(Материал из кандидатской диссертации «О психологическом различии орудия человека и вспомогательных средств у животных» публикуется впервые.)
Когда мы подходим к отношению «субъект — орудие» непосредственно, то сначала кажется, что оно вообще не составляет психологической проблемы: человек попросту берет рукой вещь, служащую средством, и дальше речь может идти лишь о том, что орудие удобно или неудобно, а человек освоился с ним или еще им не овладел. Психологическая сторона вопроса об отношении субъекта и,орудия сводится, казалось бы, к вопросу о навыке, с одной стороны, и целесообразности устройства орудия — с другой. Таким образом, при этом «непосредственном» подходе к вопросу вся его специфичность пропадает. Но зато ясно, что это результат рассмотрения субъекта и средства как двух вещей, соединяемых для выполнения известных операций,— результат технико-рационалистического рассмотрения, при котором субъект выступает только как особым образом устроенное тело. Этот «непосредственный» подход к вопросу состоит на самом деле в подмене субъекта организмом и отношения субъекта к средству — отношением двух предметов. В подлинном и столь своеобразном отношении субъекта и орудия на передний план выдвигается следующий вопрос: что представляет собой эта вещь — средство для того, кто за нее берётся? Если для него это вещь, в которой не фиксирован способ действия, то, естественно, что вещь получит логику такого действия от самого субъекта. Если же, напротив, это вещь, сделанная для определенной цели, требующая специальных способов употребления, то субъект, перед которым она выступает, таким образом, и который ради этих орудийных свойств к ней обращается, подчинится этим объективным требованиям, этой системе операций, фиксированных за орудием.
Как выступает средство перед субъектом, какие возможности действия усматривает в нем субъект — это зависит от действительности, к которой он сам принадлежит. Животное, биологический субъект, для которого существуют лишь биологические отношения и формы деятельности его вида, даже в самом специфическом орудии может увидеть только эти инстинктивные возможности; орудие будет для него природной вещью, лишенной логики какой-нибудь иной системы действия. Наоборот, человек, субъект общественный, даже природные вещи рассматривает как суррогаты орудий, и для него любые вещи всегда выступают в том или ином, назначении, фиксированном в операциях общественного пользования ими.
Итак, в зависимости от того, к какой среде принадлежит субъект, общественной или естественной, средство выступает перед ним как твердый центр одной из двух больших групп операций: одна из них представляет собой систему орудийных операций, фиксированных за орудием в процессе общественного труда, другая — систему ручных операций, сложившихся в процессе действия рукой кате натуральным орудием.
Когда рука берется за орудие, реализуется одна из двух систем и происходит следующее: или рука включается в систему орудийных операций, или орудие включается в систему операций руки.
В первом случае рука подчиняется требованиям орудийных приемов и отказывается от своих в той мере, в какой они противоречат орудийным; рука превращается, в держатель и двигатель орудия — и перед нами возникает орудие как новая действительность, включенная между человеком и природой, орудие во всем историческом и психологическом своем значении.
Во втором случае орудие теряет свою специфическую логику, им действуют так, как действуют самой рукой, — оно становится простым удлинением руки, и поэтому всегда плохой рукой, которую подлостью оно никогда не сможет заменить. В этом случае оно не открывает для субъекта никаких новых возможностей и представляет собой только некоторую вариацию уже наличных.
Фиксированный способ применения, который выступает перед человеком как новая объективная действительность орудия наряду с его естественными свойствами, вернее, как настоящее значение этих свойств, представляет собой общественный способ его применения. Система орудийных операций является продуктом общества, общественного производства, которого нет у животных. Поэтому орудие в качестве не только промежуточной вещи, но в качестве носителя определенного типа деятельности является специфическим отличием человека. Вспомогательные средства животных лишь похожи на орудия, но не представляют собой орудий даже в зачатке.
Таким образом, действия одной и той же вещью могут быть кардинально различны. Но вместе с тем становятся кардинально различны и сами эти вещи в качестве орудий, подлинное бытие которых заключается в их применении. Мы будем поэтому различать в дальнейшем в. зависимости от того, в какую систему действенных приемов включена промежуточная вещь: орудие в собственном смысле слова, присущее только человеку, и вспомогательные средства, которые встречаются также в деятельности животных.
