(Эфрусси П. О. Очерки по психологии ребенка школьного возраста. М., 1928 г.)
Новая школа последовательно отстаивает принцип, что общий педагогический подход к ребенку на каждой ступени его развития должен определяться особенностями структуры детской личности на данной стадии. С особенной силой и отчетливостью подчеркивается необходимость соответствия программ и методов обучения в школе и специфических особенностей детских восприятий и мышления. Снова перед нами стоит вопрос, в чем заключаются эти особенности и в каких формах они выражаются. При анализе восприятий и мышления ребенка школьного возраста, как и при попытке дать общую характеристику склада его личности, нужно исходить из знания общей картины поведения ребенка на предшествующих ступенях его развития.
Одной из главных особенностей восприятий ребенка младшего дошкольного возраста является синкретизм, т. е. тенденция воспринимать впечатления, так сказать, глыбами, как нерасчлененный комплекс, не выделяя подробностей и не связывая между собой близкие или родственные части. Чем моложе ребенок, тем более неотчетливый характер носят его восприятия. Ребенок воспринимает предмет как чувственно данное целое, причем работа органов чувств как анализаторов не дополняется и не контролируется в достаточной степени работой высших перерабатывающих функций. По мере роста и развития интеллектуальных функций момент выбора и интеллектуально-волевой установки всегда примешивается в той или иной степени к непосредственному восприятию, не только обогащая его, но и придавая ему большую ясность. Можно сказать, что ход развития в области восприятий характеризуется тем, что ребенок приучается все лучше и отчетливее расчленять сложные впечатления, различая их части и вместе с тем объединяя их в единое целое, которое он вначале воспринимает смутно как нерасчлененный комплекс.
Неясность восприятий ребенка младшего возраста обусловлена двумя причинами: 1) особенностями самого процесса восприятия,, именно тем обстоятельством, что ребенок еще не умеет приспособляться к данной задаче, плохо сосредоточивает свое внимание ----------------------------------------
В таком значении это понятие применяется в психологии детского возраста по предложению Э. Клапареда, заимствовавшего термин «синкретизм» у Ренана. Слово это обозначает «первые, общие, понятные, но в то же время темные и неточные представления первобытного человека, в котором все соединено вместе без различия» (см.: Э. Клапаред. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. Изд. О. Богдановой, 1911).
-----------------------------------------
орган зрений на предмете, подлежащем восприятию, не умеет длительно фиксировать. Наблюдая за внешним поведением ребенка младшего возраста во время таких опытов, мы видим, что он как бы скользит взглядом по картине, легко отвлекается, смотрит не на картину, а на окружающие ее предметы, например на рамку и т. д. Такое поведение, разумеется, не способствует ясному восприятию, а, напротив, мешает охватить предмет в целом, во взаимоотношениях его частей, понять его структуру; 2) другая причина неясности восприятий — недостаточное развитие способности к синтезу. Эта черта выступает, например, в первых детских рисунках. При передаче соотношений частей модели дети младшего возраста обнаруживают характерную беспомощность. Очень часто ребенок рисует подробности предмета, ставя их как будто рядом и не подчиняя их целому, не смущаясь тем, что руки оказываются около ног, глаза около головы и т. д. Тенденция «все связывать со всем» совмещается с наклонностью к рядоположенности, к неразборчивому связыванию отдельных деталей. Эта черта выступает с большой ясностью также в детских показаниях. При воспроизведении представлений, при описаниях ребенок перечисляет подробности, которые выпадают из поля зрения взрослого человека, когда он старается восстановить прежние свои впечатления. Факт этот часто интерпретируется как преимущество детской памяти. Такое толкование, однако, неправильно. Ребенок воспроизводит воспринятые раньше впечатления более подробно, чем взрослый, только потому, что взрослый руководится определенными точками зрения, стараясь передать самое существенное и отвлекаясь от тех подробностей, которые в данный момент не представляют интереса. Умение выбирать из всей совокупности или комплекса впечатлений именно те, которые с той или иной точки зрения являются существенными,— важная особенность, сопровождающая интеллектуальное развитие, симптом развития так называемых перерабатывающих функций, симптом интеллектуальной зрелости. Способность выбирать существенное у ребенка развивается вместе со способностью к логическому мышлению и идет рука об руку с ослаблением наклонности к конкретизму и с возрастанием наклонности к абстрактному мышлению.
Конкретный характер детских представлений и понятий проявляется также и в их специфической связанности с предшествующим опытом. Временные представления, так же как числа, употребляются детьми младшего возраста правильно постольку, поскольку они связаны с определенными предметами. Трехлетний мальчик Линдера умел правильно сосчитать две ступеньки или два яблока, но всегда ошибался, когда ему предлагали сосчитать какие-нибудь другие предметы. На вопрос, сколько у него глаз, рук или ног, отвечал: «9 глаз, 7 ног и 6 рук». Представления о числе «два» в этом случае были механически связаны с конкретными представлениями яблока и ступеньки.
Другая отличительная, особенность детских восприятий и мышления обусловлена его эгоцентризмом. Ребенок младшего возраста мыслит «для себя», не заботясь о том, чтобы его поняли другие. Не умея ни становиться на чужую точку зрения, ни отнестись критически к собственному ходу мышления, ребенок придает своим субъективным восприятиям абсолютное значение. Отсюда отмеченная выше беззаботность ребенка младшего возраста, проявляющаяся во всем его поведении: в работе его воображения, в играх, в той легкости, с какой ребенок меняет тему своих интересов, заменяя, например, в играх один предмет другим и т. д. Учение о наглядных чувственных образах проливает яркий свет на вопрос о характере восприятий и мышления ребенка школьного возраста. Новая область экспериментальной психологии «эйдетика» как учение о психофизиологической структуре этих образов открывает пути к пониманию внутреннего механизма этих вопросов. Ребенок 8—12 лет уже перестал «мыслить мускулами» как младший дошкольник, и еще не научился мыслить понятиями, как взрослый. Он стоит на другой ступени развития, переживает «эйдетическую фазу». Это означает, что представления у ребенка младшего школьного возраста пронизаны образностью и связанной с этим наклонностью к наглядности и конкретизации. В особенности зрительный момент играет большую роль в представлениях ребенка школьного возраста. Он находится на высшей стадии развития чувственной стороны душевной жизни, он вбирает в себя мир всеми своими органами чувств, во всей его жизненной красочности. Впечатления из различных областей чувств сохраняются в детской памяти и составляют основной фонд, из которого в дальнейшем, данная личность черпает запас впечатлений, в особенности в том случае, когда эти впечатления окрашены в положительный чувствительный тон, т. е. сопровождаются эмоциями радости.
Наличие эйдетических наклонностей служит также симптомом того, что у ребенка сильнее, чем у «взрослого», выражены процессы «интеграции», т. е. взаимодействия между различными сторонами, или функциями, психики. Наглядные образы служат как бы символом того, что у ребенка еще нет разрыва между миром представлений и миром ощущений, что оба этих мира представляют для него неразрывное целое.
Другая сторона конкретизма детских восприятий и эйдетической способности выражается в слабом развитии абстрактного мышления у ребенка младшего возраста.
Слабость абстрактного мышления как процесса образования общих понятий с помощью выделения сходных или общих элементов и различных представлений в сильной степени обусловлена несовершенством процесса анализа и синтеза у ребенка младшего возраста и конкретным характером детского мышления. Поскольку ребенку приходится слышать слова отвлеченного содержания, он воспринимает их иначе, чем взрослый, упрощая их или придавая им первоначальное конкретное значение.
Тот факт, что большинство детей сравнительно поздно (иногда уже после окончания первой ступени) и с трудом усваивают абстрактные понятия, обусловлен прежде всего тем, что общие понятия лишены элемента наглядности. В тех случаях, когда ребенок младшего возраста удачно оперирует такими понятиями, он справляется с этой задачей чаще всего благодаря тому, что придает им элемент наглядности или связывает их с конкретными представлениями. Этим объясняется беспомощность ребенка младшего возраста, когда он стоит перед необходимостью дать точное определение понятия.
Увеличение детского словаря, т. е. запаса слов и терминов, которыми пользуется ребенок и которые ему известны, является, в общем, одним из наиболее показательных признаков повышения уровня мышления и общего умственного развития в связи с возрастом. Экспериментальные исследования в этом направлении ставились Киркпатриком, Уипплом, Польманом, Терманом, Бертом и др., например, следующим образом. Детям давались ряды слов и предлагалась задача — дать ответ относительно каждого слова (в устной или письменной форме): во-первых, известно ли вообще данное слово, во-вторых, если известно, то объяснить его смысл, дать определение и т. п.
В другой форме исследования объема детского словаря и развития речи производились Бинэ и Симоном и многочисленными исследователями, работавшими с помощью их методики. Бинэ предлагал детям в возрасте начиная с 11 лет придумать ряды слов, причем установил, что нормальные дети начиная с 11 лет способны перечислить (устно) 60 отдельных слов в три минуты.
Чрезвычайно интересный материал для понимания общей эволюции в общей установке и подходе ребенка к явлениям, к их осмыслению дает нам тест описания картины. Бинэ и Симон установили три ступени развития интеллекта, соответствующие умственному развитию ребенка 3, 7 и 12 лет. На первой ступени (3 года) ребенок перечисляет отдельные предметы, не устанавливая между ними связи и не называя действий. На второй ступени (7 лет) ребенок отмечает действия, способен установить связь между отдельными частями посредством союзов: с, и. На третьей ступени, наконец (12 лет), ребенок справляется с задачей полного осмысления: ответы даются посредством истолкования, при объяснении смысла картины дети выходят за пределы того, что дано ее элементами, стараются найти причинную связь, высказывают предложения: «Эти люди съехали с квартиры. Они переезжают на новую квартиру».
Несколько другую классификацию ответов дает Штерн, установивший четыре стадии (стадия предметная, стадия действия, стадия качеств и стадия отношений). Обе схемы в общем правильны и друг другу не противоречат. Бинэ и Симон, так же как и Штерн, показывали детям бытовые картинки, достаточно богатые подробностями и близкие по содержанию к тем жизненным ситуациям, в которых каждому ребенку приходится участвовать в качестве действующего лица или зрителя.
Имея в виду более отчетливо выявить картину эволюции ребёнка в его отношении к окружающему, мы внесли некоторые изменения в постановку этого опыта. Предлагая детям разного возраста описать картинку, изображающую только одну человеческую фигуру с характерным выражением лица, мы получили следующие результаты. Нормально одаренные дети старшего возраста (начиная с 11—12 лет), так же как и взрослые испытуемые, при виде картины не ограничиваются одним лишь оцениванием внешних подробностей, например костюма и т. д., а всегда прежде всего стараются дать ответ на вопрос: «Кто это?», т. е. стараются так или иначе локализовать данное лицо, подвести его под какую-либо категорию или тип. Вместе с вопросом: «Кто это?» у ребенка, достигшего уровня интеллектуального развития, соответствующего 11 —12 годам, сразу возникает вопрос: что означает та или иная мимика, выражение лица и т. п.? Поскольку ребенок не всегда умеет справиться с задачей такой интерпретации, он начинает проявлять более или менее явные признаки особого интеллектуального беспокойства. Особенно ярко эта черта выступает у одаренных детей, проявляясь в более пристальном взглядывании в картину, в разных вариациях вопроса: «Не пойму, кто это?», в высказывании разного рода догадок и предположений. В ответах мелькают такие выражения: «мне кажется», «я думаю», «это вероятно» и т. п. Напротив, для младшей ступени характерна опять-таки беззаботность в смысле отсутствия стремления психологического понимания и вчувствования.
Дети младшего возраста, а также дети, отстающие в общем умственном развитии, удовлетворяются наиболее бросающимися в глаза внешними подробностями, не проявляя стремления осмыслить содержание картины в целом, не переходя в стадию вчувствования.
Осмысление как способность охватить целое, как способность понимания чужих переживаний является одним из важнейших показателей общего интеллектуального развития детей старшего возраста по сравнению с младшим.
НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
Приведенные наблюдения являются исходной точкой для педагогических выводов. В частности, эйдетика и те указания, которые она дает для более подробного изучения одной из важнейших сторон детской личности, открывают новые пути перед школьной педагогикой. Прежде всего, важно, чтобы ребенок школьного, как и дошкольного возраста, постоянно получал достаточный запас здоровых впечатлений для органов чувств, в особенности запас естественных впечатлений от пребывания среди природы. Перед школой встает большая педагогическая задача — дать возможность ребенку нормально изжить эйдетическую стадию, не только не подавляя естественно связанных с ней потребностей, наклонностей и тенденций, а, напротив, помогая ему использовать ее положительную сторону для развития в нем наклонностей к художественному творчеству.
Изучение истории искусств и психологии художественного творчества приводит к заключению, что культура вообще, и в частности обучение в школе, ослабляет образность, в пользу отвлеченного мышления. Тэн считает, что художник может сохранять способность создавать и воспроизводить яркие зрительные образы только в том случае, если в противовес влиянию обучения в школе выдвигается диаметрально противоположная система воспитания памяти и воображения. Тэн указывает на примеры Гейне, Виктора Гюго, Эдгара По и многих художников, которые не вынесли перенапряжения, утратили нервное и психическое равновесие. Такие факты уже давно вызывают в кругах педагогов большое внимание и желание разрешить эту труднейшую проблему школьной педагогики. Современные французские художники проводят специальные упражнения, имеющие целью развить в себе или, вернее, сохранить способность к воспроизведению образов и использовать ее в своей работе и творчестве. Такие упражнения должны, однако, ставиться не вне школы и не в противовес ей, а в самой школе, вплетаясь естественным образом в систему обучения. Эйдетика может оказать школе существенную помощь на этом пути.
Мы наблюдаем у наших учащихся первой ступени замечательные успехи в области рисования во всех тех школах, где этот предмет поставлен соответственно современным требованиям в этой области, т. е. где ребенку дается возможность опираться на свою естественную наклонность к широкому использованию субъективных зрительных образов. Мы хотели бы далее подчеркнуть то обстоятельство, что богатые возможности использования эйдетических наклонностей открываются при работе с теми детьми, которые относятся к категории запущенных педагогически и отсталых в умственном отношении. Именно дети, не получившие правильного воспитания и обучения в младшем возрасте, беспризорные и педагогически запущенные, переростки, а также учащиеся во вспомогательных школах нередко дают рисунки и сочинения, поражающие пластичностью, живостью передачи, богатством подробностей — словом, обнаруживают в высокой степени эйдетические способности.
Наличность повышенной способности к образным представлениям у большинства детей школьного возраста может и должна
быть использована школой, разумеется, не с тем, чтобы создать целые армии художников. Суть вопроса не в том, что важно развить у ребенка наклонность к художественному творчеству,— вопрос гораздо глубже. Художественное творчество ребенка школьного возраста (как в некоторых случаях дикаря и отсталого) является не ступенью к определенной профессии художника или писателя, а есть прежде всего общий путь к развитию личности в целом. Это путь педагогического воздействия на ребенка, основной путь его воспитания и перевоспитания. Мы понимаем сенсорную культуру не только как средство к утончению и уточнению детских восприятий и наблюдательности, но и как главный путь к развитию в ребенке школьного возраста всех тех установок, которые дают его личности основной положительный, жизненный и социальный стержень.
Самое главное требование, которое педагогика, опираясь на эйдетику, может предъявлять по отношению к методам и программам обучения, состоит в том, чтобы дать выход творческим наклонностям ребенка. Поскольку удается освободить творческие силы ребенка в одной какой-нибудь области, именно в той области, которая соответствует его наклонностям и интересам, постольку вызывается пробуждение активности и духовной подвижности ребенка вообще в любой области его творчества.
Новейшие данные по вопросу эволюции детских восприятий отнюдь не требуют подавления культуры логического мышления в школе. Необходим синтез — культура всех различных сторон детской личности, в одинаковой мере нуждающихся в систематическом воспитании. Воспитание восприятий и мышления состоит из целого ряда моментов: культуры органов чувств, наблюдательности, способности к логическому мышлению и пр.
Борьба с «интеллектуализмом» и «рационализмом» школьной педагогики вступает в новую фазу на основе современных знаний о роли субъективных зрительных образов в детских восприятиях, с одной стороны, с другой — в связи с данными, касающимися эволюции логического мышления. Перед педагогикой открывается новая задача — найти путь к совмещению и практическому осуществлению выдвинутых выше трех одинако важных требований. Тот факт, что сенсорная культура в школе до сих пор не только не получила достаточного развития, но даже в некоторых случаях находила убежденных противников, можно объяснить не только новизной этих требований и косностью мышления, но и тем обстоятельством, что проблема эта обычно выдвигается изолированно, без всякой связи с проблемой культуры мышления.
На развитие способности к высшим, формам абстрактного и логического мышления большое влияние имеет система формальных упражнений, связанных с такими предметами, как математика, логика и т. п. В этом пункте современная педагогика осудила старую систему преувеличенной тренировки абстрактного мышления. В основе отрицания практической важности и желательности
такой тренировки лежало, однако, не отрицание важности приучения ребенка к отвлеченному мышлению как таковому: ценность этой способности как условия и симптома перехода на более высокую стадию общего интеллектуального развития сама по себе бесспорна. Ибо само собой разумеется, что без достаточных навыков в логическом мышлении учащийся в школе второй ступени и в особенности в дальнейшей работе в вузе окажется слабо или вовсе не подготовленным с формальной стороны. Протест против формальных упражнений вызван не отрицанием необходимости развития в учащемся способностей и навыков к отвлеченному мышлению, а прежде всего тем, что старая школа злоупотребляла этим принципом, что она навязывала ребенку эти навыки, вместо того чтобы постепенно к ним готовить и подводить, что она тренировала механически, вместо того чтобы помочь ребенку достигнуть более высоких ступеней интеллектуального развития путем самостоятельной работы.
По мере более подробного ознакомления с механизмом детского мышления и восприятий школа сумеет найти способы оказывать ребенку помощь в развитии логического мышления без ущерба для тех сторон детской личности, которые специфичны для младшего возраста и в этом возрасте ищут себе выражения. Знание этих особенностей помогает на практике осуществить важнейший лозунг современной педагогики, что ребенок должен изжить последовательные фазы своего развития. «Только пройдя через детство, мы достигаем зрелости».
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.