(Смирнов В. Е. Психология юношеского возраста. М.-Л., 1929 г.)
Человеческие способности бесконечно разнообразны, и это разнообразие возрастало с развитим цивилизации и общественной жизни.
Вместе с тем понятие одаренности приобрело весьма широкий смысл и весьма различное содержание. Мы не можем в настоящее время относить это понятие к одной, чисто умственной, деятельности. Еще Рибо, наряду с гениями ума, поставил гениев чувства и действия. Одаренность принимает далее своеобразный характер у примитивных и культурных народов, у мужчин и женщин, у детей и взрослых, в различных разделах общественного труда, в различных условиях общественной жизни. Положение вещей осложняется, наконец, тем, что одаренность, в какой бы форме мы ее ни взяли, нельзя рассматривать вне связи с общей структурой, характером личности. Все эти вопросы в настоящее время, можно сказать, только поставлены наукой, которая все же и теперь много сделала, расчленив понятие одаренности на различные виды и говоря о гностической, практической, технической, естественной, интуитивной одаренности, о специальных талантах.
Вообще говоря, одаренность состоит в успешном выполнении какой-либо деятельности. Музыкальная, живописная, научная, практическая, техническая одаренность выражаются в художественном творчестве и исполнении, научных работах, практических и технических достижениях. В сущности, такое именно определение дает Липманн. Если мы примем в расчет, что всякая деятельность есть реакция и что одаренность мы можем назвать интеллигентностью в широком смысле слова, то получим новое обозначение: интеллигентную реакцию, которая, по Липманну, состоит в целесообразном и соответствующем отношении к какому-либо содержанию, предмету. Разумеется, эта реакция не прирождена, как в инстинкте, не перенята механически через подражание, не выучена, как привычка. Она должна быть найдена самим реагирующим человеком. Последний момент, именно, что интеллигентная реакция не должна носить рутинного характера, яснее выражен в определении Штерна и Клапареда. Первый в данном случае говорит о «способности устанавливаться на новые требования при помощи целесообразного применения средств мысли». А второй исследователь определяет настоящую интеллигентность или одаренность, как процесс, направленный на разрешение мыслью новой проблемы при помощи трех операций: исследования, построения гипотезы и ее проверки.
Само собой разумеется, что ни один вид одаренности не появляется в готовой, вполне развитой форме.
Первые проблески одаренности имеют незрелый характер. В течение известного времени они должны развиваться, зреть, чтобы дать полноценные плоды. Вопрос об эволюции способностей, продолжительности, стадиях, благоприятствующих и тормозящих факторах еще не может получить в настоящее время исчерпывающих ответов. Точно также неясно значение периода созревания в этой эволюции. Мы можем указать только основные точки зрения.
Если каждая профессия предполагает для ее успешного выполнения соответствующие психофизические данные, определенные способности, то вопрос о наиболее раннем, еще в детском возрасте, открытии этих способностей является практически чрезвычайно важным. Положительное его решение обозначает раннее систематическое непрерывное воспитание найденных дарований, наиболее целесообразную, экономную, с точки зрения социальных интересов, безболезненную, с точки зренця индивидуальной подготовку к будущей профессиональной деятельности. К сожалению, положение вещей гораздо сложнее, чем можно было бы думать с первого взгляда. Можно считать только общим правилом раннее проявление выдающихся способностей.
Терман представляет нам указания относительно самых ранних возрастных дат, с которыми связано проявление различных видов одаренности у исследованных им американских детей.
Таким образом, раннее проявление одаренности несомненно. Очень важно другое указание Термана, именно ранней специализации способностей. Терман подчеркивает отсутствие параллелизма в развитии способностей. Различия между ними в самом раннем возрасте настолько велики, что они не могут быть результатом, одной тренировки, а скорее основываются на прирожденных задатках.
Какова дальнейшая судьба детских талантов? Опыт показывает нам, что много различных детских выдающихся способностей гибнет в критическую эпоху полового созревания. Часто блестящие вундеркинды, переступив эту роковую черту, превращаются в совершенно ординарных взрослых, подобно тому как дети примитивных народов, конкурируя в успехах учения с детьми культурных рас, после созревания перестают двигаться вперед, тупеют, спускаются на уровень, общий их сородичам. Разумеется, так бывает не всегда; вероятно, здесь играют роль определенный тип созревания и целый ряд других условий. Насколько часто бывает это крушение детских дарований, мы сказать не можем. Это первое затруднение, за которым следует второе. Не следует забывать, что формы детской активности весьма своеобразны и непохожи на таковые у взрослых. Дитя живет в своем собственном мире, со своими интересами, планами, радостями и печалями. Здесь он может, быть талантливым, выдающимся, по своей творческой изобретательности. Но как установить соответствие между его занятиями и занятиями взрослого, созданными нуждами общественной жизни? На основании чего предсказать ребенку карьеру знаменитого хирурга, юриста, политика, инженера, администратора и т. д.? Не следует также забывать, что детские интересы, склонности неустойчивы, непостоянны, что эволюция их совершается не по строго определенному врожденными механизмами пути, а является реакцией на бесчисленные и разнообразные влияния окружающей среды, что период созревания весьма часто приводит к перестройке характера, всей личности. Можно только сказать, что наибольшей устойчивостью отличается активность, являющаяся скорее функцией рецепторов, чем более сложных психических свойств, например, интеллекта, фантазии, внимания и т. п. Эти немногие, но совершенно необходимые соображения еще сильнее подчеркивают значение периода созревания в развитии человеческих способностей, которые найдут применение в профессиональной работе. Человек вступает в общество как равноправный член с тем снаряжением, которое он частью пронес через пожар юности из детской страны, частью выковал перед тем, как стать взрослым.
Если нельзя считать законом, что клады детства всегда переходят во владение взрослых, то мы можем утверждать, что все таланты, плоды которых пожинают взрослые, дали знать себя рано, в детстве или в юности. Об этом свидетельствует целый ряд совершенно определенных данных и высказываний.
«Надо быть молодым, чтобы создавать великие дела»,— сказал Гете. В сущности, та же мысль была выражена в иной форме. Великая жизнь — это великая идея, зародившаяся в юности и осуществленная в зрелом возрасте. Действительно, молодость, юность — время органического брожения, энергии и энтузиазма, насыщенных великими задатками.
Неоднократно собирались и сопоставлялись данные, указывающие время проявления выдающихся, способностей у творчески одаренных лиц.
По данным германской статистики о всех химических изобретениях конца XIX в. оказывается, что около 90% всех изобретений (патентованных) сделано молодыми химиками. По подсчету академика П. И. Вальдена, наибольшее число всех выдающихся научных открытий, в частности, всех новых смелых теорий в физике и химии с конца XVIII в. по наше время сделано учеными в возрасте 20—30 лет.
То же относится и к другим областям естествознания. Исключение составляет Рамзай, отчасти Р. Бунзен.
Точно также рано пробуждаются философские интересы и творчество. Первые попытки творчества у большинства из философов относятся в среднем к 13-15 годам.
Замечательно, что различные способности появляются и заметно обнаруживаются неодинаково рано. Математическая, музыкальная, лингвистическая одаренность, способность к шахматам, счету и, наконец, техническая, по-видимому, проявляются ранее других.
Это различение зависит от многих условий. Обыкновенно указывают на относительную простоту, элементарность способности. Имеет также значение зависимость способности от простейших функций, развивающихся ранее других. Точность движений, глазомера, острота рецепторов (органов внешних чувств) равно как элементарные психические процессы, память, внимание, фантазия развиваются очень рано и рано достигают совершенства. Известно, как велика, например, изобразительная способность детей до эпохи созревания. Наоборот, способности, проявление которых связано с накоплением опыта, знаний, развитием мышления, умением представлять чужой внутренний мир, развиваются позднее. Причем у немногих детей способности этой категории соединяются продуктивно с первыми, образуя настоящее, художественное или техническое дарование, у многих же, если не у большинства, они регрессируют или остаются в зачаточном состоянии.
С другой стороны, наиболее рано развивающиеся способности по преимуществу субъективны; проявления их похожи на свободную, игру и относительно независимы от систематического и серьезного влияния окружающей среды и личного опыта.
Как развиваются эти способности?
Жизнь выдающихся людей показывает нам некоторые важные черты, дающие представление о начальном проявлении этих способностей. Эти черты сводятся к следующему.
1. Часто первоначально преобладающее стремление неясно, и такое состояние продолжается иногда довольно долго. Даже выдающиеся люди не всегда открывают сразу свое дарование (например, Гете, Вагнер). В период юношеского возбуждения проявляются зачатки многих дарований, но неустойчивость и неопределенность интересов или успехи в различных направлениях мешают некоторое время кристаллизоваться какой-либо способности и закрывают ее от сознания юноши. В результате может быть неудачный выбор карьеры, от которого не застрахованы и выдающиеся люди. Так, например, из 1000 выдающихся американских мужчин и женщин 16% меняли свою профессию, 37% — более одного раза, 20% — более двух раз. Для 1000 одних женщин эти цифры таковы — 11%, 62, 30%.
2. Иногда дарование многогранно, и несколько интересов ищут проявиться полнее; если они могут быть координированы, то некоторые отступают на второй план и, таким образом, сохраняются; в противном случае они выключаются в дальнейшем ходе развития. Обыкновенно встречается первый случай. Такие примеры мы находим в биографиях Вагнера (музыка и литература), Пушкина, Шевченко (литература и рисование), Вирхова и др.
3. Одаренность, как мы видели, очень рано проявляется в специальных формах. Обыкновенно эти специальные формы соединены с высоким уровнем общей одаренности (не наоборот). Если этого нет, то специальное дарование лишено действительного творческого характера. Исследование Р. Миллера показало, например, что хорошая общая одаренность и хорошая музыкальная одаренность большей частью встречаются одновременно. Незначительно одаренные только в исключительном случае оказываются хорошими музыкантами. С другой стороны, выдающаяся способность к рисованию встречается у посредственных или слабо одаренных детей, но в этом случае она носит чисто воспроизводительный характер. Некоторые специальные способности показывают тесную корреляцию между собой, как например, музыкальная и способность к рисованию. С другой стороны, отмечается отрицательная корреляция между общей одаренностью и ловкостью в ручных работах и, вообще, моторной одаренностью.
4. Обыкновенно какое-либо жизненное впечатление раскрывает, оформляет и укрепляет общее стремление, давая ему, таким образом, возможность развиваться в конкретных формах. Такое событие обыкновенно запечатлевается на всю жизнь в сознании. Им может быть книга, произведшая сильное впечатление своим содержанием и оформившая направление мысли, общение с природой, в котором созревают преобладающие интересы, моральное переживание, указывающие общие цели деятельности. Во всех этих случаях налицо эмоциональное переживание, оставляющее глубокий след.
5. Сильная индивидуальность выражается очень сильным стремлением к развитию. Никакие побои, лишения, работы не удерживают любознательного юношу от чтения, занятий (например, Руссо); никакие преследования и запрещения, никакие внешние неблагоприятные обстоятельства не заставят нравственно сильного и отзывчивого подростка отказаться от борьбы за революцию. Наоборот, грубые и резкие препятствия только еще более воспламеняют огонь, оформляют цель и открывают путь, как мы это видим, например, в биографиях революционеров. Эти немногие примеры показывают, что на вопрос о наиболее целесообразных условиях развития дарований нельзя смотреть слишком упрощенно.
6. Между склонностью и интересом и действительной способностью часто нет соответствия. Американские авторы, исследовавшие в последнее время вопрос о значении интереса как указателя действительной профессиональной способности, отвечают на него отрицательно. Впрочем, с возрастом, умственным развитием, профессиональной ориентированностью соответствие между тем и другим повышается. Липманн считает возможным установить следующие два положения:
1) чем более общий (центральный, комплексный) характер имеет какая-либо способность, тем более вероятна ее прочная связь с соответствующей склонностью;
2) чем более общий характер имеют способность и склонность, тем прочнее они, тем больше основания полагать, что они сохраняются в течение всей жизни. Следует, кроме того, отметить здесь, что склонность, коренящаяся в основе личности, и интерес, более поверхностная реакция личности, являются глубоко динамическим фактором. Установившаяся склонность предполагает установившуюся структуру личности у является делом поздней юности, когда кризис созревания затих.
7. Колоссальное значение в развитии одаренности имеют темперамент, характер и его физические основы. «Многие из специальных механизмов, определяющих характерные реакции и психические процессы гения, вероятно, лежат вне нервной системы». «Чтобы понять психический механизм великих людей, нужно обратить внимание на развитие моторных процессов, на природу эмоциональных реакций, процесс объединения всех приспособлений в один синтез, а не одну интеллектуальную активность». Мы еще встретимся с этим вопросом и ограничимся здесь только несколькими замечаниями. В период созревания особенно важным становится значение характера как фактора дифференциации и специализации способностей. Дети, вообще говоря, однороднее в этом отношении. Подросток теряет изумительную гибкость, пластичность детского организма, его врожденная структура обрисовывается резче. С другой стороны, воздействия среды, которым он подвергается, становятся бесконечно разнообразнее и сильнее. Борьба с препятствиями, сохранение единой линии развития — в значительной степени дело характера. Особенно это ярко сказывается в случаях так называемой недостаточности органа или какого-либо свойства личности. Сильная склонность, систематические упражнения, тренировка, усилия воли часто в состоянии устранить недостаток (Адлер).
8. Творческие способности в значительной степени связаны с техникой и потребностями окружающей среды. В то время как в Италии расцветала живописная культура, в Германии, где в это же время масляные краски еще не были известны или не были доступны, художественный гений А. Дюрера воплотился в графическом творчестве.
9. Слабая школьная успешность — довольно обычное явление: стоит, например, вспомнить Ньютона, Либиха, Майера, Оствальда, Стринберга, что не исключает в большинстве случаев наличия сильного интереса и большой свободной самостоятельной активности в каком-либо направлении (чтение книг, экспериментирование, техническое (художественное) творчество и т, п.). Мах, Лейбниц, Бетховен, Гауптман, Яблочков, Тесла, Эдиссон были самоучками. В общем, основное направление интересов отчетливо обрисовывается довольно рано и в этом направлении, и развивается больше всего свободная самостоятельная активность.
Такое явление легко объяснить. Школа с ее многопредметностью, искусственностью учебного материала, формально-логическим методом учебников, с подчеркнутым требованием знаний от учеников, нивелирующим их индивидуальные различия, не отвечает естественным способностям и организации природы подростка.
Кроме того, школа не дает пищи эмоциональной и волевой, практической и технической одаренности. С этой точки зрения, трудовая школа представляет собой огромный шаг вперед. Впрочем, исследования Сулоати и Тигерштедта показали, что хорошая и очень хорошая успешность в школьных занятиях, особенно в старших классах прежнего среднего учебного заведения, дает часто основания для хороших предсказаний. Тигерштедт нашел, что молодые люди с хорошими и очень хорошими отметками в выпускных свидетельствах в относительно большем числе занимают профессии, требующие интенсивный и глубоких академических занятий, вообще выдающееся общественное положение. Правда, между очень выдающимися учениками значительное число от половины до 2/3 остались в дальнейшем посредственными, как и многие из их товарищей, не показавших в цлшле никаких особенных дарований. Старая школа все же давала себя знать.
Мы говорили до сих пор о дарованиях, даже выдающихся дарованиях. Что сказать о среднем человеке? В сущности говоря, то же самое, с одним, может быть, добавлениемдчто благоприятные или неблагоприятные условия особенно сильно определяют в этом случае эволюцию способностей.
«Способности человека суть функции и методы реакций, которые зависят отчасти от телесного механизма и отчасти от среды и воспитания». Вполне понятно, что в сформировавшемся еще организме реакции приспособления к окружающей среде недостаточно точны и полны, а иногда и иллюзорны. Но так или иначе способности развиваются, проявляются в пышном творчестве. Путь развития их может быть более или менее продолжительным, трудным, но в начале его мы видим всегда лишь слабый огонь и лишь в конце — яркое пламя.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.