Когда перед нами находится вещь, форма которой ясно говорит о ее употреблении, мы можем сказать условно, имея в виду это употребление, что она представляет собой такое-то орудие. Однако орудие может иногда применяться как неспецифическое средство; так, например, я пользуюсь молотком в качестве тяжести, которой придавливаю листки бумаги, чтобы их не разнес ветер. С другой стороны, природная вещь может быть использована как орудие и становится настоящим орудием в том случае, например, когда мы превращаем в молоток придорожный камень, чтобы заколотить выскочивший из телеги гвоздь. Имеем ли мы перед собой орудие или случайное и вынужденное вспомогательное средство,— это в отдельном случае, можно решить только потому, как применяется вещь в самом процессе деятельности.
Ддя решения вопроса о природе вспомогательных средств у животных, столь,непостоянных по своему употреблению и столь неоформленных по своему внешнему виду, этот признак имеет особое значение. И наша первая задача будет заключаться в том, чтобы показать, что орудие, обладающее собственной логикой действия, и средства, лишенные ее, действительно различно применяются, что существуют два четко различных типа операций: для орудия человека и для случайного и неспецифического вспомогательного средства.
Элементарные наблюдения этого рода, вероятно, приходилось делать каждому уже в повседневном обиходе. Так, например, ложка — одно из первых орудии культуры, которым приходится овладевать современному ребенку. Как научается ребенок пользоваться ложкой? Это оказывается вовсе не простой вещью и дается далеко не сразу. Сначала ребенок старается захватить ложку как можно ближе к рабочему концу. Он, не стесняясь, лезет пальцами в ее углубление, лишь бы часть, которой непосредственно орудуют, по возможности сближалась с кулачком. Целесообразность этого намерения становится тотчас очевидной. После того как мама заставляет его взяться за ручку ложки и они вместе зачерпывают кашку, ребенок резким движением поднимает ложку ко рту, косо снизу вверх — и большая часть содержимого выливается. Ребенок действует так, как если бы он подносил ко рту свой кулачок. А ложка является не более чем продолжением его руки, и конец ее тем вернее попадает в рот, чем ближе ее черпачок к самой руке. Простая «орудийная логика» ложки — она особенно ясно выступает, когда, зачерпнув жидкость, обтирают донышко ложки о край тарелки,— требует, чтобы наполненная ложка, все время находясь в горизонтальном положении, и была поднята сначала вертикально до уровня рта и только после этого по прямой направлена в рот. Эта простая логика не выступает перед ребенком вполне очевидно. Ложка в его руке еще не орудие, а средство, вынужденное замещение руки, и как таковое плохое замещение. Лишь после довольно длительного обучения ребенок усваивает основные орудийные приемы пользования ложкой: не прямо в рот, не сначала вверх и все время строго горизонтально. Но еще долго впоследствии он пытается взять ложку (кулачком) ниже верхнего широкого конца ручки, и уже будучи старшим дошкольником, внешне вполне овладев этим нехитрым орудием, он жалуется на неудобство обычного приема взрослых (держать ложку пером, с ладонью, повернутой кверху).
В этом примере прозрачно выступают основные этапы, которые, вероятно, можно было бы найти в каждом случае овладения совершенно новыми орудиями. Однако в целом такие наблюдения слишком беглы. Для того чтобы подробнее ознакомиться с различием двух кардинальных типов внешне опосредствованной деятельности, нужно прибегнуть к эксперименту, описанию которого посвящена следующая глава. Экспериментальный материал, приведенный выше, ставит перед нами два основных вопроса:
1) о различии ручных и орудийных операций;
2) о последовательности и причине в развитии и смене операций.
Прежде всего, мы можем теперь несколько точнее обозначить то, что называем орудийными операциями. Орудийные операции — это система движений орудия, приводящая к намеченной цели. Конечно, орудие, в свою очередь, приводится в движение рукой, но не движение руки (или рук), а именно движение самого орудия составляет орудийную операцию. В описанном выше процессе доставания такими орудийными операциями являются вертикальный подъем лопаты «лифтом» (все равно, стоит ли при этом рукоять совершенно отвесно или чуть наклонена, когда на нее опирается поднимаемая вещь), а не движения кисти и локтя или перебирание руками по рукояти; подсовывание лопасти под игрушку, а не те усилия, которые производит при этом держащая лопату рука; облокачивание на рукоять, а не те движения, с помощью которых это обл окачивание достигается. Словом, орудийная операция - это система движений орудия, переводящая предметы из начального состояния в намеченное.
Орудийная операция представляет собой категорию объективную по отношению к субъекту. Она — образец, которым субъект должен овладеть и которым он овладевает только постепенно. Естественно, что те движения тела, с помощью которых субъект овладевает орудийной операцией, меняются в процессе усовершенствования деятельности. И нередко одна и та же орудийная операция обслуживается разнообразными движениями руки, обеих рук и даже туловища, которые могут калейдоскопически меняться на
протяжении одного и того же акта доставания. Но всегда сочетание их направляется и определяется одним решающим моментом — задачей обслужить соответствующую орудийную операцию. Одни из этих приемов руки более целесообразны, как например, захват «жезлом» или «чайной ложечкой», другие менее целесообразны, как например, держание «палкой» и орудование «сапкой»; более или менее целесообразны в том смысле, что облегчают или затрудняют выполнение отдельной или даже ряда операций. Но решают дело не они, а степень оформления орудийных операций, кристаллизация и фиксация целесообразной системы движений самого орудия; и лишь тогда, когда последняя еще слаба или совсем не выступает, эти движения рук начинают доминировать во внешней картине деятельности и решают ее исход.
Движения и захваты руки, держащей орудие, не сортавляют также и ручных операций. Аналогично орудийным операциям и в противоположность им ручные операции — это система движений руки как самостоятельного орудия, та система движений, которую производит рука, когда она непосредственно соприкасается с объектом и самостоятельно выполняет намеченное действие.
С технической точки зрения ручные операции — частный случай орудийных, когда орудием является сама рука. Естественно, что операции, производимые рукой как особым орудием и каким-нибудь другим орудием, имеющим «ясно выраженную индивидуальность», будут носить печать совершенно четкого различия в самой системе составляющих их движений.
И действительно, мы видим эти различия с максимальной четкостью в эксперименте. Вот одца из основных частей нашего задания: поднять вещь, лежащую на лопасти. Опустив промежуточные звенья и выделив лишь наиболее выразительные, мы находим четкие ручные операции в начале возрастного ряда и четкие орудийные одерации в его конце. Владик (двухлетка), приподняв лопату, насколько этого требует выпрямившийся торс (он согнулся с лопатой в бассейн), затем сгибает руку в локте, как если бы лопастью, на которой лежит игрушка, была сжимающая ее кисть руки, и нечего было опасаться падения игрушки. Ребенок действует так, как действуют рукой, а не лопатой, лопата следует за движениями тела и конечностей вопреки тем движениям, которые она должна была бы выполнять, следуя собственной логике, — она включается в систему ручных операций и становится простым удлинением руки.
А вот мальчик 8 лет (Шура Ю.). Он неудачно захватил лопату («палкой»), и ему приходится делать акробатические движения всем телом, чтобы обеспечить правильное восхождение орудия. Он накланяется вперед и набок, поворачиваясь грудью вправо и выворачивая правую руку локтем вверх, он буквально крутится волчком вокруг орудия, которое остается прочной осью всего этого переизбытка движений. Здесь, наоборот, рука и все тело включаются в систему орудийных операций и всячески приспосабливаются к тому, чтобы сохранить эту объективную систему в нерушимом виде. Вероятно, никакое описание не сможет заменить непосредственное впечатление и адекватно передать всей остроты этого различия, когда на глазах у наблюдателя одна и та же вещь, включаясь в разные системы операций, меняет свои свойства, свое лицо, свое значение и вместе с тем характер ситуации в целом. Один раз она ассимилируется субъектом, становится продолжением его руки и вместе с ней противостоит объекту; наличие промежуточного звена не меняет отношения субъекта к предмету действия, и оно остается непосредственным. Другой раз эта промежуточная вещь — средство — вступает в особую общественную систему отношений с субъектом; и теперь предмет воздействия опосредствуется ею, а субъект находит себе в ней новые, сверхъестественные органы, впервые действительно «выходящие за пределы, положенные библией» (согласно Марксу) ...
На примере операции поддевания на лопасть можно особенно наглядно видеть, как одна и та же вещь то теряет, то приобретает характер орудия. На первых порах мы находим грубые попытки с силой прижать игрушку лопастью (а еще лучше рукоятью) к стенке бассейна и таким образам подтянуть ее выше, словом, поступить так, как мы поступили бы если бы наша рука была лишена кисти и пальцев и представляла бы собой только сгибающуюся посредине палку. И лишь на следующем этапе развития появляется собственное орудийное отношение к операции. Оно появляется сначала в «чистом виде», свободное от всякого понимания своих технических условий, то в форме грубых и беспомощных попыток поддевания, когда лопасть ударяет по бокам предмета, то как выразительное поддевание, когда лопатка проходит высоко над игрушкой. Здесь оно выступает скорее как подражание приему взрослых, чем как самостоятельное предметное действие. Но этим наивным способом оно выдает ту основную истину (которая впоследствии на более высоких уровнях развития легко ускользает от психологического исследования), что источником нового, орудийного отношения к предмету является не простое усмотрение технико-рационалистической связи цели и средства (которое как раз появляется позже), а общественное назначение этого предмету, фиксированное в приемах его употребления взрослым человеком.
Итак, в системе орудийных и ручных операций мы находим четкий признак, позволяющий судить о том, имеем ли мы перед собой орудие или только средство. Одно наличие промежуточной вещи, так же как и целевой характер пользования его, так сказать, одни — морфологический и функциональный — признаки недостаточны для различения средства от орудия. Даже изготовление этой вещи, бесспорно, имеющее место у животных, не может служить само по себе таким отличительным признаком, ибо все дело в том, что готовится: орудие, или средство. На этот вопрос может ответить только структура опосредствованного действия — решающим является системный критерий, строение самой операции, ибо только сама операция является подлинной действительностью орудия и средства как таковых, их бытием в действии.
Причина того, что это различие не выступало перед прежними исследователями, видимо, заключается в том, что они, вообще, не ставили перед собой задачу такого различения. Определяя орудие только как промежуточную вспомогательную вещь (как мы видели, определение совершенно недостаточное), одни из них (к их числу принадлежит и В. Келлер) пытались показать, что у животных есть зачаточные орудия, и для этого выбирали столь примитивные орудия, что в них исчезали все собственно-орудийные черты. Другие же, наоборот, пытались показать (как это делал, например, Торндайк), что никакого понимания орудия у животных нет, и тогда они подбирали для эксперимента такие задачи и такие орудия, которые исключали всякую возможность объективного различения орудийных и ручных операций.
Когда в результате этих экспериментов перед исследователями-теоретиками (Плеханов, из психологов - Выготский, Вагнер) возникла задача различения между орудиями человека и животных, они получили для ее решения уже негодный материал. Ибо различение между орудием и вспомогательным средством становится заметным лишь при тех условиях, если в эксперименте подбирается, во-первых, такая деятельность, которую можно выполнить непосредственно и с помощью орудия, и, во-вторых, такое орудие, которое обладает чёткой собственной логикой и в то же время допускает применение ручных операций. Оба эти специальные и не всегда легко осуществимые условия не выполнены даже в опытах Келлера. Палка и веревка, ящики и солома (или одеяло)— основные «орудия» келлеровских шимпанзе — представляют, несомненно, большие преимущества для решения вопросов, которые ставил себе Келлер, но малопригодны для выяснения «природы» различных операций: эти - невыразительные - средства могут применяться для самых различных целей, и в них не фиксирована определенная система операций; любые способы действия совместимы с их обозначенной природой. С другой стороны, когда обезьяна в качестве палки пользуется одеялом или башмаками, то такое применение настолько далеко от прямого назначения этих вещей, что самая возможность сравнения различных типов операций исключается, и вещи выступают вне фиксированного в них контекста действия, т. е. снова как естественные, безразличные, полифункциональные предметы.
Но если различия в характере операции не могли выступить перед исследователями, то в их опытах и наблюдениях самые операции вовсе не были лишены этого определенного характера. После того как это, различие показано и установлено, уже нельзя не видеть, что обезьяны в опытах Келлера, пользуясь палками, демонстрируют классические «ручные операции». Лучше всего это показывает использование таких «неподходящих» предметов, как одеяло, поля шляпы, соломинка и башмаки. Использование их делает честь умственным способностям шимпанзе, и нет сомнений, что их поведение обнаруживает разум. Но это — разум ручных операций; он не считается с фиксированным в предметах их общественным употреблением, он подчиняет вещи логике, ручного действия. Это — инстинктивный разум (в чем мы соглашаемся с большинством исследователей), разум, который ограничивается усмотрением возможности простого удлинения руки. Это, конечно, не должно означать, что обезьяна, изготавливая длинную палку, имеет в виду сделать себе длинную руку; вероятнее всего, она буквально имеет в виду нечто длинное, чем можно дотянуться до дели. Но, очевидно, и для нас достаточно того, что в руке шимпанзе палка не только оптическая, но и механическая, по способу действия фактически является продолжением лады.
И хотя Плеханов в качестве непсихолога легко соглашается с Дарвином, что ветка, которой слон обмахивает мух со спины, представляет собой зачаточное орудие (К развитию монистического взгляда на историю, 1906, гл. V, с. 108), однако и без описания того, как слон производит эту операцию, не приходится сомневаться в том, что в этом случае ветка является простым продолжением хобота и слон действует так, как на более доступных местах тела он действует непосредственно хоботом.
«Орудия» животных только удлиняют их естественные органы, и понятно, почему в жизни животных эти вспомогательные средства не играют существенной роли, они не играют новой роли, а в целом старую роль они играют гораздо хуже, чем естественные органы. Как бы ни было полифункционально средство, оно никогда не может сравняться с полифункциональностью такого естественного органа, как рука.
Разве можно сравнить палку с рукой обезьяны или даже хоботом слона? Но лапа, которая берет палку, ограничивается возможностями палки; она становится длиннее, зато она теряет несравненные преимущества кисти, пальцев и когтей. Выигрыш в одном отношении с лихвой покрывается утратой гораздо большего числа преимуществ. Поэтому применение вспомогательных средств имеет место у животных лишь в очень ограниченных случаях и притом, как метко замечает Келлер, лишь в «несерьезных» случаях, когда нет необходимости напрягать свои жизненные силы и возможности.
Ручные в том общем смысле, в каком лапа обезьяны может быть приравнена к руке как естественному «орудию».
Очевидно, мы должны рассматривать вспомогательные средства у животных не как зачаток орудий, а только как его биологический аналог, не как зерно, из которого орудие развивается, а как показатель тем больших возможностей его появления у человека,— подобно потому как гортань является условием, но не причиной звуковой речи, как вообще физическая организация нашего обезьяноподобного предка была непременным условием развития человека, существо которого — «совокупность общественных отношений» — формируется, однако, из совсем другого источника.
Энгельс гениально показал, что только внутри новой действительности общественного труда возникает орудие, изготовление которого оформляет самый процесс труда. Сначала общественное производство, опираясь на естественные возможности, достигает известной степени развития, и лишь тогда из него и в нем, а не в индивидуальной деятельности рождается орудие. Средство животного отделено от орудия человека периодом общественно-истерического развития. В течение его, «когда человеческий труд еще не освободился от своей примитивной, инстинктивной формы» (по Марксу), намечаются первые контуры первобытного коммунистического производства, и лишь когда на этом пути уже сделаны известные успехи, случайно найденные или изобретенные вспомогательные средства закрепляются в общественных отношениях труда и превращаются в орудия. Материал естественного средства получает новую общественную логику, логику общественных приемов труда, и только с этого момента возникают орудия в собственном смысле слова. Поэтому с самого начала орудие несет на себе печать общественных приемов своего употребления, которые выступают перед отдельным человеком в качестве такой же объективной действительности, как самое вещественное бытие орудия. И конечно, его психологический контекст совсем иной, чем психологический контекст вспомогательного средства у животного.
Ни физически, ни психологически нет прямой линии от вспомогательных средств животных к орудию человека; их разделяет процесс и период образования человеческого общества на основе коллективного труда: орудие и средство — аналогичные, а не гомологичные образования. Они представляют собой не качественно разные ступени в развитии одной и той же вещи, а, наоборот, вещи, сходные в ряде отношений, но принадлежащие к двум качественно разным и самостоятельным линиям развития. Вспомогательные средства у животных — лишь указания на возможность орудий у человека, но до человека это не орудия, хотя бы в самом свернутом виде. Причина превращения случайных находок или изобретений вспомогательных средств в орудия находится в качественно иной и совершенно новой исторической действительности, в общественной организации труда.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.