийся сам должен делать попытки воспроизводить его даже в тех случаях, когда материал окончательно еще не усвоен. Экспериментальные данные полностью подтверждают это положение. В качестве примера можно привести результаты одного из многих опытов, проведенных по этому вопросу.
Двум группам учащихся было предложено ознакомиться с одним и тем же материалом. Одна группа должна была прочитать его дважды, другая — только один раз, но вслед за этим участники этой группы должны были попытаться воспроизвести все, что осталось у них в памяти от первого чтения.
Через несколько дней была проверена прочность запоминания в обеих группах. Оказалось, что преимущество было на стороне второй группы, читавшей материал только один раз, но зато пытавшейся активно воспроизвести его в памяти сразу же после прочтения. Ещё более значительно различие между пассивным чтением и активным воспроизведением в тех случаях, когда заучивающий после попытки воспроизвести материал имеет возможность вновь просмотреть его.
На чем основано это положительное влияние попыток воспроизвести материал при заучивании? Прежде всего, на общем усилении внимания в этих случаях. Чтобы воспроизвести в памяти то, что заучено недостаточно, требуется значительное напряжение, в результате чего вспоминаемое фиксируется в этих случаях более прочно. Существенное изменение происходит и в распределении внимания между частями материала при повторном ознакомлении с ним. Выражается это обычно в следующем: каждая попытка воспроизвести материал вскрывает, что уже заучено и что еще не удалось запомнить, на основе этого при каждом последующем ознакомлении с материалом внимание распределяется между частями материала более организованно. В первую очередь и в наибольшей степени оно направляется на то, что еще не изучено; тем самым создаются более благоприятные, условия для запоминания трудных мест материала.
Значительную поддержку оказывает также осознание ошибок, допущенных при воспроизведении. Повторное ознакомление с материалом после воспроизведения вскрывает допущенные ошибки, причем происходит осознание и исправление их, что опять-таки усиливает точность воспроизведения в дальнейшем.
Значение осознания ошибок в этих случаях весьма велико. Но тем самым становится ясным, что простое, воспроизведение, не сопровождаемое учетом сделанных ошибок и пробелов, может оказаться не только неэффективным, но даже вредным. Не зная, где допущена ошибка и какова она, учащийся легко может не ликвидировать, а закрепить ее.
Очень важно, наконец, чтобы первое воспроизведение материала или, вернее, первая нопытка воспроизвести его следовала непосредственно или через относительно короткий промежуток времени после первоначального ознакомления с этим материалом, после его первоначального восприятия.
Сказанным определяется ряд задач, стоящих перед учителем. Если при объяснении нового материала учитель уже должен стимулировать активность учащихся, задавая вопросы, требующие самостоятельного размышления, то еще более он должен стимулировать активность учащихся при закреплении известного им материала. При повторении материала основным действующим лицом должен быть сам учащийся: не учитель, а ученик должен воспроизводить то, что уже было объяснено и частично проработано. В соответствии с этим надо подчеркнуть особо важное значение самостоятельных работ учащихся, которые отнюдь не должны быть только средством контроля усвоения, а прежде всего средством закрепления знаний и навыков.
Повторение материала в форме активного воспроизведения его в памяти может быть эффективно, однако, только в том случае, если вслед за воспроизведением учащийся выясняет, что им было верно сказано (или сделано) и в чем были ошибки или пробелы. Отсюда совершенно ясно, что каждый ответ учащегося должен получить, оценку учителя. Формы оценки могут быть различны (иногда только одно слово «правильно»), но совершенно обязательно, чтобы каждая такая оценка ориентировала ученика в его ответе. Учащийся должен знать, верно или неверно он ответил, если неверно, то в чем ошибка или в чем недостаток ответа.
Как ни очевидно, казалось бы, это положение, в школе оно нарушается довольно часто. Случаи, когда учащиеся после ответа говорят: «отвечал хорошо, а поставили плохо», не единичны, и они вовсе не указывают на то, что ученик «делает вид», что не понимает причин плохой оценки. Он действительно не понимает их, так как учитель, по существу, не дал никакой оценки ответа, не указал конкретно, в чем были ошибки и недочеты, а ограничился только тем, что записал балловую оценку в журнал, не сообщив ее даже учащемуся. Некоторые учителя вообще считают необходимым «засекречивать» балловую оценку от учащихся в момент ее записи, полагая, что иначе создается «повышенный интерес» к оценке самой по себе. Фактически же именно засекречивание вызывает нездоровый интерес, вынуждая учащихся подсматривать, что записывается в журнале. Вместе с тем, становясь на путь засекречивания, учитель извращает значение балловой оценки, совершенно игнорируя ту огромную положительную роль, которую она имеет.

Продолжение хрестоматии ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +